УИД34OS0026-01-2020-000014-27
Дело № 3а-23/2021
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Поликарпова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Карабековой О.А., рассмотрев 18 мая 2021 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим решения Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 6/32 от 13.12.2019 г. «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021-2022 года» со дня его принятия,
установил:
решением Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области от 13.12.2019 г. № 6/32 (далее - решение) принят во втором чтении проект решения Совета депутатов городского поселения город Ленинск Волгоградской области (далее - Совет депутатов) «О бюджете городского поселения г. Ленинска на 2020 год и на период 2021-2022 года», внесенного 8.11.2019 г. администрацией городского поселения город Ленинск Волгоградской области.
ФИО1, являясь депутатом Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области (л.д.129 т.1), обратился с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) о признании не действующим указанного решения со дня его принятия.
В обоснование административного иска указал, что процедура подготовки проекта решения проведена с нарушением Конституции РФ и принятых на ее основании федеральных законов и местных нормативных актов. Публичные слушания по проекту Решения администрацией городского поселения город Ленинск Волгоградской области не назначались, не проводились, протокол с результатами публичных слушаний опубликован не был. Процесс принятия Решения Советом депутатов на 2020 г., плановый период 2021-2022 г.г. также осуществлен с нарушением местного и федерального законодательства о бюджете. Решением Совета депутатов от 9.12.2019 г. проект решения был отклонен во втором чтении. Указанное решение Совета депутатов направлено на доработку в администрацию городского поселения город Ленинск Волгоградской области. В материалах дела имеются доказательства, что решение о рассмотрении проекта Решения и его отклонении является действующим. Администрация городского поселения город Ленинск Волгоградской области проект Решения не доработала, в Совет депутатов доработанный проект не внесла. Решение Совета депутатов от 13.12.2019 г. о принятии во втором чтении проекта Решения не может быть признано правомерным, поскольку Совет депутатов не имеет полномочий голосовать по проекту Решения, не внесенного в Совет депутатов для его обсуждения. Помимо этого, в соответствии с ограниченным числом, а именно двух чтений по проекту Решения, невозможно рассмотрение проекта во втором чтении, если проект этого же решения уже отклонен во втором чтении. При этом не опубликованы вместе с проектом Решения приложения и графические таблицы к нему.
В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного лица привлечена администрация городского поселения город Ленинск Волгоградской области (далее – администрация).
В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивал на удовлетворении своих требований.
Представитель административного истца ФИО2 также просил требования удовлетворить, со ссылкой на правовые положения, изложенные в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», сложившуюся судебную практику.
Председатель Совета депутатов ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, указав на законность вынесенного Решения.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании, также просила отказать в удовлетворении требований, по доводам указанным в отзыве.
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица – администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области просил в удовлетворении требований ФИО1 отказать.
Суд с учетом мнения явившихся лиц счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица – администрации, своевременно извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора Тришкина В.Ю., полагавшего, что в удовлетворении требований следует отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
ФИО1 в административном иске указано, что, по его мнению, в ходе принятия Решения о бюджете не была соблюдена процедура его принятия, в том числе в части проведения публичных слушаний, чем нарушены его права.
Согласно статье 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься проект местного бюджета и отчет о его исполнении.
То есть у ФИО1 как жителя соответствующего муниципального образования, имеется право на судебную защиту, а соответственно на обращение в суд с вышеуказанными требованиями, поскольку право на участие в публичных слушаниях по проекту решения о бюджете предусмотрено законом.
В соответствии со статьей12Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий.
В порядке реализации положений указанной статьи Конституции РФ принят и действует Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), которым установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
Согласно части 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации), иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч.ч. 1, 3 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (ч.2 ст.43 Федерального закона № 131-ФЗ).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 20 Устава городского поселения г.Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области (далее – Устав) предусмотрено, что к компетенции Совета депутатов городского поселения город Ленинск, в том числе относится утверждение бюджета городского поселения г. Ленинск и отчета о его исполнении.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят компетентными органами местного самоуправления, в пределах предоставленных им полномочий, что административным истцом и его представителем не оспаривалось.
Проверяя процедуру принятия оспариваемого Решения, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом.
Частью 2 статьи 28Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что на публичные слушания должны выноситься проект местного бюджета и отчет о его исполнении.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Согласно части 2 статьи 12 Устава порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Совета депутатов городского поселения г. Ленинск и должен предусматривать опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
В части 3 статьи 30 Устава указано, что муниципальные нормативные правовые акты городского поселения г. Ленинск, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования.
Так, решением Совета депутатов №12/208 от 16.11.2017 г. утверждено положение о бюджетном процессе в городском поселении город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области (далее Положение) (л.д.131-149 т.1).
Данным положением предусмотрены основные этапы бюджетного процесса, в том числе: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета (п.6); проведение публичных слушаний по проекту бюджета (п.21) (л.д.133, 142 т.1).
