ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-228/2016 от 09.02.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 февраля 2017 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре Колесниковой К.О., с участием административного истца ФИО1, его представителя – адвоката Кровушкиной А.А., действующей на основании ордера <номер изъят> от 18 января 2017 года, представителей Избирательной комиссии Иркутской области ФИО2, действующего на основании доверенности <номер изъят> от 10 января 2017 года, ФИО3, действующей на основании доверенности <номер изъят> от 10 января 2017 года, представителя заинтересованного лица Иркутского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО4, действующего на основании доверенности от 09 января 2017 года, представителя заинтересованного лица – ФИО5 - ФИО4, действующего на основании доверенности от 15 апреля 2016 года, прокурора Иркутской областной прокуратуры Валеевой Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-41/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 06 октября 2016 года <номер изъят> «Об исключении зарегистрированного кандидата ФИО1 из областного списка кандидатов, выдвинутого Иркутским областным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 30 мая 2013 года № 56/4-ЗС очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва были назначены на 8 сентября 2013 года.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 18 июля 2013 года <номер изъят> был заверен областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, выдвинутый в установленном порядке Иркутским областным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». В указанный список была включена кандидатура ФИО1 в составе региональной группы № 6 Ангарской № 1 под первым номером.

18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по итогам которых в Государственную Думу избран депутат Законодательного Собрания Иркутской области ФИО6

ФИО6 был избран депутатом Законодательного Собрания Иркутской области в составе общеобластной части списка кандидатов. Таким образом, после избрания ФИО6 депутатом Государственной Думы в Законодательном Собрании Иркутской области образовался вакантный депутатский мандат, подлежащий замещению в порядке, установленном законодательством.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 6 октября 2016 года <номер изъят> ФИО1 был исключен из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 18 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 3 части 4 статьи 87 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области», а именно в связи со вступлением зарегистрированного кандидата ФИО1 в ряды иной политической партии (ЛДПР), чем политическая партия, в список кандидатов которой он включен.

В связи с указанным выше обстоятельством постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 6 октября 2016 года <номер изъят> вакантный депутатский мандат ФИО6 был передан ФИО5, находившемуся в списке кандидатов в региональной группе № 6 Ангарская № 1 под вторым номером.

ФИО1 считает принятие указанных постановлений Избирательной комиссией Иркутской области незаконным и необоснованным, так как в соответствии с подпунктом «в» пункта 18 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 3 части 4 статьи 87 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» кандидат исключается из списка кандидатов в связи со вступлением зарегистрированного кандидата в ряды иной политической партии, чем политическая партия, в список кандидатов которой он включен.

Административный истец полагает, что принимая постановления <номер изъят> Избирательной комиссией Иркутской области не было учтено, что в соответствии с пунктом 4.7 Устава Либерально-демократической партии России член ЛДПР имеет право свободно выйти из партии по письменному заявлению в орган, принявший его в партию.

В соответствии с пунктом 4.11 Устава заявление подается в первичное, местное или региональное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии.

ФИО1 4 октября 2016 года было направлено письменное заявление координатору Иркутского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» <данные изъяты> о добровольном выходе из партии ЛДПР.

Указанное заявление было направлено почтовой связью с описью вложения, о чем имеются подтверждающие данный факт доказательства.

Кроме того, ФИО1 4 октября 2016 года предпринималась попытка лично вручить данное заявление в Иркутском региональном отделении политической партии «Либерально-демократической партии России» (<адрес изъят>), однако в приеме заявления ему было отказано.

Считает, что учитывая положения статьи 2, подпункта «в» пункта 2 статьи 21, Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», предусматривающие добровольность выхода из политической партии, а также то, что ФИО1 были предприняты все необходимые действия для прекращения членства в политической партии ЛДПР в соответствии с Уставом данной партии, ФИО1 полагает, что основания для принятия постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 6 октября 2016 года <номер изъят> отсутствовали.

ФИО1 считает, что принятие данного постановления нарушило его право на избрание в орган государственной власти.

Административный истец просит Постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 06 октября 2016 года <номер изъят> «Об исключении зарегистрированного кандидата ФИО1 из областного списка кандидатов, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» отменить.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель адвокат Кровушкина А.А., действующая на основании ордера, административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме, представили возражения на заявления представителя заинтересованных лиц Иркутского областного отделения Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» и ФИО5 – ФИО4 о возмещении расходов на участие представителя по делу, в которых просили во взыскании судебных расходов в заявленных суммах отказать в полном объеме.

В судебном заседании представители Избирательной комиссии Иркутской области ФИО2 и ФИО3 исковые требования не признали, поддержали доводы возражений на административные исковые требования ФИО1, просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Иркутского областного отделения Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» – ФИО4, действующий на основании доверенности, поддержал доводы возражений на административный иск, просил в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать, представил суду заявление о взыскании с ФИО1 в пользу Иркутского отделения Политической партии КПРФ судебных расходов на оплату услуг представителя по данному делу.

Заинтересованное лицо – Иркутское региональное отделение политической партии Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Ранее в судебном заседании его представитель – ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1, суду пояснила, что ФИО1 04 октября 2016 года устно обращался в Иркутское региональное отделение по вопросу о выходе из ЛДПР, ему было разъяснено, что по данному вопросу он должен обращаться к координатору Иркутского регионального отделения ЛДПР <данные изъяты>, письменных заявлений о выходе из ЛДПР ФИО1 в региональное отделение не поступало, что решения о выходе ФИО1 из членов партии ЛДПР Иркутское региональное отделение Политической партии ЛДПР не принималось, полагала, что на момент рассмотрения настоящего дела ФИО1 является членом ЛДПР.

Заинтересованное лицо – ФИО5, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица депутата Законодательного Собрания Иркутской области ФИО5 – ФИО4, действующий на основании доверенности, поддержал доводы возражений на административный иск, просил в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать, представил суду заявление о взыскании в пользу ФИО5 с ФИО1 судебных расходов на оплату услуг представителя по данному делу.

Прокурор отдела Иркутской областной прокуратуры Валеева Ю.Р. в заключении по делу, полагала, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 административных исковых требований.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в соответствии со ст. ст. 22, 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 11 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 года № 51-ОЗ «Об Избирательной комиссии Иркутской области» Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 5 декабря 2012 года № 51/5-ЗС «О назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области» (опубликовано в Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области от 16 января 2013 г. № 51, (том 2)) были назначены членами Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса следующие лица: <данные изъяты>.

Указом Губернатора Иркутской области от 14 декабря 2012 года № 401-уг «О назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса» (опубликован в газете «Областная» от 19 декабря 2012 г. № 142 (1017)) членами Избирательной комиссии Иркутской области назначены следующие лица: <данные изъяты>.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 10 декабря 2013 года <номер изъят> «Об избрании председателя Избирательной комиссии Иркутской области (опубликованном в журнале «Вестник Избирательной Комиссии Иркутской области») в соответствии с частями 3, 10 статьи 13, части 11 статьи 14 Закона Иркутской области «Об Избирательной комиссии Иркутской области» ее председателем избран <данные изъяты>.

Проверяя соблюдение порядка принятия обжалованного постановления, суд установил, что в соответствии с пунктом 16 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 11 статьи 22, частью 2 статьи 36, частями 1, 10, 12 статьи 41 Закона Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 02 августа 2013 года <номер изъят> «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»» (опубликованного в журнале «Вестник Избирательной Комиссии Иркутской области», 2013, № 9) (далее – Список) был зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, выдвинутый ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в количестве 109 человек (л.д. 37-48).

Из указанного выше Списка, зарегистрированного постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 02 августа <номер изъят>, следует, что в Общеобластную часть списка под номером «4» включен ФИО6

Согласно разделу Списка «Региональные группы кандидатов» в него входит раздел «Региональная группа № 6 Ангарская №1», в который под номером «1» включен ФИО1, депутат Думы Ангарского муниципального образования, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, член Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», секретарь комитета Ангарского городского отделения КПРФ. В этом же разделе списка под номером «2» включен ФИО5, депутат Думы г. Ангарска, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, член Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Из постановления Избирательной Комиссии Иркутской области от 11 сентября 2013 года <номер изъят> «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва» (опубликованного в журнале «Вестник Избирательной Комиссии Иркутской области», 2013 г., № 11-12) следует, что выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по областному избирательному округу и по 22 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными. Как следует из Списка избранных депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по областному избирательному округу от ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» под номером «4» указан депутат ФИО6 (л.д. 34-36).

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что по результатам выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, состоявшихся 8 сентября 2013 года, областной список ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусмотренной статьей 81 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области», получил 5 мандатов, что указано в постановлении Избирательной комиссии Иркутской области от 11 сентября 2013 года <номер изъят>.

В связи с отказом ФИО8 от получения депутатского мандата и постановле­нием внеочередного бюро Комитета ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КПРФ от 12 сентября 2013 года, его мандат был передан ФИО9 (региональная группа № 7, Ангарская № 2) (постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 19 сен­тября 2013 года <номер изъят>).

После досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва ФИО6, избранного в составе областного списка кандидатов политической партии КПРФ, в соответствии со статьями 81, 87 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» его мандат должен был быть передан региональной группе № 6 Ангарская № 1.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 06 октября 2016 года <номер изъят> «Об исключении зарегистрированного кандидата ФИО1 из областного списка кандидатов, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (л.д. 32), принятым на основании подпункта «в» пункта 18 статьи 71 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пункта 3 части 4 статьи 87 Закона Иркутской области от 06 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области ФИО1 (региональная группа № 6 Ангарская №1) исключен из допущенного к распределению мандатов депутатов Законодательного собрания Иркутской области второго созыва областного списка кандидатов, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Согласно выписке из протокола заседания Избирательной комиссии Иркутской области от 06 октября 2016 года <номер изъят> (л.д. 27-31) на этом заседании присутствовало 11 избранных членов Избирательной комиссии с правом решающего голоса в составе: <данные изъяты>, приглашенные лица: <данные изъяты>.

Легитимность Избирательной комиссии на момент принятия оспариваемого постановления судом проверена и сомнений не вызывает.

Проверяя наличие кворума на заседании Избирательной комиссией Иркутской области на заседании от 06 октября 2016 г., на котором было принято обжалованное постановление <номер изъят>, суд установил, что согласно численному составу членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса, избранных в состав комиссии и присутствующих на заседании от 06 октября 2016 года, кворум для голосования и принятия решений по вопросам повестки дня имеется.

В повестку дня данного заседания были включены следующие, относящиеся к предмету данного судебного разбирательства вопросы: под номер 2 повестки – «Об исключении зарегистрированного кандидата ФИО1 из областного списка кандидатов, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»; под номером 2 повестки – «О передаче вакантного мандата депутата Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва зарегистрированному кандидату из областного списка кандидатов, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ФИО5».

По второму вопросу повестки дня слушали <данные изъяты>, постановили – исключить зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области ФИО1 (региональная группа № 6 Ангарская № 1) из допущенного к распределению мандатов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва областного списка кандидатов, выдвинутого Иркутским ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», опубликовать данное постановление в журнале «Вестник Избирательной комиссии Иркутской области» и направить для опубликования в газету «Областная». За принятие данного решения члены Избирательной комиссии Иркутской области голосовали единогласно. (Постановление <номер изъят>).

По третьему вопросу повестки дня слушали <данные изъяты>, которая предложила передать вакантный мандат депутата Законодательного Собрания Иркутской области ФИО6 в связи с его избранием депутатом Государственной Думы Российской Федерации и исключением ФИО1 из областного списка, допущенных к распределению мандата, ФИО5, следующего за ФИО1 по списку, а также пояснения <данные изъяты>.

По данному вопросу повестки дня постановили – передать вакантный мандат депутата Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва зарегистрированному кандидату из областного списка кандидатов, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ФИО5 (региональная группа № 6 Ангарская №1), опубликовать данное постановление в журнале «Вестник Избирательной комиссии Иркутской области» и направить для опубликования в газету «Областная». За принятие данного решения члены Избирательной комиссии Иркутской области голосовали единогласно (Постановление <номер изъят>).

Вопрос законности постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 06 октября 2016 года <номер изъят> о передаче вакантного мандата депутата Законодательного Собрания Иркутской области кандидату в депутаты ФИО5 к предмету данного судебного разбирательства не относится.

Законность передачи вакантного мандата депутата Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва зарегистрированному кандидату из областного списка кандидатов, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» для его распределения в региональную группу № 6 Ангарская №1 никем в судебном заседании не оспаривается и у суда сомнений не вызывает.

Установив указанные выше обстоятельства, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к убеждению, что Избирательной комиссией Иркутской области соблюден порядок принятия оспариваемого административным истцом постановления.

На основании копии протокола Пленума Комитета Ангарского местного отделения КПРФ от 17 февраля 2015 г. ФИО1 был исключен из КПРФ (л.д. 154).

Как следует из оспариваемого постановления, решение Избирательной комиссии Иркутской области об исключении ФИО1 (региональная группа № 6 Ангарская № 1) из областного Списка, допущенного к распределению мандатов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва областного списка кандидатов, выдвинутого Иркутским ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», было принято в соответствии с подпунктом «в» пункта 18 статьи 71 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пункта 3 части 4 статьи 87 Закона Иркутской области от 06 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» в связи со вступлением ФИО1 в другую партию.

Проверяя довод о вступлении ФИО1 в члены Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, Избирательная комиссия Иркутской области до принятия постановления об исключении из Списка ФИО1 направила соответствующий запрос координатору Иркутского регионального отделения ЛДПР <данные изъяты> (письмо от 29 сентября 2016 г. исх. <номер изъят> л.д. 50).

Согласно ответу координатора Иркутского регионального отделения ЛДПР <данные изъяты> от 30 сентября 2016 г. <номер изъят> ФИО1 является членом политической партии (л.д. 52), в соответствии с решением координационного совета Иркутского регионального отделения ЛДПР от 27 июня 2016 г.

Кроме того, данное обстоятельство подтверждено представленной административным истцом копией протокола заседания координационного совета Иркутского регионального отделения ЛДПР от 27 июня 2016 г. (л.д. 53-54), в котором в списке лиц, принятых в члены Политической партии ЛДПР, под номером «14» указан ФИО1

Также из копии протокола внеочередной конференции Иркутского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России от 02 июля 2016 г. (л.д. 55-78) ФИО1 был выдвинут в качестве кандидата в депутаты от ЛДПР в Думу Ангарского городского округа по одномандатному избирательному округу № 3 (л.д. 62).

Данное обстоятельство подтверждается представленной суду копией Списка кандидатов по одномандатному избирательному округу № 3 при проведении дополнительных выборов депутата Думы Ангарского городского округа первого созыва, выдвинутого Иркутским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, заверенного Ангарской территориальной избирательной комиссией. В данном Списке указан ФИО1 (л.д. 79).

Решением Ангарской территориальной избирательной комиссии от 13 июля 2016 г. <номер изъят> «О заверении списка кандидатов по одномандатному избирательному округу № 3, выдвинутых избирательным объединением Иркутское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, при проведении дополнительных выборов депутата Думы Ангарского городского округа первого созыва» подтверждается включение в этот список ФИО1 (копия решения л.д. 80-82).

Из представленной Ангарской территориальной избирательной комиссией копии заявления кандидата в депутаты Думы Ангарского городского округа первого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 ФИО1 следует, что ФИО1 дал свое согласие выдвинувшему его избирательному объединению Иркутскому региональному отделению Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России баллотироваться по этому округу и указал о своем членстве в этой политической партии (л.д. 83).

Факт вступления ФИО1 в Политическую партию ЛДПР - Либерально-демократической партии России подтверждается также представленной Ангарской территориальной избирательной комиссией копией справки от 05 июля 2016 г., выданной координатором Иркутского регионального отделения ЛДПР <данные изъяты> (л.д. 84).

Согласно решению Ангарской территориальной избирательной комиссии от 26 июля 2016 г. <номер изъят> «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа первого созыва по одномандатному избирательному округу № 3» ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа от ЛДПР (л.д. 85-86).

Оценив указанные выше доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о доказанности факта вступления ФИО1 27 июня 2016 г. в члены ЛДПР, осуществления им прав члена ЛДПР на участие в выборах в депутаты Думы Ангарского городского округа первого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 в качестве кандидата от ЛДПР и наличия данной информации у Избирательной комиссии Иркутской области на момент принятия обжалованного постановления об исключении ФИО1 из областного Списка кандидатов, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Проверяя довод ФИО1 о его выходе из состава ЛДПР суд установил, что ФИО1 посредством почтовой связи направил ценное письмо по месту нахождения координатора Иркутского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России <данные изъяты> почтовое отправления с заявлением о выходе из ЛДПР, приложив к нему членский билет <номер изъят>, что подтверждается копией квитанции <номер изъят> от 04 октября 2016 г., выданного почтой России, копией описи вложения в ценное письмо (л.д. 13-15).

Как предусмотрено частями 1 и 3 статьи 23 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О политических партиях», членство в политической партии является добровольным и индивидуальным, прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

В соответствии со статьей 4.11. Устава Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, принятого на XIII съезде ЛДПР от 13 декабря 2001 года, с изменениями на 26 марта 2016 г., член ЛДПР на основании личного письменного заявления может добровольно выйти из партии. Заявление подается в первичное, местное или региональное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Решение о снятии с партийного учета принимается органом, принявшим ранее решение о снятии данного гражданина в члены ЛДПР.

Таким образом, выход из Политической партии ЛДПР является добровольным и не связан с принятием решения региональным отделением о снятии этого лица с партийного учета (выхода из партии), осуществившим прием в члены партии этого лица. Вместе с тем, выход из Политической партии ЛДПР обусловлен подачей письменного обращения члена ЛДПР о выходе из партии в первичное, местное или региональное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию соблюдения порядка выхода из партии возлагается на ФИО1, утверждавшего в судебном заседании, что он не является членом Политической партии ЛДПР.

Из материалов дела следует, что ФИО1 направил в адрес координатора Иркутского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России <данные изъяты> ценное письмо с заявлением о выходе из партии и членский билет, представив суду подтверждающие это утверждение доказательства.

Учитывая положения части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации о юридически значимых сообщениях заявления, согласно которым, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним, суд приходит к выводу о выполнении ФИО1 требований статьи 4.11. Устава Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России о письменном обращении члена партии с заявлением о выходе из нее в соответствующее региональное отделение партии.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <номер изъят>, направленного ФИО1 письмо с заявлением о выходе из членов Политической партии ЛДПР поступило в место вручения 07 октября 2016 года, не было получено адресатом и по истечению срока хранения было возвращено и находится на хранении с 21 декабря 2016 года в почтовом отделении по месту отправки.

При указанных выше обстоятельствах доводы представителя заинтересованного лица – Иркутского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России ФИО7 о том, что с письменным заявлением ФИО1 в региональное отделение ЛДПР не обращался и является в настоящее время членом ЛДПР не могут быть приняты судом во внимание. То обстоятельство, что согласно данным официального сайта Почта России www.pochta.ru направленное ФИО1 ценное письмо с почтовым идентификатором <номер изъят> не было получено координатором Иркутского регионального отделения Политической партии ЛДПР <данные изъяты>, юридического значения для дела не имеет.

Как следует из положений подпункта «в» пункта 18 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 06 октября 2016 года) зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, или в список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, исключается из указанного списка в случае вступления зарегистрированного кандидата в члены иной политической партии, чем политическая партия, в список кандидатов которой он включен.

Аналогичное положение закреплено в пункте 3 части 4 статьи 87 Закона Иркутской области от 06 апреля 2011 г. № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (в ред. от 29 апреля 2016 года), предусматривающее, что зарегистрированный кандидат, включенный в областной список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, или в областной список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, исключается из указанного списка в случае вступления зарегистрированного кандидата в члены иной политической партии, чем политическая партия, в список кандидатов которой он включен.

Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 административных исковых требований, так как решение об исключении ФИО1 (региональная группа № 6 Ангарская № 1) из областного Списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», принято надлежащим органом (Избирательной комиссией Иркутской области), при наличии необходимого кворума, с соблюдением установленного порядка, требования об опубликовании данного обжалованного постановления соблюдены, положения подпункта «в» пункта 18 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 06 октября 2016 года) и пункта 3 части 4 статьи 87 Закона Иркутской области от 06 апреля 2011 № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (в ред. от 29 апреля 2016) применены правильно, так как факт вступления ФИО1 27 июня 2016 г. в члены ЛДПР доказан собранными по делу доказательствами, и это обстоятельство является основанием для исключения ФИО1 из данного Списка.

Довод ФИО1, о том, что при регистрации его в качестве кандидата в депутаты от ЛДПР для участия в муниципальных выборах он не был исключен из Списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, выдвинутого ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», а такое исключение состоялось после его выхода из состава ЛДПР, правового значения для дела не имеет, так как действующим законодательством не установлено какого-либо временного ограничения на принятие постановления об исключении из областного Списка кандидатов.

Кроме того, юридическое значение этот Список имеет на момент выборов в представительные органы власти, кандидаты для избрания в депутаты которых включены в этот Список или осуществления повторного голосования и повторных выборов, дополнительных выборов, замещения вакантных депутатских мандатов, исключения зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, из списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поэтому при наступлении обстоятельств для замещения вакантного депутатского мандата в Законодательное Собрание Иркутской области Избирательная комиссия Иркутской области имела правовые основания как для исключения из Списка кандидатов, так и для передачи вакантного мандата кандидату, включенному в Список, в соответствии с установленной для этого методикой.

Как предусмотрено статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В ходе рассмотрения дела представителем Иркутского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО4 подано заявление о возмещении судебных издержек на оказание юридической помощи в сумме 40000,00 рублей. В качестве доказательств понесенных заинтересованным лицом расходов суду представлен договор на оказание юридических услуг от 09 января 2017 года, заключенный между Иркутским областным отделением Политичесой партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и ФИО4 Согласно п. 3.1. стоимость услуг представителя по этому договору составляет 40000,00 рублей, как предусмотрено п. 1.3. этого договора услуга считается выполненной в полном объеме с момента принятия судом первой инстанции судебного акта, свидетельствующего об окончании производства по делу. В подтверждение факта оплаты оказанных услуг представителя суду представлена копия расходного ордера от 09 января 2017 года о выдаче ФИО4 суммы в размере 40000,00 рублей (л.д. 173-174).

Также в судебном заседании представителем ФИО5 - ФИО4 подано заявление о возмещении судебных издержек на оказание юридической помощи в сумме 40000,00 рублей. В качестве доказательств понесенных заинтересованным лицом расходов суду представлен договор на оказание юридических услуг от 20 января 2017 года, заключенный между ФИО5 и ФИО4 Согласно п. 3.1. стоимость услуг представителя по этому договору составляет 40000,00 рублей, как предусмотрено п. 1.3. этого договора услуга считается выполненной в полном объеме с момента принятия судом первой инстанции судебного акта, свидетельствующего об окончании производства по делу. В подтверждение факта оплаты оказанных услуг представителя суду представлена расписка от 20 января 2017 года о получении ФИО4 от ФИО5 суммы в размере 40000,00 рублей в оплату юридической помощи (л.д. 176-177).

Разрешая заявления о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, принимая во внимание положения ст. 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о разумном размере понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя, сложность дела и количество,а судебных заседаний по этому делу, разъяснения, приведенные в п. 6, 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», возражения административного истца в отношении оплаты заявленных судебных расходов и их неразумном размере, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявлений представителя Иркутского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и ФИО5 – ФИО4 о взыскании в их пользу с ФИО1 расходов на услуги представителя по этому делу в размере по 5000,00 рулей в пользу каждого, во взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в большем размере следует отказать.

Доводы возражений ФИО1 о том, что на момент подачи заявления о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя, услуга представителем в соответствии с положениями п. 1.3. договора на оказание юридических услуг от 09 января 2017 года, заключенного с Иркутским областным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», и договор на оказание юридических услуг от 20 января 2017 года, заключенного с ФИО5, не является выполненной в полном объеме, о том, что представителем не представлено надлежащих доказательств факта оплаты по этому договору, судом проверены и признаны несостоятельными.

Из буквального толкования положений пункта 1.3. указанных выше договоров, идентичных по содержанию, следует, что услуга считается выполненной в полном объеме с момента принятия судом первой инстанции судебного акта, свидетельствующего об окончании производства по делу. Таким образом, услуга считается оказанной, в момент принятия судом решения по делу. Довод ФИО1 о недоказанности факта оплаты услуг представителя ФИО5 опровергается представленной в судебное заседание представителем ФИО5 распиской от 20 января 2017 года о получении им от ФИО5 по договору об оказании юридических услуг от 20 января 2017 года в оплату юридической помощи суммы в размере 40000,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 106, 112, 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 06 октября 2016 года <номер изъят> «Об исключении зарегистрированного кандидата ФИО1 из областного списка кандидатов, выдвинутого Иркутским областным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - отказать.

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, судебные расходы на оплату услуг представителя в пользу заинтересованного лица Иркутского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в размере 5000,00 рублей, а также в пользу заинтересованного лица ФИО5 в размере 5000,00 рублей.

Во взыскании с ФИО1 расходов на оплату услуг представителя в большем размере Иркутскому областному отделению Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», ФИО5 – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Судья А.С. Папуша