ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-22/18 от 05.12.2018 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-22/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 5 декабря 2018 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием представителя административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Катерухиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Региональной общественной организации поддержки граждан с активной жизненной позицией «Опасность в промедлении»,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации Региональной общественной организации поддержки граждан с активной жизненной позицией «Опасность в промедлении» (далее также – Организация, РОО РМЭ «Опасность в промедлении»), учетный номер <...>, ИНН 1216997012, ОГРН 1141200000270, с исключением сведений о ней из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что в период с
<...> по <дата> Управлением была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), в результате которой выявлено, что Организация деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет, а также допустила нарушения законодательства в своей деятельности.

<дата> по результатам проверки Управлением внесено представление Правлению Организации об устранении указанных в акте проверки нарушений в срок до <дата>.

В связи с тем, что Организацией в указанный срок нарушения не устранены, <дата> Управлением принято решение о приостановлении деятельности юридического лица до <дата>.

На момент подачи в суд административного искового заявления о ликвидации Организации (<дата>) нарушения административным ответчиком не устранены, информация, свидетельствующая о принятых мерах по устранению нарушений, в Управление не поступала.

В связи с тем, что имеется неустранение в срок, установленный территориальным органом государственной регистрации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, обратился в суд с заявлением о его ликвидации.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Катерухина О.С. административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика РОО РМЭ «Опасность в промедлении» в судебное заседание не явился. Ее руководитель – Председатель Лапшин В.В. извещен о месте и времени судебного заседания телефонограммой. Судебная корреспонденция, направленная по юридическому адресу Организации, а также по месту жительства
Лапшина В.В., возвращается с отметкой «истек срок хранения». Сведениями об ином месте нахождения Организации суд не располагает. Таким образом, применительно к положениям статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) судебные извещения считаются доставленными адресатам. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац 2 пункта 3 статьи 54 ГК РФ).

Заинтересованное лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле своего представителя для участия в судебном заседании не направило, отзыв не представило, извещено надлежащим образом.

С учетом изложенного суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл <дата> принято решение о регистрации Региональной общественной организации поддержки граждан с активной жизненной позицией «Опасность в промедлении» при ее создании.

Сведения об Организации внесены в единый государственный реестр юридических лиц <дата> за основным государственным регистрационным номером <...>.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» закреплены обязанности общественного объединения. В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части 1).

На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от <дата><...> Управлением в период с <...> по <дата> проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации уставным целям и законодательству.

По итогам проверки Управлением составлен акт от <дата>, в котором отражены выявленные нарушения норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и устава Организации. Также в результате проверки установлено, что юридическое лицо деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет. Возражения относительно акта проверки от Организации не поступили.

Так, в ходе проверки были выявлены следующие нарушения:

В нарушение требования части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», подпункта 1 пункта 5 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абзацев 5, 7 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организацией в Управление не представлены документы, требуемые для проведения плановой документарной проверки.

Согласно указанным правовым нормам в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

- представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

- допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

- оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В нарушение требования части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организация:

за 2015 – 2017 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена возможность ознакомления с ними;

2) не соблюдает нормы, предусмотренные ее уставом:

- положения пунктов 2.1 и 2.2 устава – Организация деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет. Документов, свидетельствующих об осуществлении уставной деятельности, к проверке не представлено;

- положения пунктов 5.1 и 5.1.6 устава – Общее собрание членов деятельность не осуществляет, документов по осуществлению деятельности высшим органом управления Организации в Управление не представлено;

- положения пунктов 5.3 и 5.3.1 устава – Правление Организации деятельность не осуществляет, документов по осуществлению деятельности Правлением Организации в Управление не представлено;

- положения пунктов 5.4, 5.4.1 – 5.4.5 устава – Ревизор деятельность не осуществляет. Документов, подтверждающих осуществление деятельности Ревизором, к проверке не представлено, кроме того, срок полномочий Ревизора истек <дата>.

3. В нарушение требования пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету, в Организации отсутствует смета доходов и расходов (финансовый план).

В соответствии с положениями статьи 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

<дата> Управление внесло в адрес Правления Организации представление <№> о допущенных нарушениях и установило срок их устранения до <дата>.

Ввиду неустранения нарушений распоряжением начальника Управления от <дата><...> деятельность Организации была приостановлена до <дата>.

Представление и решение о приостановлении деятельности общественного объединения не обжалованы.

Обоснованность представления об устранении нарушений закона, а также решения Управления о приостановлении деятельности Организации у суда сомнений не вызывают. Срок, установленный для устранений нарушений, отвечает требованиям разумности.

При этом корреспонденция, которая неоднократно направлялась Управлением по юридическому адресу Организации, возвращается с отметкой «истек срок хранения», то есть считается доставленной адресату в соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ и позицией, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами». Информация, доведенная до Организации посредством электронной почты, оставлена адресатом без ответа. Данные об изменении своего местонахождения для того, чтобы Управление имело возможность осуществлять контроль за соблюдением общественным объединением требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных ее учредительными документами, Организация регистрирующему органу не сообщала.

Каких-либо мер по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации Организация не предпринимала и до настоящего времени их не устранила. Сведения о причинах, по которым нарушения законодательства не были устранены, либо о наличии объективных обстоятельств, препятствовавших их устранению, ни административному истцу, ни суду не представлены.

Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нежелании административного ответчика исполнять требования закона, осуществлять деятельность, предусмотренную учредительными документами, об отсутствии намерения привести деятельность Организации в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом «Об общественных объединениях». Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация (статья 7 названного Федерального закона).

Согласно статье 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, возложена на общественные объединения статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 названного Федерального закона.

В части 1 статьи 44 закона в качестве оснований ликвидации указаны:

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Таким образом, неустранение общественным объединением в срок, установленный Управлением, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является самостоятельным основанием для его ликвидации по решению суда.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии по настоящему делу обстоятельств, которые закон признает основанием для ликвидации Организации.

Требование о ликвидации Организации предъявлено в суд территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление о ликвидации Организации подлежит удовлетворению.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации (часть 4 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Поскольку наличие нарушений в деятельности РОО РМЭ «Опасность в промедлении» установлено в ходе судебного разбирательства, никаких мер к устранению названных нарушений принято не было, уставную деятельность Организация не осуществляет, суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 157, 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.

Ликвидировать Региональную общественную организацию поддержки граждан с активной жизненной позицией «Опасность в промедлении», учетный номер <...>, ИНН 1216997012, ОГРН 1141200000270, с исключением сведений о ней из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Э.И. Салихова

Мотивированное решение составлено 10 декабря 2018 года