ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-259/2022 от 24.10.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

УИД 27OS0000-01-2022-000265-11

Дело № 3а-259/2022

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 октября 2022 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,

при секретаре Иорданашвили Д.В.,

с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Чумиканского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года № 1019П,

у с т а н о в и л:

постановлением Правительства Хабаровского края от 17.01.2011 № 5-пр «О создании краевых государственных казенных учреждений, подведомственных управлению лесами Правительства Хабаровского края» создано Краевое государственное казенное учреждение «Кербинское лесничество». В его состав входят два участковых лесничеств: Аянское и Чумиканское.

Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года № 1019П утвержден лесохозяйственный регламент Чумиканского лесничества, находящегося на территории Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края. Приказ опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале нормативных правовых актов Хабаровского края https://laws.khv.gov.ru в разделе «Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Хабаровского края» 06 декабря 2018 года.

Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, в котором просит (с учетом уточненных требований) признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент Чумиканского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года № 1019П, в части отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника краевого значения «Вана», к эксплуатационным согласно таблице 3 пункта 1.1.6 Регламента: в кварталах 12 – 24, 26, 27, 28, 29 – 42, 43 – 70, 71 – 91, 92 – 104, 106 – 112, 118 – 124 Шевлинского бассейна, в кварталах 154, 170, 192, 193, 206, 218, 231, 244 Среднеудского бассейна.

В обоснование требований прокурор указал, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует статьям 1, 2, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьям 6, 10, 12, 21, 25, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, приказу Минприроды России от 16 июля 2007 года № 181. На территории Чумиканского лесничества находятся заказники краевого значения «Вана», «Тугурский» и национальный парк «Шантарские острова». В пределах таких территорий запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, федеральным законодательствам отнесены к защитным, в связи с чем, отнесение особо охраняемых природных территорий к эксплуатационным лесам не соответствует целям их создания, и противоречит положениям лесного законодательства Российской Федерации. На особо охраняемых природных территориях запрещается любая деятельность, не предусмотренная правовым режимом функционирования зон, установленных в границах таких природных территорий. Разрешение заниматься любыми видами деятельности, не предусмотренными правовым режимом экологического коридора, влечет за собой нарушение законодательства об охране окружающей среды и фактическое его уничтожение. Собственником лесного фонда является Российская Федерация, поэтому указанные нарушения затрагивают ее права и нарушают права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды.

Определением судьи от 04 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: КГКУ «Чумиканское лесничество» и орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, - Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз).

Определением Хабаровского краевого суда от 29 сентября 2022 года произведена замена заинтересованного лица КГКУ «Чумиканское лесничество» на КГКУ «Кербинское лесничество».

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2, каждая в отдельности, настаивали на удовлетворении административного иска с учетом уточненных требований.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлены надлежащим образом. Так как явка лиц, участвующих в деле, не является обязательной в силу закона и не признана судом таковой, причины их неявки не являются уважительными, суд рассмотрел административное дело в их отсутствие.

В письменном отзыве министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края просило отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что определять категорию лесов на определенных лесных участках вправе орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, - Рослесхоз. Орган государственной или исполнительной власти субъекта Российской Федерации такими полномочиями не наделен. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 18 декабря 2009 года № 517 категория лесов в кварталах, указанных в административном исковом заявлении, определена как эксплуатационные. Эти сведения и были включены в приказ управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года № 1019П. Изменить целевое назначение лесов, входящих в состав лесничества, не представляется возможным без соответствующих решений федерального органа исполнительной власти. В Рослесхоз 20.10.2020 № 02-26-15792, от 25.11.2020 № 02-26-18058 направлены письма о необходимости изменения категории лесов «Эксплуатационные леса» на территории особо охраняемых природных территорий в категорию защитных лесов – «леса на особо охраняемых природных территориях».

