ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-230/19ПРИ от 21.08.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-230\19 Принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2019г. гор. Ярославль

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Колюховой М.А.,

с участием прокурора Бекеневой Е.В., представителей административного истца ООО «ОАЗИС» - генерального директора ФИО2, на основании доверенностей ФИО3 и ФИО4, представителей административного ответчика департамента лесного хозяйства Ярославской области на основании доверенностей ФИО5 и ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ОАЗИС» к департаменту лесного хозяйства Ярославской области о признании недействующим в части лесотехнического регламента ГКУ ЯО «Гаврилов-Ямское лесничество»,

Установил:

Приказом департамента лесного хозяйства Ярославской области от 23 ноября 2018г. № 1109 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и признании утратившими силу отдельных приказов департамента лесного хозяйства Ярославской области» утвержден лесохозяйственный регламент Государственного казенного учреждения Ярославской области «Гаврилов-Ямское лесничество».

Приказ с утвержденными лесохозяйственными регламентами опубликован в средстве массовой информации газете «Документ-Регион» 19 декабря 2018г. в № 109 (тома 1-8).

Лесохозяйственный регламент ГКУ ЯО «Гаврилов-Ямское лесничество» в главе 2 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины» содержит таблицу № 6 «Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента» (подраздел 2.1.1 раздела 2), таблицу № 7 «Расчетная лесосека для осуществления сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений» (подраздел 2.1.1 раздела 2), таблицу № 8 «Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) в средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при уходе за лесами» (подраздел 2.12 раздела 2), таблицу № 9 «Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок» (подраздел 2.1.3 раздела 2).

Раздел 2.17 указанного лесохозяйственного регламента «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов» содержит подраздел 2.17.3 «Требования к воспроизводству лесов (нормативы, параметры, сроки проведения мероприятий по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами)».

Подраздел 2.17.3 раздела 2.17 регламента содержит части: «Общие положения о воспроизводстве лесов», «Государственный мониторинг воспроизводства лесов», «Лесовосстановление», «Естественное лесовосстановление», «Искусственное лесовосстановление», «Комбинированное лесовосстановление», «Обработка почвы», «Выбор культивированной породы», «Посадка лесных культур», «Агротехнический уход и лесоводственный уход за лесными культурами», «Лесоразведение», «Уход за лесами», «Отнесение земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями», «Лесное семеноводство».

ООО «ОАЗИС» в административном исковом заявлении с учетом уточнения (т. 2 л.д. 80-81) просит признать недействующими таблицы № 6, № 7 в подразделе 2.1.1, № 8 в подразделе 2.1.2, № 9 в подразделе 2.1.3, отдельные положения подраздела 2.17.3, содержащиеся:

в части «Лесовосстановление»

- абзац 12, согласно которому на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, на которых в соответствии с Правилами лесовосстановления арендаторами лесных участков должно осуществляться искусственное или комбинированное лесовосстановление, посадка лесных культур должна быть произведена не позднее двух лет после подписания акта осмотра лесосеки;

в части «Искусственное лесовосстановление»

- абзац 17 в части слов: «Осеннее лесовосстановление в существующих параметрах не приводит к желаемым результатам, и, как правило, дальнейшие мероприятие по поддержанию и сохранению достигнутых характеристик часто безрезультатны. В связи с этим необходимо определить для осеннего лесовосстановления как мероприятия, проводимого не в лучшие агротехнические сроки, следующие количественные критерии – искусственное лесовосстановление в количестве не менее 4 тысяч штук сеянцев на 1 га, дополнение лесных культур не менее 85% от проектируемого количества (4 тысяч штук на 1 га)»;

в части «Агротехнический уход и лесоводственный уход за лесными культурами»

- абзац 8 в части слов «при весеннем лесовосстановлении и не менее 4 тысяч штук на 1 гектаре при осеннем лесовосстановлении»;

