ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-239/2022 от 16.06.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Мельничук О.В.,

при секретаре Звонове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-239/2022 по административному исковому заявлению ООО «Вектор» к правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

ООО «Вектор» обратилось в Тульский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что является собственником имущественного комплекса (модульная газовая котельная) по адресу: , расположенного на арендуемом обществом земельном участке .

Полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка, утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 по состоянию на 01.01.2016 в размере 1 610 352 руб. является необоснованно завышенной, что затрагивает права и обязанности административного истца как арендатора, намеренного выкупить земельный участок.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратилась к оценщику

В соответствии с отчетом об оценке , выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2016 составляет 460 800 руб.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении указанных земельных участков отклонено.

На основании изложенного ООО «Вектор» просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равную его рыночной стоимости в размере, указанном в отчете .

Представитель административного истца ООО «Вектор»; представитель административного ответчика - правительства Тульской области; представители заинтересованных лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, администрации МО Веневский район, администрации МО Грицовское Веневского района, конкурсный управляющий ООО НПП «БЭЛА» Борискин Ю.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Вектор» является собственником имущественного комплекса (модульная газовая котельная) по адресу: , расположенного на арендуемом обществом земельном участке .

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами (модульная котельная, принадлежащая на праве собственности ООО «Вектор») и (диспетчерский пункт, принадлежащий на праве собственности ООО «Вектор») расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером .

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости , договором купли-продажи имущества ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка , заключением кадастрового инженера , выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО НПП «БЭЛА» и ООО «Вектор», в собственность ООО «Вектор» был передан имущественный комплекс (модульная газовая котельная), расположенный по адресу: . В состав недвижимого имущества также вошло право аренды земельного участка с К№.

На основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка , заключенного между муниципальным образованием Веневский район и ООО НПП «БЭЛА», земельный участок с кадастровым номером был предоставлен в аренду ООО НПП «БЭЛА».

Размер арендной платы договором (п.п.3.1,) определен в соответствии с действующим законодательством и составляет в годовом исчислении 11 076 рублей.

В соответствии с ответом администрации МО Веневский район размер арендной платы за земельный участок с К№ за период 2017-2020 определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с разъяснениями, данными в абзацах 6 и 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости; лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Ст.1-2 Закона Законом Тульской области от 15.12.2011 N 1679-ЗТО «О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области» установлено, что при продаже земельных участков, находящихся в собственности области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением продажи земельных участков в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, цена таких земельных участков определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Таким образом, из приведенных выше нормативных правовых актов, установленных обстоятельств, следует, что административный истец является носителем субъективного права оспаривать установленную кадастровую стоимость участка, поскольку ею затрагиваются его права, как арендатора, намеренного выкупить земельный участок.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.

Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на 01.01.2016. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером данным Постановлением установлена в размере 1 610 352 руб.

Оспариваемая кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости .

Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области» утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 в размере 1 865 914,86 руб. Указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 27.12.2020 и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2021.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Учитывая изложенное, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, в связи с чем, обращение в суд с заявлением о пересмотре архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости является правомерным.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился к

В соответствии с отчетом об оценке , выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2016 составляет 460 800 руб.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 01.01.2016, проведение которой поручено эксперту

Согласно выводам, содержащимся в заключении , отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2016, определенная в названном отчете, подтверждается.

Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено специалистом в области экономической и оценочной деятельности, а изложенные в нём выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

О несогласии с указанным отчетом об оценке , заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости указанные лица не обращались.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка - 01.01.2016, рыночная стоимость вышеназванного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов отчета у суда не имеется. Данный отчет суд считает достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета ООО «РК-Аудит» №ОЦ-21/02-В-1 от 03.08.2020, подтвержденного результатами судебной оценочной экспертизы, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд.

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Вектор» удовлетворить.

Установить на период с 01.01.2017 по 31.12.2020 кадастровую стоимость земельного участка , равной его рыночной стоимости в размере 460 800 руб. по состоянию на 01.01.2016.

Датой подачи ООО «Вектор» заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости является день обращения названного юридического лица в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 24.12.2020.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий