ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-253/2023КОПИ от 13.07.2023 Рязанского областного суда (Рязанская область)

Дело № 3а-253/2023 КОПИЯ

УИД 62ОS0000-01-2023-000040-21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2023 года

город Рязань

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Лукашевича В.Е.,

при секретаре Марочкиной Ю.В.,

с участием представителя административного ответчика - Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области и заинтересованного лица - администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области по доверенности Дмитриевой О.П.,

помощника прокурора Рязанской области Воробьевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-253/2023 по административному иску Болявина Андрея Петровича к Думе Клепиковского муниципального района Рязанской области о признании не действующим решения № 71 от 27 сентября 2018 года «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район»,

УСТАНОВИЛ:

Болявин А.П. обратился в Рязанский областной суд с административным иском к Думе Клепиковского муниципального района Рязанской области о признании не действующим решения № 71 от 27 сентября 2018 года «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район».

В обоснование заявленного требования административный истец Болявин А.П. указал, что решением Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области № 71 от 27 сентября 2018 года утверждено Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области.

В декабре 2021 года Болявин А.П. обращался в конкурсную комиссию по проведению конкурса на вакантную должность главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области с соответствующим заявлением, предоставив все необходимые документы.

По итогам проведения конкурса административный истец не был избран главой администрации муниципального района, поэтому он обратился в Клепиковский районный суд Рязанской области с административным иском об оспаривании данного решения и действий по проведению конкурса.

11 марта 2022 года Клепиковским районным судом Рязанской области было принято решение об отказе в удовлетворении административного иска Болявина А.П. к конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район и Думе Клепиковского муниципального района Рязанской области о признании незаконными решений и действий по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района.

Рязанский областной суд 8 июня 2022 года оставил решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 11 марта 2022 года без изменения, а жалобу Болявина А.П. - без удовлетворения.

12 сентября 2022 года Второй кассационный суд общей юрисдикции вынес кассационное определение, которым решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 11 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 8 июня 2022 года оставил без изменения, а жалобу административного истца Болявина А.П. - без удовлетворения.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2022 года в передаче кассационной жалобы Болявина А.П. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации было отказано.

Отказ в удовлетворении административного иска Болявина А.П. был основан районным судом на принятом Думой Клепиковского муниципального района Рязанской области решении № 71 от 27 сентября 2018 года «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район (далее - Положение).

Административный истец полагает, что Положение подлежит отмене с момента принятия, так как оно противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам, ввиду следующего.

Статус конкурсной комиссии определяется статьей 5 Положения, согласно которой членами конкурсной комиссии могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица.

В состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район были включены: глава Клепиковского района, депутат Думы Клепиковского района ФИО11., депутат Думы Клепиковского района ФИО12. и депутат Клепиковского городского поселения ФИО13

Как считает административный истец, статья 5 Положения позволяет участвовать в качестве члена конкурсной комиссии депутату муниципального образования и главе Клепиковского муниципального района, что не соответствует: пп. «г», «д» ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», ч. 17 Указа Президента Российской Федерации № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», п. 10 ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также по аналогии права, установленной ч. 2 ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, требованиям о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела.

Пунктом 1 ст. 9.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что наименование муниципальных образований должно содержать указание на его статус и субъект Российской Федерации, в котором расположено данное муниципальное образование.

Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации Клепиковского района не содержит наименование субъекта Российской Федерации, в котором находится муниципальное образование - Клепиковский район, а значит не соответствует закону.

Пункт 1 ст. 5 Положения предусматривает, что члены конкурсной комиссии являются фактически избирателями, проводится рейтинговое голосование за кандидата - претендента на должность главы по внутреннему убеждению.

При этом Положение не предусматривает прав на участие жителей муниципального образования в избрании главы администрации муниципального образования, ограничивает гарантированные активные права жителей района принимать личное участие в формировании конкурсной комиссии по выборам главы администрации Клепиковского района, а значит жители лишены физической возможности участвовать в избрании главы администрации района по место своего проживания.

Указанные положения не соответствуют: ст. ст. 12, 32, 65 Конституции Российской Федерации, ст. 2 и 9.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 10 и п. 1.1 ст. 20 Устава Клепиковского муниципального района Рязанской области.

Административный истец ссылается на то, что Положением, принятым Думой Клепиковского района, нарушено его право как претендента на должность главы местной администрации быть избранным в органы муниципальной власти с непосредственным участием местных жителей.

В связи с этим административный истец Болявин А.П. просил признать решение Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области № 71 от 27 сентября 2018 года «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район» не действующим с момента его принятия.

В ходе судебного разбирательства административный истец Болявин А.П. уточнил заявленные требования, пояснив, что просит признать решение Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области № 71 от 27 сентября 2018 года в целом не действующим, поскольку в наименовании данного Решения, а именно наименовании главы администрации муниципального образования, отсутствует указание на субъект Российской Федерации, что в свою очередь порождает неясность, так как в Российской Федерации 89 равноправных субъекта.

Определением Рязанского областного суда от 19 июня 2023 года и 3 июля 2023 года по настоящему административному делу привлечены в качестве заинтересованных лиц - администрация муниципального образования - Клепиковский муниципальный район» и глава администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район» Ефанов Д.В.

В судебное заседание административный истец Болявин А.П. и заинтересованное лицо глава администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район» Ефанов Д.В. не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс).

Информация о времени и месте судебного заседания в силу ч. 7 ст. 96 КАС РФ была также размещена на сайте Рязанского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

От заинтересованного лица главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Ефанова Д.В. поступило заявление о том, что он возражает против заявленных Болявиным А.П. требований и просит рассмотреть административное дело в его отсутствие.

На основании ч. 2 ст. 150 и ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным провести судебное разбирательство по настоящему административному делу в отсутствие административного истца Болявина А.П. и заинтересованного лица главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Ефанова Д.В.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Думы Клепиковского муниципального района Рязанского области и заинтересованного лица - администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области по доверенности Дмитриева О.П. пояснила, что административный иск Болявина А.П. органы местного самоуправления не признают, по основаниям указанным в их письменных отзывах на административное исковое заявление.

Помощник прокурора Рязанской области Воробьева В.А. в судебном заседании дала заключение о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой Клепиковского муниципального района Рязанской области в пределах ее полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядка принятия, опубликования и введения его в действие. Содержание оспариваемого Положения не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Суд, заслушав объяснения представителя административного ответчика - Думы Клепиковского муниципального района Рязанского области и заинтересованного лица - администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области по доверенности Дмитриевой О.П., заключение помощника прокурора Рязанской области Воробьевой В.А., исследовав материалы административного дела, полагает, что административный иск Болявина А.П. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт «а» пункт 2); форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт «б» пункт 2); процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт «в» пункт 2); правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу (подпункт «г» пункт 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

Согласно ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 2 постановления Пленума № 50 от 25 декабря 2018 года).

При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы (пункт 29 постановления Пленума № 50 от 25 декабря 2018 года).

В судебном заседании установлено, что Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, утвержденное решением Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области № 71 от 27 сентября 2018 года, является нормативным правовым актом, поскольку отвечает вышеуказанным признакам нормативности, а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам проведения одного из этапов наделения лица полномочиями главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области и с соблюдением компетенции данного органа местного самоуправления.

Решениями Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области № 14 от 25 февраля 2021 года и № 24 от 25 марта 2021 года были внесены изменения в решение № 71 от 27 сентября 2018 года «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район».

В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 64 Устава муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, принятого решением Клепиковского районного Совета депутатов Рязанской области № 35 от 16 августа 1996 года, решения представительного органа Клепиковского муниципального района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено действующим законодательством. Правовые акты представительного органа Клепиковского муниципального района и главы муниципального образования вступают в силу после их подписания, если иное не определено в самом правовом акте. Обнародование нормативных правовых актов муниципального образования - Клепиковский муниципальный район производится путем размещения их в Информационном бюллетене муниципального образования - Клепиковский муниципальный район.

Статьей 35 названного Устава предусмотрено, что представительный орган Клепиковского муниципального района формируется в количестве 24 человек.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Регламента Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области, утвержденного решением Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области № 25 от 21 мая 2015 года, решения Думы, носящие нормативный характер, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленного числа депутатов.

Согласно выпискам из протоколов очередных заседаний Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области:

- протокола № 9 от 27 сентября 2018 года - за принятие решения об утверждении Положения проголосовало 20 присутствующих на заседании Думы депутатов из 24 (установленной численности депутатов);

- протокола № 2 от 25 февраля 2021 года - за принятие решения о внесении изменений в Положение проголосовало 18 присутствовавших на заседании депутатов из 24 (установленной численности депутатов);

- протокола № 3 от 25 марта 2021 года - за принятие решения о внесении изменений в Положение проголосовало 15 присутствовавших на заседании депутатов из 24 (установленной численности депутатов).

Вышеназванные нормативные правовые акта, решения Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области № 71 от 27 сентября 2018 года, № 14 от 25 февраля 2021 года и № 24 от 25 марта 2021 года, были подписаны главой муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области и опубликованы в информационном бюллетене муниципального образования - Клепиковский муниципальный район № 360 от 27 сентября 2018 года, № 515 от 25 февраля 2021 года и № 523 от 25 марта 2021 года, соответственно.

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа местного самоуправления на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты, правила введения нормативных правовых актов в действие, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

Перечисленные выше обстоятельства сторонами по административному делу не оспариваются.

Вопреки позиции административного истца Болявина А.П. отсутствие в наименовании оспариваемого нормативного правого акта, а именно в наименовании главы администрации муниципального образования указание на субъект Российской Федерации, не порождает правовую неопределенность, неясность нормативного правового акта.

Оспариваемое решения № 71 от 27 сентября 2018 года «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район», принято Думой Клепиковского муниципального района Рязанской области.

В силу ст. 45 Устава муниципального образования - Клепиковский муниципальный район представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а именно Клепиковского муниципального района Рязанской области.

Согласно п. 1 ст. 52 Устава муниципального образования исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления в муниципальном образовании - Клепиковский муниципальный район осуществляет администрация муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, возглавляемая главой администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район.

При этом суд, исходит из того, что признание нормативного правового акта не действующим лишь по формальному признаку, учитывая важность содержащихся в нем правовых норм, является недопустимым.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

На основании ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Этой же правовой нормой установлено, что общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования, в муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Других требований к порядку проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы местной администрации федеральное законодательство не содержит.

Соответственно, установление порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы местной администрации является прерогативой представительного органа местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 52 Устава муниципального образования - Клепиковский муниципальный район глава администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на 5 лет.

В соответствии с п. 6 ст. 52 Устава муниципального образования порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район устанавливается представительным органом Клепиковского муниципального района. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается представительным органом муниципального образования - Клепиковский муниципальный район. При формировании конкурсной комиссии одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом Клепиковского муниципального района, одна четвертая - представительным органом муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение Клепиковского муниципального района, а половина - Губернатором Рязанской области.

Статьей 5 оспариваемого Положения предусмотрено, что конкурсная комиссия является коллегиальным органом, образованным для проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район. Конкурсная комиссия в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Компетенция, полномочия и порядок деятельности конкурсной комиссии устанавливаются настоящим Положением (пункт 1).

В силу п. 2 ст. 5 Положения общее количество членов конкурсной комиссии составляет 8 человек. В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при формировании конкурсной комиссии в муниципальном образовании - Клепиковский муниципальный район одна четвертая часть членов конкурсной комиссии назначается Думой, одна четвертая - Советом депутатов муниципального образования - Спас-Клепиковское городское поселение, а половина - Губернатором Рязанской области. Конкурсная комиссия формируется на срок проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район.

Согласно п. 3 ст. 5 Положения членами конкурсной комиссии не могут быть: лица, не имеющие гражданства Российской Федерации (подпункт «а»); граждане Российской Федерации, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу (подпункт «б»); лица, состоящие в близком родстве или свойстве с претендентами (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) (подпункт «в); лица, которые находятся в непосредственном подчинении у претендентов (подпункт «г»); лица, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда (подпункт «д»). В случае, если член конкурсной комиссии не может исполнять свои обязанности, то он в письменной форме сообщает в орган, назначивший его. При этом орган, назначивший члена конкурсной комиссии, производит его замену.

Оспаривая конституционность части 5 статьи 37 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования и должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса, и устанавливающей требования к составу и порядку формирования конкурсной комиссии, Болявин А.П. обращался в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой.

Конституционный Суд Российской Федерации не нашел оснований для принятия жалобы Болявина А.П., указав в Определении от 30 марта 2023 года № 714-О, что статья 37 названного Федерального закона предусматривает возможность назначения на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности (часть 2), порядок проведения которого устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 5). Соответствующий порядок, определяющий полномочия и состав конкурсной комиссии, а также критерии оценки претендентов на должность главы местной администрации конкурсной комиссией, действует во взаимосвязи с положениями законодательства о муниципальной службе, которое среди прочего устанавливает квалификационные требования для замещения, в том числе указанной должности. Следовательно, оспариваемое Болявиным А.П. регулирование, направленное на обеспечение условий для замещения должности главы местной администрации квалифицированным лицом, чей уровень и качество профессиональной подготовки отвечают объективной специфике данной должности, не предполагает произвольного установления представительным органом местного самоуправления порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации и не допускает необоснованной оценки претендентов на указанную должность конкурсной комиссией. Кроме того, часть 5 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перечисляющая органы, уполномоченные на назначение членов конкурсной комиссии, не может расцениваться, как препятствующая жителям муниципального образования входить в состав конкурсной комиссии.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом нормы статьи 5 Положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Конституции Российской Федерации, Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральному закону № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и Уставу муниципального образования - Клепиковский муниципальный район.

Доводы административного истца Болявина А.П. о том, что статья 5 оспариваемого Положения не соответствует Федеральному закону № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не могут быть признаны обоснованными, так как глава администрации муниципального образования не является выборным должностным лицом, а назначается на должность по контракту.

Ссылка административного истца на Указ Президента Российской Федерации № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» и Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является также несостоятельной, поскольку должность главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район не относится к гражданской службе, а относится к муниципальной службе.

Вступившим в законную силу решением Клепиковского районного суда Рязанской области от 11 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Болявина А.П. к Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, Думе Клепиковского муниципального района Рязанской области о признании незаконными решений и действий по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района и о назначении на должность главы администрации было отказано. Принимая данное решение, суд исходил из того, что итоговое заседание конкурсной комиссии, процедура оценки проведены в соответствии с требованиями Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, утв. Решением Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области от 27.09.2018 года № 71. Болявин А.П. оценивался наряду с тремя другими допущенными претендентами, исходя из ответов и представленных ими документов. Принятие конкурсной комиссией решения и выставление ею оценок в отношении конкретных претендентов находится в исключительной компетенции данного органа, решение принимается комиссией и каждым членом комиссии по своему усмотрению, исходя из критериев оценки, предусмотренных Положением о порядке и условиях проведения конкурса, и уровня профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков и иных личностных и деловых качеств кандидатов, которые являются предпочтительными для осуществления полномочий главы муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение № 71 от 27 сентября 2018 года «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район» не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В связи с этим административный иск Болявина А.П. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Болявина Андрея Петровича к Думе Клепиковского муниципального района Рязанской области о признании не действующим решения № 71 от 27 сентября 2018 года «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья-подпись В.Е. Лукашевич

Копия верна.

Судья В.Е. Лукашевич

Мотивированное решение составлено 27 июля 2023 года.