ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-25/19 от 07.05.2019 Томского областного суда (Томская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 мая 2019 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Простомолотова О.В.,

при секретаре Климашевской Т.Г.,

с участием: представителя административного истца Камалитовой О.Н. Алимбековой А.Р.,

представителя административного ответчика – Совета Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области Асеева В.А.,

представителя заинтересованного лица администрации Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области Косточка И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-25/2019 по административному исковому заявлению Камалитовой Оксаны Николаевны к Совету Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области о признании недействующим решения Совета Зоркальцевского сельского поселения от 16.08.2018 № 36 «Об отмене решений Совета Зоркальцевского сельского поселения «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» № 19 от 06.12.2017 и № 12 от 21.03.2018» со дня принятия указанного нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Решением Совета Зоркальцевского сельского поселения № 36 от 16.08.2018 отменены решения Совета Зоркальцевского сельского поселения № 19 от 6.12.2017 и № 12 от 21.03.2018«О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» изменении зоны с СХ-3 на зону СХ-1 в отношении земельных участков в окрестностях д. Березкино.

Указанное решение подписано председателем Совета Зоркальцевского сельского поселения и Главой Зоркальцевского сельского поселения и опубликовано в информационном бюллетене Зоркальцевского сельского поселения № 713 от 16.08.2018 и на официальном информационном портале www.zorkpos.tomsk.ru.

Камалитова О.Н. обратилась в Томский областной суд с административным иском в котором просила признать недействующим со дня принятия нормативного акта решение Совета Зоркальцевского сельского поселения № 36 от 16.08.2019 «Об отмене решений Зоркальцевского сельского поселения № 19 от 6.12.2017 и № 12 от 21.03.2018 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Зоркальцевское сельское поселение» в части отмены решений Совета Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области № 19 от 6.122007 и № 12 от 21.03.2018 предусматривающих внесение в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» изменений зоны с СХ-3 на СХ-1 в отношении земельных участков расположенных в окрестностях д. Березкино с кадастровыми номерами: /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/.

В обоснование заявленных требований указала, что она Камалитова О.Н. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/.

Решением Совета Зоркальцевского сельского поселения № 19 от 6.12.2017 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» Томского района Томской области в отношении в том числе указанных земельных участков, расположенных в окрестностях д. Березкино было принято решение об изменении функциональной и территориальной зоны с СХ-3 на функциональную и территориальную зону СХ-1. Внесённые указанным решением изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки могли стать основой для последующего перевода указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.

Учитывая, что оспариваемое решение № 36 от 16.08.2018 фактически внесло изменения в Генеральный план сельского поселения и Правила землепользования и застройки, то есть определило разрешенное использование принадлежащих Камалитовой О.Н. земельных участков и расположенных на них объектов и установило для них градостроительный регламент, указанное решение, по мнению административного истца, бесспорно затрагивает ее права, как собственника земельных участков исходя из положений ст. 42, 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В этой связи принятием оспариваемого решения нарушены и могут быть нарушены права Камалитовой О.Н.: на свободное по своему усмотрению пользование и распоряжение принадлежащими ей земельными участками в соответствии с п.1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации; на участие в решении вопросов касающихся прав на землю, в том числе в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, при их использовании исходя из подп. 4 п.1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации; на участие в подготовке и принятии решений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в соответствии с п. 5 ч.3 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Камалитова О.Н в исковом заявлении указала, что оспариваемое решение принято с нарушением п. 20 ч.1 ст. 14, ч.5 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ч.1 ст. 30, ч.5-16 ст. 31, ч. 1 ст. 32, ч.1-5 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.5 ст. 14, подп. 11 п.3 ст. 21 Устава муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение».

В судебном заседании представитель Камалитовой О.Н. Алимбекова А.Р. заявленные требования поддержала и уточнила, что Камалитова оспаривает решение Совета Зоркальцевского сельского поселения № 36 от 16.08.2018 об отмене решений Совета Зоркальцевского сельского поселения № 19 от 06.12.2017 и № 12 от 21.03.2018 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Зоркальцевское сельское поселение» в полном объеме. Кроме того уточнила, что оспариваемое решение по сути направлено на внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Зоркальцевского сельского поселения, путем отмены решений № 19 от 06.12.2017 и № 12 от 21.03.2018, которые являются частью нормативного акта (Генерального плана и Правил землепользования и застройки) и соответственно при его принятии должна была быть соблюдена процедура предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации для внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования. Положения же статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» не освобождают административного ответчика от бремени доказывания законности принятого нормативного акта об отменен ранее принятого нормативного акта в части оснований его принятия.

Ссылка в оспариваемом решений на положения ч.4 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации как на основание отмены решений № 19 от 6.12.2017 и № 12 от 21.03.2018 и соответствующая позиция ответчика не основана на законе, поскольку, по мнению истца, положения ст. 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют вопросы использования земельных участков сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем указанные вопросы не являются предметом правового регулирования Правил землепользования и застройки. Отменные решения №19 от 6.12.2017 и № 12 от 21.03.2018 могли стать в последующей основой для перевода принадлежащих ей земельных участков в установленном законом порядке из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, но сами по себе не меняли категорию земель и не устанавливали порядок их использования. При этом исходя из положений ст. 85, 83 Земельного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон и утверждение градостроительных регламентов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, действующим законодательством вообще не предусмотрено. Доводы ответчика о нарушении процедуры внесения решением № 19 от 6.12.2017 изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки Зоркальцевского сельского поселения в части не рассмотрения указанных предложений Комиссией по землепользованию и застройки несостоятельны, поскольку указанная процедура имеет отношение к принятию совершенно иного правового акта - постановления Главы муниципального образования о подготовке проекта изменений в Генеральный план.

Представитель административного ответчика Совета Зоркальцевского сельского поселения Асеев В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку решение № 36 от 16.08.2018 принято Советом Зоркальцевского сельского поселения в пределах предоставленных ему ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий. Вопреки доводам административного истца указанное решение не является решением о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки Зоркальцевского сельского поселения, а является решением об отменен ранее принятого с нарушением закона решения представительного органа местного самоуправления. Правовым основанием отмены решений № 19 от 6.12.2017 и № 12 от 21.03.2018 явилось нарушение при их принятии положений ч.4 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так в силу ст. 55 Правил землепользования и застройки Зоркальцевского сельского поселения территориальная зона СХ-3 – это зона сельскохозяйственных угодий, предназначенная для сохранения сельскохозяйственных угодий на землях населенных пунктов и предназначенная для ведения личных подсобных хозяйств. Статьёй 53 Правил предусмотрена зона СХ-1 - зона ведения садоводства с возможностью возведения на участке капитального жилого строения.

Согласно ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно п. 4 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Расстояние от с. Зоркальцево до д. Березкино составляет 5,8 км. Расстояние от д. Березкино до ближайшего земельного участка из перечисленных (кадастровый номер /__/) составляет 2,0 км. Расстояние от с. Зоркальцево до ближайшего земельного участка из перечисленных (кадастровый номер /__/) составляет 2,8 км.

Таким образом, все земельные участки, перечисленные в решениях Совета № 19 от 06.12.2017 и № 12 от 21.03.2018, располагаются на расстоянии менее 30-ти километров от сельских населенных пунктов и не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Противоречие решений Совета Зоркальцевского сельского поселения: № 19 от 06.12.2017 и № 12 от 21.03.2018 нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно: ч. 4 ст. 78 и ст. 79 Земельного Кодекса Российской Федерации выразилось в том, что территория, в отношении которой были внесены изменения в Генеральный план поселения располагается на расстоянии менее тридцати километров от целого ряда сельских населенных пунктов, в том числе с. Зоркальцево, д. Березкино, с. Рыбалово, д. Кисловка и других и соответственно данные земли могут использоваться лишь для целей ведения сельского хозяйства.

Кроме того, отмененные решения № 19 от 6.12.2017 и № 12 от 21.03.2018 были приняты с нарушением процедуры принятия решений о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки.

Нарушение процедуры принятия указанных выше нормативных правовых актов выразилось в том, что заявление Камалитовой О. Н. и др. (Ш., А., И.) от 13.03.2017 г. вх. № 08-03-243 было адресовано Главе «Зоркальцевское сельское поселение», а не Комиссии по землепользованию и застройки муниципального образования.

Согласно п. 6 Положения о порядке внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» (утв. Постановлением Администрации Зоркальцевского сельского поселения № 604 от 30.12.2016 г) заявление о внесении изменений в Генеральный план подлежит рассмотрению Комиссией по землепользованию и застройки муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение».

Однако заявление Камалитовой О. Н. и др. (Ш., А., И.) Комиссией по землепользованию и застройки муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» не рассматривалось, а постановление о разработке проекта изменений в Генеральный план поселения принято без учета заключения комиссии.

Представитель заинтересованного лица Администрации Зоркальцевского сельского поселения Косточка И.Ю., также возражала против удовлетворения иска, поддержала позицию, изложенную административным ответчиком.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовала представленные доказательства суд приходит следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 указанного закона. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).

Законом Томской области № 152-ОЗ от 17.11.2014 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Томской области» за сельскими поселениями закреплены полномочия по решения вопроса местного значения предусмотренного п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся утверждение Генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

Согласно уставу Зоркальцевского сельского поселения, утвержденному решением Совета Зоркальцевского сельского поселения № 12 от 9.211.2017 (ст. 4, п.18) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки также отнесено к вопросам местного значения (л.д. 113 т.1).

При этом принятие Генерального плана поселения и Правил землепользования и застройки в силу п. 11 ч.3 ст. 21 Устава муниципального образования, ч.1 ст. 24, ч.1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации относиться к полномочиям Совета поселения, как представительного органа местного самоуправления (л.д. 131 т.1).

Согласно ст. 22 Устава поселения по вопросам, отнесенным к компетенции Совета поселения, он принимает решения. Также совет принимает муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и реализации отдельных государственных полномочий в случае отсутствия в законодательстве указаний на конкретный орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено принятие указанных муниципальных правовых актов (л.д. 132 т.1).

Согласно ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В силу положений ст. 20 Устава поселения Совет Зоркальцевского сельского поселения состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Заседание Совета не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов (л.д. 129-130 т.1).

В соответствии с п.1 ст. 22 Устава Совет поселения принимает решения на своих заседаниях в порядке, установленном регламентом Совета и Уставом поселения. Нормативные правовые акты, принятые Советом направляются Главе поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней (п.3 ст. 22) (л.д. 132 т.1).

Из положений ст. 24 Устава поселения следует, что Решения Совета подписывается председателем Совета, избираемого из числа депутатов (л.д. 135 т.1).

Решением Совета Зоркальцевского сельского поселения от 9.11.2017 № 14 Утвержден «Регламент Совета Зоркальцевского сельского поселения».

Положениями ст. 14 Регламента установлено, что основной организационно - правовой формой работы Совета поселения являются его собрания. При этом заседание Совета правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов (л.д. 161 т.1).

Ст. 22 Регламента установлено, что председательствующим на заселении совета является председатель совета (л.д. 162 т.1).

В соответствии со ст. 31 Регламента, ч.3 ст. 43 Федерального закона № 131—ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Совет принимает решения путем голосования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (л.д. 164 т.1).

Ст. 39 Регламента предусмотрено, что на каждом собрании Совета ведется протокол, в котором отражается, в том числе принятое решение по обсуждаемым вопросам (л.д. 165 т.1).

Как установлено в ходе судебного заселения 13.03.2017 Камалитова О.Н., Ш., И. и А. обратились к Главе Зоркальцевского сельского поселения с просьбой рассмотреть на заседании Комиссии по землепользованию вопрос о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Зоркальцевского сельского поселения в части изменения зоны с СХ-3 на СХ-1 в отношении указанных в заявлении земельных участков (л.д. 111).

25.08.2017 Главой Зоркальцевского сельского поселения было принято постановление № 395 о проекте изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение», которым подготовка проекта изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки возложена на заявителей (л.д. 112 т.1).

25.08.2017 Главой Зоркальцевского сельского поселения было принято постановление № 396 о проведении публичных слушаний по проекту изменений Генерального плана и Правил землепользования и застройки (л.д. 114 т.1).

31.10.2017 Публичные слушания были проведены и по их итогам подготовлено соответствующее положительное заключение (л.д. 115-118 т.1).

28.11.2018 проект изменений в Генеральный план поселения и Правила землепользования и застройки направлен Главой Зоркальцевского сельского поселения на рассмотрение в Совет Зоркальцевского сельского поселения.

Решением Совета Зоркальцевского сельского поселения № 19 от 6.12.2017, опубликованным в номере 675а от 6.12.2017 информационного бюллетеня Зоркальцевского сельского поселения внесены изменения в генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение», в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, зона СХ-3 изменена на зону СХ-1 (л.д. 74-78 т.2).

В связи с обращением Главы поселения от 15.03.2018 решением Совета Зоркальцевского сельского поселения № 12 от 21.03.2018, опубликованным в номере 690 от 21.03.2018 информационного бюллетеня Зоркальцевского сельского поселения п.1 Решения Совета Зоркальцевского сельского поселения № 19 от 6.12.2017 изложен в новой редакции (в части кадастровых номеров земельных участков) (л.д. 90-102 т.2).

Решением Совета Зоркальцевского сельского поселения № 36 от 16.08.2018 на основании обращения в Совет поселения депутата Совета Зоркальцевского сельского поселения Лобыня Е.В. принято решение об отмене Решений Совета Зоркальцевского сельского поселения № 19 от 6.12.2017 и № 12 от 21.03.2018 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» в отношении земельных участков, расположенных в окрестностях д. Березкино.

Указанное решение подписано председателем Совета, Главой поселения и опубликовано в информационном бюллетене Зоркальцевского сельского поселения № 713 от 16.08.2018 и на официальном информационном портале www.zorkpos.tomsk.ru.

Оценивая доводы административного истца об отмене решения Совета Зоркальцевского сельского поселения № 36 от 16.08.2018, суд исходит из следующего.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью ч.1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

При этом, исходя из содержания данной нормы, орган местного самоуправления вправе отменить ранее принятый им правовой акт.

Названное положение Федерального закона № 131-ФЗ являлось предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, согласно правовой позиции которого, сформулированной в определении от 26 мая 2011 г. N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Таким образом, оспариваемый акт принят в целях устранения нарушения закона, без осуществления нового правового регулирования в области градостроительного зонирования в связи, с чем доводы административного истца от том, что оспариваемое решение, по сути, является решением о внесении изменений в Генеральный план и Правила Землепользования и застройки и при его принятии Советом Зоркальцевского сельского поселения не соблюдены требования ст. 24, 28, 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 20 ч.1 ст. 14, ч.5 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основан на неверном токовании закона.

Оценивая соблюдение процедуры принятия оспариваемого муниципального правового акта, суд приходит к выводу о том, что решение принято уполномоченным на то органом в установленном порядке, при наличии предусмотренных законом оснований.

В соответствии ч.1 ст. 24, ч.1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Устава муниципального образования, принятие решений о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки, а соответственно и решений об отменен таких решений в соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к компетенции представительного органа местного самоуправления – Совета Зоркальцевского сельского поселения.

Как следует из представленных суду доказательств 14.08.2018 депутат Совета Зоркальцевского сельского поселения Лобыня Е.В обратился в Совет Зоркальцевского сельского поселения с просьбой рассмотреть вопрос об отмене решения Совета Зоркальцевского сельского поселения № 19 от 6.12.2017 о внесении изменений в Генеральный план поселения и Правила землепользования и застройки, так как данное решение противоречит ч.4 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании указанного обращения вопрос об отмене решений Совета № 19 от 6.12.2017 и № 12 от 21.03.2018 был включен в повестку шестнадцатого собрания Совета Зоркальцевского сельского поселения четвертого созыва. На заседании совета присутствовали 9 депутатов, то есть более 2/3 от общего числа избранных депутатов. После обсуждения вопроса об отмене указанных выше решений вопрос был поставлен на голосование. За принятие решения об отмене решений Совета Зоркальцевского сельского поселения № 19 от 6.12.2017 и № 12 от 21.03.2018 проголосовало 9 человек из 9 присутствующих депутатов (л.д. 152-154 т.2).

Решение Совета № 36 от 16.08.2018 подписано председателем Совета Ж. и главой поселения, после чего было опубликовано в установленном порядке в информационном бюллетене Зоркальцевского сельского поселения.

При этом действия административного ответчика по реализации прав органа местного самоуправления, предусмотренного статьей 48 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, вопреки доводам административного истца были направлены на устранение нарушения законодательства, путем отмены принятого им нормативного акта в порядке самоконтроля, а не на внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа. Несогласие истца с установлением первоначальной редакций Генерального плана и Правил землепользования зоны СХ-3 в отношении принадлежащих ей земельных участков предметом судебной проверки в рамках заявленных административных исковых требований не является.

Таким образом, требования к компетенции, а также порядку принятия и опубликования оспариваемого нормативного акта соблюдены.

Оценивая доводы административного истца об отсутствии правовых основании для отмены решений № 19 от 6.12.2017 и № 12 от 21.03.2018, суд исходит из следующего.

Для вывода об отсутствии правовых оснований для принятия Советом Зоркальцевского сельского поселения решения № 36 от 16.08.2018 необходимо установить что решения Совета Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области № 19 от 6.12.2017 принято с соблюдением требований закона к компетенции, порядку принятия и опубликования указанного решения, а также что указанное решение не противоречит нормативным актам имеющим высшую юридическую силу.

