Дело № 3а-22/2018
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Цериградских И.В.
при секретаре Батура Н.С.
с участием прокурора Чердаковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <...> в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании недействующим в части решения Совета Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области от <...>№ <...> «Об утверждении Генерального плана Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области»,
у с т а н о в и л:
Решением Совета Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области от <...>№ <...> утвержден генеральный план Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного решения в части. В обоснование требований указано, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы д. Гауф Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области включены лесные участки лесного фонда Азовского немецкого национального района Степное лесничество, Азовского сельского участкового лесничества урочище «Г. сельское поселение», а именно: в квартале 41 выделы 5, 6.
Названные лесные участки на основании свидетельств о государственной регистрации права находятся в федеральной собственности.
Однако при издании оспариваемого решения согласование проекта генерального плана в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено.
Ссылаясь на нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, а также положений Федерального закона от <...> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановления Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от <...>№ <...> «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», просит признать оспариваемое решение недействующим в части включения в границы Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области перечисленных лесных участков лесного фонда (л.д. 4-9).
В судебном заседании представитель административного истца Сухих А.С. заявленные требования поддержал.
Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области Федоров Е.А. требования административного истца поддержал (письменный отзыв – л.д. 61-62).
Представитель административного ответчика – С. Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенный о слушании дела, в судебном заседании участия не принимал, в письменном отзыве, ссылаясь на письмо Рослесхоза указал, что проекты генеральных планов Березовского сельского поселения и Г. сельского поселения одновременно направлялись на согласование, процедура согласования была проведена в отношении Березовского сельского поселения, однако в отношении Г. сельского поселения не проведена ввиду отсутствия информации, что генеральный план затрагивает границы лесного фонда. Отсутствуют доказательства того, что на момент принятия генерального плана выделы 5 и 6 относились к землям лесного фонда. Материалы лесоустройства урочища «Г. сельское поселение» Азовского сельского участкового лесничества Степного лесничества Омской области, на основании которых ФГБУ «Р.» дано заключение подготовлены в 2016 г., то есть после принятия оспариваемого решенияГ. сельского поселения (л.д. 67-68, 108).
Представители заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Р.» в лице Омского филиала, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Управления Росреестра по Омской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Россрестра» по Омской области в судебном заседании участия не принимали, о слушании дела извещены надлежащим образом (л.д. 109-112).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Чердаковой Е.П., полагавшей требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <...> № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ)
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений (пункт 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов городского поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 19 статьи 4 Устава Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (далее - Устав) (л.д. 70-101).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Представительным органом местного самоуправления Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области является С. Г. сельского поселения (статьи 18,19 Устава).
По вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, Уставом, С. Г. сельского поселения принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения (часть 1 статьи 20, часть 3 статьи 38 Устава).
В целях реализации предоставленных полномочий С. Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области <...> принял решение№ <...> «Об утверждении Генерального плана Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области», которое подписано главой Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, размещено на официальном интернет портале Правительства Омской области http://azov.omskportal.ru
Таким образом, решение С. Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области от <...>№ <...> «Об утверждении Генерального плана Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области» принято уполномоченным органом в пределах компетенции.
Доводы административного истца о том, что генеральный план Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области не прошел согласования и принят с нарушением требований федерального законодательства судом проверены.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Особенности и порядок перевода земель из одной категории в другую регулируются нормами Федерального закона от <...> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон от <...> № 172-ФЗ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от <...> № 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьи 25 настоящего кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случаях, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
На момент принятия оспариваемого решения такой порядок был утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от <...>№ <...> «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1.2 Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений (далее - заключение).
В случае неполучения органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в срок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, заключения проект документа территориального планирования считается согласованным (пункт 1.3. Порядка).
По правилам пункта 2.2 Порядка Министерство регионального развития Российской Федерации в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования (пункт 2.3 Порядка).
В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство регионального развития Российской Федерации готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
В сводном заключении указывается, на основании каких заключений федеральных органов и протоколов согласительных совещаний подготовлено такое заключение.
Сводное заключение подписывается руководителем Министерства регионального развития Российской Федерации (заместителем руководителя Министерства, уполномоченным на подписание сводных заключений) (пункт 2.4 Порядка).
Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...>).
Пунктом 4 указанного Постановления предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до <...> согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.
Оспариваемым генеральным планом в границы д. Гауф Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области включены лесные участки лесного фонда Азовского немецкого национального района Степное лесничество, Азовского сельского участкового лесничества урочище «Г. сельское поселение», а именно: в квартале 41 выделы 5, 6.
Данное обстоятельство подтверждено заключением Федерального государственного бюджетного учреждения «Р.» от <...>, основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения (л.д. 12-14).
Право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки подтверждено представленным свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра (л.д. 16, 66).
Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от <...> проект генерального плана Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области на рассмотрение в Федеральное агентство Лесного хозяйства не поступал (л.д. 17).
Ссылка административного ответчика на то, что согласование генерального плана сельского поселения не проведено, поскольку отсутствовала информация о том, что генеральный план затрагивает границы лесного фонда, опровергается совокупностью доказательств, представленных административным истцом, в том числе схемой расположения проекта границ населенных пунктов Г. сельского поселения Азовского муниципального района на материалах лесоустройства Азовского сельского участкового урочища «Г. сельское поселение» лесничества Степного лесничества Омской области (л.д. 15).
Доводы об использовании материалов лесоустройства 2016 г., которые подготовлены после принятия оспариваемого решения, не могут быть приняты во внимание.
Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФГБУ «Р.» <...> пояснила, что при подготовке заключения были использованы материалы лесоустройства 1986 года, которые актуализированы на 2016 г., поддержала ранее данное заключение, подготовленное по материалам лесоустройства, генерального плана сельского поселения с применением специального программного обеспечения.
Доводы об отсутствии доказательств об отнесении на момент принятия генерального плана выделов 5 и 6 к землям лесного фонда судом не могут быть приняты во внимание.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца, указанные земельные участки относятся к зеленым зонам, никогда не относились к другой категории земель.
В соответствии с частью 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Кроме того, указанная информация содержится в государственном лесном реестре, что предусмотрено статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации, она является доступной и могла быть получена административным истцом.
Анализируя вышеназванные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы д. Гауф Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.
Таким образом, при издании решения С. Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области от <...>№ <...> «Об утверждении Генерального плана Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области» согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом отсутствовало.
Следовательно, решение об утверждении генерального плана населенного пункта, принятое без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, принято с нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с абзацем 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...>№ <...> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку генеральный план фактически применялся, оспариваемое решение подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Муниципальный вестник Г. сельского поселения» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
признать недействующим со дня вступления настоящего решения в силу решение С. Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области от <...>№ <...> «Об утверждении Генерального плана Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области» в части включения в границы д. Гауф Г. сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Омская область, Азовский немецкий национальный район, Степное лесничество, Азовское сельское участковое лесничество урочище «Г. сельское поселение» в квартале 41 выделы 5, 6.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Цериградских И.В.