ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 июня 2020 года № 3а-247/2020
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Молоковой Л.К.,
с участием прокуроров прокуратуры Вологодской области Юрасова О.А., Иволга О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сердцевой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области об оспаривании в части нормативных правовых актов,
установил:
по материалам государственного лесного реестра лесные участки в квартале № 7 (выделы 20ч, 22ч), в квартале № 9 (выделы 20ч, 26ч) колхоза «Двигатель» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области в границах деревни Еловино, в квартале № 26 (выделы 4ч, 9ч, 28ч) колхоза «Первое Мая» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области в границах села Косково и деревни Плоская относятся к землям лесного фонда и входят в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, местоположением: Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21 декабря 2007 года №.... Кадастровый номер лесного участка №...
Решением Совета сельского поселения Плосковское Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области от 10 февраля 2011 года № 6 утвержден генеральный план сельского поселения Плосковское Кичменгско-Городецкого муниципального района, в соответствии с которым в границы населенного пункта деревня Еловино включены лесные участки в квартале № 7 (выделы 20ч, 22ч), в квартале № 9 (выделы 20ч, 26ч) колхоза «Двигатель» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области, в границы населенных пунктов село Косково и деревня Плоская включены лесные участки в квартале № 26 (выделы 4ч, 9ч, 28ч) колхоза «Первое Мая» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области.
Решением Муниципального Собрания Кичменгско-Городецкого муниципального района от 30 марта 2018 года № 52 утвержден генеральный план сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района, в соответствии с которым в границы населенного пункта деревня Еловино включены лесные участки в квартале № 7 (выделы 20ч, 22ч), в квартале № 9 (выделы 20ч, 26ч) колхоза «Двигатель» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области, в границы населенных пунктов село Косково и деревня Плоская включены лесные участки в квартале № 26 (выделы 4ч, 9ч, 28ч) колхоза «Первое Мая» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736) Рослесхоз является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию включения земельных участков лесного фонда в границы населённых пунктов, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
На основании статьи 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108) Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области и в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.
Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими решений Совета сельского поселения Плосковское Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области от 10 февраля 2011 года № 6, Муниципального Собрания Кичменгско-Городецкого муниципального района от 30 марта 2018 года № 52 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района» в части включения в границы населённого пункта деревня Еловино лесных участков в квартале № 7 (выделы 20ч, 22ч), в квартале № 9 (выделы 20ч, 26ч) колхоза «Двигатель» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области, в границы населенных пунктов села Косково и деревни Плоская лесных участков в квартале № 26 (выделы 4ч, 9ч, 28ч) колхоза «Первое Мая» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что оспариваемые решения не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», и приняты без соблюдения установленной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населённых пунктов, поскольку проекты генеральных планов в Федеральное агентство лесного хозяйства в установленном порядке не поступали.
Представители административного истца Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Власов А.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Представители административного ответчика Муниципального Собрания Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области, заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области, Администрации сельского поселения Кичменгское Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлены ходатайства о рассмотрении административного дела в отсутствие представителей.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокуроров прокуратуры Вологодской области, полагавших исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Подготовка проекта генерального плана муниципального образования предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24 ГрК РФ), в указанных в статье 25 ГрК РФ случаях.
В частности, такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
На момент принятия решения Советом сельского поселения Плосковское Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области в соответствии с пунктом 8 статьи 24, пунктом 1 статьи 25 Градостроительного кодекс Российской Федерации проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
Поскольку лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, необходимо обязательное согласование проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населенного пункта (в том числе образуемого населенного пункта) входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.
Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 283 (далее также - Положение), действовавшим в период подготовки оспариваемого акта, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения Рослесхоз осуществлял рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.
На момент принятия решения Муниципальным Собранием Кичменгско-Городецкого муниципального района порядок согласования проекта генерального плана установлен приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования».
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет в Минэкономразвития Российской Федерации уведомление для проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа в случаях, указанных в части 1 статьи 25 ГрК РФ, согласно которой проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 ГрК РФ.
Минэкономразвития России в трехдневный срок с момента получения уведомления от органа, уполномоченного на подготовку документа территориального планирования, рассматривает проект документа территориального планирования в соответствии с условиями, содержащимися в пунктах 2.3 и 2.4 Порядка и уведомляет отраслевые федеральные органы, Госкорпорации об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в ФГИС ТП в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.4 Порядка (пункт 2.6 Порядка).
Отраслевые федеральные органы, Госкорпорации подготавливают заключения о согласии или о несогласии с проектом документа территориального планирования с обоснованием принятого решения и выводами о соответствии проекта документа территориального планирования законодательству в соответствующей сфере по основаниям, содержащимся в подпунктах «а», «б» и «в» настоящего пункта Порядка, стратегиям (программам) развития отдельных отраслей экономики, приоритетным национальным проектам, межгосударственным программам, планам и программам субъектов естественных монополий, предусматривающим создание объектов федерального значения, решениям органов государственной власти и иных распорядителей федерального бюджета, предусматривающим создание объектов федерального значения в соответствующих областях, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления уведомления от Минэкономразвития России.
Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 Порядка.
Муниципальное образование сельское поселение Плосковское являлось, а Муниципальное образование сельское поселение Кичменгское является сельским поселением, входящим в состав Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области (пункт 2 статьи 2 Устава Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области, Закон Вологодской области от 01 апреля 2013 года № 3019-ОЗ).
Глава района обеспечивает опубликование нормативных правовых актов, принятых Муниципальным Собранием, в районной газете «Заря Севера» не позднее 10 дней со дня их подписания (пункт 3 статьи 46 Устава).
Как усматривается из материалов дела, решением Совета сельского поселения Плосковское Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области от 10 февраля 2011 года № 6 утверждён генеральный план сельского поселения Плосковское Кичменгско-Городецкого муниципального района.
Во исполнение обязанности, предусмотренной статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, администрацией сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области, в состав которого Законом Вологодской области от 01 апреля 2013 года № 3019-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области и о внесении изменений в закон области «Об установлении границ Кичменгско-Городецкого муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» вошло сельское поселение Плосковское Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области, представлены документы по подготовке, опубликованию и согласованию проекта генерального плана сельского поселения Плосковское Кичменгско-Городецкого муниципального района, при этом доказательств наличия у Совета сельского поселения Плосковское Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области полномочий на принятие указанного нормативного правового акта, проведение публичных слушаний не представлено, а также доказательств опубликования официального текста, принятого нормативного правового акта, в установленном законом порядке, в материалы дела.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об утверждении генерального плана сельского поселения, принятое представительным органом сельского поселения Плосковское, является не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», что является основанием для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Согласно положениям статьи 20 Устава, в редакции действующей на момент принятия решения Муниципальным Собранием Кичменгско-Городецкого муниципального района, Муниципальное Собрание Кичменгско-Городецкого муниципального района является представительным органом муниципального образования, обладает полномочиями по решению вопросов местного значения. К полномочиям Муниципального Собрания относится утверждение генерального плана поселения (пункт 12 части 2 статьи 6 Устава).
Муниципальное Собрание Кичменгско-Городецкого муниципального района по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Вологодской области, Уставом принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера. Принятые нормативные правовые акты направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования (статья 46 Устава).
Глава района обеспечивает опубликование нормативных правовых актов, принятых Муниципальным Собранием, в районной газете «Заря Севера» не позднее 10 дней со дня их подписания (пункт 3 статьи 46 Устава).
Как усматривается из материалов дела, решением Муниципального Собрания Кичменгско-Городецкого муниципального района от 30 марта 2018 года № 52 утверждён генеральный план сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района и генеральные планы населенных пунктов сельского поселения Кичменгское - поселка Югский с прилегающей деревней Сергеево, села Косково, деревни Большое Буртаново, деревни Еловино.
Решение опубликовано в районной газете «Заря Севера» от 07 апреля 2018 года № 11.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в части решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Муниципальное Собрание Кичменгско-Городецкого муниципального района вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования, что не оспаривалось административным истцом.
Пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
Исходя из положений статьи 25 ГрК РФ (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включения в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта об утверждении генерального плана, порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования был утверждён приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 460.
Как следует из раздела 2 названного порядка, Минэкономразвития России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
К полномочиям Рослесхоза относится согласование проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовка заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3 положения).
Следовательно, включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населённых пунктов предполагает обязательное согласование со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-О-О).
В соответствии со статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период подготовки проекта оспариваемого генерального плана) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
27 августа 2016 года в районной газете «Заря Севера» опубликовано сообщение о размещении проектов генеральных планов сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района, населенных пунктов сельского поселения Кичменгское - поселка Югский с прилегающей деревней Сергеево, села Косково, деревни Большое Буртаново, деревни Еловино, и материалов по их обоснованию на официальном сайте Управления по имущественным отношениям, ЖКХ и градостроительству администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района и обеспечения доступа в ФГИС ТП, установлен срок для предоставления предложений до 20 октября 2016 года.
По результатам рассмотрения проекта генерального плана Правительством Вологодской области принято постановление от 28 ноября 2016 года № 1063, которым утверждено заключение об отказе в согласовании представленного проекта внесения изменений в генеральный план сельского поселения Кичменгское.
Постановлением администрации сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2016 года № 96 создана согласительная комиссия по согласованию проекта генерального плана сельского поселения Кичменгское.
21 октября 2017 года в районной газете «Заря Севера» опубликована информация о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района, которые проведены в период с 30 октября по 02 ноября 2017 года.
Решением Муниципального Собрания Кичменгско-Городецкого муниципального района от 30 марта 2018 года № 52 утверждён генеральный план сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района и генеральные планы населенных пунктов сельского поселения Кичменгское - поселка Югский с прилегающей деревней Сергеево, села Косково, деревни Большое Буртаново, деревни Еловино.
Судом установлено, что проект генерального плана на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства не направлялся, заключение на проект федеральным органом не давалось.
Отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьёй 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, является существенным нарушением порядка принятия генерального плана поселения.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). Основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра - выписки из таксационных описаний, копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
По материалам государственного лесного реестра лесные участки в квартале № 7 (выделы 20ч, 22ч), в квартале № 9 (выделы 20ч, 26ч) колхоза «Двигатель» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области в границах деревни Еловино, в квартале № 26 (выделы 4ч, 9ч, 28ч) колхоза «Первое Мая» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области в границах села Косково и деревни Плоская относятся к землям лесного фонда и входят в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью 1 738 160 000 м2.
Указанные сведения подтверждаются справкой Департамента лесного комплекса Вологодской области от 04 февраля 2020 года № 113 как органа, уполномоченного на ведение государственного лесного реестра.
Факт включения в границы населённых пунктов - села Косково, деревень Плоская и Еловино Кичменгско-Городецкого района Вологодской области лесных участков подтверждён фрагментами графического наложения границ земельного участка на материалы лесоустройства Вологодского лесничества, выполненными кадастровым инженером Северного филиала государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» «Севлеспроект».
Суд признаёт указанные фрагменты графического наложения относимыми и допустимыми доказательствами по административному делу.
Работы по наложению границ населённых пунктов Кичменгского сельского поселения Кичменгско-Городецкого района Вологодской области на лесоустроительные картографические материалы выполнены в программном обеспечении «AUTOCAD LTD 2013». По способу выполнения работ по наложению границ населённых пунктов Кичменгско-Городецкого муниципального района кадастровым инженером Афанасьевым А.В. предоставлена пояснительная записка.
Включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населённых пунктов - села Косково, деревень Плоская и Еловино Кичменгско-Городецкого района Вологодской области предполагает обязательное согласование с уполномоченным федеральным органом, которым в период подготовки оспариваемого акта являлось Федеральное агентство лесного хозяйства.
Заключение Рослесхоза о согласовании включения в границы населённых пунктов - села Косково, деревень Плоская и Еловино Кичменгско-Городецкого района Вологодской области лесных участков не выдавалось.
При отсутствии заключения Рослесхоза по включению земельных участков из состава земель лесного фонда в границы села Косково, деревень Плоская и Еловино Кичменгско-Городецкого района Вологодской области соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана сельского поселения.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учётом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 ЛК РФ) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 ГрК РФ), не является обязательным.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-О-О.
Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств в порядке части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, опровергающих фрагменты графического наложения границ, представлено не было.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об утверждении генерального плана Кичменгского сельского поселения Кичменгско-Городецкого района Вологодской области, принятое представительным органом без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства включения в земли населённых пунктов лесных участков является не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», что является основанием для удовлетворения исковых требований.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
При определении момента, с которого следует признать в части не действующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения решения Совета сельского поселения Плосковское Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области от 10 февраля 2011 года № 6, решения Муниципального Собрания Кичменгско-Городецкого муниципального района от 30 марта 2018 года № 52 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района» применялись и на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые положения нормативных правовых актов подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Департамента лесного комплекса Вологодской области удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета сельского поселения Плосковское Кичменгско-Городецкого муниципального района от 10 февраля 2011 года № 6 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Плосковское» в части включения в границы населенного пункта деревня Еловино лесных участков в квартале № 7 (выделы 20ч, 22ч), в квартале № 9 (выделы 20ч, 26ч) колхоза «Двигатель» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области, в границы населенных пунктов село Косково и деревня Плоская лесных участков в квартале № 26 (выделы 4ч, 9ч, 28ч) колхоза «Первое Мая» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Муниципального Собрания Кичменгско-Городецкого муниципального района от 30 марта 2018 года № 52 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района» в части включения в границы населенного пункта деревня Еловино лесных участков в квартале № 7 (выделы 20ч, 22ч), в квартале № 9 (выделы 20ч, 26ч) колхоза «Двигатель» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области, в границы населенных пунктов село Косково и деревня Плоская лесных участков в квартале № 26 (выделы 4ч, 9ч, 28ч) колхоза «Первое Мая» Югского участкового лесничества Кичменгско-Городецкого лесничества Кичменгско-Городецкого района Вологодской области.
Сообщение о принятии решения опубликовать в печатном средстве массовой информации - районной газете «Заря Севера» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.К. Молокова
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2020 года