Дело N 3а-223/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2021 года город Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего Димитриевой Л.В.
при секретаре Молоковой А.Г.,
с участием прокурора Еремеевой Г.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Собранию депутатов Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики от 3 декабря 2008 года N 78/3 «Об утверждении генерального плана Еметкинского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Еметкинского сельского поселения»,
установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики от 03.12.2008 N 78/3 «Об утверждении генерального плана Еметкинского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Еметкинского сельского поселения» со дня его принятия.
В обоснование заявления указано, что оспариваемым нормативным правовым актом утвержден генеральный план и установлены границы муниципального образования «Еметкинское сельское поселение Козловского района Чувашской Республики», в состав которого входит населенный пункт - деревня Вурманкасы. Согласно данному генеральному плану в указанные границы включен лесной участок, расположенный на землях лесного фонда - в квартале 176 выдела 6 Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики, общая площадь пересечений составляет 1 391 кв.м.
Поскольку утверждение генерального плана поселения является установлением границ населенных пунктов и влечет перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, а в данном случае в нарушение действующего законодательства проект генерального плана не был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства, то такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка.
Протокольным определением суда от 29.06.2021 Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, администрация Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, администрация Козловского района Чувашской Республики, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее МТУ Росимущество), Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике (далее Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике), федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (далее ФГБУ «Рослесинфорг») привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Административный истец Федеральное агентство лесного хозяйства представителя не направил, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель администрация Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО1 дала объяснения относительно образования лесного участка на указанном в иске земельном участке по инициативе одного из жителей поселения и указала, что проект согласования генерального плана они предоставить не могут, в связи с чем возражений относительно иска не заявляют.
Административный ответчик Собрание депутатов Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее Управление Росреестра по Чувашской Республике), Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, администрация Козловского района Чувашской Республики, МТУ Росимущество, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике, ФГБУ «Рослесинфорг», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Участвующий в деле прокурор Еремеева Г.З. дала заключение, в котором отметила обоснованность требования административного истца и просила об его удовлетворении.
При таких процессуальных обстоятельствах, суд, на основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Закон N 131-ФЗ), указанный нормативный правовой акт в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Частью 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение генеральных планов сельского поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в части 4 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно статье 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Таким образом, указанными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона N 131-ФЗ, в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого решения, утверждение генерального плана сельского поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения сельского поселения. Генеральный план сельского поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 34 Закона N 131-ФЗ, статьи 30 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с частью 3, частями 4, 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральный план содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты. На картах, содержащихся в генеральных планах, отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения, границы земель лесного фонда.
Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу частей 1, 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Срок согласования проекта генерального плана составлял три месяца со дня направления на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения заключения на проект генерального плана от указанного в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считался согласованным с таким органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
При этом пунктами 2 - 4, подпунктом «а» пункта 5, пунктами 6 - 10 Положения (в редакции, действовавшей на тот период времени) предусматривалось, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган местного самоуправления, являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования.
Установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации трехмесячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчислялся с даты отправления заказчиком указанного проекта на согласование в соответствующие органы до даты получения заказчиком заключений этих органов. В случае неполучения заказчиком в указанный срок заключения согласующего органа проект документа территориального планирования считался согласованным с этим органом.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения. Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не мог представляться на утверждение и утверждаться.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласования проекта генерального плана, свидетельствует о существенном нарушении порядка его принятия.
В обоснование административного иска Федеральным агентством лесного хозяйства указано, что такого согласования административным ответчиком обеспечено не было.
При этом административным ответчиком не представлены суду доказательства направления в Федеральное агентство лесного хозяйства проекта данного документа территориального планирования на согласование.
Отсутствие доказательств такого согласования никем не оспаривается.
Между тем, из материалов дела следует, что в ходе выполнения ФГБУ «Рослесинфорг» графического совмещения материалов лесоустройства на границы Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики установлено включение в границы поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Данное обстоятельство подтверждено фрагментами графического пересечения границ, находящихся в федеральной собственности земель лесного фонда с границами Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, представленными филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Ульяновский», осуществившим графическое совмещение материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, установленных генеральным планом указанного сельского поселения, выпиской из государственного лесного реестра.
Поскольку при подготовке проекта генерального плана нарушена предусмотренная Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, а также документально подтвержден факт наложения границ населенного пункта на участки лесного фонда, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики
решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики от 3 декабря 2008 года N 78/3 «Об утверждении генерального плана Еметкинского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Еметкинского сельского поселения» в части включения в границы деревни Вурманкасы - в части выдела 6 квартала 176 Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики.
Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте администрации Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 1 сентября 2021 года.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Л.В. Димитриева
Решение13.10.2021