РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 г. город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Селютиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-238/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алекс» к Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость,
установил:
ООО «Алекс» (далее - Общество) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым давлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***.
Полагает, что кадастровая стоимость нежилых помещений с указанными кадастровыми номерами является необоснованно завышенной, что затрагивает права и обязанности Общества как налогоплательщика.
С целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости административный истец обратился к ИП С.Л.В.
В соответствии с отчетом по определению рыночной стоимости объектов недвижимости от 05.12.2019 № ***, выполненным названным оценщиком, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** и *** по состоянию на 15.07.2015 составляет 4 700 000 рублей и 5 800 000 рублей соответственной, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 17.05.2017 составляет 10 400 000 рублей, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 14.07.2014 составляет 2 000 000 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области от 24.12.2019 № *** заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости отклонено.
На основании изложенного Общество просило установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** равной их рыночной стоимости, указанной в отчете ИП С.Л.В. от 05.12.2019 № ***.
Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил вынести решение на усмотрение суда в связи с отсутствием правового интереса Учреждения по заявленным требованиям.
Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что не оспаривает заявленные требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на то, что Управление не имеет материально-правового и процессуально-правового интереса к заявленному требованию, не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), просил вынести решение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.
Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами:
*** площадью 319,2 кв.м, расположенного по адресу: ***;
*** площадью 106,6 кв.м, расположенного по адресу: ***;
*** площадью 411,7 кв.м, расположенного по адресу: ***;
*** площадью 494,4 кв.м, расположенного по адресу: ***.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права *** от 27.01.2011, *** от 06.12.2013, *** от 21.10.2013, серии *** от 02.11.2007, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.11.2019 №№ ***, ***, ***, *** и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Согласно положениям пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, относится к объектам налогообложения по налогу на имущество для российских организаций, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Налогоплательщиками указанного налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Законом Тульской области от 24.11.2003 № 414-ЗТО (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Тульской области установлен и введен налог на имущество организаций. В соответствии со статьей 1-1 данного Закона, введенной в действие Законом Тульской области от 29.05.2014 № 2121-ЗТО, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке правительством Тульской области, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжениями министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в состав которого вошли и принадлежащие административному истцу объекты недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** (№№ ***, ***, ***, *** Перечень на 2019 год).
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, вышеназванные объекты недвижимости являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций, исчисляемому из их кадастровой стоимости.
Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Постановлением правительства Тульской области от 24.12.2012 № 766 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тульской области по состоянию на 15.07.2012 года, кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области (приложения №№ 1 - 28); средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) кадастровых кварталов на территории Тульской области (приложения NN 29 - 56); минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов), Тульской области (приложение N 57).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** определена по состоянию на 14.07.2014 в соответствии с актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 14.07.2014, оформленным органом кадастрового учета в соответствии с п. 3.2 Порядка по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 № 113, путем умножения площади объекта на удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный постановлением правительства Тульской области от 24.12.2012 № 766, и составила 3 500 648,06 рублей; внесена в ЕГРН 14.07.2014.
Постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 15 июля 2015 года, включая кадастровую стоимость таких объектов (приложения № 1 - № 27), а также средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) кадастровых кварталов на территории Тульской области (приложения № 28 - № 54); минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Тульской области (приложение № 55).
Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** и *** утверждена Постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 в размере 9 492 883,91 рублей и 7 360 040,18 рублей соответственно (№№п/п ***, *** Приложения № ***), внесена в государственный кадастр недвижимости 27.12.2016 года, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 17.01.2020 года №
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в связи с изменением учетных характеристик (местоположения) определена актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 18.05.2017 № *** путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 в размере 27 636,63 рублей за кв.м на площадь помещения, и установлена в размере 13 663 549,87 рублей по состоянию на 17.05.2017.
Данная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 18.05.2017, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.01.2020 № ***.
Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** по состоянию на 01.01.2019 в размерах 9 182 435,95 рублей, 2 306 564,22 рублей, 11 146 716,44 рублей, 8 111 675,18 рублей соответственно (№№ п/п ***, ***, ***, *** Приложения № ***). Указанная актуальная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 22.01.2020 для объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, *** и 15.01.2020 для объекта недвижимости с кадастровым номером *** и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2020 года.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» применительно к статье 24.20 Закона № 135-ФЗ разъяснил, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Поскольку с требованием о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области 24.12.2019 года, а действующее правовое регулирование (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра данной кадастровой стоимости в целях налогообложения и соответственно на рассмотрение судом заявленного требования по существу.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
С целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости административный истец обратился к ИП С.Л.В.
В соответствии с отчетом по определению рыночной стоимости объектов недвижимости от 05.12.2019 № ***, выполненным названным оценщиком, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** и *** по состоянию на 15.07.2015 составляет 4 700 000 рублей и 5 800 000 рублей соответственно, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 17.05.2017 составляет 10 400 000 рублей, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 14.07.2014 составляет 2 000 000 рублей.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также в целях подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «К».
Согласно выводам, содержащимся в заключении № *** от 30.03.2020 названного эксперта, отчет от 05.12.2019 года № *** не соответствует федеральным стандартам оценки (п.п. 5, 8, 8ж, 8з, 8и, 11, 12 ФСО 3, п.п. 11в, 22б, 22е ФСО 7), поскольку оценщиком некорректна произведена корректировка на торг, использование аналогов, неоднородных с объектом оценки, и неподтвержденной информации об аналогах объектов оценки. При таких обстоятельствах экспертом после устранения выявленных замечаний и проведения дополнительных расчетов была определена рыночная стоимость объектов недвижимости, которая составила для нежилых помещений с кадастровыми номерами *** и ***по состоянию на 15.07.2015 соответственно 4 214 000 рублей и 5 235 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 17.05.2017 - 12 467 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 14.07.2014 составляет 2 038 000 рублей.
Вместе с тем эксперт, проанализировав существенность расхождения результатов, полученных при экспертном исследовании и содержащихся в отчете от 05.12.2019, указал на то, что подтверждает рыночную стоимость для объектов с кадастровыми номерами ***, *** и ***, определенную оценщиком.
Оценивая данное заключение эксперта, суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ выводы эксперта, сделанные при проверке поименованного выше отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а также выводы эксперта о действительной рыночной стоимости нежилых помещений, поскольку оно выполнено специалистом в области экономической и оценочной деятельности, а изложенные в этой части выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Однако суд не может согласиться с выводами эксперта о подтверждении рыночной стоимости объектов с кадастровыми номерами ***, *** и ***, определенной оценщиком, поскольку приведенные выше нарушения, допущенные оценщиком, повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, в связи с чем отчет от 05.12.2019 к числу достоверных доказательств по делу отнести нельзя.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что доказательств, опровергающих правильность заключения эксперта о действительной рыночной стоимости нежилых помещений, суду не представлено, о несогласии с заключением эксперта в данной части другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось, а с ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица не обращались, сомневаться в достоверности и правильности выводов заключения эксперта о размере рыночной стоимости спорных нежилых помещений и несоответствии отчета от 05.12.2019 года требованиям законодательства об оценочной деятельности, у суда не имеется.
То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, определенную в заключении эксперта, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объектов недвижимости и их рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** рыночная стоимость принадлежащих административному истцу вышеназванных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом экспертном заключении, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта № *** от 30.03.2020.
Требования Общества о возложении на административного ответчика обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, указав кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно положениям статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ соответствующая обязанность у органа регистрации прав возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения названного требования отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Алекс» удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** площадью 319,2 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости в размере 4 214 000 рублей по состоянию на 15 июля 2015 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** площадью 411,7 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости в размере 5 235 000 рублей по состоянию на 15 июля 2015 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** площадью 106,6 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости в размере 2 038 000 рублей по состоянию на 14 июля 2014 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** площадью 494,4 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости в размере 12 467 000 рублей по состоянию на 17 мая 2017 г.
Датой подачи ООО «Алекс» заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости является день обращения указанного юридического лица в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 13.12.2019.
Установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** применяется для исчисления налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимости за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.