Дело №3а-266/2018
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 19 апреля 2018 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Якимовой А.О., с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краснобаковского районного потребительского общества об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Краснобаковское районное потребительское общество обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом измененных требований, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, а именно:
1) нежилого отдельно стоящего здания - магазин, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 135,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 812154 рубля, по состоянию на 17 марта 2014 года;
2) нежилого отдельно стоящего здания - магазин, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 639,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3427200 рублей, по состоянию на 17 марта 2014 года;
3) нежилого отдельно стоящего здания - магазин, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 287 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1186253 рубля, по состоянию на 17 марта 2014 года;
4) нежилого отдельно стоящего здания - ресторан, с кадастровым номером №, площадью 1257,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 7411796 рублей, по состоянию на 17 марта 2014 года;
5) нежилого отдельно стоящего здания, с кадастровым номером №, площадью 126,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 523941 рубль, по состоянию на 17 марта 2014 года;
6) нежилого отдельно стоящего здания - здания магазина, с кадастровым номером №, площадью 691,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 212429 рублей, по состоянию на 05 июня 2011 года;
7) нежилого отдельно стоящего здания - административного здания, с кадастровым номером №, площадью 923 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 6695912 рублей, по состоянию на 05 июня 2011 года;
8) нежилого отдельно стоящего здания - здание магазина, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 294,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 690457 рублей, по состоянию на 05 июня 2011 года;
9) нежилого отдельно стоящего здания - здание магазина, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 306,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 795959 рублей, по состоянию на 05 июня 2011 года;
10) нежилого отдельно стоящего здания - здание магазина, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 293,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 771222 рубля, по состоянию на 05 июня 2011 года;
11) нежилого отдельно стоящего здания - магазин № 43, с кадастровым номером №, площадью 4979 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 497259 рублей, по состоянию на 05 июня 2011 года;
12) нежилого отдельно стоящего здания, с кадастровым номером № площадью 1110,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 6997004 рубля, по состоянию на 12 мая 2016 года;
13) нежилого отдельно стоящего здания, с кадастровым номером №, площадью 370 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2525183 рубля, по состоянию на 14 марта 2016 года;
14) нежилого отдельно стоящего здания, с кадастровым номером №, площадью 118,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 398117 рублей, по состоянию на 10 февраля 2016 года;
15) нежилого отдельно стоящего здания, с кадастровым номером №, площадью 251 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1134189 рублей, по состоянию на 21 июля 2014 года;
16) нежилого отдельно стоящего здания - магазин, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 236,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1227028 рублей, по состоянию на 21 июля 2014 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Краснобаковское районное потребительское общество является собственником вышеназванных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых, определенная на основании постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области», и составляет:
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 1326847 рублей 86 копеек;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 5943489 рублей 40 копеек;
для нежилого здания с кадастровым номером № - 3485747 рублей 02 копейки;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 16027723 рубля 30 копеек;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 562495 рублей 53 копейки;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 6222508 рублей 84 копейки;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 9130437 рублей 28 копейки;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 2433145 рублей 37 копейки;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 2489313 рублей 52 копейки;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 2420756 рублей 65 копейки;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 1399426 рублей 11 копеек;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 14154783 рублей 55 копейки;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 4717411 рублей 20 копеек;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 878080 рублей 05 копеек;
для объекта недвижимости с кадастровым номером № - 3430939 рублей 08 копеек;
для нежилого здания с кадастровым номером № - 2266975 рублей 48 копеек.
Согласно отчету ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от 17 июля 2017 года №№, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 05 июня 2011 года составила: нежилого здания с кадастровым номером № - 690457 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № - 795959 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № - 771222 рубля; нежилого здания с кадастровым номером № - 497259 рублей.
Согласно отчету ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от 17 июля 2017 года № №, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 05 июня 2011 года составила: нежилого здания с кадастровым номером № - 5212429 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № - 6695912 рублей.
Согласно отчету ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от 25 июня 2017 года №№, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 17 марта 2014 года составила: нежилого здания с кадастровым номером № - 812154 рубля; нежилого здания с кадастровым номером № - 1227028 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № - 3427200 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № - 1134189 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № - 1186253 рубля; нежилого здания с кадастровым номером № - 7411796 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № 523941 рубль.
Согласно отчету ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от 25 июня 2017 года №№ рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составила: нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 12 мая 2016 года - 6997004 рубля; нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 14 марта 2016 года - 2525183 рубля; нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 10 февраля 2016 года - 398117 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 21 июля 2014 года - 1134189 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 21 июля 2014 года - 1227028 рублей.
02 августа 2017 года, 28 сентября 2017 года, 29 сентября 2017 года, 10 октября 2017 года административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, однако решениями комиссии от 23 августа 2017 года №, от 11 октября 2017 года №, от 11 октября 2017 года №, от 08 ноября 2017 года № заявления были отклонены.
Правительство Нижегородской области представило отзыв, в котором указывает на то, что результаты кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало на то, что учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости
Законом Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» на территории Нижегородской области введен налог на имущество организаций, а статьей 11 закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п.7 ст.378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
На основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частями третьей и пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 07 июня 2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 1 к настоящему постановлению; средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 2 к настоящему постановлению; минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, определенные по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 3 к настоящему постановлению.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» было разъяснено, что для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 указанного Закона, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 этого Закона).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 года №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственной кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» утвержден порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно пункту 1.1 указанного Порядка, настоящий Порядок определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случаях: осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости; осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
На основании пункта 2.1 Порядка, кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.
В соответствии с приложением 1 постановления Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» кадастровая стоимость установлена:
- для объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 2420756 рублей 65 копеек (п.395 раздела «Краснобаковский муниципальный район»);
- для объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 2433145 рублей 37 копеек (п.422 раздела «Краснобаковский муниципальный район»);
- для объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 1399426 рублей 11 копеек (п.724 раздела «Краснобаковский муниципальный район»);
- для объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 2489313 рубля 52 копейки (п.826 раздела «Краснобаковский муниципальный район»);
- для объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 10379551 рубль 72 копейки (п.3794 раздела «Краснобаковский муниципальный район»);
- для объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 6222508 рублей 84 копейки (п.4194 раздела «Краснобаковский муниципальный район»);
- для объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 9130437 рублей 28 копеек (п.4401 раздела «Краснобаковский муниципальный район»);
- для объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 2778564 рубля 94 копейки (п.4757 раздела «Краснобаковский муниципальный район»).
Средний удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастрового квартала №, в котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером № составляет 2034,43 руб./кв.м.; средний удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастрового квартала №, в котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером № составляет 7391,25 руб./кв.м.; средний удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастрового квартала №, в котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером № составляет 2181,96 руб./кв.м.; средний удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастрового квартала №, в котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером № составляет 1636,16 руб./кв.м.; средний удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастрового квартала №, в котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером № составляет 1636,16 руб./кв.м.; средний удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастрового квартала №, в котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером № составляет 7502,44 руб./кв.м.; средний удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастрового квартала №, в котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером № составляет 5110,90 руб./кв.м.; средний удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастрового квартала № в котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером № составляет 1636,16 руб./кв.м. (л.д.33-47, т.5).
Из материалов дела следует, что Краснобаковское районное потребительское общество является собственником объектов недвижимости:
1) нежилого отдельно стоящего здания - магазин, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 135,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
2) нежилого отдельно стоящего здания - магазин, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 639,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
3) нежилого отдельно стоящего здания - магазин, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 287 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
4) нежилого отдельно стоящего здания - ресторан, с кадастровым номером №, площадью 1257,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
5) нежилого отдельно стоящего здания, с кадастровым номером №, площадью 126,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
6) нежилого отдельно стоящего здания - здания магазина, с кадастровым номером №, площадью 691,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
7) нежилого отдельно стоящего здания - административного здания, с кадастровым номером №, площадью 923 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
8) нежилого отдельно стоящего здания - здание магазина, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 294,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
9) нежилого отдельно стоящего здания - здание магазина, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 306,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
10) нежилого отдельно стоящего здания - здание магазина, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 293,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
11) нежилого отдельно стоящего здания - магазин № 43, с кадастровым номером №, площадью 4979 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
12) нежилого отдельно стоящего здания, с кадастровым номером №, площадью 1110,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
13) нежилого отдельно стоящего здания, с кадастровым номером №, площадью 370 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
14) нежилого отдельно стоящего здания, с кадастровым номером №, площадью 118,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
15) нежилого отдельно стоящего здания, с кадастровым номером №, площадью 251 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
16) нежилого отдельно стоящего здания - магазин, назначение - торговое, с кадастровым номером № площадью 236,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.210-230, т.4).
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», Краснобаковское районное потребительское общество, права и обязанности которого как плательщика налога на имущество организаций затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по налогу на вышеуказанный объект недвижимости, является в силу положений ст.ст.24.18, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.378.2 Налогового кодекса РФ, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций», надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, указанных выше.
02 августа 2017 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №, однако решением комиссии от 23 августа 2017 года № заявление было отклонено (л.д.247-250, т.4).
28 сентября 2017 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № и №, однако решением комиссии от 11 октября 2017 года № заявление было отклонено (л.д.2-4, т.5).
29 сентября 2017 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № и №, однако решением комиссии от 11 октября 2017 года № заявление было отклонено (л.д.6-8, т.5).
10 октября 2017 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, № и №, однако решением комиссии от 08 ноября 2017 года № заявление было отклонено (л.д.10-12, т.5).
Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным истцом установленного ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательного для юридических лиц досудебного порядка урегулирования настоящего спора (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра», в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения, в том числе о зарегистрированных правах, на объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. С вышеуказанным адресом в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № - здании с общей площадью 639,10 кв.м. и наименованием «магазин», что свидетельствует об описке допущенной административным истцом.
Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, внесены в реестр недвижимости как ранее учтенные 17 марта 2014 года. Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами № и №, внесены в реестр недвижимости как ранее учтенные 05 июля 2011 года. Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами № и №, поставлены на государственный кадастровый учет в ЕГРН 29 марта 2011 года. Объект капитального строительства с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН 10 февраля 2016 года. Объект капитального строительства с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН 14 февраля 2011 года. Объект капитального строительства с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН 19 апреля 2011 года. Объект капитального строительства с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН 29 апреля 2011 года. Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, № вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированной по состоянию на 05 июня 2011 года.
Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости утверждена приложением №1 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 г. №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» в размере 6222508,84 руб., 9130437,28 руб., 2433145,37 руб., 2489313,52 руб., 2420756,65 руб., 1399426,11 руб., 10379551,72 руб. и 2778564,94 руб. соответственно.
В ЕГРН внесены изменения в части общей площади объектов капитального строительства с кадастровыми номерами № и №, в результате чего кадастровая стоимость была определена в соответствии с п.2.1 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011г. № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 07.06.2012 г. №331 и составляет на данный момент 14154783,55 руб. и 4717411,20 руб., соответственно.
Кадастровая стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № и №, определена в соответствии с п.2.1 Порядка на основании результатов государственной кадастровой оценки, и составляет на данный момент 1326847,86 руб., 5943489,40 руб., 3485747,02 руб., 16027723,30 руб., 562495,53 руб., 878080,50 руб., 3430939,08 руб. соответственно.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, № и № внесены в ЕГРН как ранее учтенные (л.д.50-53 т.5).
Таким образом, имеются основания для применения в рамках настоящего дела положений как ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», так ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52:09:0080004:983, 52:09:0090035:144, 52:09:0010002:588, 52:09:0040005:418, 52:09:0010006:887, 52:09:0020004:476, является 05 июня 2011 года; юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52:09:0080007:1515, 52:09:0070003:1606, 52:09:0090028:568, 52:09:0080004:1567, 52:09:0030005:171, является 17 марта 2014 г.; юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 52:09:0080006:545, является 12 мая 2016 года; юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 52:09:008006:545, является 14 марта 2016 года; юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 52:09:0050018:189, является 14 марта 2016 года; юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровыми номерами 52:09:0070001:2031 и 52:09:0080003:820, является 17 марта 2014 года.
При этом судом учитываются разъяснения, содержащиеся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в том числе объектов, в отношении которых в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об изменении их качественных и (или) количественных характеристик, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости), является дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, административный истец представил в суд отчеты об оценке оценщика ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» ФИО2 от 17 июля 2017 года №№; от 17 июля 2017 года №№ от 25 июня 2017 года №№ от 25 июня 2017 года №№.
Согласно отчету ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от 17 июля 2017 года № №, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 05 июня 2011 года составила: нежилого здания с кадастровым номером № - 690457 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № - 795959 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № - 771222 рубля; нежилого здания с кадастровым номером № - 497259 рублей (л.д.19-252 т.1).
Согласно отчету ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от 17 июля 2017 года №№, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 05 июня 2011 года составила: нежилого здания с кадастровым номером № - 5212429 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № - 6695912 рублей (л.д.1-271 т.2).
Согласно отчету ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от 25 июня 2017 года №№, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 17.03.2014 года составила: нежилого здания с кадастровым номером № - 812154 рубля; нежилого здания с кадастровым номером № - 3427200 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № - 1186253 рубля; нежилого здания с кадастровым номером № - 7411796 рублей; нежилого здания с кадастровым номером № - 523941 рубль (л.д.1-334, т.3).
Согласно отчету ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» от 25 июня 2017 года №№ рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составила: нежилого здания с кадастровым номером №, по состоянию на 12 мая 2016 года - 6997004 рубля; нежилого здания с кадастровым номером №, по состоянию на 14 марта 2016 года - 2525183 рубля; нежилого здания с кадастровым номером №, по состоянию на 10 февраля 2016 года - 398117 рублей (л.д.1-209 т.4).
Судом установлено, что представленные административным истцом вышеуказанные отчеты об оценке соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 года №611, содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка, к которому относятся объекты оценки, и основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. Выводы оценщика, отвечающей требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, включенного в реестр членов Ассоциации «Кадастр оценка», имеющей соответствующие диплом и стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшей гражданскую ответственность, сделаны в рамках сравнительного и доходного подходов к оценке, применение которых суд находит обоснованным.
При таких обстоятельствах оснований не доверять отчетам об оценке оценщика ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» ФИО5 от 17 июля 2017 года №№; от 17 июля 2017 года №№05; от 25 июня 2017 года №№; от 25 июня 2017 года №№, соответствующими требованиям ст.ст.11, 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ и установив по результатам такой оценки, что отчеты об оценке оценщика ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» ФИО3 от 17 июля 2017 года №№ от 17 июля 2017 года №№; от 25 июня 2017 года №№; от 25 июня 2017 года №№ отвечают применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что они подтверждают достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на юридически значимые даты, суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, по состоянию на 05 июня 2011 года; объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, по состоянию на 17 марта 2014 года; объекта недвижимости с кадастровым номером №, по состоянию на 12 мая 2016 года; объекта недвижимости с кадастровым номером №, по состоянию на 14 марта 2016 года; объекта недвижимости с кадастровым номером №, по состоянию на 14 марта 2016 года, подлежат удовлетворению в заявленных административным истцом размерах.
То обстоятельство, что решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 23 августа 2017 года №, от 11 октября 2017 года №, от 11 октября 2017 года № и от 08 ноября 2017 года № заявления Краснобаковского районного потребительского общества об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости были отклонены, а их кадастровая стоимость была оставлена без изменения, само по себе не может свидетельствовать об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в рамках настоящего дела, по которому вышеназванные решения комиссии предметом рассмотрения не являются, притом что судом, оценившим представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности, при проверке вышеназванных отчетов об оценке на соответствие требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» нарушений предусмотренных ей требований не установлено.
Факт обращения Краснобаковского районного потребительского общества в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области по объектам недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, № подтверждается Уведомлением о проведении заседания комиссии от 10 ноября 2017 года (л.д.9, т.5). Указание в решении комиссии № от 08 ноября 2017 года на Нижегородское областное потребительское общество является опиской.
Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отказ в удовлетворении требований административного истца доводы Правительства Нижегородской области о том, что результаты кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости, при определении которой их кадастровая стоимость устанавливается равной этой стоимости.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежат включению даты подачи Краснобаковским районным потребительским обществом заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, которые соответствуют датам обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, а именно:
- датой обращения Краснобаковского потребительского общества с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №; №, считать 02 августа 2017 года.
- датой обращения Краснобаковского потребительского общества с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №; №; №; №, считать 10 октября 2017 года.
- датой обращения Краснобаковского потребительского общества с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №; №; №, считать 28 сентября 2017 года.
- датой обращения Краснобаковского потребительского общества с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №; №; №; №; №, считать 29 сентября 2017 года.
Основания для удовлетворения административного искового заявления Краснобаковского районного потребительского общества в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости: нежилого отдельно стоящего здания с кадастровым номером №, площадью 251 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1134189 рублей, по состоянию на 21 июля 2014 года; нежилого отдельно стоящего здания - магазин, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 236,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1227028 рублей, по состоянию на 21 июля 2014 года, суд не находит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, объекты капитального строительства (нежилые здания) с кадастровыми номерами № и № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17 марта 2014 года как ранее учтенные (л.д.51 т.5). Кадастровая стоимость указанных объектов капитального строительства с кадастровыми номерами № и № определена в соответствии с п.2.1 Порядка на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 07.06.2012г. № 331(л.д.52 т.5).
Поскольку в данном случае кадастровая стоимость объектов капитального строительства (нежилые здания) с кадастровыми номерами № и № определена по правилам ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то датой определения их кадастровой стоимости является дата внесения сведений о спорных объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости, то есть 17.03.2014 года.
Действительно, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Вместе с тем, в представленном Краснобаковским районным потребительским обществом Отчете об оценке оценщика ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» ФИО3 от 25 июня 2017 года №№, рыночная стоимость объектов капитального строительства (нежилых зданий) с кадастровыми номерами № и № определена по состоянию на 21 июля 2014 года, а не на юридически значимую дату внесения сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости - 17 марта 2014 года.
Таким образом, в представленных Краснобаковским районным потребительским обществом отчете об оценке оценщика ООО «Нижегородская коллегия судебных оценщиков и экспертов» ФИО3 от 25 июня 2017 года №№, рыночная стоимость объектов капитального строительства (нежилых зданий) с кадастровыми номерами № и № определена на не верную дату (по состоянию на 21 июля 2014 года), а не на юридически значимую дату - 17 марта 2014 года.
То обстоятельство, что в материалах дела представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в которых указано, что дата внесения сведений в реестр объектов недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости (нежилых зданий) с кадастровыми номерами № и № - 21 июля 2014 года, не свидетельствует о том, что в рамках настоящего дела юридически значимой датой является не 17 марта 2014 года, а 21 июля 2014 года.
Из системного толкования положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном указанной статьей, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости не любых сведений о них, а лишь тех, которые влекут за собой необходимость определения их кадастровой стоимости, а именно: об осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости; о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; о внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, представленные Краснобаковским районным потребительским обществом Отчет об оценке от 25 июня 2017 года №№ в части установления рыночной стоимости объектов оценки - объектов капитального строительства (нежилых зданий) с кадастровыми номерами № и №, не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими достоверность указанной в них итоговой величины рыночной стоимости указанных выше спорных объектов недвижимости по состоянию на юридически значимую дату (17 марта 2014 года). Иных доказательств, с достоверностью подтверждающих рыночную стоимость объектов недвижимости на юридически значимую дату, материалы дела не содержат. Назначение судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости на юридически значимую дату (17 марта 2014 года) не представляется возможным, поскольку в данном случае необходимо соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, так как административное исковое заявление подано юридическим лицом.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных Краснобаковским районным потребительским обществом требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости: нежилого отдельно стоящего здания, с кадастровым номером №, площадью 251 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1134189 рублей по состоянию на 21 июля 2014 года; нежилого отдельно стоящего здания - магазин, назначение - торговое, с кадастровым номером №, площадью 236,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1227028 рублей, по состоянию на 21 июля 2014 года, следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Краснобаковского районного потребительского общества удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилое здание - магазин (торговое), кадастровый номер №, площадь 135,3 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 17 марта 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 812154 (восемьсот двенадцать тысяч сто пятьдесят четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилое здание - магазин (торговое), кадастровый номер №, площадь 639,1 кв.м., адрес объекта: <адрес> определенную по состоянию на 17 марта 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 3427200 (три миллиона четыреста двадцать семь тысяч двести) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилое здание - магазин (торговое), кадастровый номер №, площадь 287 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 17 марта 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 1186253 (один миллион сто восемьдесят шесть тысяч двести пятьдесят три) рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: отдельностоящее здание - ресторан, кадастровый номер №, площадь 1257,1 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 17 марта 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 7411796 (семь миллионов четыреста одиннадцать тысяч семьсот девяносто шесть) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: отдельностоящее здание, кадастровый номер №, площадь 126,1 кв.м., адрес объекта: <адрес><адрес>, определенную по состоянию на 17 марта 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 523941 (пятьсот двадцать три тысячи девятьсот сорок один) рубль.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здание магазина, кадастровый номер №, площадь 691,1 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 05 июня 2011 года, равной его рыночной стоимости в размере 212429 (двести двенадцать тысяч четыреста двадцать девять) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: административное здание (нежилое), кадастровый номер №, площадь 923 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 05 июня 2011 года, равной его рыночной стоимости в размере 6695912 (шесть миллионов шестьсот девяносто пять тысяч девятьсот двенадцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилое здание - магазин (торговое), кадастровый номер №, площадь 294,6 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 05 июня 2011 года, равной его рыночной стоимости в размере 690457 (шестьсот девяносто тысяч четыреста пятьдесят семь) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилое здание - магазин (торговое), кадастровый номер №, площадь 306,2 кв.м., адрес объекта: <адрес>, равной рыночной стоимости, в размере 795959 (семьсот девяносто пять тысяч девятьсот пятьдесят девятьрублей, по состоянию на 05 июня 2011 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилое здание - магазин (торговое), кадастровый номер №, площадь 293,1 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 05 июня 2011 года, равной его рыночной стоимости в размере 771222 (семьсот семьдесят одна тысяча двести двадцать два) рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: отдельностоящее здание - магазин №43, кадастровый номер №, площадь 171,6 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 05 июня 2011 года, равной его рыночной стоимости в размере 497259 (четыреста девяносто семь тысяч двести пятьдесят девять) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилое здание, кадастровый номер №, площадь 1110,2 кв.м., адрес объекта: <адрес> определенную по состоянию на 12 мая 2016 года, равной его рыночной стоимости в размере 6997004 (шесть миллионов девятьсот девяносто семь тысяч четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилое здание, кадастровый номер №, площадь 370 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 14 марта 2016 года, равной его рыночной стоимости в размере 2525183 (два миллиона пятьсот двадцать пять тысяч сто восемьдесят три) рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилое здание, кадастровый номер №, площадь 118,8 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 10 февраля 2016 года, равной его рыночной стоимости в размере 398117 (триста девяносто восемь тысяч сто семнадцать) рублей.
Датой обращения Краснобаковского районного потребительского общества с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №; №, считать 02 августа 2017 года.
Датой обращения Краснобаковского районного потребительского общества с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №; №; №; №, считать 10 октября 2017 года.
Датой обращения Краснобаковского районного потребительского общества с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №; №; №, считать 28 сентября 2017 года.
Датой обращения <адрес> потребительского общества с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №; №; №; №; № считать 29 сентября 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления Краснобаковскому районному потребительскому обществу об установлении кадастровой стоимостиобъектов недвижимости: нежилое здание, кадастровый номер №, площадь 251 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 21 июля 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 1134189 (один миллион сто тридцать четыре тысячи сто восемьдесят девять) рублей; нежилое здание, с кадастровым номером №, площадь 236,5 кв.м., адрес объекта: <адрес>, определенную по состоянию на 21 июля 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере 1227028 (один миллион двести двадцать семь тысяч двадцать восемь) рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 24 апреля 2018 года
Судья В.Н. Нуждин