ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-23/20 от 21.02.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-23/2020

УИД 12 OS 0000-01-2022-000009-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 21 февраля 2022 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Орловой С.Г.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием:

представителя административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Катерухиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации региональной общественной организации «Общество Добрых этологов и экологов по защите окружающей среды»,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации региональной общественной организации «Общество Добрых этологов и экологов по защите окружающей среды» (далее также – Организация, РОО «Общество Добрых этологов и экологов по защите окружающей среды»), учетный номер <№>, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) <...>, с исключением сведений о ней из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что в период с 4 по 24 августа 2021 года Управлением была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества уставным целям, в результате которой выявлены нарушения законодательства, допущенные Организацией в своей деятельности, составлен акт проверки. В адрес Организации внесено представление об устранении допущенных нарушений в срок до 25 октября 2021 года, однако в установленные сроки нарушения не устранены, представление не обжаловано. В связи с тем, что Организацией в срок до 25 октября 2021 года выявленные нарушения законодательства не устранены, Управлением принято решение в виде распоряжения <№> от 27 октября 2021 года о приостановлении деятельности организации до 27 декабря 2021 года. Организация уклоняется от исполнения законных требований Управления об устранении нарушений законодательства, меры по добровольному устранению нарушений законодательства не предпринимает, деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет. Указанные обстоятельства в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» являются основанием для ликвидации Организации. На момент подачи в суд административного искового заявления о ликвидации Организации (16 января 2022 года) нарушения административным ответчиком не устранены, информация, свидетельствующая о принятых мерах по устранению нарушений, в Управление не поступала.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Катерухина О.С. административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика РОО «Общество Добрых этологов и экологов по защите окружающей среды» в судебное заседание не явился. Судебная корреспонденция, направленная по юридическому адресу Организации, а также по месту жительства председателя Организации Т.Л.В., возвращена с отметками «истек срок хранения». Сведениями об ином месте нахождения Организации суд не располагает. Таким образом, применительно к положениям статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации судебные извещения считаются доставленными адресатам. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац 2 пункта 3 статьи 54 ГК РФ).

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл своего представителя для участия в судебном заседании не направило, извещено надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

С учетом изложенного суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации (статья 30). Создание и деятельность общественных объединений является одной из форм реализации данного права. Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон № 82-ФЗ).

Общественная организация - одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона № 82-ФЗ). Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено данным федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (статья 8 Федерального закона № 82-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ закреплены обязанности общественного объединения. В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части 1).

В случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения (абзац 1 статьи 42 Федерального закона № 82-ФЗ).

Частью первой статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ установлены основания ликвидации общественного объединения по решению суда: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Названный федеральный закон возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям, при осуществлении которого он вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций (часть первая статьи 38).

Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл, являющимся территориальным органом Минюста России, 1 июля 2014 года принято решение о регистрации РОО «Общество Добрых этологов и экологов по защите окружающей среды» при ее создании (л.д. 27).

Сведения об Организации внесены в единый государственный реестр юридических лиц 8 июля 2014 года за основным государственным регистрационным номером <...> (л.д. 28).

На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от 24 июня 2021 года <№> Управлением в период с 4 по 24 августа 2021 года проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации уставным целям и законодательству (л.д. 31-32).25 июня 2021 года в адрес Организации и её председателя Т.Л.В. направлено уведомление и распоряжение о проведении проверки (л.д.33-34).

По итогам проверки Управлением составлен акт от 24 августа 2021 года, в котором отражены выявленные нарушения норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и устава Организации (л.д. 35-37).

Согласно статье 42 Федерального закона № 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

В связи с выявленными нарушениями Организацией законодательства Российской Федерации и действиями, противоречащими уставным целям, в адрес Организации и её председателя Т.Л.В. в порядке, установленном частью первой статьи 42 Федерального закона № 82-ФЗ, Управлением 25 августа 2021 года вынесено представление <№>, в котором установлен срок устранения выявленных в ходе проверки нарушения – до 25 октября 2021 года (л.д. 29-30).

Представление с актом проверки были направлены по адресу нахождения Организации и месту жительства её председателя, а также на адрес электронной почты Организации; почтовые отправления возвращены Управлению с отметкой «истек срок хранения» (л.д.41-46).

Возражения относительно акта проверки не поступили, представление Организацией не обжаловалось.

В соответствии с частью второй статьи 42 Федерального закона № 82-ФЗ Управление распоряжением от 27 октября 2021 года <№> приостановило деятельность Организации на срок до 27 декабря 2021 года (л.д. 47).

Распоряжение также направлено в адрес Организации, возвращено в Управление в связи с истечением срока хранения почтового отправления (л.д. 48-54), в судебном порядке не обжаловалось.

На дату обращения в суд с данным административным исковым заявлением Организацией не устранены указанные в представлении 25 августа 2021 года <№> и заключении по приостановлению деятельности Организации от 27 октября 2021 года, на основании которого вынесено распоряжение от 27 октября 2021 года <№>, следующие нарушения:

1. Не соблюдены требования части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Организацией в Управление не представлены документы, требуемые для проведения плановой документарной проверки, тем самым содействие представителям Управления при ознакомлении с деятельностью Организации на предмет соответствия её деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, не оказано.

2. В нарушение требований части 3 статьи 20 и части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ устав Организации не соответствует требованиям законодательства, а именно:

- положение пункта 2.6 устава Организации в части «Организация имеет эмблемы, вымпелы и другую символику. Символика Организации подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ» не соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона № 82-ФЗ, пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ), поскольку названными нормами требование к регистрации символики не установлено;

- не определен статус Председателя Организации как единоличного исполнительного органа управления Организации, что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона № 82-ФЗ;

- положения пунктов 6.6 и 6.7 устава Организации в части определения прав и обязанностей членов Организации не соответствуют требованиям пунктов 1, 4 статьи 65.2 и пунктов 1, 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- положение пункта 8.3 устава Организации в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления – Общего собрания членов не соответствует требованиям пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3, статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ;

- положение пункта 8.4.4 устава Организации в части определения правомочности заседаний Правления не соответствуют требованиям абзаца 1 пункта 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- положения пунктов 2.17 и 10.2 устава указывают на то, что Организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако в уставе Организации не указаны конкретные виды предпринимательской деятельности и (или) приносящей доход деятельности, которые осуществляет Организация, что является нарушением требований пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ;

3. В нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организация:

1) за 2018, 2019, 2020 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;

2) не соблюдает положения её устава:

- положения пунктов 4.1 и 4.2 устава Организации – Организация деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет. Документов, свидетельствующих об осуществлении уставной деятельности в проверяемый период, к проверке не представлено;

- положения пунктов 8.1.1 и 8.1.2 устава Организации – Общее собрание членов Организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих деятельность Общего собрания членов Организации, к проверке не представлено;

- положения пунктов 8.4.1 и 8.4.3 устава Организации – Правление Организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих деятельность Правления, к проверке не представлено. Срок полномочий Правления Организации истек 30.04.2019 (протокол Общего собрания учредителей Организации № 1 от 30.04.2014);

- положения пункта 8.5 устава Организации – Председатель Организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих деятельность Организации, к проверке не представлено. Срок полномочий Председателя Организации истек 30.04.2019 (протокол Общего собрания учредителей Организации № 1 от 30.04.2014);

- положения пункта 8.7 устава Организации – Ревизор Организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих деятельность Ревизора Организации, к проверке не представлено. Срок полномочий ревизора Организации истек 30.04.2015 (протокол Общего собрания учредителей Организации № 1 от 30.04.2014).

4. В нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нежелании административного ответчика исполнять требования закона, осуществлять деятельность, предусмотренную учредительными документами, об отсутствии намерения привести деятельность Организации в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено, что ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона № 82-ФЗ неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для его ликвидации.

Поскольку до настоящего времени Организацией не устранены нарушения законодательства Российской Федерации и своего устава, послужившие основанием для приостановления ее деятельности, имеются правовые основания для ее ликвидации.

Требование о ликвидации Организации предъявлено в суд территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление о ликвидации Организации подлежит удовлетворению.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации (часть 4 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ).

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.

Ликвидировать региональную общественную организацию «Общество Добрых этологов и экологов по защите окружающей среды» (основной государственный регистрационный номер <...>) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Орлова

Мотивированное решение составлено 3 марта 2022 года.

Решение16.03.2022