ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-220/20 от 04.08.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2020 г. город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Селютиной О.В.,

с участием прокурора Федянина И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-220/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию представителей муниципального образования Ясногорский район о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29.06.2017 г. № 179, Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 26.12.2016 г. № 155,

установил:

решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29.06.2017 г. № 179 утвержден Генеральный план муниципального образования Ревякинское Ясногорского района в составе:

Положение о территориальном планировании (том 1).

Материалы по обоснованию (том 2) с картами особо охраняемых природных территорий федерального, регионального, местного значения; территорий объектов культурного наследия; зон с особыми условиями использования территорий; территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данное решение подписано Главой муниципального образования Ясногорский район и вступило в силу со дня опубликования.

26.12.2016 г. решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район № 155 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования, включающие карту градостроительного зонирования.

Указанное решение подписано Главой муниципального образования Ясногорский район, вступило в силу со дня опубликования.

ФИО1, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером "...", расположенного по адресу: "...", обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеупомянутых Генерального плана и Правил землепользования и застройки в части отнесения указанного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий СХ-1, ввиду их противоречия положениям части 1 статьи 9, части 1 статьи 30, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что отнесение земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему завод "..." по производству асфальта и битума и весовая, и который необходим для использования этих производственных сооружений, к территории сельскохозяйственного использования не позволяет ему в полном объеме осуществлять свои права собственника, поскольку он лишен возможности привести категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с назначением расположенных на нем объектов.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом, просил рассмотреть заявленные требования в его отсутствие с участием представителя.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, указав, что оспариваемые решения приняты компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Суд, руководствуясь требованиями ст.ст. 150, 152, ч. 5 ст. 213 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Федянина И.Д., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения спора по существу судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером "..." площадью 34 431 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: "...". Участок поставлен на кадастровый учет 29.01.2013.

Данные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи от "...", свидетельством о государственной регистрации права от "...", выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от "...""...".

ФИО1 является также собственником расположенных на названном выше земельном участке нежилых зданий: объекта незавершенного строительства с кадастровым номером "..." площадью 385 кв.м и весовой с кадастровым номером "..." площадью 156,4 кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от "...", выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от "..." №№ "...", "...".

В соответствии Генеральным планом муниципального образования Архангельское Ясногорского района, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район Тульской области от 03.03.2011 № 152, и Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район Тульской области от 29.05.2014 № 376, земельный участок с кадастровым номером "..." площадью 34 431 кв.м располагался в производственной зоне (территориальная зона П-2 Зона производственных предприятий классов опасности), выделенной для обеспечения правовых условий формирования территорий, на которых осуществляется производственная деятельность.

Законом Тульской области от 01.04.2014 № 2085-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований на территории Ясногорского района Тульской области «О переименовании муниципального образования «Ясногорский район» Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ясногорского района Тульской области» были преобразованы муниципальное образование рабочий поселок Ревякино Ясногорского района, муниципальное образование Архангельское Ясногорского района и муниципальное образование Денисовское Ясногорского района путем объединения их в муниципальное образование Ревякинское Ясногорского района.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденными решением Собрания представителей МО Ясногорский район Тульской области от 28.12.2016 № 155, и Генеральным планом муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденным решением Собрания представителей МО Ясногорский район Тульской области от 29.06.2017 № 179, земельный участок с кадастровым номером "..." включен в функциональную зону сельскохозяйственного назначения и территориальную зону Сх1 – Зона сельскохозяйственных угодий (карта градостроительного зонирования).

В соответствии со статьей 37 Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района для зоны сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (Сх1) градостроительные регламенты не установлены.

21.12.2018 администрацией муниципального образования Ясногорский район в адрес ФИО1 было вынесено предписание № "...", согласно которому административному истцу в срок до 2 июня 2019 г. предложено привести в соответствие с разрешенным использованием (сельскохозяйственным) принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером "...".

Во исполнение предписания 12.04.2019 ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования Ясногорский район об изменении земельному участку с кадастровым номером "..." категории земель с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли промышленного и иного специального назначения».

Письмом от "...""..." администрация муниципального образования Ясногорский район отказала административному истцу в изменении категории земельного участка, мотивируя это тем, что в соответствии с пп.1 п.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков. Учитывая, что в Ясногорском районе одним из приоритетных направлений является развитие сельского хозяйства, администрация муниципального образования Ясногорский район не планирует в проекте Генерального плана муниципального образования Ревякинское перевод указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленного и иного специального назначения.

08.07.2020 административный истец обратился с ходатайством в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером "..." из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.

В письме от "...""..." министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, сославшись на статью 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», указала на отсутствие оснований для удовлетворения заявленного ходатайства в связи с тем, что испрашиваемое целевое назначение указанного земельного участка не соответствует утвержденному генеральному плану муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, поскольку земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 Кодекса).

В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты были применены к административному истцу, он вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Согласно статьям 24, 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

На основании пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), Закона Тульской области от 20 ноября 2014 г. № 2217-ЗТО «О закреплении за сельскими поселениями Тульской области вопросов местного значения городских поселений» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского поселения.

Пунктом 12 части 2 статьи 22 Устава муниципального образования Ясногорский район предусмотрено, что Собрание представителей муниципального образования Ясногорский район обладает полномочиями по утверждению схем территориального планирования муниципального образования Ясногорский район, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального образования Ясногорский район документации по планировке территории.

В соответствии с положениями статьи 21 Устава муниципального образования Ясногорский район, статьи 25 Регламента Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 03.09.2010 № 112, Собрание депутатов муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тульской области, принимает в коллегиальном порядке решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов.

Согласно части 8 статьи 42 Устава муниципального образования Ясногорский район муниципальные нормативные правовые акты, в частности, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граждан, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Частью 9 статьи 42 названного Устава установлено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в общественно-политической газете Ясногорского района «Ясногорье». Официальным обнародованием муниципального правового акта считается первое размещение его полного текста на официальных стендах на территории муниципального образования Ясногорский район, в местах, установленных решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, на официальном сайте муниципального образования Ясногорский район в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район 30.01.2009 принято также решение № 301, которым установлено, что опубликование муниципальных правовых актов осуществляется посредством доведения до сведения граждан, в частности, через периодическое печатное издание – районную газету «Ясногорье».

Статьей 27 Устава муниципального образования Ясногорский район предусмотрено, что глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район.

Установленные приведенными выше нормами полномочия представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ясногорский район реализованы путем принятия Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район решения от 29.06.2017 № 179 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района», решения от 26.12.2016 № 155 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района»; опубликованы соответственно 05.07.2017 и 26.12.2016 в газете «Ясногорье» и вступили в силу.

Названные решения были приняты единогласно присутствующими на заседании депутатами данного коллегиального органа, подписаны главой муниципального образования Ясногорский район в соответствии с требованиями частей 1, 3 статьи 44 Устава муниципального образования Ясногорский район, статьи 20 Регламента Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 03.09.2010 № 112.

Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд также установил следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пункт 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на дату принятия Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, определено, что представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект правил землепользования и застройки подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29.09.2005 № 329 (ред. от 16.04.2012) утверждено Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании Ясногорский район.

В соответствии с пункт 3 главы 1 названного Положения публичные слушания проводятся по инициативе Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район; главы муниципального образования Ясногорский район; населения муниципального образования Ясногорский район численностью не менее 1 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Назначение публичных слушаний по инициативе главы муниципального образования Ясногорский район оформляется постановлением главы муниципального образования Ясногорский район (пункт 4 главы 4). В случае назначения публичных слушаний муниципальный правовой акт об их назначении должен быть опубликован в средствах массовой информации в десятидневный срок (пункт 15 главы 4).

Постановлением главы муниципального образования Ясногорский район № 43-пг от 18.11.2016 были назначены на 01.12.2016 публичные слушания по обсуждению проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.

Данное постановление опубликовано в районной газете «Ясногорье» № 46 от 23.11.2016 и размещено на сайте муниципального образования Ясногорский район.

01.12.2016 состоялись публичные слушания, по результатам которых оргкомитет по подготовке и проведению публичных слушаний одобрил проект Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.

Итоги публичных слушаний были оформлены заключением, опубликованным в газете «Ясногорье» № 49 от 14.12.2016.

Администрация муниципального образования Ясногорский район направила проект решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района» Главе муниципального образования.

Проект решения был включен в повестку дна 27 заседания Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, которое состоялось 26 декабря 2016 г.

Депутаты Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район с учетом протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний большинством голосов проголосовали за принятие решения (12 голосов «за» из 13 присутствующих депутатов).

Постановлением главы муниципального образования Ясногорский район № 11-пг от 21.04.2017 были назначены на 30.05.2017 публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района.

Данное постановление опубликовано в районной газете «Ясногорье» № 17 от 26.04.2017 и размещено на сайте муниципального образования Ясногорский район.

Итоги публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района опубликованы в газете «Ясногорье» № 25 от 21.06.2017.

26.06.2017 администрация муниципального образования Ясногорский район направила проект решения «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района» Главе муниципального образования Ясногорский район для принятия его на заседании Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район.

Проект решения был включен в повестку дня 34 заседания Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район, которое состоялось 29 июня 2017 г.

Депутаты Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район с учетом протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний единогласно проголосовали за принятие решения (12 присутствующих депутатов).

Изложенное свидетельствует о том, что указанные решения, оспариваемые административным истцом в части, приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов; порядок их принятия и правила введения в действие не нарушены.

Правомочность органа, принявшего вышеупомянутые решения, а также соблюдение установленной законом процедуры их принятия, правил введения в действие и опубликования, ФИО1 в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3).

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны); характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).

На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: автомобильные дороги местного значения; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

В соответствии с частью 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

Тем самым, вопреки доводам административного истца, генеральный план как документ территориального планирования может не соответствовать фактическому использованию земельного участка, поскольку определяет перспективное развитие территории.

Таким образом, планирование функциональной зоны на территории, в которую включен земельный участок, находящийся на праве собственности ФИО1, не нарушает прав и законных интересов административного истца как собственника недвижимого имущества.

