ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-224/2022 от 28.09.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-224/2022

28 сентября 2022 г. г. Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда РД Омарова Д.М.,

представителя административного ответчика ГБУ РД «Дагтехкадастр» по доверенности Раджабовой М.М.,

при секретаре судебных заседаний Магомаевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 о признании уведомления Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке» о возврате заявления без рассмотрения незаконным и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

ФИО7 в лице представителя по доверенности Изобакарова Г.Г. обратился в Верховный суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к ГБУ РД «Дагтехкадастр»:

- о признании незаконным уведомления ГБУ РД «Дагтехкадастр» от 6 июля 2022 г. №1117 исх - ГКО-2008/2 о возвращении без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

- об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером площадью 80 000 кв.м., расположенного по адресу <адрес> равной рыночной стоимости в размере 12 376 000 руб., по состоянию на 1 января 2020 г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит указанный выше объект недвижимости.

Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. N 500 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан" (далее - Минимущество РД) в отношении принадлежащего истцу объекта недвижимости установлена новая кадастровая стоимость в размере 18 613 397,52 руб., что существенно превышает его рыночную стоимость, установленную в отчете оценки рыночной стоимости объекта недвижимости, чем нарушается право заявителя как плательщика земельного налога. Уведомлением ГБУ РД «Дагтехкадастр» от 6 июля 2022 г. № 1117 исх - ГКО-2008/2 заявителю возвращено без рассмотрения заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Просит признать указанное уведомление незаконным и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером площадью 80 000 кв.м., расположенного по адресу <адрес> равной рыночной стоимости в размере 12 376 000 руб., по состоянию на 1 января 2020 г.

В судебном заседании представитель административного ответчика ГБУ РД «Дагтехкадастр» по доверенности Раджабова М.М. поддержала доводы своего возражения и просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости учреждением возвращено без рассмотрения правомерно, поскольку в нарушение ч.7 ст.22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» было подано по истечении 6 месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка и которая указана в приложенном к заявлению отчете об оценке.

Административный истец ФИО7, его представитель по доверенности Изобакаров Г.Г. и иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.8 ст.96 КАС РФ) в суд не явились, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суд не известили, об отложении слушания дела ходатайств не заявляли, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав мнение участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N135-ФЗ) и Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ, Закон о государственной кадастровой оценке) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Федеральный закон N 135-ФЗ предусматривал для физических лиц альтернативный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости - в комиссии по рассмотрению соответствующих споров или в суде, тогда как для юридических лиц соблюдение досудебного порядка урегулирования спора путем обращения в комиссию являлось обязательным (статья 24.18).

С 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон N 237-ФЗ, который исходит из универсальной - независимо от субъекта оспаривания - альтернативной модели: результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не являлось обязательным (части 1, 3 статьи 22).

Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 г. до 1 января 2023 г.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ и Федеральным законом N 237-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ).

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 г. либо до даты принятия субъектом РФ соответствующего решения), осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ.

Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 г. или с даты, указанной в решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

Данное толкование приведенных норм согласуется и с разъяснениями законодательства Российской Федерации, содержащихся в ответах на вопросы в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021).

Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 февраля 2022 г. № 12 «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» установлено, что датой перехода к новому порядку установления кадастровой стоимости в размере рыночной является 15 февраля 2022 г.

Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, 7 февраля 2022 г.).

Согласно положениям статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

Таким образом, с указанной даты рассмотрение заявлений физических и юридических лиц об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в силу положений ст. 22.1 названного выше ФЗ, должно осуществляться бюджетным учреждением, установившим кадастровую оценку.

При этом, в судебном порядке, предусмотренном главой 25 КАС РФ, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости (ч. 15 ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, в редакции Федерального закона N 269-ФЗ).

Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях реализации Закона о государственной кадастровой оценке постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 ноября 2016 г. № 362 «О преобразовании Государственного унитарного предприятия «Дагтехинвентаризация» в Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке» сформировано ГБУ РД «Дагтехкадастр», основной целью деятельности которого является определение кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Дагестан.

ГБУ РД «Дагтехкадастр» наделено полномочиями на территории Республики Дагестан по определению кадастровой стоимости, а также предоставляет услугу по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (ст. ст. 6 и 7 Федерального закона № 237-ФЗ).

Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 20 июня 2022 г. № 38-ОД утвержден Порядок рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – Порядок).

Материалами дела установлено, что ФИО8 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 80 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Таким образом, заявитель имеет право на обращение с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере в размере 18 613 397,52 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.

Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2020 г.

Дата внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости – 5 февраля 2020 г.

Соблюдая порядок, предусмотренный ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, административный истец 4 июля 2022 г. обратился в ГБУ РД «Дагтехкадастр» с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной согласно отчету об оценке, составленного ООО «Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования» № 22/03-071 от 14 марта 2022 г.

Заявление ФИО7 было возвращено без рассмотрения, о чем 6 июля 2022 г. за подписью и.о. директора ГБУ РД «Дагтехкадастр»Мугаджирова Н.Р. вынесено уведомление№ 1117 исх-ГКО-2008/2 о возвращении заявления истца без рассмотрения.

Основанием для возвращения явилось не соблюдение заявителем положений пп. 2 п. 8 ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, а также пп. 4, 8 Приложения № 2 к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 г. № П/0287.

С возвращением без рассмотрения заявления ФИО7 не согласился.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании действий Учреждения, выразившихся в возвращении без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, подано ФИО7 в Верховный Суд Республики Дагестан 24 августа 2022 г.

Таким образом, административный истец обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ГБУ РД «Дагтехкадастр» в установленный законом срок.

Оценив действия административного ответчика по возвращению заявления без рассмотрения административного истца на предмет их соответствия положениям действующего законодательства, суд приходит к следующему.

В части 5 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" указано, что к заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).

Согласно части 9 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению.

На основании части 8 статьи 22.1 Федерального закона года N 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:

1) если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

2) если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

3) если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.

Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (часть 9).

Аналогичные основания для возврата заявления предусмотрены и п. 2.8 названного выше Порядка.

Согласно пункту 3.1 Порядка, при наличии несоответствия заявления и прилагаемых документов установленным п. 2.8 требованиям, работник обеспечивает подготовку мотивированного письма (уведомления) о возврате заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости без рассмотрения и направляет его на визирование начальнику отдела по работе с заявителями либо лицу, исполняющему его обязанности, на подписание директору либо лицу, исполняющему его обязанности.

При проверке пакета документов, представленных заявителем, ГБУ РД «Дагтехкадастр» было установлено, что дата оценки (дата определения стоимости объекта оценки) - 1 января 2020 г., что не соответствует требованиям части 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

Материалами административного дела подтверждаются указанные выводы ГБУ РД «Дагтехкадастр». Так, согласно отчету об оценке рыночной стоимости № 22/03-071составленного 14 марта 2022 г. экспертом-оценщиком ООО «Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования» Ильясовым А.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровымномером , площадью 80000 кв.м., расположенного по адресу <адрес> определена по состоянию на 1 января 2020 г.

Заявление об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости подано 4 июля 2022 г., то есть по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, ГБУ РД «Дагтехкадастр» было верно указано на несоответствие поданного заявления требованиям пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, в связи с чем заявление ГБУ РД «Дагтехкадастр» правомерно возвращено без рассмотрения.

Между тем, с выводами ГБУ РД «Дагтехкадастр» о возращении без рассмотрения поданного заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости и по основанию его несоответствия требованиям п.п. 4, 8 Приложения № 2 к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 г. № П/0287 «Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме" суд согласиться не может, поскольку таких оснований для возвращения заявления без рассмотрения, как его составление без сокращений слов и аббревиатур и необходимости указания почтового индекса, положения Федерального закона N 237-ФЗ и указанного выше Порядка не содержат.

Поскольку, как установлено судом, ФИО7 заявление об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, что является самостоятельным основанием, в силу указанного выше правового регулирования, для его возвращения без рассмотрения, в связи с чем возврат заявления ФИО7 ГБУ РД «Дагтехкадастр» по существу является правильным и оснований для признания его незаконным не имеется.

С учетом изложенного, заявленные ФИО7 требования о признании незаконным уведомление ГБУ РД «Дагтехкадастр» от 6 июля 2022 г. №1117 исх - ГКО-2008/2 о возврате без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворению не подлежат.

Относительно заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , площадью 80000 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 12376000 руб., по состоянию на 1 января 2020 г., суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями частей 10, 11, 15 статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке в суд может быть оспорено принимаемое по результатам рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости решение бюджетного учреждения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости, либо об отказе в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.

Таким образом, установленный статьей 22.1 Закона о кадастровой оценке порядок рассмотрения заявлений является внесудебным порядком установления кадастровой стоимости, несоблюдение которого влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - отказ суда в принятии административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, как не подлежащего рассмотрению в суде (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).

Как установлено судом, уполномоченным органом ГБУ РД "Дагтехкадастр", решений, подлежащих оспариванию в суде в порядке административного судопроизводства с возможностью одновременного заявления требований об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, не принималось.

Возвращение без рассмотрения заявления административного истца в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, поданного в бюджетное учреждение в порядке статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, в связи с пропуском срока для обращения, по смыслу взаимосвязанных положений частей 11, 15 статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке, решением, подлежащим оспариванию в суде в порядке административного судопроизводства с возможностью одновременного заявления требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, не является.

В связи с чем, самостоятельное требование административного истца об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной рассмотрению в суде не подлежит, поскольку данный вопрос подлежит разрешению во внесудебном порядке, а именно подлежит рассмотрению бюджетным учреждением - ГБУ РД «Дагтехкадастр».

Согласно п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

Согласно ч.1 ст.194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные ч.1 ст.128 данного Кодекса.

С учетом изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения определением суда производства по настоящему административному делу, в силу п.1 ч.1 ст.128, п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ, в части заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, ввиду не соблюдения административным истцом внесудебного порядка установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, предусмотренного ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО7 о признании незаконным уведомление ГБУ РД «Дагтехкадастр» от 6 июля 2022 г. № 1117 исх - ГКО-2008/2 о возврате без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , площадью 80 000 кв.м., расположенного по адресу <адрес> равной рыночной стоимости в размере 12 376 000 руб., по состоянию на 1 января 2020 г. – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2022 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Д.М. Омаров