27OS0000-01-2022-000266-08
Дело № 3а-262/2022
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 сентября 2022 год город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре Д.В.Иорданашвили,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании в части приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 918П «Об утверждении лесохозяйственного регламента Оборского лесничества»,
у с т а н о в и л :
Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора в административном исковом заявлении, поданном в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, просит признать не действующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Оборского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 918П, в части:
- отнесения лесов в части кварталов 3, 4, 9, 10, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 30, 36, 37, 38, 42, в кварталах 5, 11, 18, 24, 31, 39 Оборского участкового лесничества, в части кварталов 2, 6, 7, 9, 10, 16, 17, 24, 25, 33, в кварталах 1, 8, 18, 26 Дурминского участкового лесничества, в части <...> Сидиминского участкового лесничества, на которых находится государственный природный заказник краевого значения «Бобровый», к категории эксплуатационных (таблица № 3 п. 1.1.5 Регламента);
- установления вида разрешенного использования лесов, - «заготовка древесины», «заготовка живицы», «заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, за исключением заготовки для собственных нужд в установленном законом порядке», «заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, за исключением заготовки для собственных нужд в установленном законом порядке», «ведение сельского хозяйства, за исключением пчеловодства на основании договоров аренды лесных участков, заключенных до принятия Положения», - в части кварталов 3, 4, 9, 10, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 30, 36, 38 Оборского участкового лесничества, в части кварталов 2, 6, 7, 9, 10, 16, 17, 24, 25, 33 Дурминского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3 Сидиминского участкового лесничества, расположенных на территории государственного природного заказника краевого значения «Бобровый» (таблица 7 п. 1.2 Регламента).
Обосновывая свои требования прокурор указывает, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует положениям статей 1, 2, 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», статей 6, 10, 12, 21, 25, 111, 112 Лесного кодекса РФ, приказу Минприроды России от 16.07.2007 года № 181. На территории Оборского, Дурминского, Сидиминского участковых лесничеств Оборского лесничества находится государственный природный заказник краевого значения «Бобровый», являющийся особо охраняемой природной территорией. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, федеральным законодательством отнесены к категории защитных. Поэтому отнесение особо охраняемых природных территорий к эксплуатационным лесам не соответствуют целям их создания, и противоречит положениям лесного законодательства Российской Федерации. На особо охраняемых природных территориях запрещается любая деятельность, не предусмотренная правовым режимом функциональных зон, установленных в границах таких территорий. Поэтому, разрешение заниматься любыми видами деятельности, не предусмотренными правовым режимом государственного природного заказника, влечет за собой нарушение законодательства об охране окружающей среды и фактическое его уничтожение. Собственником лесного фонда является Российская Федерация, поэтому указанные нарушения затрагивают её права и нарушают права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды.
Определением судьи от 08.08.2022 года к участию в деле привлечены заинтересованные лица КГКУ «Оборское лесничество» и орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, - Федеральное агентство лесного хозяйства (далее по тексту Рослесхоз).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, заявленные административные исковые требования поддержал.
Представитель министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, - ФИО2, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Правом определять категорию лесов на определенных лесных участках наделен Рослесхоз, как орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений. Органы государственной или исполнительной власти субъекта Российской Федерации такими полномочиями не наделены. Приказом Рослесхоза от 18.12.2009 года № 517 леса в кварталах, указанных в административном исковом заявлении, отнесены к категории эксплуатационных. На основании этого категория лесов по кварталам была указана в приказе управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 918П. Изменить целевое назначение лесов, входящих в состав лесничества, не представляется возможным без соответствующих решений федерального органа исполнительной власти. В Рослезхоз уже направлены письма о необходимости изменения категории лесов, на которых находится государственный природный заказник краевого значения «Бобровый», с «эксплуатационные» на «защитные».
Административное дело рассмотрено в отсутствие представителей Федерального агентства лесного хозяйства и КГКУ «Оборское лесничество», которые о времени и месте судебного заседания были уведомлены заблаговременно, причина их неявки признана судом неуважительной.
В письменных возражениях представитель КГКУ «Оборское лесничество» просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что определение категории лесов Оборского лесничества произведено приказом Рослесхоза от 18.12.2009 года № 517. В лесохозяйственный регламент Оборского лесничества сведения о назначении лесов внесены на основании этого нормативного правового акта. Без решения федерального органа исполнительной власти изменить целевое назначение лесов, входящих в состав Оборского лесничества, не представляется возможным. К проекту лесохозяйственного регламента со стороны прокуратуры Хабаровского края никаких замечаний высказано не было.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу, что требования прокурора нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подлежат удовлетворению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.01.2011 года № 5-пр «О создании краевых государственных казенных учреждений, подведомственных управлению лесами Правительства Хабаровского края» создано Краевое государственное казенное учреждение «Оборское лесничество».
Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 918П утвержден лесохозяйственный регламент Оборского лесничества, находящегося на территории административного муниципального района имени Лазо Хабаровского края. В его состав входят участковые лесничества: Ситинское, Оборское, Дурминское, Сидиминское, Верхне-Немптинское. Приказ опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале нормативных правовых актов Хабаровского края https://laws.khv.gov.ru в разделе «Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Хабаровского края» 16.11.2018 года.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет, в числе прочего, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу обстоятельства (части 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Статьей 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 1). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (часть 3).
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «к» части 1 и часть 2 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (части 1, 4, 5 статьи 2 Лесного кодекса РФ)
Перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, приведен в статье 83 Лесного Кодекса РФ. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано право на разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87 в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года). Аналогичные положения содержит пункт 9 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87, в действующей с 01.07.2019 года редакции.
В соответствии с частью 3 статья 87 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года и действующей с 01.07.2019 года) лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 года № 1219).
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения; акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях; порядок разработки лесохозяйственных регламентов, их состав, сроки действия и порядок внесения в них изменений; утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий (пункты 5.2, 5.2.102, 5.2.128, 5.19 Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года).
Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Порядок разработки лесохозяйственных регламентов, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений установлены приказом Минприроды России от 27.02.2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 9, 10).
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Решением Хабаровского краевого исполнительного комитета от 24.09.1964 года № 540 образован бобровский заказник «Немпту». Решением малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.03.1993 года № 589 бобровский заказник «Немпту» переименован в охотничий заказник краевого значения «Бобровый». Постановлением Губернатора Хабаровского края от 13.03.2003 г. № 78 охотничий заказник краевого значения «Бобровый» переименован в государственный природный заказник краевого значения «Бобровый».
Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.04.2012 года № 107-пр в бассейнах рек Немпта, Мухен, Обор, Юшки, Сидими на территории Нанайского, Хабаровского муниципального районов и муниципального района имени Лазо Хабаровского края организован государственный природный заказник краевого значения «Бобровый» общей площадью 88 894,67 гектара, и утверждено положение о государственном природном заказнике.
Основываясь на исследованных в ходе рассмотрения дела письменных доказательств и объяснениях, данных лицами, участвующими в деле, суд установил, что на территории Оборского лесничества находится государственный природный заказник краевого значения «Бобровый». Он занимает часть кварталов 3, 4, 9, 10, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 30, 36, 38, 42 и кварталы 5, 11, 18, 24, 31, 37, 39 Оборского участкового лесничества, часть кварталов 2, 6, 7, 9, 10, 16, 17, 24, 25, 33 и кварталы 1, 8, 18, 26 Дурминского участкового лесничества, части кварталов 2, 3 и квартал 1 Сидиминского участкового лесничества. Правовой режим государственного природного заказника краевого значения определен как особо охраняемая природная территория, эти земли ограничены в обороте (таблица 5 «Характеристика ООПТ» лесохозяйственного регламента Оборского лесничества).
Управление лесами Правительства Хабаровского края, как указано в Положении, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 года № 185-пр (с последующими изменениями), является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 года № 162-пр (действует с 22.04.2020 года) утверждено Положение о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края. Комитет является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Комитет является правопреемником управления лесами Правительства Хабаровского края.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 29.09.2021 года № 610-р комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края переименован в министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 года № 707-пр (действует с 06.01.2022 года) утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами, организует разработку и утверждение лесного плана края, организует разработку и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на землях лесного фонда.
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, с учетом приведенных положений федеральных законов и нормативных правовых актов (в редакции, действующей на момент принятия приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 918П), суд считает, что регламент Оборского лесничества, на территории которого находится особо охраняемая природная территория, утвержден Управлением лесами Правительства Хабаровского края за пределами своих полномочий. Право утверждать (принимать) такого рода нормативные правовые акты по состоянию на 15.11.2018 года (как и на день рассмотрения настоящего дела) законом отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими (пункт 28).
Управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждая лесохозяйственный регламент Оборского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемой природной территории, вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 918П, в оспариваемой части, недействующим.
Проверив оспариваемые положения лесохозяйственного регламента Оборского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 918П, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к такому заключению.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (части 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ).
Эксплуатационные леса имеют цели освоения, направленные на устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ).
В одну из категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, - на территориях государственных природных заповедников, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (части 1 и 6 статьи 111, части 1 статьи 112 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.07.2019 года – это пункт 1 части 2, часть 5 статьи 102, часть 1 статьи 103).
В лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (часть 3 статьи 112 Лесного кодекса РФ).
Лесной кодекс РФ, в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта (до 01.07.2019 года, части 3, 6 статьи 103), также устанавливал запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, если иное не предусматривалось правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (части 1 и 3 статьи 24). Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (часть 1 статьи 22).
В Положении о государственном природном заказнике краевого значения «Бобровый», утверждённом постановлением Правительства Хабаровского края от 16.04.2012 года № 107-пр указано, что на территории заказника запрещается: использование объектов животного мира; рубка лесных насаждений; ведение сельского хозяйства; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; сбор и повреждение редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Хабаровского края; выжигание растительности; применение всех видов ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; -сплав древесины; засорение территории заказника бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами, нефтепродуктами; строительство капитальных объектов, возведение временных построек; проведение гидромелиоративных работ; движение и стоянка наземного и водного транспорта; нахождение физических лиц с оружием и иными орудиями добычи животных и водных биологических ресурсов, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, а также с продукцией охоты или рыболовства; разорение бобровых хаток, нор, нерестилищ, гнезд, дупел и других мест обитания животных, кладок яиц, сбор яиц и пуха, а также другие действия, способные нанести вред животным и среде их обитания; устройство туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения; беспривязное содержание собак; иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания, а также препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
На территории заказника допускается: -движение и стоянка наземного и водного транспорта при осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объектов животного и растительного мира, водно-биологических ресурсов работниками уполномоченных органов в области охраны и использования лесных, водно-биологических ресурсов, объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий, а также, по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края, обеспечивающим функционирование и охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - уполномоченный орган), движение и стоянка наземного и водного транспорта, принадлежащего лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность в порядке, установленном действующим законодательством, непосредственно на территории заказника либо за его границами в случаях, когда проезд к месту ее осуществления возможен только через территорию заказника; -кольцевание и мечение зверей и птиц, не связанное с их изъятием из природной среды, под методическим руководством специалистов, владеющих методикой кольцевания и мечения, с письменного уведомления уполномоченного органа не позднее чем за 10 дней до начала проведения работ; -ограниченный отстрел и отлов объектов животного мира по разрешениям уполномоченного органа в целях акклиматизации, переселения, гибридизации и регулирования их численности, а также в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности; -возведение временных построек (кордоны, избушки, навесы, кормушки, вышки, ловушки и др.) для обеспечения охраны заказника; -геологическое изучение недр в установленном законодательством порядке при условии исключения нанесения вреда природным комплексам и объектам заказника; -проведение научно-исследовательской и образовательной деятельности научными и образовательными организациями в установленном законодательством порядке с письменного уведомления уполномоченного органа не позднее чем за 10 дней до начала проведения такой деятельности; - пчеловодство на основании договоров аренды лесных участков, заключенных до принятия настоящего Положения; -заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, заготовка гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд в установленном законодательством порядке; -строительство, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов в установленном законодательством порядке; - проведение экологических туров под непосредственным контролем работников уполномоченного органа; -акклиматизация, переселение и гибридизация диких животных по согласованию с научно-исследовательскими организациями в сфере экологии и охотничьего хозяйства края в соответствии с действующим законодательством; -проведение плановых биотехнических, учетных, охранных, хозяйственных работ и фенологических наблюдений, в том числе с привлечением коллективов учебных заведений и общественных организаций; - сбор зоологических, ботанических и палеонтологических коллекций по разрешениям уполномоченных органов под непосредственным контролем работников уполномоченного органа; -выполнение мероприятий, связанных с охраной, защитой и воспроизводством лесов, в том числе санитарных рубок лесных насаждений по согласованию с уполномоченным органом.
В таблице 3 лесохозяйственного регламента Оборского лесничества указаны сведения о распределение лесов по целевому назначению и категориям лесов по кварталам и их частям. К эксплуатационным лесам Оборского лесничества отнесены лесные участки в части кварталов 33, 34, 36-38, 41-47, 136 и в <...>, 35, 39-40, 48-135 Оборского участкового лесничества; в части <...> и в <...>, 33, 35-100 Дурминского участкового лесничества; в части <...>, 6, 11 и в кварталах 5, 7, 10, 12-95 Сидиминского участкового лесничества. Остальная территория лесничества отнесена к ценным или защитным лесам.
В таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» лесохозяйственного регламента Оборского лесничества указано, что на территории Оборского участкового лесничества (кварталы 1, 2, 6-8, 12-15, 20, 21, 26-29, 33-35, 40- 41, 43-136, части кварталов 3, 4, 9, 10, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 30, 36, 38), Дурминского участкового лесничества (<...>, 11-15, 19-23, 27-32, 34-100, части кварталов 2, 6, 7, 9, 10, 16, 17, 24, 25, 33), Сидиминского участкового лесничества (<...>, 48-95, части кварталов 2, 3, 47) Оборского лесничества разрешены: заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение сельского хозяйства.
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Заготовка живицы представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Заготовка живицы осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса. Использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (части 1, 2 статьи 29, части 1, 2 статьи 31, часть 1 статьи 32, часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 38 Лесного кодекса РФ)
Поскольку, в силу положений Лесного кодекса РФ (части 5 статьи 102) в защитных лесах на особо охраняемых природных территориях запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе всякая деятельность, влекущая за собой нарушение особо охраняемых природных территорий, то леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не могут быть отнесены к эксплуатационным лесам, поскольку эта категория лесов имеет иные цели освоения, нежели защитные леса.
Поэтому отнесение лесных участков, на которых находится государственный природный заказник краевого значения «Бобровый», то есть в границах особо охраняемой природной территории, к эксплуатационным лесам и установление для них таких видов разрешенного использования, как: заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение сельского хозяйства, противоречит положениям федерального законодательства. Использование лесов в соответствии с теми видами, которые установлены лесохозяйственным регламентом Оборского лесничества, фактически допускает их сплошную рубку для целей заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры, и может повлечь иное их использование без соблюдения ограничений, определенных лесным законодательством для особо охраняемых природных территорий, а это противоречит целям создания природного заказника.
Довод заинтересованного лица, что оспариваемый лесохозяйственный регламент принят во исполнение приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», суд не принимает во внимание.
Как установлено Указом Президента РФ от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (пункты 8, 9 в редакции от 28.06.2005 года, действовавшем на день принятия приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 918П) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 года № 763).
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», согласно имеющимся на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.consultant.ru, не был опубликован в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996 года № 763. Этот факт не оспаривался и лицами, участвующими в деле. Следовательно, этот приказ не вступил в силу, не является действующим нормативным правовым актом и не влечет правовых последствий.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.
В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемые административным истцом положения лесохозяйственного регламента Оборского лесничества противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения и имеющим большую юридическую силу, то, согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, в этой части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.
Лица, участвующие в деле подтвердили, что оспариваемый нормативный правовой акт неоднократно применялся. Поэтому суд полагает возможным признать его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Оборского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 918П, в части:
-отнесения лесов в части кварталов 3, 4, 9, 10, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 30, 36, 37, 38, 42, кварталах 5, 11, 18, 24, 31, 39 Оборского участкового лесничества, в части кварталов 2, 6, 7, 9, 10, 16, 17, 24, 25, 33, в кварталах 1, 8, 18, 26 Дурминского участкового лесничества, в части <...> Сидиминского участкового лесничества, на которых находится государственный природный заказник краевого значения «Бобровый», к категории эксплуатационных (таблица № 3 п. 1.1.5 Регламента);
-установления вида разрешенного использования лесов, - «заготовка древесины», «заготовка живицы», «заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, за исключением заготовки для собственных нужд в установленном законом порядке», «заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, за исключением заготовки для собственных нужд в установленном законом порядке», «ведение сельского хозяйства, за исключением пчеловодства на основании договоров аренды лесных участков, заключенных до принятия Положения», - в части кварталов 3, 4, 9, 10, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 30, 36, 38 Оборского участкового лесничества, в части кварталов 2, 6, 7, 9, 10, 16, 17, 24, 25, 33 Дурминского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3 Сидиминского участкового лесничества, на которых находится государственный природный заказник краевого значения «Бобровый» (таблица 7 п. 1.2 Регламента).
Сообщение о принятом решении опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края https:laws.khv.gov.ru в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Судья краевого суда