ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-23/18 от 20.03.2018 Костромского областного суда (Костромская область)

дело № 3а-23/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2018 г. г. Кострома

Костромской областной суд в составе:

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

с участием прокуроров Суслова С.Л. и ФИО1,

при секретаре Политовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, действующего через своего представителя ФИО3, к Совету депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района об оспаривании Решения от 15 ноября 2011 года № 28 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области» в части населенного пункта Обломихино,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 28 от 15.11.2011 г. утвержден Генеральный план муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области.

Решение опубликовано в информационном бюллетене «Самсоновский вестник» №18 от 15 ноября 2011 года.

ФИО2, действуя через представителя ФИО3, обратился в суд с названным административным иском, с учетом сделанных в ходе рассмотрения дела уточнений административных исковых требований просит признать недействующим указанное решение в части карт (схем) генерального плана деревни Обломихино Самсоновского сельского поселения Костромского района со дня его принятия.

В обоснование требований указал, что является долевым собственником жилого дома (право на <данные изъяты> доли), расположенного по адресу: <адрес>, проживает в этом доме и зарегистрирован в нём по месту жительства.

Согласно справочнику административно-территориального деления Костромской области на 01.01.1981 г. ж/д будка 361 км значилась как населенный пункт в составе Самсоновского сельского Совета Костромского района. Решением Исполнительного комитета Костромского областного Совета народных депутатов от 21.08.1989 г. № 209 «О некоторых изменениях в административно-территориальном делении области» населенный пункт служебного назначения «железнодорожная будка 361 км» присоединён к деревне Обломихино Самсоновского сельского Совета Костромского района. Однако это решение исполнено не было.

При утверждении оспариваемого генерального плана не была учтена исторически сложившаяся застройка из жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, один из которых принадлежит административному истцу на праве долевой собственности. Тем самым, нарушено право административного истца на благоприятную окружающую среду, право на пользование и распоряжение жилым помещением.

Принадлежащий административному истцу жилой дом в настоящее время расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, являющегося полосой отвода железной дороги Кострома-Нерехта, который относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного назначения; целевое назначение: для производственных целей. Этот земельный участок является собственностью Российской Федерации и находится в аренде ОАО «Российские железные дороги».

Согласно основному чертежу генерального плана Самсоновского сельского поселения от существующей границы населенного пункта Обломихино до линии полосы отвода железной дороги Кострома-Нерехта предусмотрена производственная зона промышленных предприятий. Эта зона образует новые границы населенного пункта и расположена в непосредственной близости к территории «ж/д будка 361 км», на которой проживает население.

Таким образом, в части схем генерального плана деревни Обломихино оспариваемое решение противоречит вышеуказанному Решению Исполнительного комитета Костромского областного Совета народных депутатов от 21.08.1989 г. № 209, части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пункту 2 статьи 35 и статье 42 Конституции Российской Федерации.

На основании генерального плана Решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения № 15 от 26.06.2013 г. утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Самсоновское сельское поселение (далее – Правила).

В соответствии с Правилами производственная зона промышленных предприятий, предусмотренная генеральным планом в д. Обломихино, отнесена к зоне производственно-коммунальных объектов II класса вредности с санитарно-защитной зоной 500 метров, где не предусмотрены и запрещены любые виды жилой застройки.

Такие требования градостроительных регламентов явились основанием для отказа административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка приблизительной площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для эксплуатации и обслуживания жилого дома и ведения приусадебного хозяйства.

Ввиду наличия производственной зоны, а также поскольку земельный участок, на котором расположен принадлежащий административному истцу жилой дом, имеет целевое назначение «для производственных целей», территория ж/д будки 361 км на картах (схемах) генерального плана д. Обломихино не определена в отдельную зону, учитывая положения пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ФИО2 не может владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему жилым помещением.

Предусмотренная генеральным планом производственная зона промышленных предприятий в соответствии с установленными градостроительными регламентами имеет санитарно-защитную зону в 500 метров. Своим радиусом данная зона охватывает населенный пункт Обломихино и расположенные вблизи деревни садовые товарищества «Магистраль» и «Майский», жилые дома ж/д будки 361 км.

Тем самым, предусмотренная в генеральном плане в части населенного пункта Обломихино производственная зона промышленных предприятий нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Зонирование территории в Правилах землепользования и застройки поселения в части населенного пункта Обломихино не в полной мере соответствует положениям генерального плана.

Оспариваемый нормативно-правовой акт в части карт (схем) генерального плана деревни Обломихино не соответствует также пунктам 3.1.3, 3.2.39, 3.2.40, 3.2.43, 3.2.45, 3.2.46, 3.2.47, 7.2.5 Региональных нормативов градостроительного проектирования Костромской области, поскольку производственная зона промышленных предприятий в н.п. Обломихино определена без учета требуемых санитарно-защитных зон. Кроме того, имеет место противоречие проектному чертежу в части функционального зонирования, схеме территориального планирования.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика Собрание депутатов Костромского муниципального района, в качестве заинтересованных лиц – администрация Костромского муниципального района, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.

В судебное заседание административный истец ФИО2 и его представитель ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Представители административного ответчика Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского района ФИО4.(глава поселения) и ФИО5, являющаяся одновременно представителем заинтересованного лица – администрации Костромского муниципального района, представитель административного ответчика Собрания депутатов Костромского муниципального района ФИО6, представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях ФИО7 возражали против удовлетворения административных исковых требований.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить кодексу.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Как следует из пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта, утверждение генеральных планов поселения являлось вопросом местного значения поселения.

Согласно положениям Устава муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района (далее – Устав, в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) представительным органом поселения является Совет депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района (часть 1 статьи 22). К вопросам местного значения поселения отнесено утверждение генерального плана поселения (пункт 20 части 1 статьи 6).

В силу части 1 статьи 24 Устава Совет депутатов по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Костромской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории поселения государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их подчинённости и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Частью 3 статьи 33 Устава предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием является размещение полного текста муниципального правового акта в информационном бюллетене «Самсоновский вестник».

Таким образом, оспариваемое административным истцом решение принято Советом депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, опубликовано в установленном порядке.

Порядок подготовки и утверждения проекта генерального плана поселения регламентирован статьями 24, 25 и 28 Градостроительного кодекса РФ.

Из документов, представленных административным ответчиком – Советом депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского района и пояснений его представителей, следует, что соблюдены процедуры, предусмотренные названными нормами, публичные слушания по проекту генерального плана Самсоновского сельского поселения проведены с учетом требований и сроков, установленных статьёй 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 17 Устава муниципального образования Самсоновское сельское поселение и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Самсоновском сельском поселении Костромского муниципального района Костромской области, утвержденном Решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения от 29 ноября 2006 года № 34 /том 1 л.д. 151-152, 180-186, 153-171/. Для жителей деревни Обломихино публичные слушания проведены в библиотеке деревни Обломихино. Проект генерального плана согласован с высшим исполнительным органом государственной власти Костромской области.

Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения следует считать соблюденным.

Административный истец не приводит доводов о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативно-правового акта, которые были бы подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.

Решением Исполнительного комитета Костромского областного Совета народных депутатов от 21.08.1989 г. № 209 (далее – решение от 21.08.1989 г. № 209) объект служебного назначения «железнодорожная будка 361 км» присоединён к деревне Обломихино.

Однако, как следует из представленных в дело материалов инвентаризации и планшетов, в которых по состоянию на 1995 год отражена граница населенного пункта Обломихино, указанное решение реализовано не было, территория железнодорожной будки 361 км, располагающаяся в непосредственной близости от железнодорожного полотна, не была включена в состав деревни Обломихино.

В 1998 году (26 ноября) поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для производственных целей, на который 05 декабря 2003 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

По договору аренды от 01.12.2004 г. № , заключенному сроком на 49 лет, данный земельный участок предоставлен в аренду ОАО «Российские железные дороги». Земельный участок представляет собой полосу отвода железной дороги, в пределах которой и находится жилой дом, долевым собственником которого является ФИО2

Находящаяся под принадлежащим административному истцу жилым домом земля и земля, используемая для эксплуатации и обслуживания жилого дома и ведения приусадебного хозяйства, представляет собой часть земельного участка, предоставленного под полосу отвода железной дороги. Согласно договору субаренды части земельного участка от 24.11.2016 г., заключенному между ОАО «РЖД» как арендатором и ФИО2 как субарендатором площадь предоставленного ФИО2 в субаренду земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м /том 2 л.д. 65-71/.

Таким образом, на момент принятия оспариваемого административным истцом решения (2011 год) земельный участок, на котором располагается железнодорожная будка 361 км, являлся собственностью Российской Федерации, относился к указанной выше категории земель и использовался ОАО «РЖД» в качестве полосы отвода железной дороги.

В связи с этим включение этого земельного участка в состав населенного пункта Обломихино при принятии оспариваемого генерального плана могло быть осуществлено только с учетом действовавшего по состоянию на 2011 год законодательства, не изменившегося по существу и на данный момент.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 3 статьи 11.9. ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пункт 5 части 4 статьи 2 данного закона предусматривает обязательность для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.

Следовательно, для включения территории железнодорожной будки 361 км в черту населенного пункта Обломихино требовалось произвести раздел земельного участка, предоставленного под полосу отвода железной дороги, и изменить его категорию, для чего получить на это согласие правообладателя.

Это подтверждается и содержанием части 4 статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях ФИО7, представляющая интересы Российской Федерации, возражала против удовлетворения административных исковых требований ФИО2, что свидетельствует об отсутствии согласия Российской Федерации на раздел указанного земельного участка и изменение его категории.

Приведённые нормативные положения федерального законодательства не могли не учитываться при принятии оспариваемого решения. Данные положения имеют большую юридическую силу, нежели Решение Исполнительного комитета Костромского областного Совета народных депутатов от 21.08.1989 г. № 209.

В связи с этим не имеется оснований полагать, что решение об утверждении генерального плана в оспариваемой части противоречит указанному решению от 21.08.1989 г. № 209.

Кроме того, суд отмечает, что решение от 21.08.1989 г. № 209, несмотря на принятие его органом власти регионального уровня, является равнозначным оспариваемому решению об утверждении генерального плана.

В 1989 году согласно пункту 19 Указа Президиума ВС РСФСР от 17.08.1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР" решение вопроса об установлении и изменении границ сельсоветов относилось к ведению исполнительных комитетов областных Советов народных депутатов по представлению исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.

В 2011 году полномочия по установлению и изменению границ населенных пунктов были у представительных органов местного самоуправления поселения. Изменение границ населенного пункта, исходя из смысла норм действующего законодательства, может быть как путём включения земельных участков в состав населенного пункта, так и путём исключения некоторых земельных участков из состава населенного пункта.

Не могут быть признаны обоснованными доводы административного истца о противоречии генерального плана положениям Региональных нормативов градостроительного проектирования Костромской области, утвержденных Постановлением Администрации Костромской области от 01.10.2010 г. N 344-а.

Пунктами 3.1.3., 3.2.39., 3.2.40., 3.2.45.-3.2.47. и 7.2.5. региональных нормативов, на которые ссылается административный истец, определены требования к производственным территориям, производственным зонам, требования по охране окружающей среды. Определение оспариваемым генеральным планом производственной зоны около черты населенного пункта Обломихино само по себе не вступает в противоречие с названными нормами, поскольку не предполагает размещение на данной территории промышленных предприятий с заведомым нарушением санитарных норм и правил.

Пунктом 5.3.3. описаний обоснования проекта генерального плана определено, что размещение новых и реконструкция существующих производственных предприятий должны производиться на основании предпроектных проработок и исследований либо проекта обоснования инвестиций, получивших положительные заключения соответствующих органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, госэкспертизы и управлений государственной противопожарной службы. При этом должны предусматриваться санитарно-защитные зоны.

То есть создание санитарно-защитной зоны предусмотрено приведённым пунктом описательной части генерального плана.

Ссылки административного истца на противоречия между Правилами землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения и оспариваемым генеральным планом, на положения Правил землепользования и застройки, противоречащие, по мнению административного истца, нормам, имеющим большую юридическую силу, не имеют юридического значения для разрешения заявленных требований, поскольку Правила землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения административный истец в настоящем деле не оспаривает.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативно-правового акта положениям Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Решение Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района от 15 ноября 2011 года № 28 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области» в оспариваемой части соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца, а потому отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании недействующим Решения Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района от 15 ноября 2011 года № 28 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области» в части населенного пункта Обломихино отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов