Дело №3а –34/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 апреля 2016 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего Мокрушиной В.П.
при секретаре Горской О.В.
с участием прокурора
Алтайской краевой прокуратуры ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО, ФИО к Барнаульской городской Думе об оспаривании нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245 «Об утверждении Генерального плана городского округа – города Барнаула Алтайского края», официально опубликованным в газете «Вечерний Барнаул» N 32 от 06 марта 2010 года (л.д.97-102 т.3) и размещенным на официальном Интернет - сайте города Барнаула, утвержден Генеральный план городского округа – города Барнаула Алтайского края (далее – Генеральный план города Барнаула), включающий в себя текстовую часть, определяющую основные положения Генерального плана, а также Рис. 1 «Предложения по территориальному планированию. Основной чертеж» и Рис. 2 «Схема транспортной инфраструктуры» (л.д.66 -76 т.1).
Решением Барнаульской городской Думы от 28.11.2011 № 450 внесены изменения и дополнения в данное решение, в том числе внесены изменения в Рис. 1 "Предложения по территориальному планированию. Основной чертеж" согласно приложению 2 к настоящему решению (л.д.77-80 т.1).
Решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края» утверждены Правила землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края (п.1) (далее – Правила землепользования и застройки города Барнаула), признано утратившим силу решение Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 №537 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа- города Барнаула Алтайского края» (п.2). Приложением №1 к данным Правилам является Карта градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула Алтайского края, Приложением №2 - Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (л.д. 88-120 т.1).
Данное решение официально опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» N158 от 19 октября 2012 года и размещено на официальном Интернет - сайте города Барнаула.
Решениями Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 №111, от 28.03.2014 №279, от 28.11.2014 №398, от 30.10.2015 №521 в данные Правила вносились изменения и дополнения.
ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением (уточненным в ходе рассмотрения дела), указав, что им на праве общей долевой собственности (по ? доле) принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ***, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» такое целевое использование земельного участка не запрещает возведение на нем жилого дома. Согласно данным публичной кадастровой карты земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Между тем, в выданном им градостроительном плане земельного участка отсутствует зона допустимого размещения здания и указано как на нахождение земельного участка в зоне Ж-4, также и в ландшафтно-рекреационной зоне Р-3 (со ссылкой на Правила землепользования и застройки). В выдаче разрешения на строительство административным истцам было отказано, их обращения в компетентные органы с просьбой внести изменения в Генеральный план города Барнаула, которым земельный участок отнесен к зоне защитного озеленения, а также в Правила землепользования и застройки города Барнаула, и изменить территориальную зону на зону, отведенную под жилую застройку, отклонены.
Вместе с тем, прежними Правилами землепользования и застройки города Барнаула (от 03.06.2011), утратившими силу с принятием решения от 09.10.2012 №834, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, был отнесен к зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Следовательно, Правилами землепользования и застройки от 09.10.2012 изменены ранее установленные границы территориальных зон и земельный участок отнесен к зоне Р-3, что, по мнению административных истцов, неправомерно, поскольку при этом не учтено фактически существующее землепользование, а именно использование земельного участка его первоначальным собственником ФИО4 с 1992 года для ведения личного подсобного хозяйства. Поскольку земельный участок приобретался истцами для строительства жилого дома, об отнесении земельного участка к зоне Р-3 им стало известно после его приобретения ввиду того, что в государственном кадастре недвижимости, в свидетельстве о праве собственности отсутствуют сведения об ограничениях и обременениях, однако в выдаче разрешения на строительство им отказано, то их права собственников существенно ограничены.
При этом смежный земельный участок по адресу: <адрес>, более выступающий на местности в сторону реки Оби, чем спорный земельный участок, не имеет ограничений. В результате нарушены ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также административные истцы указывают на нарушение процедуры принятия Правил землепользования и застройки <адрес>, а именно в проекте первоначальной редакции Правил и в проектах иных редакций Правил, которыми вносились в них изменения, отсутствовали сведения о планируемом изменении территориальной зоны в отношении земельного участка по Советская, 59, в печатном издании и на официальном Интернет – сайте проекты не были опубликованы. При подготовке проектной и землеустроительной документации Генерального плана и Правил землепользования и застройки и их последующих редакций не выполнялись работы по определению координат и иных геодезических данных границ территориальных зон земельных участков, не оказывались услуги по передаче подготовленной документации в Росреестр. В связи с этим невозможно достоверно определить местоположение как плановых границ территориальных зон Р-3 и Ж-4, так и границ этих зон на местности относительно спорного земельного участка.
Административные истцы просили признать противоречащими закону и недействующими с момента принятия:
решение Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245 «Об утверждении Генерального плана городского округа – города Барнаула», действующее в редакции решения Барнаульской городской Думы от 28.11.2011 № 450, в части отнесения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, к зоне защитного озеленения;
решение Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края», а также решения Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 №111, от 28.03.2014 №279, от 28.11.2014 №398, которыми вносились изменения и дополнения в данные Правила, в части признания утратившим силу решения Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 №537 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» и утверждения Приложений №№1,2 (Карта градостроительного зонирования городского округа – города Барнаула Алтайского края; Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа – города Барнаула Алтайского края), которыми изменена территориальная зона Ж.1 в месте расположения земельного участка по адресу: <адрес>, а также прилегающего к нему с северо-западной границы земельного участка (кадастровый квартал <данные изъяты>) на территориальные зоны Ж.4 и Р.3;
возложить обязанность на Барнаульскую городскую Думу внести изменения в решение Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245 «Об утверждении Генерального плана городского округа – города Барнаула» и отнести вышеуказанный земельный участок к зоне, отведенной под жилую застройку, а также внести изменения в решение Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края» и отнести этот же земельный участок к территориальной зоне Ж.4.
В судебном заседании административные истцы и их представитель ФИО поддержали заявленные требования по тем же основаниям, указывали на то, что представленные административным ответчиком доказательства не позволяют определить, где фактически проходят границы установленной Генеральным планом города Барнаула функциональной зоны защитного озеленения, а в Правилах землепользования и застройки города Барнаула – границы территориальной зоны Р.3, поскольку подготовка градостроительной документации проводилась без определения координат, в связи с чем для выяснения данных обстоятельств ходатайствовали о назначении экспертизы.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула ФИО возражала против заявленных требований со ссылкой на принятие оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Пояснила, что границы функциональной зоны защитного озеленения были установлены Генеральным планом города Барнаула, который был утвержден 26.02.2010; изменения, внесенные в него решением Барнаульской городской Думы от 28.11.2011 №450, не касались данных границ. Аналогично граница территориальной зоны Р.3 в месте расположения земельного участка по <адрес> в <адрес> была определена первоначальной редакцией Правил землепользования и застройки города Барнаула и не изменялась последующими редакциями данного нормативного правового акта. Полагала, что права и законные интересы административных истцов не нарушены, поскольку изменение территориальной зоны не препятствует использованию принадлежащего им земельного участка в соответствии с установленным в отношении него видом разрешенного использования. Подробно позиция изложена в письменных отзывах на административный иск (л.д. 199 – 203, т. 1, л.д.216 -219 т.2).
Представитель заинтересованного лица - администрации города Барнаула в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в письменном отзыве на иск (л.д.112-113 т.2) указал, что оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими не имеется, поскольку они приняты в пределах полномочий представительного органа муниципального образования и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Установленная Правилами землепользования и застройки для земельного участка ландшафтно-рекреационная зона (Р.3) соответствует Генеральному плану. Земельный участок находится в границах водоохраной зоны реки Оби, частично расположен в границах охранной зоны воздушной линии электропередачи высокого напряжения. В предыдущем судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО поддержала изложенную в отзыве позицию.
Представитель администрации Ленинского района города Барнаула, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, В судебном заседании, состоявшемся 18-21 марта 2016 года, представитель заинтересованного лица ФИО просила оставить заявленные требования без удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемые акты приняты в соответствии с законом, представила письменный отзыв (л.д.112-113 т.2).
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу ч.3 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (ч.1).
Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В силу пункта 9 части 2 статьи 42 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 №789, к полномочиям городской Думы относится утверждение Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края.
Таким образом, решения Барнаульской городской Думы об утверждении Генерального плана города Барнаула и Правил землепользования и застройки города Барнаула приняты уполномоченным органом.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемые правовые акты являются нормативными, поскольку отвечают вышеуказанным признакам, изданы в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержат правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение в целях урегулирования общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории городского округа.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований; состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьёй 23 этого же Кодекса определено содержание генеральных планов поселений и городских округов. Так, генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя: 1) цели и задачи территориального планирования; 2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения. На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в частности, границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон, границы зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 24 данного Кодекса определено, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2); подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч.3); проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.8); проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат проект положений о территориальном планировании, предусмотренных частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса (ч.9); заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (ч.10); проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (ч.11); протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа; представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (ч.13); генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения) (ч.14).
Постановлением администрации города Барнаула от 23.04.2008 N 1068 "О проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана городского округа - города Барнаула", опубликованным в газете «Вечерний Барнаул» от 06.05.2008, определено комиссии по землепользованию и застройке провести во всех населенных пунктах городского округа - города Барнаула публичные слушания по проекту Генерального плана в течение трех месяцев с даты опубликования постановления в средствах массовой информации.
19.08.2008 года в газете «Вечерний Барнаул» опубликовано сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта Генерального плана 22 сентября 2008 года, в котором указаны адреса, по которым заинтересованные лица могут ознакомиться с документами территориального планирования, в том числе указан адрес Научногородокской поселковой администрации Ленинского района города Барнаула, к которому территориально относится п. Гоньба, а также опубликован Порядок представления предложений в комиссию по землепользованию и застройке по проекту Генерального плана (л.д.225 т.2).
23.08.2008 в газете «Вечерний Барнаул» опубликован проект Генерального плана городского округа города Барнаула Алтайского края (л.д. 226-231 т.2).
22.09.2008 состоялись публичные слушания по проекту Генерального плана города Барнаула, в которых приняли участие 583 человека, и было принято решение рекомендовать утвердить Генеральный план города Барнаула (л.д.90-92 т. 3).
06.10.2008 Главой города Барнаула принято постановление №2955 «О согласовании проекта Генерального плана городского округа – города Барнаула Алтайского края», которым решено согласиться с проектом Генерального плана с учетом рекомендаций и предложений, высказанных на публичных слушаниях, направить проект на согласование в управление Алтайского края по строительству и архитектуре. Данное постановление опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от 14.10.2008 ( л.д.232 - 233 т.2).
Как следует из сообщений комитета по архитектуре и развитию города Барнаула в последующем принимались меры по согласованию проекта Генерального плана, устранению замечаний и получению сводного заключения по проекту Генерального плана ( л.д. 234 - 239 т.2).
В феврале 2009 года обсуждение проекта Генерального плана состоялось на публичных слушаниях в населенных пунктах города Барнаула, относящихся к Южной поселковой администрации, Центральной сельской администрации, Лебяжинской сельской администрации, Власихинской сельской администрации, Научногородокской поселковой администрации, по результатам которых были приняты итоговые документы (л.д.169-208, т.2).
В соответствии с постановлением администрации города Барнаула от 31.08.2009 №4106 в населенных пунктах, относящихся к Власихинской сельской администрации 12.09.2009 были повторно проведены публичные слушания по проекту Генерального плана и принят итоговый документ (л.д.244 - 251 т.2).
Из представленных документов следует, что проект Генерального плана прошел процедуру согласования, предусмотренную ч.8 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, прокурором города Барнаула дано заключение относительно проекта Генерального плана (л.д.74-80 т.3)
26.02.2010 состоялось заседание Барнаульской городской Думы, на котором присутствовало 33 депутата из 35 депутатов, избранных в состав городской Думы, по результатам рассмотрения вопроса об утверждении Генерального плана города Барнаула большинством голосов депутатами принято решение об его утверждении (л.д.67-71 т.3)
Решение об утверждении Генерального плана города Барнаула опубликовано 06.03.2010 в газете «Вечерний Барнаул» и размещено на официальном Интернет – сайте города Барнаула, а также внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (л.д. 97-102, 104 -122 т.3).
При таких обстоятельствах суд признает установленным, что порядок принятия Генерального плана города Барнаула компетентными органами местного самоуправления был соблюден, в том числе в части закрепленных в статье 28 Градостроительного Кодекса Российской Федерации требований о проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана.Согласно ст.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия) (ч.6); орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (ч.9); по результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (ч.10); глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (ч.11); публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (ч.12); продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта (ч.13); после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний (ч.15); глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч.16).
Решением Барнаульской городской Думы от 29.04.2011 N 508 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Барнауле, которым предусмотрено, что решение о проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройке принимается главой города Барнаула (п.2.2). В постановлении главы города Барнаула о проведении публичных слушаний должны быть указаны тема и (или) наименование проекта муниципального правового акта, сроки, в которые должны быть проведены публичные слушания, сведения об инициаторе публичных слушаний, состав комиссии, ответственной за организацию и проведение публичных слушаний. Комиссия действует в порядке, установленном постановлением администрации города и настоящим Положением (п.9.2). Комиссия публикует официальное извещение о проведении публичных слушаний по градостроительным решениям не позднее десяти дней до даты их проведения. Публикуемая информация должна содержать: дату, тему и вопросы публичных слушаний, информацию об инициаторах их проведения, о времени и месте проведения слушаний, порядке и сроках ознакомления с документами, предлагаемыми к рассмотрению на публичных слушаниях, приема предложений по обсуждаемым вопросам, контактную информацию Комиссии (п.9.8); срок проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, в том числе по внесению в них изменений, составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта (п.9.11).
Как следует из представленных суду документов, главой администрации города Барнаула принято постановление от 02.07.2012 №1822 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края», постановлением от 23.08.2012 №2383 в него внесены изменения и дополнения, указанные акты опубликованы в газете «Вечерний Барнаул от 17.07.2012 и от 11.09.2012 соответственно, а также размещены на официальном интернет – сайте города Барнаула.
Сообщение о принятии решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от 14.07.2012 и размещено на официальном интернет-сайте администрации города Барнаула (л.д. 128,129 т.2), комиссией подготовлен соответствующий проект Правил землепользования и застройки города Барнаула, который официально опубликован в газете «Вечерний Барнаул» от 23.06.2012 №91.
18.07.2012 данный проект направлен главе города Барнаула, которым 25.07.2012 принято постановление №1-ПГ «О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула», срок проведения публичных слушаний установлен с 23.08.2012 по 13.10.2012 (л.д.220 - 221 т.2).
Официальное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Барнаула было опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от 11.08.2012 №119. Данное сообщение соответствовало требованиям п.9.8 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Барнауле (л.д.133 т.2).
Публичные слушания по Проекту Правил землепользования и застройки проведены 24.08.2012, что подтверждается протоколом публичных слушаний, листами регистрации участников публичных слушаний, итоговым документом публичных слушаний, заключением о результатах публичных слушаний (л.д. 134-152, 156-157 т.2).
Вопрос об отнесении земельного участка по адресу: <адрес>, к ландшафтно-рекреационной зоне на публичных слушаниях не обсуждался.
По результатам публичных слушаний принято решение рекомендовать главе администрации города Барнаула принять решение о направлении проекта Правил землепользования и застройки города Барнаула в Барнаульскую городскую Думу с учетом поступивших замечаний и предложений.
Итоговый документ публичных слушаний по обсуждению данного проекта опубликован в газете «Вечерний Барнаул» от 08.09.2012 (л.д. 158 т.2).
По итогам рассмотрения материалов публичных слушаний главой администрации города Барнаула принято постановление от 14.09.2012 №2648, которым проект Правил землепользования и застройки направлен в Барнаульскую городскую Думу для принятия решения (л.д. 159 т.2).
09.10.2012 состоялось заседание Барнаульской городской Думы, на котором присутствовало 25 депутатов (что составляет большинство от установленной Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края численности городской Думы – 40 депутатов), по результатам рассмотрения вопроса об утверждении Правил землепользования и застройки города Барнаула единогласно депутатами принято решение №834 об утверждении названного акта, которое официально опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» №158 от 19.10.2012 и размещено на официальном Интернет – сайте города Барнаула.
Указанный нормативный правовой акт внесен в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки города Барнаула приняты с соблюдением установленной законом процедуры принятия такого акта.
Аналогичный вывод был сделан в решении Центрального районного суда города Барнаула от 05.12.2013, вступившем в законную силу 11.01.2014, принятым по результатам рассмотрения гражданского дела по заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании в части Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года №834.
Как следует из материалов дела, ФИО и ФИО на праве общей долевой собственности (по ? доле) с 2014 года принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ***, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Такое же целевое назначение земельного участка было определено при предоставлении его первоначальному собственнику ФИО в 1992 году. В целях возведения на земельном участке индивидуального жилого дома, они обратились за выдачей градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ). Постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от 23.07.2014 №900 был утвержден ГПЗУ, на котором отсутствует зона допустимого размещения здания, указано, что размещение объектов капитального строительства не возможно в связи с тем, что земельный участок полностью расположен в ландшафтно-рекреационной зоне Р.3, в водоохраной зоне реки Оби, входит в границы зоны высоковольтной линии электропередач, а также в оползневой зоне. Вместе с тем, в п. 2 ГПЗУ указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
В выдаче разрешения на строительство административным истцам было отказано, так же не были удовлетворены их обращения по вопросу изменения территориальной зоны Р.3, к которой отнесен земельный участок, на территориальную зону Ж.4.
Судом установлено, что в соответствии с Рис. 1 «Предложения по территориальному планированию. Основной чертеж» и Рис. 2 «Схема транспортной инфраструктуры», утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245 в составе Генерального плана города Барнаула, земельный участок по <адрес> в <адрес> находится преимущественно в границах функциональной зоны защитного озеленения, а в соответствии с Приложением №1 к Правилам землепользования и застройки города Барнаула «Карта градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула Алтайского края», утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834, этот земельный участок находится в границах ландшафтно- рекреационной территориальной зоны (Р.3).
При этом при внесении в последующем изменений и дополнений в Генеральный план города Барнаула и Правила землепользования и застройки города Барнаула в данной части указанные нормативные правовые акты не изменялись, что подтверждается представленными суду документами, касающимися решения Барнаульской городской Думы от 28.11.2011 №450, фрагментами Карты градостроительного зонирования в редакциях Решений Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 №111, от 28.03.2014 №279, от 28.11.2014 №398, которыми вносились изменения и дополнения в данные Правила.
Суд не принимает во внимание доводы административных истцов о том, что фактически границы функциональной зоны в Генеральном плане города Барнаула и территориальной зоны в Правилах землепользования и застройки города Барнаула не определены ввиду того, что не определены координаты и иные геодезические данные этих границ, поскольку данные доводы опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Суду представлены фрагменты Генерального плана города Барнаула и Правил землепользования и застройки города Барнаула в части прохождения границ функциональной зоны защитного озеленения и ландшафтно-рекреационной территориальной зоны Р.3 (соответственно) в месте нахождения земельного участка, принадлежащего административным истцам. Данные границы нанесены по характерным точкам координат, определенным согласно материалам, подготовленным при разработке Генерального плана города Барнаула и Правил землепользования и застройки города Барнаула.
Судом допрошен в качестве свидетеля в порядке ч.2 ст.51 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ФИО5, являющийся главным специалистом отдела дежурных планов и информационного обеспечения комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, подготовивший указанные документы, который подтвердил, что границы вышеуказанных зон определены с применением местной системы координат. В такой же системе координат указаны на представленных фрагментах границы земельного участка по адресу: <адрес>. Граница территориальной зоны Р.3 на Карте градостроительного зонирования проходит по одной из границ земельного участка, таким образом, земельный участок полностью расположен в границах территориальной зоны Р.3. Указанное соответствует требованию о нахождении земельного участка только в одной территориальной зоне. Границы функциональной зоны и территориальной зоны установлены первоначальными редакциями Генерального плана города Барнаула и Правил землепользования и застройки города Барнаула.
Оснований считать представленные доказательства недостоверными у суда не имеется, равно как и для вывода об их недопустимости.
Представленные административными истцами фрагменты границ функциональной и территориальной зон, с нанесенной на них границей зон Р.3 и Ж.4 и указанием земельного участка по <адрес> в <адрес> в территориальной зоне Ж.4, не могут быть приняты во внимание, поскольку граница зон указана произвольно по усмотрению истцов, место расположения земельного участка не соответствует его действительному месту расположения на карте.
При этом суд отмечает, что вступившим в законную силу 20 января 2015 года решением Ленинского районного суда города Барнаула от 23 октября 2014 года, также установлен факт нахождения земельного участка по адресу: <адрес> в границах территориальной зоны Р.3. В рамках данного гражданского дела рассмотрены требования, заявленные администрацией Ленинского района города Барнаула к ФИО и ФИО о признании возводимой постройки самовольной и её сносе.
Согласно ч 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Указание в административно исковом заявлении на то, что Правилами землепользования и застройки города Барнаула в первоначальной редакции, то есть в редакции от 09.10.2012 года №834, спорный земельный участок находился в территориальной зоне Ж.4, не соответствует представленным суду доказательствам, в связи с чем не может быть принято во внимание.
В силу ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Порядок установления территориальных зон регламентирован ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Анализ данных положений свидетельствует о том, что при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается ряд факторов, а не только фактически существующее землепользование.
Также действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план является документом планирования, несет функцию определения назначения территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.
Кроме того, согласно ч.12 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Исходя из этого, доводы административных истцов о незаконности оспариваемых актов в виду того, что при принятии Генерального плана города Барнаула и Правил землепользования и застройки города Барнаула не соблюдено требование об установлении границ функциональной и территориальной зон исходя из сложившейся планировки территории и существующего землепользования, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В административном исковом заявлении не приведено обоснования оспаривания Приложения №2 к Правилам землепользования и застройки города Барнаула - Карта зон с особыми условиями использования территории города Барнаула, не указано, к какой зоне с особыми условиями использования территории отнесен земельный участок и чем это нарушает права административных истцов. Согласно пояснениям, данным административными истцами и их представителем в судебном заседании, Карта зон с особыми условиями оспаривается постольку, поскольку на ней, также как и на Карте градостроительного зонирования, отображена территориальная зона Р.3. В связи с этим суд не находит оснований для удовлетворения требований и в данной части.
Что касается заявленных требований относительно земельного участка, прилегающего к земельному участку истцов с северо-западной границы (кадастровый квартал 22:61:011043), то не указано, каким образом в данной части оспариваемые акты нарушают права административных истцов, в связи с чем требования не подлежат удовлетворению.
Ссылки административных истцов на противоречие оспариваемых актов положениям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть признаны обоснованными, поскольку положения указанной нормы регламентируют требования к образуемым и измененным земельным участкам, а не к установлению границ функциональных и территориальных зон, которые определены оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Отсутствие сведений о границах функциональной и территориальной зон в Государственном кадастре недвижимости не свидетельствует о незаконности Генерального плана города Барнаула и Правил землепользования и застройки города Барнаула, поскольку передача сведений в Государственный кадастр недвижимости выходит за рамки установленных законом порядка и процедуры принятия таких правовых актов.
Доводы о том, что нарушение процедуры подготовки и принятия оспариваемых актов подтверждается решением Центрального районного суда города Барнаула от 25.05.2015, вступившим в законную силу 29.07.2015, несостоятельны.
Как видно из данного судебного акта, предметом рассмотрения суда являлось решение Барнаульской городской Думы от 28.03.2014 №297 «О внесении изменений и дополнений в решение Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» (в редакции от 07.06.2013 №111) в части утверждения приложения №1, которым изменена территориальная зона земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:050706:2 и 22:63:050706:7.
Предметом рассмотрения по настоящему делу решение Барнаульской городской Думы от 28.03.2014 №297 не являлось, так как граница территориальной зоны Р.3 в месте расположения земельного участка по <адрес> в <адрес> установлена решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 в его первоначальной редакции.
Требования административных истцов о признании противоречащим закону и недействующим решения Барнульской городской Думы от 09.10.2012 №834 в части признания утратившим силу решения Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 №537 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из приведенных в настоящем решении положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, Градостроительного кодекса Российской Федерации принятие правил землепользования и застройки относится к полномочиям представительных органов местного самоуправления.
В Постановлении от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта. Однако нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (п.26).
В связи с этим Барнаульская городская Дума была вправе принять новый нормативный правовой акт об утверждении правил землепользования и застройки и одновременно признать утратившим силу ранее принятый нормативный правовой акт, регламентирующий данные правоотношения. Противоречия Правил землепользования и застройки города Барнаула, принятых взамен признанных утратившими силу, нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено.
Следует также учитывать, что суд не вправе вмешиваться в компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, поскольку обратное противоречит конституционному принципу разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.
Учитывая, нормативные правовые акты в оспариваемой административными истцами части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим больщую юридическую силу, приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением установленной процедуры их принятия, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО, ФИО к Барнаульской городской Думе о признании противоречащими закону и недействующими с момента принятия:
решения Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245 «Об утверждении Генерального плана городского округа – города Барнаула Алтайского края», действующего в редакции решения Барнаульской городской Думы от 28.11.2011 № 450, в части отнесения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, к зоне защитного озеленения;
решения Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края», действующего в редакции решений Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 №111, от 28.03.2014 №279, от 28.11.2014 №398, от 30.10.2015 №521, в части признания утратившим силу решения Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 №537 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» и утверждения Приложений №№1,2 (Карта градостроительного зонирования городского округа – города Барнаула Алтайского края; Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа – города Барнаула Алтайского края), которыми изменена территориальная зона Ж.1 в месте расположения земельного участка по адресу: <адрес><адрес>, и прилегающего к нему с северо-западной границы земельного участка на территориальные зоны Ж.4 и Р.3;
о возложении обязанности на Барнаульскую городскую Думу внести изменения в решение Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245 «Об утверждении Генерального плана городского округа – города Барнаула Алтайского края» и отнести вышеуказанный земельный участок к зоне, отведенной под жилую застройку, а также внести изменения в решение Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края» и отнести этот же земельный участок к территориальной зоне Ж.4.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд, принявший решение, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В. П. Мокрушина