- абзац 13, согласно которому количество и кратность агротехнических уходов зависят от группы типов леса и категории лесокультурного фонда на лесокультурном участке, способа и качества обработки почвы, метода создания лесных культур, размеров применявшегося посадочного материала, биологических особенностей культивируемой породы, степенью заглушения лесных культур нежелательной растительностью и сложившихся погодных условий в текущем году, и не могут составлять менее чем 1 агротехнический уход в год создания лесных культур, и по 2 агротехнических ухода во второй и третий год выращивания лесных культур.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ООО «ОАЗИС» является арендатором лесного участка Гаврилов-Яимского лесничества. Оспариваемые положения лесотехнического регламента противоречат Правилам лесовосстановления, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016г. № 375, которые действовали в период принятия оспариваемого регламента. Абзацы 17, содержащийся в части «Искусственное лесовосстановление», не соответствует п. 37 Правил лесовосстановления, не учитывает особенности лесничества, которое располагается в зоне хвойно-широколиственных лесов с преобладанием влажных почв. Количество сеянцев и дополнение лесных культур до приживаемости установлено Правилами лесовосстановления.

Оспариваемые положения Агротехнического ухода и лесовосстановительного ухода за лесными культурами противоречит п. 44 Правил лесовосстановления. Количество уходов зависит от многих лесорастительных и погодных условий, степени зарастания лесных участков. Поэтому они осуществляются по мере необходимости, в связи с чем Правила лесовосстановления не устанавливает их количество и кратность. Установленное регламентом количество агротехнических уходов приведет к понуждении. Арендатора проводить эти работы, в том числе, на участках, которые не требует данных мероприятий. Правила лесовосстановления и иные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, не содержат положений, закрепленных в абзаце 12 части «Лесовосстановление». Данное положение регламента принято без учета того, что не всегда имеется возможность выполнить изложенные в этом абзаце требования, так как при подготовке лесного участка к созданию лесных культур в силу разных лесорастительных и погодных условий могут возникнуть препятствия, например, заболоченность и переувлажнение почв, требующих дополнительного времени для проведения осушительных мероприятий, планировку поверхности лесного участка, при необходимости провести мелиоративные работы, на что потребуется более длительный период времени.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 188 от 25.03.2019г. действующие ранее Правила лесовосстановления признаны утратившими силу. Однако с принятием новых Правил лесовосстановления содержат аналогичные положения, что и ранее действующие Правила.

Оспариваемыми положения регламента департамент дополнил нормативные правовые акты, принятые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В оспариваемых таблицах занижена расчетная лесосека лесничества, в том числе по породному составу, вследствие не проведения лесоустройства на всей территории Гаврилов-Ямского лесничества. В расчетных таблицах отражены данные, противоречащие Государственному лесному реестру.

Противоречие оспариваемых положений регламента препятствует получению ООО «ОАЗИС» положительного заключения департамента на проект освоения лесов.

В судебном заседании представители административного истца генеральный директор ООО «ОАЗИС» ФИО2 и на основании доверенностей ФИО3 и ФИО4 административные исковые требования поддержали.

Представители административного ответчика департамента лесного хозяйства Ярославской области на основании доверенностей ФИО5 и ФИО6 административные исковые требования не признали, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят департаментом в пределах своих полномочий, с соблюдением порядка, формы его принятия, требований о публикации нормативного правового акта в средстве массовой информации, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормам права, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права административного истца.

Прокурором Бекеневой Е.В. дано заключение об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Выслушав указанных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

ООО «ОАЗИС» является арендатором лесного участка в Гаврилов-Ямском лесничестве Ярославской области, в связи с чем на него распространяются положения лесохозяйственного регламента ГКУ ЯО «Гаврилов-Ямское лесничество». Тем самым, ООО «ОАЗИС» вправе оспорить положения указанного лесохозяйственного регламента.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007г. N 9 «О создании департамента лесного хозяйства Ярославской области» утверждено Положение о департаменте лесного хозяйства Ярославской области.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департамента лесного хозяйства Ярославской области департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере лесных отношений по проведению единой государственной политики и исполнительно-распорядительной деятельности в области лесного хозяйства, лесопользования на территории Ярославской области, по управлению в области использования, защиты, воспроизводства лесов на территории Ярославской области.

