ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-224/19 от 08.04.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2019 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Павловой Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-224/2019 по административному исковому заявлению Савиной О.В. к правительству Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Савина О.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что она является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

- <...>, площадью 902 +/- 11 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2775 +/- 18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 3633 +/- 21 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2205 +/- 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2122 +/- 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2261 +/- 17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2453 +/- 17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 3182 +/- 20 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 3314 +/- 20 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2679 +/- 18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2626 +/- 18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 3003 +/- 19 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 3472 +/- 21 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2448 +/- 17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 590700 +/- 6725 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>.

Не соглашаясь с кадастровой стоимостью земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, утвержденной постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 по состоянию на 01.01.2016 года в размере 467 813,28 рублей, 1 427 876,25 рублей, 1 869 360,15 рублей, 1 135 707,30 рублей, 1 092 957,32 рублей, 1 164 550,66 рублей, 1 263 442,18 рубля, 1 637 298,10 рублей, 1 705 218,70 рублей, 1 378 479,45 рублей, 1 351 208,30 рублей, 1 545 193,65 рубля, 1 786 517,60 рублей, 1 260 866,88 рублей, 325 381 188 рублей, административный истец просила установить кадастровую стоимость вышеназванных земельных участков, равную их рыночной стоимости в соответствии с отчетом <...> от <...> года № <...> в размере 157 000 рублей, 356 000 рублей, 434 000 рублей, 301 000 рублей, 293 000 рублей, 307 000 рублей, 325 000 рублей, 394 000 рублей, 405 000 рублей, 347 000 рублей, 342 000 рублей, 377 000 рублей, 419 000 рублей, 325 000 рублей, 27 140 000 рублей соответственно.

Административный истец Савина О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

Представитель административного истца Савиной О.В. по доверенности и ордеру адвокат Минакова Ю.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, просила суд установить кадастровую стоимость принадлежащих истцу земельных участков в размере их рыночной стоимости в соответствии с отчетом <...> от <...><...>. Полагала экспертное заключение <...> от <...><...> недостоверным, поскольку эксперт при оценке земельного участка с кадастровым номером <...> применил несопоставимые земельные участки, не применил поправку с учетом большей площади земельного участка.

Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее суду письменном ходатайстве ссылался на то, что Управление Росреестра по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее суду письменном ходатайстве ссылался на то, что ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования и просит вынести решение на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования г.Тула в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. до 01.01.2017) кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносились органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.

Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносились сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков с 01.01.2017 осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 7 указанного Закона сведения в Единый государственный реестр недвижимости вносятся органом регистрации прав на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.

Пунктом 1 части 5 статьи 8 данного Закона предусмотрено, что в кадастр недвижимости в числе дополнительных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Савина О.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

- <...>, площадью 902 +/- 11 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2775 +/- 18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 3633 +/- 21 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2205 +/- 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2122 +/- 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2261 +/- 17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2453 +/- 17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 3182 +/- 20 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 3314 +/- 20 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2679 +/- 18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2626 +/- 18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 3003 +/- 19 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 3472 +/- 21 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 2448 +/- 17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- <...>, площадью 590700 +/- 6725 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> №№ <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, сообщением ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 11.02.2019 и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

30.11.2016 постановлением правительства Тульской области № 546 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области.

Приложением № 1 к вышеуказанному постановлению правительства Тульской области утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2016 года.

Приложением № 2 к Постановлению правительства Тульской области № 546 от 30.11.2016 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 467 813,28 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 427 876,25 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 869 360,15 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 135 707,30 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 092 957,32 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 164 550,66 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 263 442,18 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 637 298,10 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 705 218,70 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 378 479,45 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 351 208,30 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 545 193,65 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 786 517,60 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 1 260 866,88 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> данным постановлением установлена в размере 325 381 188 рублей.

Указанная кадастровая стоимость внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016 года, что следует из имеющихся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...><...> и носит архивный характер.

В соответствии с Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 11.12.2018 б/н установлена в размере 1 518 099 руб., внесена в государственный кадастр недвижимости 11.12.2018.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С целью определения рыночной стоимости указанных земельных участков административный истец обратился к <...>.

В соответствии с отчетом об оценке <...><...> от <...>, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> и составляет 157 000 рублей, 356 000 рублей, 434 000 рублей, 301 000 рублей, 293 000 рублей, 307 000 рублей, 325 000 рублей, 394 000 рублей, 405 000 рублей, 347 000 рублей, 342 000 рублей, 377 000 рублей, 419 000 рублей, 325 000 рублей, 27 140 000 соответственно.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.06.2015 N 145-ФЗ) отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (оценщики), составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

По ходатайству стороны административного истца в целях подтверждения рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту <...>

Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении <...> от <...><...>, отчет <...><...> от <...> года об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, определенная в отчете <...><...> от <...>, не подтверждается.

Так, согласно выводам эксперта в исследуемом отчете выявлены нарушения, влияющие на стоимость. Так, на стр. 54 отчета оценщиком применена корректировка на площадь в размере 0,88 ( - 12 %), к аналогу №4 в размере 0,93 (-7%), рассчитанная с помощью коэффициента торможения. Однако, в результате оценка рынка земельных участков экспертом не выявлена столь значительная зависимость стоимости от площади, что привело к занижению стоимости аналогов на 12 % и 7 % соответственно и, как следствие, к занижению рыночной стоимости.

На стр. 57-60 оценщиком введена дополнительная корректировка на площадь для объектов, площадь которых отлична от эталонного расчета в размере от 0,44 до 1,76 к уже скорректированному результату, чем существенно искажает итоговую рыночную стоимость в диапазоне от – 56 % до 76 %.

При расчете рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> на стр. 55-56 в качестве аналогов используются земельные участки из категории сельскохозяйственного назначения, при этом вводится повышающая корректировка на категорию земель в размере 1,2 (20%), рассчитанная в соответствии с мнением риэлтора <...> и оценщика <...>. Меду тем, в соответствии с ФСО № 3 п.13 должен был быть проведен анализ данного значения на соответствие рыночным данным, что привело к существенному занижению итоговой рыночной стоимости.

Согласно экспертному заключению <...> от <...><...>, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> по состоянию на 01.01.2016 года составляет 167 321 рубль, 505 328 рублей, 635 775 рублей, 401 531 рубль, 386 416 рублей, 411 728 рублей, 446 691 рубль, 556 850 рублей, 579 950 рублей, 487 846 рублей, 478 195 рублей, 525 525 рублей, 607 600 рублей, 445 781 рубль, 59 719 770 рублей соответственно.

Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в сфере оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

Экспертное заключение выполнено по состоянию на дату установления кадастровой стоимости земельного участка в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и соответствует статьям 11 и 12 названного Федерального закона, требованиям федеральных стандартов оценки.

При определении рыночной стоимости оцениваемых земельных участков в рамках сравнительного подхода оценщиком использован метод сравнения продаж.

Оценщик исследовал информацию, имеющуюся на Интернет-сайтах.

Для сравнения выбраны 6 объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки площадью менее 1500 кв.м, 5 объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки площадью свыше 1500 кв.м, 3 объекта-аналога, сопоставимых с земельным участком с кадастровым номером <...>.

Все объекты аналоги отнесены к землям населенных пунктов, имеют разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, расположены в том же населенном пункте.

Поскольку объекты-аналоги и объекты оценки отличий не имеют, корректировки экспертом обоснованно не применялись

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).

При оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения. Объем используемой при оценке информации, выбор источников информации и порядок использования информации определяются оценщиком, на что указано в Методических рекомендациях по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных Распоряжением Минимущества России от 06 марта 2002 г. N 568-р.

Экспертом мотивирован отказ от применения корректировки на площадь земельного участка, поскольку исходя из проведенного анализа рыночных цен, зависимость стоимости квадратного метра земельного участка от площади участка не просматривается, или носит минимальный характер.

Указанные доводы эксперта с учетом представленных данных рынка продаж сомнений у суда не вызывает.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> в размере 167 321 рубль, 505 328 рублей, 635 775 рублей, 401 531 рубль, 386 416 рублей, 411 728 рублей, 446 691 рубль, 556 850 рублей, 579 950 рублей, 487 846 рублей, 478 195 рублей, 525 525 рублей, 607 600 рублей, 445 781 рубль, 59 719 770 рублей соответственно установлена по состоянию на 01.01.2016 г.

На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанных объектов в экспертном заключении <...> от <...><...>.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков, рыночная стоимость находящихся в собственности у административного истца земельных участков являлась иной, чем отражено в исследованном судом заключении эксперта, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 59 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

Таким образом, анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в экспертном заключении <...><...> от <...>, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, что затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.

То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, определенную в экспертном заключении, не свидетельствует о его недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении <...> от <...><...>.

В силу части 4 статьи 38 КАС РФ по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов в размере рыночной административным ответчиком является государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости.

С учетом изложенного, требования Савиной О.В. подлежат удовлетворению к правительству Тульской области, как органу утвердившему оспариваемую кадастровую стоимость.

В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Савиной О.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 902 +/- 11 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: Тульская <...>, по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 167 321 рубль.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2775 +/- 18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 505 328 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 3633 +/- 21 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 635 775 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2205 +/- 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 401 531 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2122 +/- 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 386 416 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2261 +/- 17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 411 728 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2453 +/- 17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 446 691 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 3182 +/- 20 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 556 850 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 3314 +/- 20 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 579 950 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2679 +/- 18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 487 846 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2626 +/- 18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 478 195 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 3003 +/- 19 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 525 525 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 3472 +/- 21 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 607 600 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2448 +/- 17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 445 781 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 590700 +/- 6725 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 59 719 770 рублей.

В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости датой подачи Савиной О.В. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости является день обращения указанного лица в суд – 25 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Щербакова