Правовой режим земельных участков, как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом территориальной зоны (часть 1 статьи 36 ГрК РФ), который утверждается в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий.

Из материалов кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером "..." следует, что данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером "..." из земель сельскохозяйственного назначения, который постановлением Малого Совета районного отдела народных депутатов и Главы администрации Ясногорского района от "...""..." передан в коллективно-совместную собственность граждан товарищества с ограниченной ответственностью ПЗ "..." в составе земельных участков общей площадью 2944 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 2542 га пашни.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Ясногорский район от 29.10.2012 № 2403 (с учетом изм. от 16.11.2012 № 2525) утверждена схема раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером "..." на земельный участок площадью 34 433 кв.м, расположенный примерно в 1400 м по направлению на юго-запад от ориентира: "...". Установлен вид разрешенного использования земельного участка площадью 34 433 кв.м - для сельскохозяйственного использования.

29.01.2013 земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером "..." площадью 34 433 кв.м, с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования.

Постановлением администрации муниципального образования Ясногорский район от 03.09.2013 № 1596 предоставлен ООО "..." в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером "..." площадью 34 433 кв.м, по адресу: "..." из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.

Право собственности на названный земельный участок у ООО "..." возникло на основании договора купли-продажи от "...", заключенного с администрацией муниципального образования Ясногорский район во исполнение постановления главы администрации муниципального образования Ясногорский район от "...""...".

Право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером "..." и расположенные на нем строения возникли на основании Решения № "..." единственного участника ООО "..." от "..." в связи с выходом административного истца из состава учредителей ООО "..." в счет действительной стоимости принадлежащей ему доли в уставном капитале этого общества.

Таким образом, категория земель и вид разрешенного земельного участка с кадастровым номером "..." не изменялись с момента его образования до настоящего времени.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).

Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 ЗК РФ, части 1 и 4 статьи 36 ГрК РФ).

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственными угодьями являются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6 и 7 статьи 1 ГрК РФ).

Судом установлено, что земельный участок административного истца расположен на землях сельскохозяйственного назначения за границами населенного пункта в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (Сх-1).

С учетом указанных обстоятельств, вопреки доводам административного истца, нельзя полагать, что при отнесении принадлежащего ему земельного участка к территориальной зоне Сх-1 не было учтено фактическое землепользование. При этом отнесение названного земельного участка к указанной территориальной зоне соответствует функциональной зоне сельскохозяйственных угодий, определенной Генеральным планом муниципального образования Ревякинское Ясногорского района Тульской области, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29.06.2017 № 179.

Обстоятельство вступления в силу Правил землепользования и застройки ранее вступления в силу Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, вопреки позиции административного истца, не свидетельствует о несоответствии территориальной зоны сохраняемого землепользования с индексом «Сх-1» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» функциональной зоне сельскохозяйственного назначения Генерального плана на дату принятия судом решения.

Судом не может быть принята во внимание ссылка стороны административного истца на противоречие Правил землепользования и застройки муниципального образование Ревякинское Генеральному плану муниципального образования Архангельское, утвержденному решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район Тульской области от 03.03.2011 № 152, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт устанавливал территориальное планирование иного образованного муниципального образования.

При этом отсутствие утвержденного Генерального плана муниципального образования Ревякинское не могло являться препятствием к принятию Правил землепользования и застройки этого муниципального образования. Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Вместе с тем названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.

Как указано в части 1 статьи 34 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Исходя из названных целей градостроительное зонирование может не соответствовать фактическому использованию объектов недвижимости и допускать изменение назначения территории.

При этом суд учитывает, что, приобретая земельный участок и расположенные на нем строения, административный истец знал о его правовом режиме, назначении, расположении. Кроме того, ФИО1 на публичных слушаниях не присутствовал, каких-либо возражений и заявлений относительно принадлежащего ему земельного участка в оргкомитет по подготовке и проведению публичных слушаний по проектам оспариваемых им нормативных правовых актов не представлял.

Доводы о строительстве на спорном земельном участке завода "..." и весовой в соответствии с требованиями законодательства в период, когда существовала возможность строительства таких объектов без разрешения на строительство, не опровергают выводов суда о законности Генерального плана Правил землепользования и застройки в оспариваемых частях. Сам по себе факт регистрации права собственности ФИО1 на названные выше строения не является основанием для удовлетворения административных исковых требований и признания недействующими оспариваемых Генерального плана и Правил землепользования и застройки.

Поскольку по изложенным выше мотивам оспариваемые ФИО1 в части нормативные правовые акты не могут быть признаны не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав административного истца в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляет понесенные ФИО1 по делу судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за счет административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к Собранию представителей муниципального образования Ясногорский район о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 29.06.2017 № 179 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Ревякинское Ясногорского района», в части Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района, утвержденных решением Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район от 26.12.2016 № 155 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Ревякинское Ясногорского района».

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в общественно-политической газете Ясногорского района «Ясногорье» или размещению на официальном сайте муниципального образования Ясногорский район в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий