ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-229/2022 от 28.03.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-229/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 год г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при ведении протокола секретарем Александровой И.В.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Варгузова С. И. об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования,

установил:

решением Совета депутатов городского округа Щёлково Московской области от 20.10.2021 № 281/35-69-НПА утвержден генеральный план городского округа Щёлково Московской области.

Варгузов С.И. (далее административный истец) будучи жителем и депутатом Совета депутатов городского округа Щёлково Московской области обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим решение Совета депутатов об утверждении генерального плана городского округа Щёлково Московской области, как принятый в противоречии с положениями федерального законодательства, нормативными правовыми актами муниципального образования. В качестве оснований с учетом дополнений указал, на то, что согласно градостроительного законодательства при подготовке генерального плана проводятся публичные слушания, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой администрации в представительный орган местного самоуправления. На основании протоколов публичных слушаний подготавливается заключение о результатах публичных слушаний.

Согласно п.п.7, п. 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в заключении должны быть указаны аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний. Уставом муниципального образования предусмотрена форма заключения о результатах публичных слушаний. Вместе с тем, аргументированные рекомендации о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками слушаний предложений и замечаний в заключение по результатам общественных обсуждений по вопросам принятия генерального плана не были включены. Само заключение и протоколы публичных слушаний не были представлены депутатам на заседание 20.10.2021года.

Кроме того, в день заседания Совета депутатов по принятию генерального плана были направлены исправленные карты, которые входят в состав генерального плана, что привело к нарушению действующего Регламента по принятию решений. В тот же день на заседание Совета представлено заключение Щелковского городского прокурора, в котором выявлено наличие в проекте генерального плана, положений противоречащих требованиям законодательства. Данный документ прокуратуры не был представлен депутатам и не был учтен при голосовании, что в целом привело к нарушению его права на возможность ознакомления с документами.

В местном печатном издании был опубликован документ территориального планирования в редакции, за который депутаты не голосовали. Так в положение о территориальном планировании неправомерно были внесены поправки, а именно в п.5 раздела 2.6 внесен новый абзац (стр.65); в разделе 2.7 «Местоположение полезных ископаемых» второй абзац изложен в новой редакции (стр.70); раздел 2.7 «Приаэродромная территория», в четвертый абзац внесены поправки (стр.71). За внесение данных поправок депутаты не голосовали.

В судебном заседании Варгузов С.И. поддержал заявленные требования, пояснил, что он участия в заседании Совета депутатов 20.10.2021 года не принимал, за принятие генерального плана не голосовал. Полагает, что замечания изложенные прокурором подлежали учету, вместе с тем, при их принятии следовало соблюсти процедуру внесения изменений в проект генерального плана.

Представитель Совета депутатов городского округа Щёлково Московской области возражал относительно заявленных требований, полагал, что нормативный правовой акт принят с соблюдением процедуры его принятия. На заседании Совета депутатов 20.10.2021 года депутатам было представлено заключение Щёлковской городской прокуратуры Московской области, содержащее замечания необходимые для устранения. О замечаниях депутаты были проинформированы и решение Советом принято с учетом их устранения. Замечания касались технических поправок в положение о территории планировании, каких-либо изменений разработчиком в генеральный план не вносилось.

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в судебном заседании возражал против заявленных требований, указав, что при принятии генерального плана городского округа Щёлково Московской области соблюдены требования градостроительного законодательства к процедуре подготовки и утверждения генерального плана, в том числе порядку проведения публичных слушаний.

Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Также обратил внимание, что на указанное решение после его принятия вынесен протест Щёлковской городской прокуратуры от 09.12.2021 № 2610ж-2021, в котором указано на необходимость генеральный план городского округа Щёлково Московской области в части положений о приаэродромной территории привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В настоящее время Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области подготовлен проект о внесении изменений в отдельные нормы положения о территориальном планировании генерального плана городского округа Щелково Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Щелково Московской области от 20.10.2021 № 281/35-69-НПА в части отображения на картографическом материале границ приаэродромной территории, утвержденной в соответствии с требованиями законодательства. Проект проходит стадии согласования и готовится к передачи на Совет для рассмотрения вопроса о его утверждении. Просит суд по заявленному требованию Варгузова С.И. в полном объеме отказать.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В. полагавшего, что оснований для удовлетворения заявленных требований Варгузова С.И. в ходе рассмотрения дела не установлено, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Варгузов С.И. является жителем муниципального образования городского округа Щёлково Московской области, принимал участие в общественных обсуждениях по проекту генерального плана округа, приносил замечания и предложения, является депутатом Совета депутатов городского округа, следовательно, в силу положений приведенной выше нормы является субъектом правоотношений возникающих из оспариваемого нормативного акта.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Территориальное планирование в силу части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе генеральные планы городских округов (пункт 3 часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 8, пункту 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.

Содержание генерального плана городского округа, порядок его подготовки, принятия, утверждения и опубликования, а также особенности согласования проекта генерального плана городского округа регулируются положениями статей 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Положениями подпункта в пункта 2 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 29 постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» также разъяснил, что при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Положение о подготовке проектов документов территориального планирования муниципальных образований Московской области и направления их на утверждение в представительные органы местного самоуправления городского округ, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1169/51,определяетпорядок подготовки проектов генеральных планов городских округов и направления их на утверждение в представительные органы местного самоуправления городского округа (далее – Положение).