Постановлением администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области №311/1 от 21.10.2019 г. в соответствии с Положением назначены публичные слушания по проекту Решения Совета депутатов «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на плановый период 2021-2022 года» 7.11.2019г. по адресу: ул. им. Ленина, 233, каб. 5, г. Ленинск Волгоградской области в 14 часов (л.д.154 т.1).
21.10.2019 г. вышеуказанное постановление и проект Решения размещены на административном портале городского поселения Ленинск, то есть обнародованы, что подтверждается скриншотом с сайта администрации (л.д.149 т.1). Кроме того, согласно акту об обнародовании данное постановление размещено (обнародовано) на доске объявлений у здания городского поселения город Ленинск по адресу: ул. Ленина 233, г. Ленинск, Ленинский район, Волгоградская область, а также на информационных стендах в здании администрации.
Согласно протоколу от 7.11.2019 г. по вышеуказанному адресу с участием 19 человек проведено общественное обсуждение проекта решения Совета депутатов «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на плановый период 2021-2022 года», при этом в ходе обсуждения решено принять проект решения (л.д.155-156 т.1).
Данный протокол также обнародован путем размещения на административном портале городского поселения город Ленинск 7.11.2019 г., что подтверждается скриншотом с сайта администрации (л.д.152 т.1). Согласно акту об обнародовании данное постановление размещено (обнародовано) на доске объявлений у здания городского поселения город Ленинск по адресу: ул. Ленина, 233, г. Ленинск, Ленинский район, Волгоградская область, а также на информационных стендах в здании администрации.
При таких обстоятельствах суд находит, что процедура публичных слушаний соблюдена, лицам, права и свободы которых она затрагивает, обеспечена возможность ознакомления с содержанием вышеуказанного постановления, а также с результатами публичных слушаний, порядок обнародования нормативного правового акта не нарушен, вопреки доводам административного истца и его представителя.
Далее, 8.11.2019 г. главой городского поселения г. Ленинск, председателю Совета депутатов направлено письмо с просьбой включить в повестку очередного дня заседания Совета депутатов вопрос о бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021-2022 года, с приложением на 222 л. (л.д.158-160 т.1).
Согласно протоколу заседания комиссии по бюджету, налогам и финансам, развитию малого и среднего бизнеса №1 от 14.11.2019 г. решено рекомендовать Совету депутатов принять в первом чтении проект Решения Совета депутатов «Бюджет городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021-2022 года» (л.д.161-164 т.1).
18.11.2019 г. Советом депутатов принято решение №4/25 о принятии в первом чтении проекта Решения «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021-2022 года», о чем также составлен протокол (л.д. 165-177 т.1).
В ходе обсуждения проекта о бюджете городского поселения, Советом депутатов принято решение №5/30 от 9.12.2019 г. (с составлением соответствующего протокола) о направлении на доработку в администрацию проекта Решения Совета депутатов, в связи с необходимостью разъяснения некоторых вопросов по проекту Решения (л.д.178-194 т.1).
В процессе следующего заседания Совета депутатов от 13.12.2019 г., принято решение №6/32 от 13.12.2019 г. о принятии во втором чтении проекта Решения Совета депутатов «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021-2022 года» (л.д. 195-210 т.1).
Анализируя порядок подготовки, проведение и принятие Советом депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области проекта Решения, суд приходит к выводу о соблюдении муниципальным органом требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения таких действий, при этом доводы административного истца о нарушении процедуры суд находит несостоятельными.
Возврат документов в целях получения дополнительных пояснений по проекту Решения, каким-либо нормам законодательства не противоречит, прав, свобод человека и гражданина не нарушает, а лишь указывает на тщательный подход к принятию соответствующих решений, вопреки доводам административного истца и его представителя.
Процедура принятия нормативного правового акта соблюдена.
При этом в обязанности Совета депутатов публикация проекта Решения, а также приложений и графических таблиц к нему, законом не предусмотрена.
Ссылка представителя административного истца на правовые позиции изложенные в определении третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 23.09.2020 г. №3а-277/2020, апелляционных определениях судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда, по делам №33а-4352/2020 от 4.06.2020 г., от 29.10.2020 г., от 4.02.2021 г., №2а-387/2020 г. правового значения по данному делу не имеет, поскольку указанные решения вынесены судами в связи с иными правовыми обстоятельствами.
Из решения Совета депутатов №13/78 от 17.12.2020 г. следует, что во втором чтении принят проект решения Совета депутатов «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годы».
При указанных обстоятельствах в удовлетворении требований ФИО1 следует отказать.
Исходя из положений статьи 215 КАС РФ, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов печатном издании Ленинского района Волгоградской области «Знамя».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 о признании недействительным (не действующим) Решения Совета депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 6/32 от 13 декабря 2019 года «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021-2022 годы» со дня его принятия - оставить без удовлетворения.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании Ленинского района Волгоградской области «Знамя».
Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья В.В. Поликарпов
Решение в окончательной форме составлено 21 мая 2021 г.