К полномочиям департамента лесного хозяйства Ярославской области относится, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (пункты 2.1, 3.1.1.3 Положения о департаменте).

Согласно пункту 4.1 вышеуказанного Положения департамент лесного хозяйства Ярославской области в пределах своих полномочий издает приказы, носящие нормативный характер.

Приказом Минприроды России от 27.02.2017г. N 72 утверждены состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений.

Из материалов дела следует, что разработка и согласование приказа департамента лесного хозяйства Ярославской области № 1109 от 23.11.2018г. «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и признании утратившими силу отдельных приказов департамента лесного хозяйства Ярославской области» осуществлена в соответствии с приказом Минприроды России от 27.02.2017г. N 72.

В соответствии с пунктом 13 Порядка разработки лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений, утв. приказом Минприроды РФ от 27.02.2017г. № 72 (далее – Порядок разработки регламентов), органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) на срок не менее 30 дней со дня размещения на официальном сайте, указав информацию о сроках ознакомления, адресе электронной почты или почтовом адресе для направления замечаний и предложений, а также другие сопроводительные документы при наличии.

В предложениях заинтересованных лиц излагается суть и краткое обоснование предложений, а также могут прикладываться в электронном виде либо на бумажных носителях обосновывающие материалы, в том числе схемы и графические материалы, отображающие предложения заинтересованных лиц. Представленные материалы возврату не подлежат.

По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний в течение 30 дней орган государственной власти или орган местного самоуправления организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.

12 сентября 2018г. департамент разместил на официальном сайте в сети «Интернет» проекты лесохозяйственных регламентов лесничеств, предоставив возможность ознакомления с проектом заинтересованным лицам и предоставления ими предложений и замечаний по проекту.

Приказ об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств был принят 23 ноября 2018г.

Положения Порядка разработки регламентов не предусматривают обязательную публикацию проекта лесохозяйственных лесничеств после доработки в связи с поступившими предложениями и замечаниями.

В связи с этим доводы представителей административного истца, высказанные в судебном заседании, о том, что до принятия приказа доработанный проект не был размещен в сети «Интернет», не могут быть приняты во внимание.

Приказ департамента лесного хозяйства Ярославской области от 23.11.2018г. № 1109 прошел регистрацию в правовом управлении Правительства Ярославской области 26 ноября 2018г. с присвоением государственного регистрационного номер 12-8371 и опубликован в средстве массовой информации.

Тем самым, оспариваемый нормативный правовой акт принят департаментом лесного хозяйства Ярославской области в пределах полномочий, с соблюдением порядка, формы принятия, требований о государственной регистрации акта и публикации в средстве массовой информации.

Утверждения представителей административного истца о том, что при принятии нормативного правого акта не была проведена оценка регулирующего воздействия на субъекты предпринимательской деятельности, расцениваются как необоснованные.

В соответствии ч. 1 ст. 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - оценка регулирующего воздействия) проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 1.1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в статьях 1,2 Закона Ярославской области от 26.12.2014г. N 93-з «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».

Согласно пункту 34 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Порядок принятия лесохозяйственных регламентов урегулирован федеральным нормативным правовым актом (Порядком разработки лесохозяйственных регламентов и порядок внесения в них изменений, утв. приказом Минприроды РФ от 27.02.2017г. № 72), в котором не содержится предписаний о проведении подобного рода оценки.

Тем самым, из положений указанных норм права не следует, что при принятии лесохозяйственных регламентов не требуется проведение оценки регулирующего воздействия.

Оснований полагать, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам права, имеющим большую юридическую силу, не имеется.

Состав лесохозяйственного регламента Гаврилов-Ямского лесничества соответствует разделу II Порядка разработки лесохозяйственных регламентов.

Оспариваемые положения абзаца 17 в части «Искусственное лесовосстановление» в подразделе 2.17.3, предусматривающие для осеннего лесовосстановления, как мероприятия, проводимого не в лучшие агротехнические сроки, следующие количественные критерии – искусственное лесовосстановление в количестве не менее 4 тысяч штук сеянцев на 1 га, дополнение лесных культур не менее 85% от проектируемого количества (4 тысяч штук на 1 га), не могут расцениваться как противоречащие нормам права, имеющих большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 37 Правил лесовосстановления, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375, которые действовали в период разработки и принятия лесохозяйственного регламента, на вырубках таежной зоны и зоны хвойно-широколиственных лесов на свежих, влажных и переувлажненных почвах первоначальная густота культур, создаваемых посадкой сеянцев, должна быть не менее 3 тысяч на 1 гектаре, на сухих почвах и в лесостепной зоне - 4 тысяч штук на 1 гектаре. При создании лесных культур посевом семян число посевных мест по сравнению с указанными нормами густоты культур при посадке сеянцев увеличивается на 20%. При посадке лесных культур саженцами, сеянцами с закрытой корневой системой допускается снижение количества высаживаемых растений до 2,0 тысяч штук на 1 гектаре (для саженцев дуба с закрытой корневой системой до 1,0 тысячи штук на 1 гектаре).

Пунктом 47 этих же Правил предусматривалось, что дополнению (посадке взамен погибших растений) подлежат лесные культуры с приживаемостью 25 - 85%.

Тем самым, оспариваемые положения абзаца 17 в части «Искусственное лесовосстановление» в подразделе 2.17.3 соответствуют указным нормам Правил лесовосстановления. Установление в порядке искусственного лесовосстановления в количестве не менее 4 тысяч штук сеянцев на 1 га нельзя расценить как противоречие вышеприведенным пунктам Правил лесовосстановления, так как пунктом 37 Правил установлено количество сеянцев, меньше которого не может предусматриваться лесохозяйственным регламентом. Запрета на установление большего количества сеянцев Правилами лесовосстановления не предусматривалось.

Установленное количество, как это следует из содержания лесохозяйственного регламента, обусловлено неблагоприятными условиями осеннего лесовосстановления. Как указано в этом же абзаце, в большинстве случаев лучшим сроком посадки и посева лесных культур является ранняя весна, до начала распускания почек, осеннее лесовосстановление в существующих параметрах не приводит к желаемым результатам.

Абзац 8 части «Агротехнический уход и лесоводственный уход за лесными культурами» подраздела 2.17.3 раскрывает понятие и цель агротехнического ухода. Одной из целей агротехнического ухода является сохранение нормативного количества жизнеспособных культивируемых пород. Поэтому упоминание в этом абзаце нормативного количества культивируемых пород при весеннем лесовосстановлении, которое соответствует пункту 37 Правил лесовосстановления, не свидетельствует о противоречии данного положения регламента нормам права, имеющим большую юридическую силу.

В пункте 44 вышеуказанных Правил лесовосстановления содержался перечень видов агротехнического ухода и лесоводственного ухода. Периодичность и количества этих уходов не была указана.

В абзаце 13 части «Агротехнический уход и лесоводственный уход за лесными культурами» подраздела 2.17.3 лесохозяйственного регламента установлены минимальные кратности и количество агротехнического ухода. Установление минимальных значений агротехнического ухода направлено на достижение целей агротехнического ухода – улучшений условий светового и корневого питания культивируемых деревьев, обеспечение сохранности нормативного количества культивируемых пород.

Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Минприроды РФ от 29.06.2016г. N 375, утратили силу в связи с принятием приказа Минприроды РФ от 25.03.2019г. N 188, которым утверждены Правил лесовосстановления, состав проекта лесовосстановления, порядок разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений.

Пунктом 43 Правил лесовосстановления, утв. приказом Минприроды РФ от 25.03.2019г. № 188, предусмотрено, что на вырубках таежной зоны и зоны хвойно-широколиственных лесов на свежих, влажных и переувлажненных почвах первоначальная густота культур, создаваемых посадкой сеянцев, должна быть не менее 3 тысяч на 1 гектаре, на сухих почвах и в лесостепной зоне - 4 тысяч штук на 1 гектаре, на сухих почвах степной зоны - 2 тысяч штук на 1 гектаре, в зоне пустыни и полупустыни допускается до 2 тысяч штук на гектаре. При создании лесных культур посевом семян число посевных мест по сравнению с указанными нормами густоты культур при посадке сеянцев увеличивается на 20%. При посадке лесных культур сеянцами, саженцами с закрытой корневой системой допускается снижение количества высаживаемых растений до 2,0 тысяч штук на 1 гектаре (для сеянцев, саженцев дуба с закрытой корневой системой до 1,0 тысячи штук на 1 гектаре).

Сопоставление содержания пункта 43 Правил лесовосстановления, утв. приказом Минприроды РФ от 25.03.2019г. № 188, с пунктом 37 Правил лесовосстановления, утв. приказом Минприроды РФ от 29.06.2016г. № 375, показывает, что в пункте 44 действующих в настоящее время Правил в отличие от пункта 37 ранее действовавших Правил установлены нормативы для сухих почв степной зоны и зоны пустыни и полупустыни, последнее предложение изложено в измененной редакции.

. Однако административным истцом оспариваются положения лесохозяйственного регламента (абзац 17 в части «Искусственное лесовосстановление» подраздела 2.17.3) в части количества посадочных мест, которое в сравнении с прежними Правилами не изменилось, что также указано в административном исковом заявлении.

В пункте 50 действующих Правила лесовосстановления, утв. приказом от 25.03.2019г. № 188, содержится перечень видов агротехнического ухода, среди которых указаны два вида, которые не предусматривались пунктом 44 ранее действовавших Правил лесовосстановления: подавление, скашивание растительности механическим способом и применение химических средств для уничтожения травянистой и древесной растительности в зоне роста культур.

Введение двух дополнительных видов агротехнического ухода не свидетельствует о том, что лесохозяйственный регламент в оспариваемой части противоречит нормам федерального акта.

Поэтому оснований для утверждения о том, что оспариваемые положения лесотехнического регламента противоречат Правилам лесовосстановления, утв. приказом Минприроды РФ от 25.03.2019г. № 188, не имеется.

Нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, не содержат запрета на установление в лесохозяйственных регламентах требований о сроках начала посадки лесных культур при искусственном и комбинированном лесовосстановлении, в связи с чем оснований для утверждения о противоречии абзаца 12 части «Лесовосстановление» подраздела 2.17.3 не может расцениваться как противоречащее нормам права, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Порядка лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации в лесохозяйственном регламенте устанавливаются требования к охране, защите, воспроизводству лесов

Подпунктом 17 пункта 7, пунктом 11 Порядка установлено, что в лесохозяйственных регламентах лесничеств в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются требования к воспроизводству лесов: нормативы, параметры, сроки проведения мероприятий по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами.

Анализ указанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что лесохозяйственные регламенты разрабатываются в целях охраны, защиты, воспроизводства лесов, имеют собственный предмет регулирования и не дублируют положения федеральных актов.

В связи с этим департамент имел право на принятие оспариваемых административном истцом положений лесохозяйственного регламента, так как они направлены на достижение целей лесовосстановления и лесоразведения.

При этом доказательств, подтверждающих необоснованность установления количества и кратности агротехнических уходов, равно как и количества сеянцев при осеннем лесовосстановлении, сроков осуществления искусственного и комбинированного лесовосстановления не представлено.

Показания свидетеля ФИО1 – инженера ООО «ОАЗИС» - о необоснованности лесохозяйственного регламента в этих частях носят субъективный характер, не подтверждены ссылками на объективно подтвержденные данные о характере и особенностях лесных участков, арендуемых административным истцом, в связи с чем не могут служить бесспорным доказательством, подтверждающим необоснованность указания в лесохохяйственном регламенте количества сеянцев при осеннем лесовосстановлении, количества и кратности агротехнических уходов, сроков осуществления искусственного и комбинированного лесовосстановления.

Между тем лесохозяйственный регламент разработан специализированной организацией ФГБУ «Рослесинфорг» на основании заключенного 13 июня 2018г. государственного контракта. В соответствии с техническим заданием к государственному контракту разработка лесных регламентов лесничеств Ярославской области, включая Гаврилов-Ямское лесничество, осуществлялась на основании сведений государственного лесного реестра о площади и составе объекта работ, иных сведениях лесного реестра, материалах последних лесоустроительных и картографических баз данных и другой информации.

Привлечение в разработке лесохозяйственных регламентов ФГБУ «Рослесинфорг» не противоречит закону.

Частью 2 статьи 6 Закона Ярославской области от 03.11.2010г. № 40-з «О правовых актах Ярославской области» предусмотрено, что по решению органа, в полномочия которого входит разработка проектов правовых актов, а также в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Ярославской области иные лица и органы осуществляют разработку проектов соответствующих правовых актов либо привлекаются к ней.

Частью 5 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 27.05.2011г. N 191 утвержден Порядок исчисления расчетной лесосеки.

В соответствии с пунктом 2 Порядка исчисления расчетной лесосеки расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.

Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков (пункт 3 Порядка исчисления расчетной лесосеки)

Согласно пункту 5 порядка исчисления расчетной лесосеки расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам.

Исчисление расчетной лесосеки осуществляется отдельно для осуществления сплошных рубок, выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом (за исключением молодняков первого класса возраста), рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, на основании данных лесоустройства, государственного лесного реестра или специальных обследований лесов.

В соответствии с пунктом 11 Порядка разработки лесохозяйственных регламентов основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Исходя из указанных норм являются обоснованными доводы представителей департамента лесного хозяйства Ярославской области о том, что на день принятия лесохозяйственного регламента данные лесного фонда, которые имелись по состоянию на 01.01.2018г., изменились в результате лесопользования. В связи с этим при разработке регламента использованы данные о лесном фонде с учетом предоставляемой арендаторами отчетности об использовании лесов и другая актуальная информация.

Использование фактических данных о лесном фонде на день принятия лесохозяйственных регламентов не противоречит пункту 11 Порядка разработки лесохозяйственного регламента и Порядку исчисления расчетной лесосеки.

В связи с этим доводы административного истца о том, что в оспариваемых таблицах использованы данные, которые расходятся в со сведениями государственного лесного реестра, не могут быть приняты во внимание.

Несоответствие оспариваемых таблиц нормам права в административном иске не приведено, в судебном заседании в этой части представителями административного истца суждений не высказано.

Судом не установлено противоречий лесохозяйственного регламента в части содержания таблиц действующему законодательству в области лесных отношений.

Доводы административного истца о том, что оспариваемые таблицы препятствуют получению положительного экспертного заключения департамента на проект освоения лесов, чем нарушаются его права, не нашли своего подтверждения.

Из представленных отрицательных экспертных заключений, утвержденных приказами департамента лесного хозяйства Ярославской области от 06.03.2019г., 29.03.2019г., 25.04.2019г., 24.05.2019г. следует, что основанием для выдачи отрицательных заключений послужило нарушение ООО «ОАЗИС» требований приказа Рослесхоза от 29.02.2019г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» и ввиду того, что неправильно была исчислена расчетная лесосека. ООО «ОАЗИС» произвел исчисление расчетной лесосеки по договору аренды, что не отрицалось свидетелем ФИО1, в то время как, по мнению департамента, исчисление должно было производится исходя из положений ст.ст. 68,69.1, ч. 3 ст. 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации из лесоустройства.

В силу изложенного оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ОАЗИС» о признании недействующим в части лесотехнического регламента ГКУ Ярославской области «Гаврилов-Ямское лесничество», утвержденного приказом департамента лесного хозяйства Ярославской области от 23.11.2018 N 1109 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и признании утратившими силу отдельных приказов департамента лесного хозяйства Ярославской области» оставить без удовлетворения.

Департаменту лесного хозяйства Ярославской области опубликовать в средстве массовой информации «Документ-Регион» и на официальном интернет-портале правовой информации сообщение о принятии судом настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда В.С. Преснов