Решение о подготовке проекта генерального плана в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ принимается главой местной администрации городского округа.

Пунктом 1 части 4 статьи 2 закона Московской области от 24.07.2014 №106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» предусмотрено, что правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по подготовке генеральных планов городских округов.

В соответствии с Положением о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области № 689/35 от 02.10.2018, Комитет является уполномоченным органом по подготовке проектов генеральных планов.

В соответствии с пунктами 2.4-2.6 Положения Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области осуществляет подготовку проекта решения о подготовке проекта документа территориального планирования муниципального образования. Проект решения уполномоченного органа о подготовке проекта документа территориального планирования муниципального образования подлежат рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области. После получения протокола заседания Градостроительного совета Московской области уполномоченный орган принимает решение о подготовке проекта документа территориального планирования муниципального образования. Решение о подготовке проекта документа территориального планирования муниципального образования оформляется распоряжением уполномоченного органа.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, на заседании Градостроительного совета Московской области от 21.05.2019 года принято решение об одобрении подготовки документа территориального планирования городского округа Щелково Московской области.

Распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 29.05.2019 года № 28РВ-224 принято решение о подготовке генерального плана городского округа Щелково Московской области.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.07.2010 № 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Согласно статье 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по территориальному планированию городского округа.

Целью правового института публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений является обеспечение участия жителей муниципального образования в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по вопросам, которые могут затронуть права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Во исполнение приведенных выше норм на заседании Градостроительного совета Московской области от 08.10.2019 года принято решение о направлении генерального плана городского округа Щёлково Московской области в орган местного самоуправления городского округа Щёлково Московской области для организации и проведения публичных слушаний.

Письмом от 14.10.2019 № 28Исх-29454/06-02 Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области уведомил орган местного самоуправления о необходимости обеспечить организацию и проведение публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Щёлково Московской области.

Публичные слушания по проекту генерального плана городского округа Щёлково Московской области назначены постановлением Главы городского округа Щелково от 16.10.2019 № 148 «О проведении публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Щелково Московской области». Срок проведения публичных слушаний определен с 18.10.2019 по 12.12.2019года.

Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в общественно-политической газете городского округа Щёлково «Время» от 18.10.2019 № 40/1 (14636) и размещено на официальном сайте Администрации городского округа Щёлково.

Указано, что выставка-экспозиция демонстрационных материалов проекта генерального плана расположена по адресу: <данные изъяты>.

Как следует из материалов представленных стороной административного ответчика, в ходе проведения публичных слушаний составлен в период с 19.11.2019 по 02.12.2019 составлен 85 протоколов с указанием предложений и замечаний участников публичных слушаний.

Возможность выразить свое мнение по проекту генерального плана в период проведения экспозиции была предоставлена всем жителям городского округа Щёлково Московской области, желающим участвовать в публичных слушаниях.

Как видно из материалов в комиссию по проведению публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Щёлково поступило 26826 предложений и замечаний, в том числе замечания поступили от административного истца Варгузова С.И.

В соответствии с заключением по результатам публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Щёлково Московской области от 16.12.2019 года Комиссией по проведению публичных слушаний принято решение, согласно которому процедура проведения публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Щёлково соблюдена и соответствует требованиям законодательства РФ, Московской области и городского округа Щёлково Московской области. Публичные слушания по проекту генерального плана городского округа Щёлково Московской области признаны состоявшимися.

Из содержания Заключения следует, что все замечания и обращения его участников были рассмотрены, организатором публичных слушаний в соответствии с пунктом 5 части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации даны аргументированные рекомендации о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных замечаний и предложений.

Заключение по результатам публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Щёлково Московской области размещено на официальном сайте Администрации городского округа Щёлково и опубликовано в общественно-политической газете городского округа Щёлково «Время» № 49/1 (14645) от 16.12.2019.

Таким образом, порядок проведения публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Щёлково Московской области соответствует положениям градостроительного законодательства.

Довод административного истца о том, что заключения по результатам публичных слушаний не отражают, каким образом приняты разработчиком к сведению его замечания и предложения как участника публичных слушаний являются несостоятельными, поскольку нормы Градостроительного кодекса РФ не возлагают на организаторов публичных слушаний выражать мнение по предложенным замечаниям и предложениям участников публичных слушаний.

Принимая во внимание, что замечания и предложения административного истца зафиксированы в протоколе и заключении публичных слушаний, то отсутствую основания полагать, что действиями административного ответчика нарушены права административного истца.

Судом также установлено, что заключение и протоколы публичных слушаний письмом Администрации городского округа Щёлково от 19.12.2019 № 172-01Исх-18155Т направлены разработчику проекта генерального плана городского округа Щёлково в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для корректировки проекта генерального плана городского округа Щёлково.

