ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-260/17 от 09.08.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Дело № 3а-260/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск. 9 августа 2017 г.

Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,

при секретаре судебного заседания Козиной Е.Я., с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Моргуна О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 об оспаривании решения Шушенского поселкового Совета депутатов от 22 июля 2016 г. № 17-32 «О внесении изменений в решение Шушенского поселкового Совета депутатов от 20.05.2016 №13-20 «О внесении изменений в генеральный план поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края»,

установил:

группа граждан, проживающих в <...>, обратилась в Шушенский районный суд Красноярского края с коллективным административным исковым заявлением о признании незаконным решения Шушенского поселкового Совета депутатов от 22 июля 2016 г. № 17-32 «О внесении изменений в решение Шушенского поселкового Совета депутатов от 20.05.2016 №13-20 «О внесении изменений в генеральный план поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» (далее – решение Шушенского поселкового Совета депутатов
№ 17-32).

В административном исковом заявлении указали, что оспариваемым решением в генеральный план посёлка Шушенское Шушенского района Красноярского края (далее – генеральный план посёлка Шушенское) внесены изменения, в результате которых расположенный вблизи их одноэтажных домов земельный участок по <данные изъяты> отнесён к функциональной зоне средне этажной застройки, позволяющей осуществлять в ней строительство многоэтажных жилых домов.

По мнению административных истцов, решение Шушенского поселкового Совета депутатов № 17-32 принято без учёта сложившейся в посёлке Шушенское застройки и вопреки мнению его жителей, проголосовавших на публичных слушаниях против многоэтажной застройки.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 31 мая 2017 г. административное дело по указанному коллективному административному иску передано в Красноярский краевой суд для рассмотрения по правилам суда первой инстанции.

Администрацией посёлка Шушенское и Шушенским поселковым Советом депутатов представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых отмечается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением установленной процедуры и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В судебное заседание ФИО1, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, обратившихся с коллективным административным иском, а также представители иных участвующих в деле лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От ФИО1 поступило ходатайство о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи, мотивированное тем, что большинство обратившихся с коллективным административным иском граждан не могут приехать в город Красноярск в силу преклонного возраста. Это ходатайство судом отклонено, поскольку представление интересов группы лиц, обратившихся с настоящим коллективным административным иском, поручено ФИО1, который вправе лично вести административное дело в суде (при наличии у него высшего юридического образования) или поручить ведение дела представителю; с учётом характера заявленных требований, необходимости присутствия в судебном заседании членов группы, обратившихся с коллективным административным иском, не имеется.

Суд посчитал возможным на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав заключение прокурора Моргуна О.В., полагавшего административный иск не обоснованным, Красноярский краевой суд находит административное исковое заявление не подлежим удовлетворению.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Исходя из положений частей 1 и 4 статьи 7 названного Федерального закона, по вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом долгосрочного территориального планирования и утверждается на срок не менее чем двадцать лет.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана определён статьёй 24 указанного кодекса, согласно которой решение о подготовке проекта генерального плана поселения принимается главой местной администрации поселения (часть 2); а сама подготовка такого проекта осуществляется с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3); проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8); обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по этому проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 12); с учётом указанных протоколов и заключения представительный орган местного самоуправления поселения принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации поселения на доработку (часть 13).

Из частей 1, 2, 17 данной статьи следует, что процедура внесения изменений в генеральный план является идентичной процедуре принятия генерального плана.

В соответствии с Уставом посёлка Шушенское представительным органом местного самоуправления является Шушенский поселковый Совет депутатов, к полномочиям которого отнесено принятие планов и программ развития посёлка.

Решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 19 декабря 2012 г. № 50-88 утверждён генеральный план посёлка Шушенское (т. 3, л.д. 41 - 109). Содержащаяся в этом генеральном плане схема планируемых границ функциональных зон с отображением параметров их планируемого развития и планируемых границ населённого пункта относит земельный участок по <данные изъяты> к функциональной зоне П5(Ф) – зона коммунально-складских объектов V класса опасности.

Из статьи 18 Правил землепользования и застройки посёлка Шушенское Шушенского района Красноярского края, утверждённым решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 19 декабря 2012 г. № 50-89 (далее – Правила землепользования и застройки), следует, что функциональные зоны, установленные генеральным планом посёлка Шушенское, являются зонами перспективного развития и устанавливаются для каждого из видов территориальных зон (т.3, л.д. 110 - 163).

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, собственником земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, является общество с ограниченной ответственностью «Шушенское строительное управление».

В целях реализации национальной приоритетной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья на территории поселка Шушенское главой посёлка был подготовлен проект решения о внесении изменений в генеральный план посёлка Шушенское, предусматривающий в числе прочего изменение функциональной зоны, в которой расположен земельный участок по <данные изъяты>, на функциональною зону Ж2(Ф) – зона среднеэтажной застройки (т. 1, л.д. 75 - 77).

Указанный проект был согласован в установленном порядке с Правительством Красноярского края (т. 1, л.д. 57 - 58).

Постановлением главы посёлка Шушенское от 7 апреля 2016 г. № 246 по проекту решения о внесении изменений в генеральный план посёлка Шушенское на 13 мая 2016 г. назначены публичные слушания (т.1, л.д. 78), информация о времени и месте проведения которых была опубликована в газете "Ведомости органов местного самоуправления посёлка Шушенское " № 7 от 14 апреля 2016 г. (т. 3, л.д. 227).

На проведённых в назначенный день публичных слушаниях проект одобрен большинством голосов участвовавших в них жителей посёлка Шушенское (т. 1, л.д. 80 - 83). Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Ведомости органов местного самоуправления посёлка Шушенское" № 9 от 16 мая 2016 г. и размещено на официальном сайте муниципального образования (т. 3, л.д. 220, 225 - 226).

17 мая 2016 г. проект решения «О внесении изменений в генеральный план посёлка Шушенское Шушенского района Красноярского края» и результаты публичных слушаний (протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний) направлены в Шушенский поселковый Совет депутатов (т. 3, л.д. 243).

20 мая 2016 г. Шушенским поселковым Советом депутатов принято решение № 13-20 «О внесении изменений в генеральный план поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» (далее – решение № 13-20), согласно абзацу 5 пункта 1 которого функциональная производственная зона коммунально-складских объектов V класса опасности (П5(Ф)) по <данные изъяты> изменена на зону малоэтажной жилой застройки (Ж4(Ф)) с подзоной Ж4.1 (Ф) – «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка (до 3 этажей включительно)» (т. 1, л.д. 85).

Из содержания указанного решения видно, что оно отличается от согласованного с Правительством Красноярского края и одобренного на публичных слушаниях проекта решения о внесении изменений в генеральный план посёлка Шушенское, в соответствии с которым функциональная зона П5(Ф) по <данные изъяты> подлежит изменению на зону Ж2(Ф), а не на зону Ж4(Ф).

Статьёй 20 Правил землепользования и застройки установлено, что территориальная зона среднеэтажной жилой застройки (Ж2) используется преимущественно для размещения многоквартирных жилых домов низкой и средней этажности (от 2 до 5 этажей), тогда как зона малоэтажной жилой застройки (Ж4) – для размещения одноэтажных жилых домов с придомовыми либо приусадебными участками для ведения личного подсобного хозяйства, не требующего организации санитарно-защитной зоны.

Решением Шушенского поселкового Совета депутатов № 17-32 абзац 5 (ошибочно поименованный «абзацем 4») пункта 1 решения № 13-20 отменён и изложен в новой редакции, согласно которой функциональная производственная зона коммунально-складских объектов V класса опасности (П5 (Ф)) по <данные изъяты> изменена на зону среднеэтажной застройки (Ж2 (Ф)).

Решение Шушенского поселкового Совета депутатов № 17-32 принято на заседании очередной сессии Шушенского поселкового Совета депутатов с соблюдением процедуры, установленной Уставом посёлка Шушенское, и опубликовано 25 июля 2016 г. в периодическом печатном издании "Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское", № 17 (т.1, л.д. 94 - 100).

Содержащиеся в административном исковом заявлении доводы о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят без учёта фактически сложившейся в посёлке Шушенское застройки, вследствие чего нарушает права административных истцов нельзя признать состоятельными.

В силу части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

При этом частью 12 статьи 9 данного кодекса предусмотрено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Административные истцы правообладателями земельного участка по
<данные изъяты> и расположенных на нём объектов капитального строительства не являются. Доказательств того, что изменение функциональной зоны указанного участка повлекло или может повлечь нарушение их прав или законных интересов, ими не представлено.

Более того, из положений статей 2, 9, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации вытекает, что генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития территории (а не на фиксация существующего положения), которое должно обеспечивать не только права и законные интересы правообладателей объектов недвижимости, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п.

С учётом изложенного, Красноярский краевой суд приходит к выводу о том, что решение Шушенского поселкового Совета депутатов № 17-32 принято в установленном законом порядке компетентным органом. Оно не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права либо законные интересы административных истцов не нарушает.

На основании части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

в удовлетворении коллективного административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 об оспаривании решения Шушенского поселкового Совета депутатов от 22 июля 2016 г. № 17-32 «О внесении изменений в решение Шушенского поселкового Совета депутатов от 20.05.2016 №13-20 «О внесении изменений в генеральный план поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Красноярский краевой суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.