Порядок внесения изменений в Генеральный план регламентируется ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом процедура внесения изменений в генеральный план является идентичной процедуре принятия генерального плана.

Порядок внесения изменений в Правила землепользования ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Каких либо изъятий из указанного порядка в зависимости от того кто выступает инициатором внесения изменений гражданин или орган местного самоуправления закон вопреки доводам административного истца не содержит.

В силу ч.1 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 данного Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из положений ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент принятия решения № 19 от 6.12.2017) решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав, и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

В соответствии с ч.4, 5 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. По результатам указанной проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным выше, в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

В силу положений ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании вопреки требованиям приведенных выше положений закона, предложения Камалитовой О.Н. о внесении изменений в правила землепользования и застройки уполномоченной комиссией не рассматривались и на соответствие их требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности не поверялись, соответствующий проект нормативного акта о внесении изменений в Правила землепользования Главе поселения комиссией не направлялся. Более того постановлением Администрации Зоркальцевского сельского поселения № 395 от 25.08.2017 обязанность подготовки проекта изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки возложена в том числе на Камалитову О.Н и других заявителей (л.д. 112 т.2)

Доказательств соблюдения предусмотренной указанными выше нормами закона процедуры рассмотрения предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки суду ни административным ответчиком, ни административным истцом не представлено.

Кроме того Положением о порядке внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» утвержденного постановлением Администрации Зоркальцевского сельского поселения № 604 от 30.12.2016, являющимся вышестоящим по отношению к Решению Совета № 19 от 6.12.2017 нормативным актом, установлен порядок рассмотрения обращений физических лиц о внесении изменений в Генеральный план поселения.

Согласно п. 4 указанного положения заинтересованные физические лица обращаются с предложениями о внесении изменений в Генеральный план поселения в Комиссию по землепользованию и застройке. В силу п.6, 7 Комиссия по землепользованию и застройке рассматривает указанные предложения и в течение 10 дней с момента проведения очередного заведения подготавливает заключение о возможности или невозможности внесения изменений (л.д. 108-109 т.2).

Глава муниципального образования с учетом заключения Комиссии по землепользованию и застройки принимает решение о подготовке проекта изменений в Генеральный план, либо об отклонении предложений и лишь после этого Глава поселения принимает решение о проведении публичных слушаний (п.8, 15 Положения).

Как следует из справки Главы Зоркальцевского сельского поселения предложения Камалитовой О.Н. о внесении изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки Комиссией по землепользованию и застройке не рассматривались. Решение Совета Зоркальцевского сельского поселения № 19 от 6.12.2017 было принято на основании результатов публичных слушаний.

Таким образом, предусмотренный правовыми актами, в том числе муниципальным правовым актом, порядок внесения изменений в Генеральный план поселения при принятии решения № 19 от 6.12.2017 также соблюден не был.

Доводы административного истца о том, что указанный порядок касается принятия иного правового акта – постановления Главы администрации о разработке изменений в Генеральный план не основаны на законе, поскольку принятие органом местного самоуправления решения о разработке изменений Генерального плана является одним из обязательных этапов внесения в него изменений независимо от того кто является инициатором вносимых изменений орган местного самоуправления или заинтересованное физическое лицо.

В соответствии с ч.7 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения.

Как следует из представленной Главой поселения справки и скриншота интернет страницы ФГИС ТП проект изменений Генерального плана и Правил землепользований и застройки принятые Решением Совета Зоркальцевского сельского поселения № 19 от 6.12.2017 с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не размещался.

В соответствии с ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации представительный орган местного самоуправления поселения, с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана.

Согласно ч.2 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

При этом в силу положений ст. 31 Регламента, ч.3 ст. 43 Федерального закона № 131—ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Совет принимает решения путем голосования. Решения представительного органа муниципального образования принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (л.д. 164 т.1).

Оценивая соблюдение процедуры принятия нормативного акта (Решения № 19 от 6.12.2017) о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки непосредственно представительным органом местного самоуправления суд приходит к выводу о том, что процедура принятия нормативного акта Советом Зоркальцевского сельского поселения соблюдена также не была, что является самостоятельным и безусловным основанием для отмены указанного нормативного акта в порядке ч.1 ст. 48 ФЗ№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так согласно протоколу пятого собрания Совета Зоркальцевского сельского поселения вопрос о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки об изменении зоны СХ-3 на зону СХ-1 в отношении земельных участков, расположенных в окрестностях д. Березкино обсуждался, однако на голосование не ставился и решение по данному вопросу депутатами Совета не принималось (л.д. 149-151 т.2).

Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля секретарь Совета Зоркальцевского сельского поселения П. показала, что на момент проведения собрания Совета Зоркальцевского сельского поселения 06.12.2017 она была депутатом Совета, а также я выполняла функции секретаря Совета. Протокол совета вела она. В протоколе отражено все, что происходило на заседании Совета. Протокол действительно не содержит какого-либо решения, которое впоследствии было оформлено в виде решения №19 от 6.12.2017 об изменении зоны с СХ-3 на зону СХ-1 в отношении земельных участков, расположенных в окрестностях д. Березкино, однако голосование по этому вопросу было. Каковы были результаты голосования, она в связи с давностью событий пояснить не может, черновых записей, с использованием которых она впоследствии готовила протокол Собрания, и по которым можно было бы восстановить указанную информацию, у нее не сохранилось.

Таким образом, достаточных и достоверных доказательств соблюдения, установленной законодательными актами, в том числе имеющими высшую юридическую силу требований к процедуре принятия отмененного оспариваемым решением нормативного акта суду не представлено.

Кроме того, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд учитывает следующие положения закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип определения правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1), земли населенных пунктов (подпункт 2).

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Частью 4 ст. 78 земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят зоны сельскохозяйственного использования.

В состав зон сельскохозяйственного использования в силу части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть 10 статьи 35Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу изложенного определение в границах населенного пункта в результате градостроительного зонирования зоны сельскохозяйственных угодий положениям земельного и градостроительного законодательства вопреки доводам истца не противоречит.

Согласно данным ЕГРП в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, принадлежащих административному истцу на праве собственности, как на момент принятия решения № 19 от 6.12.2017, так и принятия оспариваемого решения № 36 от 16.08.2018, а также в настоящее время указанные земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования.

Таким образом, на момент принятия Решения № 19 от 6.12.2017, которое в редакции решения № 12 от 21.03.2018 было отменено оспариваемым Решением № 36 от 16.08.2018 указанные земельные участки относились к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Наименование функциональных и территориальных зон и возможные виды разрешенного использования земельных участков определены Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение», утвержденными решением Совета Зоркальцевского сельского поселения от 07.10.2014 № 21 (далее - Правила).

Так, в силу ст. 53 Правил зона СХ-1 - зона, предназначенная для размещения садовых земельных участков, используемых населением в целях выращивания сельскохозяйственных культур и отдыха, с возможностью возведения на участке капитального жилого строения.

Согласно ст. 55 Правил зона СХ-3 - зона сельскохозяйственных угодий. Зона выделена для сохранения сельскохозяйственных угодий на землях населенных пунктов и обеспечения условий для ведения личных подсобных хозяйств. В соответствии ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются на сельскохозяйственные угодья на землях сельскохозяйственного назначения. Согласно ч.1 ст. 79 1. сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Указанные земельные участки до принятия решения № 19 от 6.12.2017 находились в зоне СХ-3, то есть относились к зоне сельскохозяйственных угодий.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства без перевода земель в земли иных категорий в установленном законом порядке.

Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» (далее Классификатор) предусмотрены, в том числе такие виды разрешенного использования, как сельскохозяйственное использование. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых только для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

В связи с изложенным установление градостроительных регламентов в виде возможности возведения капитального жилого строения, при установлении в отношении указанных земельных участков зоны СХ-1, предусматривающей возможность возведения на участке капитального жилого строения без перевода их в установленном порядке в земли иных категорий, противоречило в данном случае положениям ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах у административного ответчика имелись все предусмотренные законом основания для отмены в порядке самоконтроля принятого 6.12.2017 Решения № 19 (в редакции Решения № 12 от 21.03.2018) поскольку указанное решение о внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки было принято с нарушением закона.

Оценивая доводы административного истца о нарушении оспариваемым нормативным актом его прав как собственника земельных участков суд находит их несостоятельными, поскольку отмена нормативного акта, принятого с нарушением законодательства и, соответственно, не подлежащего применению при реализации прав собственников, не влечет нарушения его прав и законных интересов.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Камалитовой Оксаны Николаевны к Совету Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области о признании недействующим решения Совета Зоркальцевского сельского поселения от 16.08.2018 № 36 «Об отмене Решений Совета Зоркальцевского сельского поселения «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» № 19 от 06.12.2017 и № 12 от 21.03.2018» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий