Дело № 3а-254/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06.09.2022 г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего Лопаткиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,
с участием прокурора отдела управления прокуратуры Челябинской области Халисовой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальной избирательной комиссии города Троицка об оспаривании бездействия и решений от 17.08.2022 № 49/189-5, от 22.08.2022 № 51/205-5,
установил:
ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии города Троицка (далее - ТИК города Троицка) о признании незаконным и отмене решений административного ответчика от 17.08.2022 № 49/189-5, от 22.08.2022 № 51/205-5, а также признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения об обращении в суд об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 ФИО2
В обоснование заявленных требований указал, что на территории Троицкого одномандатного избирательного округа № 25 зарегистрировано 6 кандидатов. При этом кандидат в депутаты ФИО2 неоднократно допустила нарушения избирательного законодательства, влекущие отмену регистрации кандидата. Административным истцом поданы 13.08.2022 и 18.08.2022 жалобы административному ответчику с указанием данных нарушений, на что получены оспариваемые решения об отказе в удовлетворении требований. На устную жалобу 01.09.2022 ответ представителя ТИК города Троицка прозвучал сразу. Отмечает, что кандидатом ФИО2 и выдвинувшей ее партией не оплачены агитационные материалы с символикой. ФИО2 использует преимущества должностного положения и выступает на мероприятиях, формируя положительный образ кандидата на выборах. В нарушение запрета использовала безвозмездно помещения государственной и муниципальной собственности для размещения агитационных материалов. Кроме того, ФИО2 нарушается законодательство об авторских правах и незаконно размещается агитационный материал на фасадах школ и детских садов. Полагает, что ТИК города Троицка умышленно не реагирует на допущенные ФИО2 нарушения.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 с требованиями не согласилась.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 - ФИО4, возражала против удовлетворения требований.
ФИО2 при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась.
В соответствии со статьей 150, частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников процесса.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение участвующего в деле прокурора, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
Выборы депутатов Законодательного собрания Челябинской области регулируются Законом Челябинской области от 08.09.2005 № 398-30 «О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области».
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 22.12.2020 № 196/1627-6 территориальная избирательная комиссия города Троицка сформирована в количестве 11 членов с правом решающего голоса.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 09.06.2022 № 12/388-7 на 11.09.2022 назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 09.06.2022 № 12/389-7 полномочия окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному органу № 25 возложены на территориальную избирательную комиссию города Троицка.
ФИО2 решением ТИК города Троицка от 13.07.2022 № 40/157-5 зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25.
13.08.2022 ФИО1 обратился в ТИК города Троицка с жалобой на нарушение кандидатом в депутаты ФИО2 предвыборной агитации, использование служебного положения.
17.08.2022 состоялось заседание рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при проведении избирательной кампании по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25, на котором принято решение об отсутствии нарушений при размещении агитационного материала кандидата ФИО2 при использовании логотипа партии «Единая Россия» при проведении праздника «Дня физкультурника» и при предоставлении слова приглашенным на праздник открытия стадиона «Сатурн-плюс».
17.08.2022 состоялось заседание ТИК города Троицка, на котором принято оспариваемое решение № 49/189-5 об отказе в удовлетворении требований ФИО1 по жалобе от 13.08.2022.
Оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии города Троицка принято уполномоченным органом правомочным составом (9 из 11 членов комиссии).
18.08.2022 ФИО1 обратился в ТИК города Троицка с жалобой на нарушение выборного законодательства кандидатом в депутаты ФИО2 и органами местного самоуправления ряда муниципальных образований, входящих в состав Троицкого и Чесменского районов.
22.08.2022 состоялось заседание рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при проведении избирательной кампании по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25, на котором принято решение об отсутствии нарушений при размещении агитационных материалов кандидата ФИО2 при использовании логотипа партии «Единая Россия» при проведении праздников «День села», «Туган Жер», «Сабантуй», «День металлурга» и при предоставлении слова приглашенным на праздник.
22.08.2022 состоялось заседание ТИК города Троицка, на котором принято оспариваемое решение № 51/205-5 об отказе в удовлетворении требований ФИО1 по жалобе от 18.08.2022.
Оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии города Троицка принято уполномоченным органом правомочным составом (10 из 11 членов комиссии).
01.09.2022 ФИО1 обратился в ТИК города Троицка с устной жалобой, на что получил устный ответ.
Согласно подпунктам «в, д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 названного федерального закона.
В силу пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Административный истец, оспаривая бездействие и решения ТИК города Троицка, указывает на неоднократное использование кандидатом в депутаты ФИО2 своего должностного положения.
В обоснование доводов об использовании административным ответчиком преимуществ должностного положения ФИО1 указывает на участие ФИО2 в массовых мероприятиях:
12.07.2022 на празднике «Сабантуй» в п. Редутово;
18.07.2022 на празднике «День металлурга» в п. Огнеупорный Чесменского района;
06.08.2022 на празднике «Туган Жер» в с. Чесма;
07.08.2022 на празднике «День села» в п. Целинном Троицкого района.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 67-ФЗ, определяющей основные термины и понятия, под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него; под агитационными материалами понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.
В силу подпункта 1 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Как разъяснено в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной либо муниципальной службе или являющиеся иными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.
В подпункте «ж» пункта 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий.
ФИО2 занимает должность ректора ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет», в связи с чем как руководитель высшего учебного заведения исполняет свои должностные полномочия, в том числе по продвижению, поднятию статуса и престижа заведения с целью привлечения студентов.
Представленные в материалы дела документы не содержат информацию о совершении ФИО2 действий, имеющих признаки агитации, а подтверждают ее участие в мероприятиях как ректора ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет» в целях исполнения своих служебных обязанностей.
Доводы ФИО1 относительно нарушения кандидатом в депутаты ФИО2 законодательства об авторских правах не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
В силу предписаний Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) интеллектуальная собственность охраняется законом. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным кодексом (статьи 1225, 1229 ГК РФ).
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, а также картографические произведения. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (пункты 1, 3 статьи 1259 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1276 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.
Как разъяснено в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», нарушение требований статьи 1276 ГК РФ при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится, сообщается в эфир или по кабелю фотографическое произведение, произведение архитектуры или произведение изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, и изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю.
По смыслу приведенных правовых положений о соблюдении кандидатом требований законодательства об интеллектуальной собственности, при воспроизведении объектов чужой интеллектуальной собственности без согласия их владельцев свидетельствуют два обстоятельства: произведение находилось в месте, открытом для свободного доступа, и то, что это произведение не было основным объектом воспроизведения.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец ссылается на нарушение административным ответчиком законодательства об интеллектуальной собственности, использование сделанных третьими лицами фотографий заинтересованного лица, а также картинки с флагом Российской Федерации и голубями на фоне неба.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен названным кодексом.
Доказательства, подтверждающие нарушение административным ответчиком законодательства о выборах, должны быть представлены административным истцом.
В пункте 1 статьи 1300 ГК РФ установлено, что информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.
Административный истец не представил суду достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих об авторстве конкретных лиц, сделавших фотографии, а также нарисовавших картинку, и нарушении их прав.
Доказательств наличия притязаний авторов, иных правообладателей, свидетельствующих о нарушении ФИО2 законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, что в соответствии пунктом 1.1 статьи 56 и подпунктом «д» пункта 7 Федерального закона № 67-ФЗ могло являться основанием для отмены регистрации ее как кандидата в депутаты, административным истцом не приведено и суду не представлено.
Доводы административного истца о безвозмездном размещении заинтересованным лицом баннеров на зданиях органов местного самоуправления во внимание не принимаются, поскольку подпункт «г» пункта 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ содержит ограничение на использование на безвозмездной основе или на льготных условиях только транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, а не зданий и помещений, а пункт 8 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ разрешает размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, без взимания платы.
Доводы административного иска о размещении агитационного материала на здании детского сада несостоятельны ввиду отсутствия законодательного запрета на размещение агитационного материала на зданиях образовательных учреждений.
Пункт 10 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ устанавливает запрет на размещение агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность; в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
В свою очередь, часть 12 статьи 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает запрет на создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных организациях.
Между тем, размещение агитационного материала на здании детского сада не является деятельностью политической партии в структуре образовательной организации.
Доказательств использования кандидатом в депутаты ФИО2 неоплаченных агитационных материалов в материалы дела административным истцом не представлено.
В свою очередь, размещение символики местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», выдвинувшей кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 ФИО2 непосредственно, при открытии спортивного стадиона «Сатурн-плюс» является текущей деятельностью политической партии и агитационной деятельностью кандидата в депутаты ФИО2 не является.
Таким образом, ТИК города Троицка пришла к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1, изложенных в обращениях от 13.08.2022 и 18.08.2022.
Следовательно, не усматривается оснований для признания незаконным бездействия ТИК города Троицка по принятию решения в порядке пункта 13 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ об обращении в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 ФИО2
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, признании незаконными бездействия ТИК города Троицка и решений от 17.08.2022 № 49/189-5, от 22.08.2022 № 51/205-5.
Требование о возложении на административного ответчика обязанности отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу № 25 ФИО2 производно от первоначального требования, в удовлетворении которого отказано, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к территориальной избирательной комиссии города Троицка об оспаривании бездействия и решений от 17.08.2022 № 49/189-5, от 22.08.2022 № 51/205-5.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия судом решения через Челябинский областной суд.
Председательствующий Л.А. Лопаткина
Мотивированное решение изготовлено 06.09.2022.