ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-228/2021 от 26.10.2021 Томского областного суда (Томская область)

70OS0000-01-2021-000164-96

Дело № 3а-228/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2021 года Томский областной суд в составе

председательствующего судьи Кулинченко Ю.В.

при секретаре Нетесове И.М.

помощнике судьи Ц.

с участием представителя административного истца ФИО1

представителя административного ответчика ФИО2,

прокурора Семитко С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело № 3а-228/2021 по административному исковому заявлению ФИО3 к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании не действующими нормативных правовых актов в части,

установил:

ФИО3 обратился в Томский областной суд с административным иском к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, в котором просит признать не действующими со дня принятия пункт 30 перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, определенного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 г., пункт 29 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, определенного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 г., пункт 29 перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, определенного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №105-о от 29 ноября 2018 г., пункт 28 перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, определенного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №99-о от 27 ноября 2019 г., пункт 25 перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год, определенного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 118-о от 25 ноября 2020 г., в части включения в перечни нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником названного нежилого здания. Полагает, что включение данного объекта в оспариваемые Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядку определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденному постановлением Администрации Томской области № 454а от 03.12.2014, нарушает его права, незаконно обязывает уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости здания, значительно увеличивая налоговую базу. Считает, что нежилое здание, принадлежащее ему на праве собственности, не обладает признаками объекта, подлежащего налогообложению, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Помещения в здании не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Нежилые помещения в здании используются под картинную галерею. Офисные помещения, предназначенные для сдачи в аренду в здании отсутствуют. Торговая деятельность в указанных помещениях не осуществляется.

Определением суда от 22 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено областное государственное бюджетное специализированное учреждение «Областное имущественное казначейство».

Определением Томского областного суда от 26 октября 2021 г. производство по данному административному делу в части требования административного истца о признании не действующим пункта 30 распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 28.11.2016 № 96-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год» прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.

На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца ФИО3 и представителя заинтересованного лица ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В ходе судебного заседания представитель административного истца ФИО4 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области ФИО2 заявленные требования не признала. Пояснила, что ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» в отношении спорного здания проведено обследование и составлен акт о его фактическом использовании. Согласно акту от 26 февраля 2016 г. в указанном здании располагаются торговые помещения, площадь которых составляет 57,74% от общей площади всего здания. Следовательно, спорные объекты недвижимости включены в Перечень на 2017 год правомерно. В последующем фактическое обследование спорных помещений не проводилось, они включены в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 года на основании акта от 26 февраля 2016 г.

В представленных письменных возражениях ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» поддержало доводы административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Семитко С.Е., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, проверив оспариваемые распоряжения на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствует нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Установлено, что с 2008 года административному истцу ФИО3 принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14 июля 2021 г. (л.д. 7-12).

Распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 28 ноября 2016 года № 96-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год», от 29 ноября 2017 года № 85-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», от 29 ноября 2018 года № 105-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год», от 27 ноября 2019 года № 99-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год», от 25 ноября 2020 г. №118-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены перечни объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечни).

В соответствии с пунктом 30 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года, пунктом 29 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года, пунктом 29 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года, пунктом 28 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 99-о от 27 ноября 2019 года, пунктом 25 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 118-о от 25 ноября 2020 года в указанные Перечни включено нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/.

Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 данного Кодекса.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Таким образом оспариваемые распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области подлежат применению к административному истцу в период их действия при взимании налога на имущество физических лиц за 2018, 2019, 2020, 2021 года. При этом трехлетний срок, в пределах которого может быть подано заявление о зачете или о возврате сумм уплаченного налога на имущество физических лиц за 2018, 2019, 2020, 2021 года не истек.

Соответственно, оспариваемыми в части нормативными правовыми актами затрагиваются права ФИО3 как налогоплательщика, он вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.

Оспариваемые административным истцом в части нормативные правовые акты регулируют отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативным правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Действующим на момент принятия оспариваемых распоряжений пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливалось, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Постановлением Администрации Томской области №454а от 3 декабря 2014 года утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №1); создана комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение №3).

В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.

По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решение комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а при его отсутствии – председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).

Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения об определении перечня объектов для целей налогообложения.

Департамент по управлению государственной собственностью Томской области согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области № 68 от 11 июня 2013 года, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделен правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на официальном сайте (пункт 10).

Таким образом, Департамент принимает распоряжение об утверждении перечней на основании рекомендательных решений комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.

Материалами дела подтверждено, что протоколом заседания комиссии №4 от 23 ноября 2016 г. утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2017 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость. Данный перечень был утвержден комиссией на основании проведенного 18.02.2016 обследования с целью определения вида фактического использования.

Протоколом заседания комиссии №6 от 15.11.2017 утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2018 год, ранее включенных в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2017 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 28.11.2016 № 96-о.

Протоколом заседания комиссии №8 от 30.10.2018 Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2019 год, ранее включенных в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2018 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 № 85-о.

Протоколом заседания комиссии №10 от 28.10.2019 Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2020 год ранее включенных в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2019 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 № 105-о.

Протоколом заседания комиссии №11 от 30.10.2020 Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области рекомендовано утвердить сводный перечень объектов недвижимости на 2021 год ранее включенных в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019 г. № 99-о.

Из содержания указанных протоколов заседания комиссии следует, что в заседании принимали участие более половины ее членов.

Оспариваемые распоряжения приняты Департаментом на основании указанных решений комиссии, изложенных в соответствующих протоколах заседаний, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном нормативными правовыми актами: постановлением Губернатора Томской области №68 от 11 июня 2013 года, постановлением Администрации Томской области №454а от 03 декабря 2014 года.

Распоряжения с приложениями официально опубликованы в полном соответствии со статьей 30 Закона Томской области №9-ОЗ от 7 марта 2002 года «О нормативных правовых актах Томской области», статьей 6 Закона Томской области №19-ОЗ от 12 мая 2000 года «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» на официальном интернет-портале «Электронная администрация Томской области» https://tomsk.gov.ru в разделе нормативные правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети «Интернет» http://dugs.tomsk.gov.ru.

Таким образом, оспариваемые административным истцом в части распоряжения приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к порядку и процедуре принятия, официально опубликованы для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспариваются.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых в части распоряжений требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что федеральный законодатель указал критерии, при наличии которых нежилое здание, помещения признаются объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость.

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В действовавшей с 1 января 2017 года редакции статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1, 2).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25 августа 2021 г. (л.д. 13), земельный участок по адресу: /__/, имеет вид разрешенного использования «многопрофильные учреждения дополнительного образования».

Спорный объект недвижимости имеет наименование – нежилое здание; назначение – нежилое.

Из технического паспорта объекта, составленного по состоянию на 12 ноября 2003 г., также не следует, что назначение помещений позволяло отнести их к офисным либо помещениям, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания (все помещения в техническом паспорте поименованы как «основное», «подсобное», «туалет», «коридор», «лестничная клетка»).

Таким образом, спорные помещения в указанном здании не могли быть включены в перечень по формальным признакам, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета.

Следовательно, для того, чтобы признать рассматриваемые помещения в здании по /__/ предназначенными для использования в целях административного, коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административный ответчик должен доказать, что более 20% общей площади здания фактически используется для указанных целей.

Установлено, что обследование здания на предмет фактического использования помещений в нем проводилось в 2016 году, о чем в материалы дела представлен акт №01-28/2016-49/01 от 26 февраля 2016 г. о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения, согласно которому площадь помещений торгового или офисного назначения, расположенных в здании по /__/ составляет /__/ кв.м. (57,74% от общей площади нежилого здания), в том числе по результатам визуального осмотра объект используется под размещение багетной мастерской, картинной галереи и магазина «Художник».

На основании сведений, зафиксированных в указанном акте обследования, принадлежащее административному истцу нежилое здание включено в Перечень объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №96-о от 28 ноября 2016 г.

В связи с отказом административного истца от иска предметом спора распоряжение № 96-о от 28 ноября 2016 г. не является.

Согласно объяснениям представителя Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и представленным протоколам заседаний Комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества в 2017, 2018, 2019, 2020 годах именно акт от 26.02.2016 послужил основанием для включения нежилого здания в оспариваемые перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 года.

Нормативный правовой акт - перечень объектов для целей налогообложения является нормативным актом с ограниченным сроком действия и применяется в течение определенного налогового периода, соответственно, юридически значимые обстоятельства, позволяющие включить объект в перечень, должны быть подтверждены в установленном законом порядке применительно к каждому налоговому периоду.

Поскольку при решении вопроса о включении спорных нежилых помещений в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 года обследование здания и помещений в нем в предусмотренном порядке в 2017, 2018, 2019 и 2020 годах не проводилось, сведения о фактическом использовании помещений в Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области отсутствовали, включение нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 года не соответствуют нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, заявленные ФИО3 требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части (абзац 3 пункта 1 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50).

Поскольку судом было установлено, что оспариваемые нормы в части введены без какого-либо обоснования, в нарушение установленной процедуры, что и явилось основанием для признания нормативных правовых актов не действующими в части, суд, в пределах представленной им дискреции, с учетом приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, признает их не действующими вне зависимости от реализации права гражданином на основании данных нормативных правовых актов.

Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является задачей административного судопроизводства, а оспариваемые положения распоряжений Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №85-о от 29 ноября 2017 г., № 105-о от 29 ноября 2018 г., № 99-о от 27 ноября 2019 г., № 118-о от 25 ноября 2020 г. вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, со дня их принятия, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты указанных перечней подлежат признанию не действующими со дня принятия распоряжений.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.

В соответствии с ч.1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

При подаче административного иска ФИО3 уплачена государственная пошлина в размере 1200 рублей, которые подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 29 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.

Признать не действующим со дня принятия пункт 29 перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год», в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.

Признать не действующим со дня принятия пункт 28 перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 99-о от 27 ноября 2019 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год», в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.

Признать не действующим со дня принятия пункт 25 перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 118-о от 25 ноября 2020 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год», в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru).

Взыскать с Департамента управления государственной собственностью Томской области в пользу ФИО3 1200 рублей в счет возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий