Дело № 3а-234/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 мая 2019 года город Рязань
Рязанский областной суд в составе:
судьи Милашовой Л.В.,
при секретаре Васюговой М.В.,
с участием:
прокурора Ачимова А.В.,
представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2 – ФИО3,
представителя административного ответчика Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области и заинтересованного лица администрации муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области – ФИО4,
представителя заинтересованного лица – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному иску ФИО1 и ФИО2 к Думе муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании недействующим решения Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области от 19.12.2018г. №115 «О приостановлении действия документов территориального планирования и градостроительного зонирования сельских поселений Рыбновского района Рязанской области, вошедших в границы объекта культурного наследия «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6»,
У С Т А Н О В И Л:
Думой муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области 19.12.2018 года принято решение № 115 «О приостановлении действия документов территориального планирования и градостроительного зонирования сельских поселений Рыбновского района Рязанской области, вошедших в границы объекта культурного наследия «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6».
Данное решение опубликовано в районной газете "Приокская новь" № 52 от 28.12.2018 года.
ФИО1 и ФИО2, являющиеся собственниками земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, обратились в суд с административным иском к Думе муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании недействующим указанного решения.
В обоснование заявленных требований указали, что в соответствии с решением от 19.12.2018 года № 115 приостановлены градостроительные регламенты в части правового регулирования в вопросах, связанных с выдачей разрешений (уведомлений) на строительство, реконструкцию, до утверждения требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6».
Из правового содержания оспариваемого решения следует, что районная Дума запретила любое строительство (реконструкцию) физическим и юридическим лицам в 38 населенных пунктах Вакинское, Пощуповское, Селецкое, Чурилковское, Кузьминское, Истобниковское сельских поселений Рязанского муниципального района Рязанской области.
Истцы полагают, что названное решение районной Думы противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Так, в соответствии со статьями 7, 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на достойную жизнь, каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Указывают, что решение о запрете на строительство (реконструкцию) на землях населенных пунктов противоречит ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земли населенных пунктов используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов, нарушает права граждан на жилище и достойную жизнь.
Оспариваемое решение запретило гражданам улучшать свои жилищные условия в населенных пунктах на землях, где Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки, градостроительными регламентами строительство и реконструкция жилья разрешены.
Приостановление действия Генеральных планов, Правил землепользования и застройки в целях запрещения строительства не соответствует требованиям ст.ст. 23, 30 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающих осуществление застройки и развития населенных пунктов на основании Генеральных планов, Правил землепользования и застройки.
Федеральный закон № 73-ФЗ от 25.06.2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусматривает меры для защиты объектов культурного наследия, в том числе установление дополнительных требований к градостроительным регламентам, однако, действующее законодательство не предусматривает запрета на строительство до принятия дополнительных требований к градостроительным регламентам.
По мнению истцов, содержащиеся в оспариваемом решении положения о запрете на строительство (реконструкцию) домов до принятия дополнительных требований к градостроительным регламентам приводят к неопределенности правового регулирования.
Административные истцы указали, что 02.05.2017 года им было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем им земельном участке в <адрес>. 07.02.2019 года на уведомление об окончании строительства им было выдано уведомление о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности со ссылкой на оспариваемое решение Рязанской районной Думы.
Поэтому административные истцы просили признать недействующим решение Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области от 19.12.2018г. №115 «О приостановлении действия документов территориального планирования и градостроительного зонирования сельских поселений Рыбновского района Рязанской области, вошедших в границы объекта культурного наследия «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6» с момента принятия.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО3 административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Думы МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области и заинтересованного лица – администрации МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области - ФИО4 административные исковые требования не признала, указав, что оспариваемое решение принято Думой при наличии соответствующих полномочий и с соблюдением действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО5 возражал против удовлетворения заявленных требований.
По заключению прокурора административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995 года Государственный музей-заповедник ФИО6, расположенный в с. Константиново Рыбновского района Рязанской области включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия Федерального (общероссийского) значения.
Постановлением Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года утверждены границы территории Государственного музея-заповедника ФИО6 как земель историко-культурного назначения, его зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта) согласно Приложению N 1; утверждено Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО6 согласно Приложению N 2.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 2431 от 17.09.2015 года выявленный объект культурного наследия (достопримечательное место) "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6" (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань) включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения; утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6" (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань) согласно приложению к настоящему приказу.
Решением Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области № 660 от 28.02.2017 года "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципальных образований – сельских поселений, входящих в состав Рыбновского муниципального района Рязанской области" утверждены Правила землепользования и застройки муниципальных образований - Алешинское сельское поселение, Баграмовское сельское поселение, Батуринское сельское поселение, Вакинское сельское поселение, Глебковское сельское поселение, Истобниковское сельское поселение, Кузьминское сельское поселение, Пионерское сельское поселение, Пощуповское сельское поселение, Селецкое сельское поселение, Ходынинское сельское поселение, Чурилковское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области.
Решением Совета депутатов МО - Чурилковское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области № 195 от 18.12.2013 года утвержден Генеральный план Чурилковского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области.
Решением Совета депутатов МО - Кузьминское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области № 253 от 27.01.2014 года утвержден Генеральный план Кузьминского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области.
Решением Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области № 570 от 29.06.2016 года утвержден Генеральный план Вакинского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области.
Решением Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области № 587 от 28.09.2016 года утвержден Генеральный план Селецкого сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области.
Решением Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области № 669 от 29.03.2017 года утверждены Генеральные планы Истобниковского и Пощуповского сельских поселений Рыбновского муниципального района Рязанской области.
Решением Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области № 96 от 28.11.2018 года "Об утверждении генеральных планов муниципальных образований - Баграмовское сельское поселение и Селецкое сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области и внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципальных образований - Баграмовское сельское поселение и Селецкое сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области путем изложения их в новой редакции" утверждены Генеральные планы муниципальных образований - Баграмовское сельское поселение и Селецкое сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области; внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципальных образований - Баграмовское сельское поселение и Селецкое сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области путем изложения их в новой редакции.
Настоящие решения опубликованы в районной газете "Приокская новь" и размещены на официальном сайте Рыбновского муниципального района в сети Интернет по адресу: www.ribnoe.ru.
Решением Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области № 115 от 19.12.2018 года "О приостановлении действия документов территориального планирования и градостроительного зонирования сельских поселений Рыбновского муниципального района Рязанской области, вошедших в границы объекта культурного наследия "Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6":
Приостановлено действие Генеральных планов и Правил землепользования и застройки сельских поселений Рыбновского муниципального района Рязанской области, вошедших в границы объекта культурного наследия "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6": Вакинское сельское поселение, Истобниковское сельское поселение, Кузьминское сельское поселение, Пощуповское сельское поселение, Селецкое сельское поселение, Чурилковское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, в части их градостроительных регламентов, распространяющих свое действие на земельные участки, расположенные на землях населенных пунктов и одновременно в зонах охраняемого природного ландшафта, установленных Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 N 62 "Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО6 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО6", осуществляющих свое правовое регулирование в вопросах, связанных с выдачей (после принятия настоящего решения) разрешений (уведомлений) на строительство, реконструкцию, до утверждения требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6" (п.1);
Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области в связи с приостановлением действия документов, указанных в пункте 1 настоящего решения, предписано прекратить осуществление следующих полномочий на соответствующих территориях:
1) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
2) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
3) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
4) выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
5) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений;
6) принятие решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
7) принятие решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п.2).
Постановлено, что настоящее решение действует до момента утверждения требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6" (п.3).
Оспариваемое решение Думы муниципального образования обладает существенными признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт: издан управомоченным органом государственной власти, содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
В соответствии со статьями 24, 32 Градостроительного кодекса РФ, ст. 14 ч.4 Федерального Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп.3 п.1.1 ст. 11 Устава муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области, в ведении Рыбновского муниципального района находятся следующие вопросы местного значения: утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно ст. 39 Устава муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в районной газете "Приокская новь".
Оспариваемое решение официально опубликовано в районной газете «Приокская новь», № 52 от 28.12.2018 года и вступило в силу с даты его официального опубликования.
Решение Думы МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области № 115 от 19.12.2018 года принято в порядке, предусмотренном разделами 4,5 Регламента Рыбновской районной Думы, утвержденного решением № 176 от 25.02.2004 года, о чем в материалы дела представлены протокол внеочередного заседания Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области № 14 от 19.12.2018 года и ведомость присутствия депутатов на заседании Думы 19.12.2018.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение принято Думой МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области в пределах ее полномочий, процедура и форма принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, порядок его вступления в силу не нарушен.
Проверяя законность и обоснованность оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что его содержание противоречит федеральному законодательству.
В силу ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Градостроительный кодекс РФ устанавливает, что территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ст.1 ч.1 п.2).
Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст.ст. 1 ч.1 п.6,7, ст. 36 ГрК РФ).
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1).
Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно ст. 18 ГрК РФ генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 части 4 ст. 23 ГрК РФ положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Из приведенных норм следует вывод о том, что градостроительное зонирование и территориальное планирование, к документам которого относятся правила землепользования и застройки и генеральные планы, направлено на определение правового режима земель населенных пунктов, которое закрепляется в определении границ территориальных зон, установлении градостроительных регламентов к соответствующим территориальным зонам, определении планируемых для размещения объектов местного значения.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Аналогичные положения содержит п.6 с. 56 Устава муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области, принятого решением Рыбновской районной Думы Рязанской области № 63 от 26.08.1996 года.
Исходя из содержания приведенных норм, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить или приостановить действие ранее принятого им правового акта в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 г. N 739-О-О и от 22 марта 2012 г. N 486-О-О).
Приостановление действия положений Правил землепользования и застройки и генеральных планов поселений в части их градостроительных регламентов, распространяющих свое действие на земли населенных пунктов и осуществляющих правовое регулирование в вопросах, связанных с выдачей разрешений (уведомлений) на строительство, реконструкцию, до утверждения требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6", влекущее запрет на строительство (реконструкцию), противоречит требованиям ст. 83 Земельного Кодекса РФ, статьям 23, 30 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми земли населенных пунктов предназначены для застройки, которая осуществляется на основании Генеральных планов, Правил землепользования и застройки.
Отсутствие документов градостроительного зонирования и территориального планирования создает правовую неопределенность в правоприменении и не позволяет обеспечить соблюдение принципа равенства всех перед законом и судом, который закреплен в статье 19 Конституции Российской Федерации. Названный принцип, как неоднократно указывал в принимаемых актах Конституционный Суд Российской Федерации, может быть обеспечен при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению названного принципа.
Приостановление оспариваемым актом отдельных положений Правил землепользования и застройки и Генеральных планов сельских поселений Рыбновского муниципального района Рязанской области на неопределенный срок без введения альтернативного регулирования не отвечает принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации, названным нормам градостроительного законодательства и, по существу, противоречит им.
Факт отсутствия в настоящее время требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6", указанные выводы не опровергает.
Согласно п.5 ст. 36Градостроительного кодекса РФ применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, зонам с особыми условиями использования территорийградостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 56.4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования кградостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.
В соответствии с подпунктом 1 части 3 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" требования кградостроительному регламенту в границах территории названного достопримечательного места должны быть установлены Министерством культуры РФ.
Однако до настоящего времени требования кградостроительным регламентам применительно к объекту культурного наследия (достопримечательное место) "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6", не установлены.
Вместе с тем, само по себе отсутствие таких требований не свидетельствует о несоответствии существующих градостроительных регламентов законодательству, действующему в настоящее время.
Доводы административного ответчика о том, что оспариваемое решение регулирует вопросы, связанные с застройкой земельных участков, расположенных в зоне охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия - Государственного музея-заповедника ФИО6, суд находит несостоятельными, поскольку Постановлением Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года "Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО6 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО6" утверждено Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО6 (Приложение N 2), в том числе в зоне охраняемого природного ландшафта, которым строительство (реконструкция) объектов в этой зоне не запрещены.
Письмо Министерства культуры Российской Федерации в адрес Врио Губернатора Рязанской области ФИО7 от 22.02.2017 года № 2710-01.1-55-ВА о поручении структурным подразделениям Правительства Рязанской области и органам местного самоуправления Рыбновского, Клепиковского районов и города Рязани Рязанской области приостановить выдачу разрешения на строительство в границах территории Достопримечательного места "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6" и зон охраны объектов культурного наследия не является нормативным правовым актом по вопросам градостроительной деятельности и не может служить достаточным основанием для принятия оспариваемого решения, противоречащего федеральному законодательству.
Ссылки административного ответчика на решения судов, в том числе в целях исполнения которых принят оспариваемый акт, суд не находит убедительными, поскольку, как следует из объяснений в суде представителя Думы МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области, указанные решения судов не содержат выводов о несоответствии Генеральных планов, Правил землепользования и застройки сельских поселений Рыбновского муниципального района Рязанской области действующему законодательству и приняты судами по индивидуальным спорам граждан относительно выдачи градостроительной документации.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, 02.05.2017 года административным истцам ФИО1 и ФИО2 было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома № на принадлежащем им земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на землях населенных пунктов, в зоне жилой застройки, по адресу: <адрес>
07.02.2019 года на уведомление об окончании строительства им было выдано администрацией МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области уведомление № о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, мотивированное, в том числе, ссылкой на оспариваемое решение районной Думы.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт, не соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, применен к административным истцам, чем нарушены их права.
Согласно пункту 1 части 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Оспариваемые нормативные предписания противоречат действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, поэтому административные исковые требования об их оспаривании подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с которого указанные нормативный правовой акт признается недействующим, суд принимает во внимание, что признание его положений недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим с момента принятия.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Рыбновского муниципального района Рязанской области - районной газете "Приокская новь".
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Думе муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим решение № 115 Думы муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области от 19.12.2018 года «О приостановлении действия документов территориального планирования и градостроительного зонирования сельских поселений Рыбновского района Рязанской области, вошедших в границы объекта культурного наследия «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО6» с момента принятия.
Сообщение о принятии данного решения опубликовать в районной газете "Приокская новь" в течение одного месяца с момента его вступления в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Рязанский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись Милашова Л.В.
Копия верна:
Судья: Милашова Л.В.