В письменном отзыве КГКУ «Кербинское лесничество» просило отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что распределение лесов по целевому назначению произведено приказом Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517. В лесохозяйственный регламент Чумиканского лесничества сведения о категории лесов внесены на основании этого нормативного правового акта. Без соответствующего решения федерального органа исполнительной власти изменить целевое назначение лесов, входящих в состав Чумиканского лесничества, не представляется возможным.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет, в числе прочего, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (части 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В статье 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (часть 3).

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «к» части 1 и часть 2 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (части 1, 4, 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации)

Перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указаны в статье 83 Лесного Кодекса Российской Федерации. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано право на разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87 в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года. Аналогичные положения содержат пункт 9 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87, в действующей с 01 июля 2019 года редакции).

В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года и действующей с 01 июля 2019 года) лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1219).

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения; акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях; порядок разработки лесохозяйственных регламентов, их состав, сроки действия и порядок внесения в них изменений; утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий (пункты 5.2, 5.2.102, 5.2.128, 5.19 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года).

Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Порядок разработки лесохозяйственных регламентов, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов, и внесение в них изменений установлены приказом Минприроды России от 27.02.2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 9, 10).

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Решением Хабаровского крайисполкома от 26 апреля 1984 года № 231, решением Малого Совета Хабаровского края от 18 марта 1993 года № 52, постановлением Губернатора Хабаровского края от 13 марта 2003 года № 78 образован государственный природный заказник краевого значения «Вана», утверждено положение о заказнике.

На основании исследованных в ходе рассмотрения дела письменных доказательств и объяснений лиц, участвующих в деле, суд установил, что государственный природный заказник краевого значения «Вана» находится на территории Чумиканского лесничества в кварталах 12 – 24, 26, 27, 28, 29 – 42, 43 – 70, 71 – 91, 92 – 104, 106 – 112, 118 – 124 Шевлинского бассейна и в кварталах 154, 170, 192, 193, 206, 218, 231, 244 Среднеудского бассейна. Правовой режим заказника определен как особо охраняемая природная территория, эти земли ограничены в обороте (таблица 5 «Перечень особо охраняемых природных территорий» лесохозяйственного регламента Чумиканского лесничества).

В лесохозяйственном регламенте Чумиканского лесничества, утвержденном приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2028 года № 1019П, государственный природный заказник краевого значения «Вана» указан как «Ванна», что противоречит положениям нормативно-правового акта о его образовании.

Управление лесами Правительства Хабаровского края, как указано в Положении, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года № 185-пр (с последующими изменениями), является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2020 года № 162-пр (действует с 22 апреля 2020 года) утверждено Положение о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края. Комитет является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Комитет является правопреемником управления лесами Правительства Хабаровского края.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 29 сентября 2021 года № 610-р комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края переименован в министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2021 года № 707-пр (действует с 06 января 2022 года) утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе, организует разработку и утверждение лесного плана края, организует разработку и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на землях лесного фонда.

Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, с учетом приведенных положений федеральных законов и нормативных правовых актов (в редакции, действующей на момент принятия приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года № 1019П), суд считает, что регламент Чумиканского лесничества, на территории которого находится особо охраняемая природная территория, утвержден Управлением лесами Правительства Хабаровского края за пределами своих полномочий. Право утверждать (принимать) такого рода нормативные правовые акты по состоянию на 30 ноября 2018 года (как и на день рассмотрения настоящего дела) законом отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими (пункт 28).

Управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждая лесохозяйственный регламент Чумиканского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года № 1019П, в оспариваемой части, недействующим.

Проверив оспариваемые положения лесохозяйственного регламента Чумиканского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года № 1019П, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему заключению.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации).

Эксплуатационные леса имеют цели освоения, направленные на устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

В одну из категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, - на территориях государственных природных заповедников, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (части 1 и 6 статьи 111, часть 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2019 года – это пункт 1 части 2, часть 5 статьи 102, часть 1 статьи 103).

В лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (часть 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесной кодекс Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01 июля 2019 года, - на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта (части 3, 6 статьи 103), также устанавливал в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусматривалось правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (части 1 и 2 статьи 24). Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (часть 1 статьи 25, часть 1 статьи 27).

В положении о государственном природном заказнике краевого значения «Вана», утвержденном решением Хабаровского крайисполкома от 26 апреля 1984 года № 231, указано, что на территории заказника устанавливаются следующие ограничения хозяйственной деятельности:

- запрещается охота на все виды перелетных птиц, разорение их гнезд, сбор яиц. Охота на прочие виды охотничьих ресурсов производится в установленном законодательством порядке;

- побочные лесоиспользования (выпас скота, сенокошение, пчеловодство, промысловый и непромысловый сбор грибов, ягод, плодов, цветов, лекарственно-технического сырья), проведение изыскательских, исследовательских, устроительных, мелиоративных работ, осушение болот, распашка новых земель, предоставление участков под застройку, использование ядохимикатов, рыболовство, туризм и другие формы организованного отдыха населения, движение механизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования могут производиться при условии не нанесения вреда природным комплексам или их компонентам и по согласованию с министерством природных ресурсов Хабаровского края.

В таблице 3 лесохозяйственного регламента Чумиканского лесничества приведены сведения о распределении лесов по целевому назначению и категориям лесов по кварталам и их частям. К эксплуатационным лесам, в том числе, отнесены лесные участки в кварталах 12 – 24, 26, 27, 28, 29 – 42, 43 – 70, 71 – 91, 92 – 104, 106 – 112, 118 – 124 Шевлинского бассейна, в кварталах 154, 170, 192, 193, 206, 218, 231, 244 Среднеудского бассейна.

Эксплуатационными лесами признаются леса, осваиваемые в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций леса.

В частях 1, 2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Поскольку, в силу положений Лесного кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 102), в защитных лесах на особо охраняемых природных территориях запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе всякая деятельность, влекущая за собой нарушение особо охраняемых природных территорий, то леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не могут быть отнесены к эксплуатационным лесам, поскольку эта категория лесов имеет иные цели освоения, нежели защитные леса.

Заказник «Вана» организован для выполнения функции поддержания целостности естественных сообществ и общего биологического баланса, сохранения и воспроизводства перелетных птиц и среды их обитания на закрепленной территории, является естественным резервом перелетных птиц. Сохранение биоразнообразия планируется осуществлять путем сохранения покрытых лесной растительностью земель.

В связи с изложенным, отнесение лесных участков в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника краевого значения «Вана» к эксплуатационным лесам не соответствует положениям федерального законодательства. Отнесение лесов к эксплуатационным может повлечь иное их использование без соблюдения ограничений, определенных лесным законодательством для особо охраняемых природных территорий, а это противоречит целям создания природного заказника.

Довод заинтересованного лица, что оспариваемый лесохозяйственный регламент принят во исполнение приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18 декабря 2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Как установлено Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (пункты 8, 9 в редакции от 28 июня 2005 года, действовавшей на день принятия приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года № 1019П), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763).

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 18 декабря 2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», согласно данным, имеющимся на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.consultant.ru, не был опубликован в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763. Этот факт не оспаривался и лицами, участвующими в деле. Следовательно, этот приказ не вступил в силу, не является действующим нормативным правовым актом и не влечет правовых последствий.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.

В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемые административным истцом положения лесохозяйственного регламента Чумиканского лесничества противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в этой части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.

Лица, участвующие в деле подтвердили, что оспариваемый нормативный правовой акт неоднократно применялся. Поэтому суд полагает возможным признать его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с изложенным, требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда лесохозяйственный регламент Чумиканского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 30 ноября 2018 года № 1019П, в части отнесения лесов, расположенный в границах государственного природного заказника краевого значения «Вана», к эксплуатационным согласно таблице 3 пункта 1.1.6 Регламента: в кварталах 12 – 24, 26, 27, 28, 29 – 42, 43 – 70, 71 – 91, 92 – 104, 106 – 112, 118 – 124 Шевлинского бассейна, в кварталах 154, 170, 192, 193, 206, 218, 231, 244 Среднеудского бассейна.

Сообщение о принятом решении опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края https:laws.khv.gov.ru в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Судья

Хабаровского краевого суда