ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-22/20 от 12.02.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–22/2020

УИД 26OS0000-04-2019-000256-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 12 февраля 2020 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Гапот Н.А.,

с участием: представителей административного ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Р.С.А., Ф.В.В., представителя заинтересованного лица Думы Ставропольского края С.Н.Ю., представителя заинтересованного лица Губернатора Ставропольского края Б.Е.Л., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края К.И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.И.С., К.В.В. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании недействительными положений пунктов 11 во взаимосвязи с пунктом 12 Порядка назначения и выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24 мая 2019 года № 163,

установил:

К.И.С., К.В.В. обратились в суд с административным иском к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании недействительными положений пунктов 11 во взаимосвязи с пунктом 12 Порядка назначения и выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24 мая 2019 года № 163.

В обоснование требований указано, что на основании Закона Ставропольского края от 13.12.2018 года № 104-кз, принятого Думой Ставропольского края от 29.11.2018 года и вступившего в силу 15.12.2018 года после опубликования на официальном сайте интернет-портала правовой информации Ставропольского края от 14.12.2018 года, 10.02.2019 года административным истцам была присвоена категория граждан «Дети войны» с вручением бессрочно действующих на территории Ставропольского края удостоверений «Дети войны».

В соответствии со статьей 3.1.указанного закона в редакции от 24.05.2019 года № 33-КЗ административным истцам произведена выплата по 5000 рублей путем зачисления на сберегательные книжки.

25.06.2019 года без согласия. В.В. у нее со сберегательной книжки была изъята указанная выплата в сумме 5000 рублей муниципальным учреждением «Управление социальной поддержки населения администрации города Пятигорска».

18.07.2019 года К.И.С., получивший 24.06.2019 года в Сбербанке указанную выплату в сумме 5000 рублей был уведомлен Управлением о незаконности получения указанной выплаты с требованием о ее возврате в срок до 20.08.2019 года в добровольном порядке или о взыскании указанной выплаты в судебном порядке.

В Письме Управление обосновывает свои действия пунктами 11 и 12 Порядка назначения и выплаты гражданам РФ, относящимся к категории «Дети войны», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24.05.2019 года № 163, согласно которым при снятии с регистрационного учета по месту жительства в связи с выездом за пределы Ставропольского края гражданин обязан в десятидневный срок письменно уведомить об этом орган местного самоуправления. Суммы денежной выплаты, излишне выплаченные гражданину, возмещаются им добровольно, а в случае возникновения спора, взыскивается органом местного самоуправления в судебном порядке.

Административные истцы считают, что положения пункта 11 во взаимосвязи с пунктом 12 Порядка являются дискриминационными в части утраты права на получение ежегодной денежной выплаты гражданам категории «Дети войны» после снятия их с регистрационного учета в Ставропольском крае, нарушающими положения части 2 статьи 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от места жительства и других обстоятельств, а также часть 2 статьи 55 Конституции РФ.

13.12.2018 года принят Закон Ставропольского края. 10.02.2019 года в соответствии с законом административным истцам выданы бессрочно действующие удостоверения граждан категории «Дети войны», как постоянно проживающим на территории Ставропольского края на дату выдачи удостоверения.

10.04.2019 года административные истцы зарегистрированы по месту жительства в г. Москве. 30.07.2019 года - зарегистрированы по месту пребывания в Ставропольском крае.

24.05.2019 года принят подзаконный нормативно-правой акт Порядок, положения пунктов 11 и 12 которого отменяют социальные льготы административных истцов посредством ограничения получения этих льгот при выезде за пределы Ставропольского края.

Таким образом, Порядок установлен после издания Закона и после выдачи административным истцам бессрочно действующих удостоверений «Дети войны» с умалением их прав на получение социальных льгот посредством увязывания получения социальных льгот с постоянным местожительством в Ставропольском крае.

Административные истцы считают, что присвоенная 10.02.2019 года в силу закона категория «Дети войны» с выдачей бессрочно действующих на территории Ставропольского края удостоверений «Дети войны» не утратила юридическую силу и после их снятия с регистрационного учета по месту жительства в Ставропольском крае. Административные истцы не утратили право на получение социальной ежегодной денежной выплаты в соответствии с законом после постановки на регистрационный учет по месту жительства в г. Москве и последующей постановкой на регистрационный учет по месту пребывания в г. Пятигорске Ставропольского края.

Порядок реализации права на получение денежных выплат гражданами категории «Дети войны» в Ставропольском крае не должен препятствовать им в осуществлении иных, гарантированных Конституцией, прав и свобод, в частности права выбора места пребывания и жительства.

Порядок противоречит Закону о «Детях войны», поскольку в законе не установлено, что со сменой места жительства в Ставропольском крае на иное место жительства за пределами Ставропольского края, граждане РФ категории «Дети войны» Ставропольского края утрачивают право на социальные льготы категории «Дети войны», уже получившие статус гражданина категории «Дети войны» Ставропольского края.

Административные истцы просили суд: признать недействительными положения пунктов 11 во взаимосвязи с пунктом 12 Порядка назначения и выплаты гражданам РФ, относящимся к категории «Дети войны», утвержденного Приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24 мая 2019 года № 163 в части утраты права на ежегодную денежную выплату гражданам категории «Дети войны» при снятии их с регистрационного учета в Ставропольском крае и постановке на регистрационный учет в ином регионе Российской Федерации.

Судом к участию в процессе привлечена прокуратура Ставропольского края, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Ставропольского края, Дума Ставропольского края, муниципальное учреждение «Управление социальной поддержки населения администрации города Пятигорска».

В судебное заседание не явились: административные истцы К.В.В., К.И.С., представитель заинтересованного лица муниципального учреждения «Управление социальной поддержки населения администрации города Пятигорска», извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. В материалах дела имеются ходатайства административных истцов о рассмотрении дела в их отсутствие.

При таких обстоятельствах суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц, в порядке части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.

В силу части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а"), форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б"), процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в"); правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт "в"); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 КАС РФ).

В соответствии со статьей 62 частью 2 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в части 8 статьи 213 КАС РФ.

Статьей 1 Закона Ставропольского края от 13.12.2018 года № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае» определены граждане, которые относятся к категории «дети войны» - граждане Российской Федерации, родившиеся на территории Союза Советских Социалистических Республик, а также на иных территориях, которые на дату начала Великой Отечественной войны входили в его состав, не достигшие совершеннолетия на 03.09.1945 года и постоянно проживающие на территории Ставропольского края.

Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 13.12.2018 года № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае» вышеуказанным гражданам выдаются удостоверения. Удостоверение является бессрочным и действительно на территории Ставропольского края.

Статьей 4 Закона Ставропольского края от 13.12.2018 года № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае» установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период.

Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24.05.2019 года №163 утвержден Порядок назначения и выплат гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны».

Порядок утвержден в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 3.1 Закона Ставропольского края от 13.12.2018 года № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае», в соответствии с которым порядок назначения денежной выплаты устанавливается Правительством Ставропольского края или уполномоченным им органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 23 мая 2019 года № 228-п уполномоченным органом определено Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

На проект приказа «Об утверждении Порядка назначения и выплаты денежной выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны», письмом Прокуратуры Ставропольского края от 21.05.2019 года № 42-14-2019 дано положительное заключение.

Указанный приказ опубликован в установленном порядке на официальном Интернет-портале правовой информации Ставропольского края (http://pravo.stavregion.ru/), а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Дата опубликования: 24.05.2019 года, вступил в силу с 25.05.2019 года.

Согласно п. 4 Порядка денежная выплата осуществляются в беззаявительном порядке на основании имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления сведений о гражданах, получивших удостоверения, подтверждающие их принадлежность к категории «дети войны».

При этом, беззаявительный характер выплаты установлен в целях улучшения качества предоставления мер социальной поддержки, полагаясь на добросовестность граждан, которые в случае прекращения у них права на выплату (выезд за пределы Ставропольского края), будут уведомлять об этом орган социальной защиты.

Однако сам по себе факт наличия удостоверения, без постоянного проживания на территории Ставропольского края, не является основанием для получения выплаты, поскольку удостоверение действительно только на территории Ставропольского края.

Таким образом, удостоверение подтверждает право на выплату только жителям Ставропольского края.

Оспариваемые положения п.п. 11, 12 Порядка согласуются со ст. 1 Закона Ставропольского края от 13.12.2018 года № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае», предусматривающей отнесение к категории «дети войны» граждан, постоянно проживающих на территории Ставропольского края.

