ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-226/19 от 16.07.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-226/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Сигаревой Е.Е.,

с участием прокурора Удачина И.Б.,

с участием административного истца <данные изъяты>., его представителя <данные изъяты> представителей административных <данные изъяты> представителя заинтересованного лица <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению <данные изъяты> к <данные изъяты> районному Совету народных депутатов Алтайского края, Губернатору Алтайского края <данные изъяты>, Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании нормативных правовых актовнедействующими,

установил:

административный истец <данные изъяты> обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением (требования уточнены ДД.ММ.ГГ - л.д.19-23 т.7) к административным ответчикам Губернатору Алтайского края <данные изъяты>, Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, <данные изъяты> районному Совету народных депутатов Алтайского края опризнании незаконными и недействующими:

- Указа Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений в Указ Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края на 2018 год» в части установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на второе полугодие 2018 года для <данные изъяты> поссовета <данные изъяты> района Алтайского края;

- Решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям муниципального образования <данные изъяты> Поссовет, на 2018-2028 годы».

В обоснование исковых требований административный истец указал, что в нарушение требований ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2018 год», оспариваемым Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** на основании Решения <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О согласовании предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услугина территории <данные изъяты> района» внесены изменения в Указ Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, в результате чего предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для <данные изъяты> района Алтайского края увеличен более чем в 8 раз (вместо 6,5% установлен для <данные изъяты> поссовета в размере 47,7%).При этом Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2018 год» для Алтайского края такой индекс на второе полугодие 2018 года установлен в размере 4,5%. Кроме того, срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, а оспариваемый Указ Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** фактически утвердил индексы на период 2 месяца и 8 дней, что не является долгосрочным периодом. На основании оспариваемых нормативных правовых актов Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ДД.ММ.ГГ принято решение ***, которым также незаконно установлен тариф на тепловую энергию, подаваемую потребителям <данные изъяты> района Алтайского края <данные изъяты> размер которых был значительно увеличен, с 01 июля по ДД.ММ.ГГ составил 2 460,53 руб./Гкал.и далее по возрастающей (вместо 1 543 руб./Гкал.). Такое увеличение стоимости коммунальной услуги по теплоснабжению нарушает права административного истца как жителя <данные изъяты>.

В судебном заседании административный истец <данные изъяты> а также его представитель <данные изъяты>.поддержали исковые требования в полном объеме. Административный истец представил письменные пояснения (л.д.19-23,107-116,139-149 т.7). Считал, что меры социальной поддержки должны быть приняты Губернатором Алтайского края, поскольку в бюджет <данные изъяты> района Алтайского края на 2019 год не заложены расходы на оказание социальной поддержки гражданам, проживающим в <адрес> и производящие коммунальные платежи по оплате тепловой энергии.

Представитель административного ответчика Губернатора Алтайского края <данные изъяты> в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.44-51 т.4, л.д.53-56 т.7). Пояснила, что оспариваемый Указ Губернатора Алтайского края принят уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Увеличение предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на территории <данные изъяты> поссовета <данные изъяты> района Алтайского края обусловлено заключением концессионного соглашения, на основе которого был рассчитан тариф на тепловую энергию, следствием чего также был рассчитан прогнозный предельный индекс. Изменение данного предельного индекса в течение периода, менее одного финансового года предусмотрено п.50 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации. В связи с принятием мер социальной поддержки, принятыми Администрацией <данные изъяты> района Алтайского края, считала, что права административного истца в связи с значительным ростом тарифа восстановлены. Также указала, что нарушения действующего законодательства в том, что эти меры предоставлены муниципальным районном субъекта, а не самим субъектом – Алтайский край, отсутствуют.

Представитель административного ответчика Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов <данные изъяты> при рассмотрении дела ссылалась на законность принятого решения, включая соблюдение компетенции, порядка принятия, вступления в законную силу, а также соответствие вышестоящемузаконодательству, о чем представила письменные пояснения (л.д.58-61 т.1, 152-165 т.2). Считала, что тариф установлен на долгосрочный период, по результатам деятельности ресурсоснабжающей организации ка за каждый год Управление будет проводить корректировку тарифа, учитывая при этом соответствие планируемых расходов данной организации фактическим.

Представитель административного ответчика <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края и заинтересованного лица администрации <данные изъяты> района Алтайского края <данные изъяты> в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, представила письменные возражения (л.д.169-175 т.2). Пояснила, что оспариваемое Решение <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О согласовании предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на территории <данные изъяты> района» не является нормативным правовым актом, оно принято представительным органом власти в целях принятия соответствующего нормативного правового акта Губернатором Алтайского края. При принятии данного решения не были допущены процедурные нарушения. Такое решение принято с целью улучшения системы жилищно-коммунального хозяйства для приобретения возможности не только проводить ремонтные работы, но и оплачивать расход газа и электроэнергии поставляемым тепловую энергию организациям. Администрацией <данные изъяты> района Алтайского края ДД.ММ.ГГ утверждено Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям ресурсоснабжающей организации <данные изъяты> с учетом изменений от ДД.ММ.ГГ гражданам будет компенсироваться часть расходов по оплате соответствующей коммунальной услуги в размере, превышающем тариф, который был бы установлен в случае установления предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> также возражала против удовлетворения заявленных административных требований. Пояснила, что увеличение тарифа на тепловую энергию вызвано необходимостью содержания и капитального ремонта тепловых сетей <данные изъяты>. Ранее ресурсоснабжающие предприятия при установлении тарифа не заявляли свои расходы на многие нужды, в том числе на производство ремонта, их деятельность была убыточной, у них возникли миллионные долги по оплате топлива, связи с чем они признаны банкротами. При расчете размера тарифа на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> проводились соответствующие экспертные расчеты, на основании которых <данные изъяты> обратилось в <данные изъяты> района Алтайского края с предложением заключить концессионное соглашение.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего о соответствии оспариваемыхнормативных правовых актовдействующему законодательству, имеющему большую юридическую силу и восстановлении прав административного истца в связи с предоставлением мер социальной поддержки, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч.1 ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия определяют Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** (сейчас и далее - в ред. от ДД.ММ.ГГ, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов)(далее также – Основы формирования индексов) далее - Основы).

В соответствии с п.35 Основ формированияиндексов предельные индексы устанавливаются на основании индексов по субъектам Российской Федерации с учетом размера отклонений по субъектам Российской Федерации на каждый год долгосрочного периода, а также с учетом положений пункта 35(1) и раздела IV настоящего документа.

На основании утвержденных Правительством Российской Федерации индекса по субъекту Российской Федерации и отклонения по субъекту Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее срока, указанного в пункте 11 настоящего документа, утверждаются предельные индексы по форме согласно приложению N 2 (п.36Основ формирования индексов).

В целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования (в городах федерального значения - законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением случая, указанного в пункте 35(1) настоящего документа. Указанное решение принимается в форме согласования или отказа в согласовании проекта акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об установлении предельного индекса в размере, превышающем индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации (п.43 Основ формирования индексов).

Предельные индексы могут быть изменены (пересмотрены) в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указанное решение об изменении (пересмотре) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения принимается после согласования проекта акта об установлении предельного индекса с представительным органом муниципального образования (в городах федерального значения - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации), за исключением случая, указанного в пункте 35(1) настоящего документа(п.50 данных Основ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2018 год. Для Алтайского края на первое полугодие 2018 года индекс составил 0%, на второе полугодие – 4,5%.

Предельно допустимые отклонения от величины индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Алтайского края на 2016-2018 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** и составили 2%.

Установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций, может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.

Таким образом, максимальная величина изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Алтайском крае за оспариваемый период может составлять 6,5%.

При рассмотрении дела судом установлено, что Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края на 2018 год» (т.5) установлены предельные индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, в том числе на территории <данные изъяты> поссовета <данные изъяты> района Алтайского края – на первое полугодие - 0, на второе полугодие – 6,5 (л.д.13 т.5).

Решением <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** (л.д.3-5 т.3) «О согласовании предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на территории <данные изъяты> района» согласовано повышение на территории, в том числе <данные изъяты> поссовета <данные изъяты> района Алтайского края, повышение тарифа на тепловую энергию с 1527,33 руб/Гкал до 2464,62 руб/Гкал в том числе НДС, и установлен предельный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 год – 54,2% (п.1 Решения).

Также решено обратиться к Губернатору Алтайского края, Председателю Правительства Алтайского края <данные изъяты> с ходатайством в части установления предельного индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 года на территории <данные изъяты> поссовета в размере 54,2% (п.2 Решения).