В соответствии с пунктом 2.11 Положения уполномоченный орган рассматривает заключение о результатах публичных слушаний и протоколы публичных слушаний, содержащие положения о согласии или несогласии с проектом документа территориального планирования. По итогам рассмотрения проект документа территориального планирования подлежит доработке в соответствии с заключением о результатах публичных слушаний и повторному направлению для рассмотрения на заседании Градостроительного совета Московской области.

На заседании Градостроительного совета Московской области от 29.12.2020 года принято к сведению положительное заключение о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Щёлково Московской области от 16.12.2019 года, одобрен проект генерального плана городского округа Щёлково Московской области и рекомендовано Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области обеспечить направление проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления городского округа Щёлково Московской области для принятия решения по его утверждению.

Протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).

Письмом Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 30.12.2020 № 28Исх-54595/06-02 в Совет депутатов городского округа Щёлково направлены проект генерального плана городского округа Щёлково Московской области для обеспечения процедуры утверждения.

Представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Таким образом, при принятии генерального плана городского округа Щёлково Московской области соблюдены требования градостроительного законодательства к процедуре подготовки и утверждения генерального плана, в том числе порядку проведения публичных слушаний.

В дополнениях к административному исковому заявлению административный истец указывает, что в положение о территориальном планировании генерального плана неправомерно были внесены поправки которые не прошли общественные обсуждения. Так, в п. 5 раздела 2.6 внесен новый абзац (стр. 65); в разделе 2.7 «Месторождения полезных ископаемых», второй абзац изложен в новой редакции (стр. 70); в разделе 2.7, «Приаэродромная территория», в четвертый абзац внесены поправки (стр. 71).

Также указывает, что за внесение этих поправок депутаты не голосовали.

Указные доводы судом проверены и установлено следующее.

В день заседания Совета депутатов городского округа Щёлково 20.10.2021 года поступило заключение Щёлковской городской прокуратуры № 14-591в-2021 (л.д.51 том 1) из которого следует, что положений, закрепленных в проекте, достаточно для достижения заявленной цели правового регулирования, вместе с тем отдельные положения не соответствуют требованиям действующего законодательства. Замечания касались неполного изложения приведенного законодательства в подразделе 2.6 –планируемые мероприятия по охране окружающей среды и характеристика зон с особыми условиями использования территории положения о территориальном планировании; цифровое значение приведенной отсылочной нормы Воздушного кодекса РФ в части порядка использования зон приаэродромной территории приведено ошибочно.

О получении указанного заключения Щёлковской городской прокуратурой депутаты Совета депутатов городского округа Щёлково были проинформированы заместителем Председателя Совета депутатов городского округа Щёлково, что подтверждается представленным в материалы дела протоколом заседания Совета депутатов городского округа Щёлково № 35 от 20.10.2021 года.

На заседании Советом было принято оспариваемое решение с учетом устранения замечаний в положении о территориальном планировании изложенные прокурором, которые носили технический характер, что не требовало соблюдения повторного согласования и обсуждения проекта генерального плана. Каких-либо изменений разработчиком в представленный к утверждению проект генерального плана не вносилось.

Решения Совета депутатов городского округа Щелково Московской области от 20.10.2021 № 281/35-69-НПА «Об утверждении Генерального плана городского округа Щелково Московской области» официально опубликовано в общественно-политической газете городского округа Щёлково «Время» № 40/3 (14739) 27.10.2021 года с учетом учтенных замечаний.

Поскольку изложенное дает суду основания прийти к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, постольку правовые основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.

Судом также установлено, что после принятия оспариваемого решения 09.12.2021 года в Совет депутатов городского округа Щёлково поступил протест № 2610ж-2021 Щёлковской городской прокуратуры на Генеральный план городского округа Щёлково, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Щёлково Московской области

Решением Совета депутатов городского округа Щёлково Московской области № 303/39 от 15.12.2021 года протест Щёлковской городской прокуратуры от 09.12.2021 № 2610ж-2021 удовлетворен и поручено администрации городского округа Щёлково Московской области привести генеральный план в соответствие с требованиями законодательства.

В настоящее время в установленном порядке приаэродромная территория аэродрома Чкаловский не утверждена.

На основании обращения Совета депутатов городского округа от 17.12.2021 с целью удовлетворения протеста прокуратуры Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области подготовлен проект о внесении изменений в отдельные нормы положения о территориальном планировании генерального плана городского округа Щёлково Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Щелково Московской области от 20.10.2021 № 281/35-69-НПА.

На момент рассмотрения данного дела Щёлковской городской прокуратурой проведена правовая и антикоррупционная экспертиза проекта решения «О внесении изменений в отдельные нормы положения о территориальном планировании генерального плана городского округа Щелково в ходе которой несоответствие норм требованиям законодательства, нарушения правил юридической техники и коррупциогенные факторы не выявлены.

Таким образом, генеральный план проходит процедуру внесения изменений в части отображения на картографическом материале границы приаэродромной территории, утвержденной в соответствии с требованиями законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.178-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Варгузова С. И. о признании недействующим решение Совета депутатов городского округа Щёлково Московской области от 20.10.2021 №238/35-69-НПА «Об утверждении генерального плана городского округа Щёлково Московской области»– отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 31.03.2022г.

Судья М.Ю. Елизарова