Положения п.п. 11, 12 Порядка не ограничивают права жителей Ставропольского края на меру социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты как «детям войны». При этом, положения данных пунктов в целом не могут нарушать права жителей других субъектов Российской Федерации, поскольку действие данного нормативного правового акта на них не распространяется.

С учетом положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации, при наличии возможности, вправе за счет собственных средств устанавливать дополнительные меры социальной поддержки гражданам пожилого возраста, проживающим на их территории.

Таким образом, право на получение установленных федеральными законами мер социальной поддержки имеют граждане независимо от их места жительства. Однако при установлении дополнительных мер социальной поддержки законами субъекта Российской Федерации и, соответственно, их финансирование за счет средств субъекта, право на получение таких мер социальной поддержки имеют только жители данного субъекта.

Субъекты Российской Федерации, устанавливая дополнительные меры социальной поддержки, руководствуются интересами жителей своего региона, особенностями социально-экономического статуса региона и финансовыми возможностями регионального бюджета.

При перемене гражданами места жительства субъект Российской Федерации, в который прибыл гражданин, не несет расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, установленных законами другого субъекта, равно как и субъект Российской Федерации, из которого гражданин выехал, не имеет расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, не проживающим на его территории.

При этом, отсутствие своевременного информирования о снятии с регистрационного учета в связи с выездом за пределы Ставропольского края влечет нецелевое расходование средств краевого бюджета и дальнейшее взыскание излишне выплаченных средств в судебном порядке.

Закон Ставропольского края от 13 декабря 2018 года № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае» был принят в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Мера социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты категории граждан «дети войны» введена с 22.05.2019 года Законом Ставропольского края от 21.05.2019 года № 33-кз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края».

Административные истцы с 10.04.2019 года уже были зарегистрированы и проживали в другом регионе. В связи с чем, они не могли относиться к гражданам, постоянно проживающим на территории Ставропольского края.

Информация о снятии административных истцов с регистрационного учета с 10.04.2019 года по причине их выезда за пределы Ставропольского края поступила в муниципальное учреждение «Управление социальной поддержки населения администрации города Пятигорска» из отдела по вопросам миграции отдела МВД России по городу Пятигорску 10.06.2019 года.

Таким образом, административные истцы, зарегистрировавшись по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации, заявили о праве на меры социальной поддержки в данном субъекте (письма отдела социальной защиты населения района Очаково-Матвеевское Управления социальной защиты населения Западного административного округа г.Москвы от 16.06.2019 № 6783/19 и № 6794/19 о назначении К.И.С. и К.В.В. ежемесячной денежной выплаты как ветеранам труда).

Из изложенного следует, что административные истцы признают себя жителями г. Москвы и получают соответствующие выплаты, претендуя на дополнительные меры социальной поддержки, установленные в Ставропольском крае для жителей Ставропольского края, что указывает на недобросовестность их намерений.

В данном случае истцами выбран неверный способ защиты права, поскольку признание незаконными положения пункта 11 и 12 Порядка не повлечет для них правовых последствий, как для жителей другого субъекта Российской Федерации.

Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного акта и полномочия органа, его принявшего, суд не находит нарушений действующего законодательства. Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, соблюдены его форма и вид, порядок принятия.

В ходе судебного разбирательства не установлено противоречий оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы административных истцов, в частности и потому, что они являются жителями другого субъекта Российской Федерации, на них не распространяются правоотношения, предусмотренные Порядком.

Положения пунктов 11 и 12 Порядка не содержат признаки норм, ухудшающих положение граждан, поскольку корреспондируют статье 1 Закона Ставропольского края № 104-кз, определяющего категорию «дети войны», как граждан, постоянно проживающих на территории Ставропольского края. Принадлежность граждан к данной категории дает им право на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежегодной денежной выплаты. Пункт 12 соответствует положениям статей 1102-1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый административными истцами нормативный акт принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, без нарушения прав и свобод административных истцов, опубликован и введен в действие в установленном законом порядке, не нарушает и иным образом не затрагивает права, свободы и законные интересы административных истцов, суд не усматривает оснований для признания его недействующим в части.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований К.И.С., К.В.В. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании недействительными положений пунктов 11 во взаимосвязи с пунктом 12 Порядка назначения и выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24 мая 2019 года № 163 – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, через Ставропольский краевой суд, принявший решение по первой инстанции.

Решение в окончательной форме изготовлено 19.02.2020 года.

Председательствующий судья М.М. Товчигречко