Согласно п.3 Решения решено принять План реализации мер по увеличению социальной поддержки граждан, а именно: обратиться к губернатору края с ходатайством об индексации коммунальных выплат за оплату коммунальных услуг педагогам и специалистам сельской местности; создать телефон горячей линии по разъяснению граждан порядка расчета стоимости коммунальных услуг и предоставления документов для получения субсидии на оплату коммунальных услуг теплоснабжения; обратиться к губернатору края о выделении денежных средств краевого бюджета на компенсации гражданам части платы за коммунальные услуги; организовать приемную по разъяснению гражданам порядка предоставления документов для получения субсидии на оплату коммунальных услуг теплоснабжения.

Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений в Указ Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края на 2018 год» (л.д.31-184 т.1, л.д.1-274 т.6) внесены изменения в части предельных индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образования, в том числе на территории <данные изъяты> поссовета <данные изъяты> района Алтайского края – на первое полугодие - 10,0, на второе полугодие – 54,2 (л.д.37 т.1). В качестве обоснования величины установленных предельных индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги указано - Решение <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***; Основание - соблюдение (установление) долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования тарифов в рамках заключенного (планируемого к заключению) концессионного соглашения. Максимальное значение индекса соответствует набору коммунальных услуг, потребляемых гражданами, проживающих в жилых домах всех типов благоустройства: теполоснабжение – тариф 1527,33 руб/Гкал с приростом 61,4%, норматив потребления – 0,0282 Гкал/кв.м. (л.д.148 об.т.1).

Также при рассмотрении дела установлено, что решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям муниципального образования <данные изъяты> Поссовет, на 2018-2028 годы»(л.д.129-136 т.2) установлены долгосрочные параметры регулирования на 2018 – 2028 годы для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> с использованием метода индексации установленных тарифов (п.1 решения); также установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям, в том числе, <данные изъяты> поссовета <данные изъяты> района Алтайского края с календарной разбивкой (п.2 решения).Долгосрочные параметры регулирования, установленные в п.1 настоящего решения, и тарифы, установленные в п.2 настоящего решения, действуют со дня вступления в силу настоящего решения по ДД.ММ.ГГ (п.3 решения) (л.д.45-49 т.2).

Согласно приложению *** к решению долгосрочные параметры регулирования на 2018-2028 годы для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> с использованием метода индексации установленных тарифов определены следующим образом: 2018 год – базовый уровень операционных расходов – 41404,58тыс.руб., индексы эффективности операционных расходов на 2019 и следующие до 2028 годы – 1.

Установленные долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям <данные изъяты> поссовета <данные изъяты> района Алтайского края, на 2018-2028 годы, с календарной разбивкой согласно приложению *** для населения (с учетом НДС) определены на 2018 год следующим образом:

с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – «-»;с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 2460,53 руб./Гкал.; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 2502,24руб./Гкал., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 2674,70 руб./Гкал.;с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 2674,70 руб./Гкал., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 2676,16 руб./Гкал.;с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 2676,16 руб./Гкал., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 2862,23 руб./Гкал.;с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 2862,23 руб./Гкал., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 2871,86 руб./Гкал.;с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 2871,86 руб./Гкал., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 3062,30 руб./Гкал.;с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 3062,30 руб./Гкал., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 3079,09 руб./Гкал.;с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 3079,09 руб./Гкал., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 3276,91 руб./Гкал.;с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 3276,91 руб./Гкал., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 3301,340 руб./Гкал.;с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 3301,34 руб./Гкал., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 3507,08 руб./Гкал.; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 3507,08 руб./Гкал., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 3512,830 руб./Гкал.

В дальнейшем ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ в указанное Решение вносились изменения (л.д.143-147, 153-154 т.2).

Административный истец <данные изъяты> проживает по адресу: <адрес>, согласно условиям договоров найма жилого помещения <данные изъяты> являясь нанимателем указанного жилого помещения, обязан вносить плату, в том числе за отопление (п.10 договоров – л.д.163-164,165-166 т.7), истцом производится данная оплата (л.д.150-155 т.7).

Поскольку оспариваемые Указ Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений в Указ Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края на 2018 год» (далее также Указ Губернатора) и РешениеУправления Алтайского края по государственному регулированию цен итарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям муниципального образования <данные изъяты> Поссовет, на 2018-2028 годы» (далее также Решение Управления) являются нормативными правовыми актами, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам оплаты коммунальных услуг, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом, административный истец <данные изъяты> является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, указанные акты в отношении него применены, следовательно, в силу положений ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации он имеет право на обращение в суд с административным иском о признании данных актов недействующими.

Согласно ч.ч.7-9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.8 ст.213 настоящего кодекса, в полном объеме.

В силу ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ст.79 Устава (Основного Закона) Алтайского края, принятого Алтайским краевымЗаконодательным СобраниемДД.ММ.ГГ, Губернатор Алтайского края является высшим должностным лицом Алтайского края и по должности Председателем Правительства Алтайского края.

ОспариваемыйУказ Губернатора принят высшим должностным лицом Алтайского края в целях реализации полномочий, предоставленных п.п.11,36,43,45,47 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***; соответствует по форме требованиям законодательства, а именно, ч.1 ст.83 Устава (Основного закона) Алтайского края, п.п.9.1 и 10.1 Постановления Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края. Указ Губернатора опубликован ДД.ММ.ГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru(***), внесен ДД.ММ.ГГ в федеральный регистр нормативных правовых актов и имеет государственный номер *** (л.д.60,61,62 т.4);к проекту Указа Губернатора была представлена пояснительная записка и лист согласования, антикоррупционная экспертиза проекта постановления проведена, в прокуратуру края проект также направлялся (л.д.55,56-58,59 т.4).

Основанием для изменения предельного индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в <данные изъяты> поссовете <данные изъяты> района Алтайского края явилось Решение <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О согласовании предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на территории <данные изъяты> района» (далее также - Решение Совета депутатов).

Как следует из материалов дела, вопрос о согласовании предельных индексов вынесен на рассмотрение <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края первым заместителем главы <данные изъяты>, в докладе которого содержится экономическое обоснование необходимости увеличения тарифов на теплоснабжение и предельных индексов, решение по данному вопросу принято на внеочередной одиннадцатой сессии <данные изъяты> Совета народных депутатов Алтайского края, состоявшейся ДД.ММ.ГГ, на котором присутствовало 13 депутатов из установленного числа депутатов 19; данное решение принято единогласно (протокол заседания Совета народных депутатов – л.д.27-29 т.7, доклад на сессию – л.д.73-76 т.7); решение подписано и.о. <данные изъяты><данные изъяты>л.д.16 т.8).

Требования Устава муниципального образования <данные изъяты> район Алтайского края (ст.ст.5,20,21,23,25,28,55) (л.д.204-250 т.2, лд,1-42 т.4), Регламента <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края (ст.ст.9,18,19,23,24,27) (л.д.177-203 т.2), регулирующих процедуру принятия, опубликования и вступления в силу этого акта, административным ответчиком не допущено.

Данное Решение Совета депутатов не является нормативным правовым актом, поскольку не содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, в связи с чем суд не применяет к нему требования, которые обязательно должны соблюдаться при принятии, опубликовании таковых.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт - Указ Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** принят уполномоченным органом в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к форме нормативного правового акта, порядку его принятия, опубликования и вступления в силу.

Также судом не установлено нарушений порядка принятия, опубликования Решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям муниципального образования <данные изъяты> Поссовет, на 2018-2028 годы».

В соответствии с положением об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги. В соответствии с п.4.10 положения Управление устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (л.д.231-260 т.1).

В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» для определения основных направлений деятельности органа регулирования и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Руководитель органа регулирования является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим.

Аналогичные положения содержатся в порядке деятельности правления, утвержденном приказом Управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «О правлении управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов». Кроме того, в п.4.5 указано, что рассмотрение вопросов об установлении цен (тарифов, наценок, надбавок) на товары (продукцию) и услуги осуществляется на заседании правления в присутствии полномочных представителей регулируемой организации. Этим же приказом утвержден состав правления в количестве семи человек, являющихся работниками Управления, в том числе начальник управления, а также двух человек для рассмотрения и принятия решений по вопросам регулирования тарифов в области электроэнергетики (л.д.230-260 т.1, 1-42 т.2).

В соответствии с Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел. Открытие дела осуществляется, в том числе, по предложению регулируемой организации по инициативе органа регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами (п.12 Правил). Данными правилами регламентирована процедура принятия решения: орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) (п.28 Правил); требования к содержанию экспертного заключения указаны в п.29 Правил; порядок принятия решения, требования к его форме и содержанию указаны в п.п.30, 31 Правил; содержание протокола заседания правления органа регулирования отражено в п.32; порядок опубликования решения и протокола указаны в п.35 Правил. Порядок, сроки направления копии решения с приложением протокола регулируемой организации, для которой установлен тариф, содержатся в п.34 Правил регулирования цен.

Оспариваемое Решение Управления принято на основании заявления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, к которому были приложены обосновывающие материалы. Управление по тарифам открыло тарифное дело, в рамках которого органом регулирования запрашивались дополнительные документы. ДД.ММ.ГГ Управлением по тарифам составлено Экспертное заключение по делу ***.Срок рассмотрения данных материалов продлевался. Дата заседания Правления Управления определена на ДД.ММ.ГГ, впоследствии рассмотрение вопроса было отложено на ДД.ММ.ГГ и на ДД.ММ.ГГ, о чем были извещены <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ на заседании Правления принято решение *** составлен Протокол заседания Правления ***, данные документы <данные изъяты> были направлены по почте (л.д.67-128 т.2).

Согласно протоколу заседания правления *** от ДД.ММ.ГГ в повестку дня был включен вопрос *** об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям муниципального образования <данные изъяты> района Алтайского края на 2018-2028 годы, в заседании приняли участие четверо членов правления, из которых трое проголосовали за принятие решения, один - воздержался (л.д.119-123 т.2).

Таким образом, данное решение принято в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п.п.26,29,32,34,35), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, а также Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденный приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГ*** (п.п.12,13,16,23).По форме решение соответствует требованиям п.31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Решение от ДД.ММ.ГГ***размещено на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), зарегистрировано в Реестре нормативных правовых актов Алтайского края - государственный регистрационный номер *** от ДД.ММ.ГГ (л.д.43-45 т.2).

Данное решение было направлено в прокуратуру Алтайского края, Федеральную антимонопольную службу (л.д.60,61 т.2).

Также не установлено нарушений при принятии Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов решений от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт (л.д.137-142,148-152,155-168 т.2).

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах предоставленных полномочий, нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу судом при рассмотрении дела не установлено.

По указанным обстоятельствам административным истцом Указ Губернатора и Решение Управления не оспариваются.

Проверяя соответствие нормативных правовых актов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу п.46 Основ формирования индексов обязательным условием для установления по муниципальному образованию предельных индексов, превышающих индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, является наличие оснований, при которых такой нормативный правовой акт может быть принят, перечень которых является исчерпывающим, и к которым, в частности, отнесено: д) соблюдение (установление) долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного (планируемого к заключению) концессионного соглашения.

ДД.ММ.ГГ между муниципальным образованием <данные изъяты> район Алтайского края в лице Администрации <данные изъяты> района Алтайского края, <данные изъяты> и субъектом Российской Федерации – Алтайский край в лице Губернатора Алтайского края заключено Концессионное соглашение, предметом которого явилось обязательство <данные изъяты> за свой счет и (или) за счет привлеченных средств создать и провести реконструкцию (модернизацию) имущества, в том числе, котельные и оборудование котельных, теплотрассы), право собственности на которые принадлежит <данные изъяты> району Алтайского края, и осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии потребителям (л.д.52-212 т.3).

Регулирование тарифов на оказываемые услуги осуществляется в соответствии с методом индексации установленных тарифов. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности <данные изъяты> в рамках реализации настоящего Соглашения (в том числе на каждый год его действия) согласованы в установленном Правительством Российской Федерации порядке с Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов и определены в разделе 9 приложения к настоящему Соглашению (п.8,9 данного Соглашения) (л.д.66 т.3).

Согласно разделу 9 приложения к Соглашению установлен базовый уровень операционных расходов 41404,58 тыс.руб. (л.д.201 т.3).

Как следует из Указа Губернатора от ДД.ММ.ГГ, а также пояснительной записки Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифовк нему, основанием для увеличения по муниципальному образованию <данные изъяты> поссовет <данные изъяты> района Алтайского края предельных индексов, превышающих величину отклонения по субъекту Российской Федерации, является соблюдение согласованных органом исполнительной власти долгосрочных параметров регулирования тарифов в рамках заключенного концессионного соглашения в сфере теплоснабжения <данные изъяты> (л.д.148 т.1, л.д.56-58 т.4).

Как пояснили в судебном заседании представители заинтересованных лиц Администрации <данные изъяты> района Алтайского края <данные изъяты>. и <данные изъяты> увеличение роста предельного индекса и тарифа на тепловую энергию вызвано необходимостью ремонта и содержания тепловых сетей и нормальной работы <данные изъяты> Уровень тарифа за предыдущие годы не соответствовал экономической обстановке в районе, в связи с чем деятельность энергоресурсных предприятий (<данные изъяты>) была убыточной, они признаны банкротами.

Тарифы для этих предприятий (от 1509,53 руб. до 1612,33 руб.) были значительно ниже среднекраевых (согласно сведениям Минстроя Алтайского края от ДД.ММ.ГГ величина средневзвешенного тарифа на тепловую энергию для населения на территории Алтайского края в декабре 2018 года составила 2330,83 руб/Гкал - л.д.80 т.7), а также тарифов предприятий соседних районов северной климатической зоны Алтайского края (<данные изъяты>.). С 2014 года тарифы организациями не защищались, документы в тарифные дела не предоставлялись, в связи с чем Управлением самостоятельно принимались решения об установлении тарифов, которые устанавливались в минимальных размерах. При этом в тариф вообще не включались расходы на ремонт, обслуживание оборудования, подготовку к отопительному сезону. Расходы на газ и электроэнергию приняты в объемах значительно ниже фактических. Выпадающие доходы на 2017 год составили 15,640 млн.руб. Задолженность предприятий коммунального комплекса в июле 2017 года составила 148,5 млн.руб., из них 105 млн.руб.- задолженность за потребленный газ перед ООО «Новосибирск межрегионгаз» (доклад первого заместителя главы администрации <данные изъяты> района Алтайского края на сессию депутатов <данные изъяты> районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГ – л.д.73-76 т.7).

Данные пояснения также подтвердили свидетели <данные изъяты> специалист Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, участвовавший в работе по согласованию долгосрочных параметров регулирования, а также расчета тарифа на тепловую энергию (л.д.36-38 т.7), и <данные изъяты> (л.д.135-136 т.7).

На основании изложенного, суд соглашается с мнениями административных ответчиков и заинтересованных лиц о том, что увеличение предельного индекса вызвано экономической обстановкой в муниципальном районе, необходимостью модернизации коммунального комплекса в <данные изъяты> поссовете <данные изъяты> района Алтайского края, направлено на устранение имеющегося дисбаланса при регулировании тарифов, а также соблюдение принципа баланса экономических интересов регулируемых организаций и интересов потребителей.

Порядок расчета предельного индекса, предусмотренный п.п.18,19,37-40 Основ формирования индексов, административным ответчиком не нарушен(л.д.92 т.2). Правильность расчета подтвердила также свидетель <данные изъяты> специалист Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (л.д.8-9 т.7).

Как следует из оспариваемого нормативного правового акта, он полностью соответствует требованиям п.36 Основ формирования индексов, поскольку предельные индексы утверждены по форме согласно приложению №2, Указ Губернатора содержит обоснование величины установленных предельных индексов по форме согласно приложению ***.

Отклоняя довод административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениями ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п.3,10 Основ формирования индексов в части установления предельных индексов на долгосрочный период не менее 3 лет, суд учитывает, что корреспондирующей нормой п.50 Основ формирования индексов закреплены положения о досрочном пересмотре предельных индексов в течение долгосрочного периода, на который они установлены. В связи с этим, суд полагает, что изменения предельного индекса с ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты> поссовете <данные изъяты> района Алтайского края осуществлены в соответствии с указанными нормами права.

Кроме того, анализ положений Основ формирования индексов позволяет прийти к выводу, что утверждение предельного индекса в размере, не превышающем величину отклонения по субъекту Российской Федерации, и утверждение предельного индекса в размере, превышающем отклонение по субъекту Российской Федерации, является единой процедурой установления предельного индекса. Правовая норма, запрещающая устанавливать предельный индекс путем внесения изменений в ранее принятый нормативный правовой акт, отсутствует.

Соответственно, внесение изменений в ранее принятый нормативный правовой акт губернатора края осуществлено в пределах полномочий, определенных федеральным законодателем.

Суд также принимает во внимание положения п.59 Основ формирования индексов, регламентирующего процедуру мониторинга и контроля за установленными предельными индексами со стороны федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которыми не учитывается изменение размера платы граждан более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, превышающее индекс по субъекту Российской Федерации (в части такого превышения), в муниципальных образованиях, представительными органамикоторых приняты соответствующие решения в соответствии с пунктом 43 настоящего документа.

В случае согласования увеличения предельного индекса при наличии оснований, предусмотренных подпунктами "д" и (или) "е" пункта 46 Основ формирования индексов, предельные индексы принимаются контрольными органами равными индексу по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, принятие оспариваемого Указа Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений в Указ Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края на 2018 год» на основании плановых, прогнозных значений тарифов соответствует положениям п.п.12,18,19,37-40 Основ формирования индексов и фактическим обстоятельствам дела.Обоснование величины установления предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (соблюдение (установление) долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного (планируемого к заключению) концессионного соглашения) соответствует пп.«д» п.46 Основ формирования индексов.

Суд также не находит оснований согласиться с мнением административного истца о незаконности установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям муниципального образования <данные изъяты> Поссовет, на 2018-2028 годы, в виду следующего.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В силу ст.ст.1,2 Федерального закона «О теплоснабжении» тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Тарифы подлежат обязательному государственному регулированию. Регулируемыми видами деятельности являются виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.

Согласно ст.10 Федерального закона «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГ принято постановление ***, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

В силу положений п.6 ч.1 ст.8 Федерального закона «О теплоснабжении» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежат государственному регулированию.

Установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (п.1 ч.2 ст.5, ч.3 ст.7, п.6 ч.1 ст.8 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Согласно п.24 Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, расчета цен (тарифов) для организации, у которой договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключены по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), если в течение расчетного периода регулирования указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам), в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 5(2) Основ ценообразования (при отсутствии у организации установленных на расчетный период регулирования соответствующих цен (тарифов), тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13настоящих Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с учетом инвестиционных программ регулируемых организаций, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о теплоснабжении или об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также с учетом долгосрочных тарифов, установленных для теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций и долгосрочных обязательств по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы теплоснабжения. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей (п.8 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).

Согласно п.51Основ ценообразования в сфере теплоснабжения долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "и" - "л" п.7 Правил регулирования цен (тарифов).

Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, и значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях", либо в случае заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.

В соответствии с п.п.51,75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности, к которым относится в том числе базовый уровень операционных расходов.

Пунктом 33 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГ***, определено, что базовый уровень операционных расходов определяется перед началом долгосрочного периода регулирования, в течение такого периода не изменяется и устанавливается органом регулирования в соответствии с п.37 указанных методических указаний (методом экономически обоснованных расходов).

Корректировка базового уровня операционных расходов в соответствии с п.49 Методических указаний рассчитывается по формуле 10 п.36 названных методических указаний как произведение операционных расходов предыдущего года регулирования и различных индексов и коэффициентов. При этом корректировка производится на очередной год долгосрочного периода регулирования, следующий за годом расчета корректировки.

Как указывалось выше, тариф на тепловую энергию, отпускаемую <данные изъяты> потребителям <данные изъяты> поссовета <данные изъяты> района Алтайского края, с ДД.ММ.ГГ установлен оспариваемым Решением Управления в размере 2460,53 руб. за Гкал (с НДС) с ростом 49% (вместо 54,2%) к уровню тарифа декабря 2017 года.

Увеличение тарифных ставок оспариваемым нормативным правовым актом на второе полугодие 2018 года и далее соответствует требованиям п.51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, обусловлено заключением Концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГ между муниципальным образованием <данные изъяты> район Алтайского края в лице Администрации <данные изъяты> района Алтайского края, <данные изъяты> и субъектом Российской Федерации – Алтайский край в лице Губернатора Алтайского края, ине превышает предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в указанном муниципальном образовании - <данные изъяты> поссовет <данные изъяты> района Алтайского края, установленного в соответствии с п.п.43 и 46 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений в Указ Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края на 2018 год» в размере 54,2%.

Поскольку принципы, методы и порядок расчета тарифов на тепловую энергию определяются самостоятельными федеральными нормативными правовыми актами (в том числе Федеральным законом «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения), а административный истец не просит проверить суд оспариваемоеРешение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям муниципального образования <данные изъяты> Поссовет, на 2018-2028 годы» на соответствие данным федеральным нормативным правовым актам, суд не рассматривает данный вопрос.

Кроме того, суд учитывает, что Федеральной антимонопольной службой в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проводилась проверка обоснованности установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям муниципального образования <данные изъяты> Поссовет, на 2018-2028 годы, существенных нарушений при установлении тарифа ФАС России не установил, на указанные замечания Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов представлены пояснения, возражений ФАС России на представленные документы не поступало (л.д.117-128 т.7).

При рассмотрении вопроса о нарушении оспариваемыми нормативными правовыми актами прав административного истца суд установил следующее.

Постановлением администрации <данные изъяты> района Алтайского края ДД.ММ.ГГ*** утверждено Положение о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате тепловой энергии потребителям от ресурсоснабжающей организации <данные изъяты> с учетом внесенных в него постановлением администрации <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** изменений, гражданам предоставляется компенсация в связи с начислением им платы за тепловую энергию на основе тарифов, утвержденных для <данные изъяты> в случае повышения фактического роста платы граждан над установленным индексом изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Алтайском крае (л.д.81-91, 167-187 т.7).

Согласно данному Положению административному истцу произведена выплата компенсации за период с декабря 2018 года по май 2019 года в общем размере <данные изъяты> (л.д.179 т.7, л.д.13,14 т.8).

При этом размер компенсации составляет разницу между платежом за тепловую энергию, рассчитанную с учетом предельного индекса 49%, и платежом, который бы был с учетом индекса 6,5%, что также подтвердили свидетели <данные изъяты> заместитель министра Минстроя Алтайского края, принимавший участие в разработке формулы расчета компенсации, и <данные изъяты>., экономист <данные изъяты>

Тем самым суд при принятии решения по данному делу считает, что положения раздела V Основ формирования индексов, предусматривая возможность изменения (пересмотра) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, одновременно предоставляют указанному должностному лицу право рассмотреть вопрос о предоставлении в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГ№184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнительных мер социальной поддержки потребителя коммунальных услуг в целях соблюдения установленных предельных индексов, соблюдены.

Возможность принятия указанных дополнительных мер, направленных в данном случае на получение потребителями компенсаций ввиду увеличения предельного индекса и на устранение последствия его увеличения в виде резкого роста платы населения за коммунальные услуги, в полной мере соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов регулируемых организаций и интересов потребителей.

Довод административного истцао том, что вопрос о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки потребителям коммунальных услуг в случае увеличения предельного индекса и применение положений п.57 Основ формирования индексов должен быть решен именно на уровне субъекта Российской Федерации, а не на уровне муниципального района, не свидетельствует о противоречии действующему законодательству принимаемых администрацией <данные изъяты> района Алтайского края действий.

Возможность нормативного регулирования на муниципальном уровне порядка и условий предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств местного бюджета предусмотренач.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп.«в» п.38 Основ формирования индексов.

При этом, суд учитывает, что в Алтайском крае действуют Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 88-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», которыми установлены меры социальной поддержки различным категориям граждан, в том числе меры, связанные с выплатой ежемесячных денежных компенсаций платы за коммунальные услуги, включая отопление.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что Указа Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений в Указ Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края на 2018 год» и Решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям муниципального образования <данные изъяты> Поссовет, на 2018-2028 годы» не противоречат вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца,в связи с чем административные исковые требования <данные изъяты>. не подлежат удовлетворению.

При подаче административного искового заявления административным истцом оплачена государственная пошлина в общем размере <данные изъяты>. (л.д.5 т.1, л.д.69,70 т.4). Поскольку в процессе рассмотрения дела <данные изъяты>.просил признать недействующими только два нормативных правовых акта, требование об оспаривании Решения <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О согласовании предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на территории <данные изъяты> района» не поддержал, суд на основании ст.105 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,ст.333.40 Налогового кодекса российской Федерации считает необходимым вернуть <данные изъяты> излишне уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты>., уплаченную по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГ (номер операции 4938) (л.д.69 т.4).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования <данные изъяты> о признании недействующими Указа Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений в Указ Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края на 2018 год» в части установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на второе полугодие 2018 года для <данные изъяты> поссовета <данные изъяты> района Алтайского края; Решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую <данные изъяты> потребителям муниципального образования <данные изъяты> Поссовет, на 2018-2028 годы» в части установления тарифа на тепловую энергию потребителям муниципального образования <данные изъяты> Поссовет на 2018-2028 годы, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Возвратить <данные изъяты> уплаченную при подаче административного иска государственную пошлину в размере <данные изъяты>, уплаченную по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГ (номер операции 4938).

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, представления в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.