ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-269/20 от 10.12.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-269/2020

УИД 21OS0000-01-2020-000185-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2020 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими в части Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 марта 2016 года № 187,

установил:

решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 23 декабря 2014 года № 1787, утвержден генеральный план Чебоксарского городского округа, разработанный ОАО "..." в 2014 году (далее - генеральный план).

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 марта 2016 года № 187 утверждены Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанные АО «...» в 2015 году» (далее - Правила землепользования и застройки), в Приложении к которым в картах градостроительного зонирования территории городского округа город Чебоксары установлены (отображены) границы территориальных зон.

Указанное решение опубликовано 10 марта 2016 года в периодическом печатном издании «...» № 4 (158), а также размещено 11 марта 2016 года на официальном сайте города Чебоксары (http://www.cap.ru).

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов, администрации города Чебоксары о признании не действующими с момента вступления в законную силу Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ... к двум территориальным зонам, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением норм материального права и нарушает его законные права и интересы. Административный истец, обладающий на праве собственности указанным земельным участком, сформированным 12 сентября 2011 года, имеет намерение построить индивидуальный жилой дом. В ходе переписки с администрацией города Чебоксары по вопросу предоставления схемы проезда к участку, ему стало известно о нахождении указанного земельного участка в двух территориальных зонах: Ж-5 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности) и О-1 (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения), что противоречит части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ. Согласно генерального плана указанный земельный участок отнесен к функциональной зоне многоквартирных домов 3-5 этажей. Согласно же статьи 44 Правил землепользования и застройки предельная этажность зданий, строений, сооружений, расположенных в этой зоне превышает предусмотренную для этого микрорайона генеральным планом. Согласно Проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона «...» города Чебоксары указанный земельный участок находится в двух территориальных зонах: площадью 271 кв.м. (многоэтажная жилая застройка), площадью 446 кв.м. (дошкольное, начальное и среднее общее образование). Однако согласно статьи 44 Правил землепользования и застройки максимальная площадь участков с видами разрешенного использования «дошкольное, начальное и среднее общее образование» составляет 260 кв.м., а максимальный процент застройки составляет 30%, следовательно, обнаруживается не соответствие участка минимальным требованиям к его разрешенному использованию. Административным ответчиком нарушена цель разработки Правил землепользования и застройки – обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статья 30 Градостроительного кодекса РФ).

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали заявленное требование.

Представители административных ответчиков Чебоксарского городского Собрания депутатов ФИО3, администрации города Чебоксары ФИО4 в судебном заседании заявленное требование не признали.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Михайловой Я.С., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Согласно Уставу муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, утв. решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 ноября 2005 года № 40, муниципальное образование город Чебоксары является городским округом, наделенным Законом Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» статусом городского округа (статья 1); представительным органом города Чебоксары является Чебоксарское городское Собрание депутатов (статья 23).

Таким образом, оспариваемые Правила застройки и землепользования приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также официального опубликования и по этим обстоятельствам не оспаривается.

В числе основных принципов земельного законодательства подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 717 кв.м. с кадастровым номером ..., относящегося к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома, имеющего адрес (местоположение) относительно ориентира: .... Особые отметки: общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с видом разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома.

Право собственности ФИО1 на указанный объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 18 января 2019 года на основании постановления судебного пристава-исполнителя о передаче не реализованного в принудительном порядке имущества должника взыскателю от 20 декабря 2018 года.

Из объяснений сторон судом установлено, что объект капитального строительства на указанном земельном участке отсутствует.

Оспариваемыми Правилами землепользования и застройки в отношении этого земельного участка установлена территориальная зона Ж-5 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности).

Согласно Градостроительному регламенту зоны застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-5) видами разрешенного использования земельных участков, расположенных в указанной территориальной зоне, в числе прочего, являются следующие виды разрешенного использования: «среднеэтажная жилая застройка» (до 8 этажей), «многоэтажная жилая застройка» (до 17 этажей), «дошкольное, начальное и среднее общее образование»; к условно разрешенному виду использования земельных участков отнесено «для индивидуального жилищного строительства» (статьи 44 Правил землепользования и застройки).

При этом пункт 4 примечаний данной статьи предусматривает то, что процент нового строительства индивидуального жилого дома в границах земельного участка - 0. На земельных участках сложившейся индивидуальной застройки возможна реконструкция, капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, в этих случаях максимальный процент застройки - 60.

Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ).

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования содержащая границы территориальных зон (статья 30 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

Из представленного в материалы дела фрагмента карты генерального плана видно, что земельный участок с кадастровым номером расположен в функциональной зоне «Жилые зоны».

Согласно ч. 2.1.3 генерального плана зона жилой застройки включает следующие зоны:

1.застройки многоэтажными и среднеэтажными жилыми домами (5 - 25 этажей);

2. малоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами (2 - 4 этажа);

3. застройки индивидуальными жилыми домами (1 - 3 этажа).

Жилые зоны - предназначены для размещения жилой застройки односемейными (индивидуальными) и многоквартирными жилыми домами различных типов и этажности в соответствии с параметрами, указанными в наименованиях зон.

Таким образом, Правила землепользования и застройки в оспариваемой части соответствуют функциональной зоне, отраженной в генеральном плане, предусматривающей размещение многоэтажных, среднеэтажных, малоэтажных жилых домов, а также индивидуальных жилых домов.

Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).

Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).

В силу частей 2, 3, 5 статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Постановлением администрации города Чебоксары от 21 ноября 2017 года № 2706 утвержден Проект планировки и проект межевания территории микрорайона «Соляное» города Чебоксары.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 43 ГрК РФ в текстовой части проекта межевания территории указывается в том числе вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ.

Из представленных в материалы дела фрагментов графической части проекта планировки указанной территории видно, что из земельного участка с кадастровым номером ... формируются следующие земельные участки: ... с видом разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)» и ... с видом разрешенного использования «Дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1)».

Земельный участок с кадастровым номером ... находится в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания и подземной автостоянкой на 135 машиномест (поз.26) и в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения (детский сад на 130 мест (поз.27).

Требование административного истца, основанное сведениями, содержащимися в разработанной и утвержденной органом местного самоуправления документации территориального планирования, не служит основанием для удовлетворения настоящего иска, поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу не является.

Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 марта 2016 года № 187 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об утверждении Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО «...» в 2015 году» соответствует нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать ФИО1 в удовлетворении требования о признании не действующими с момента вступления в законную силу Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 марта 2016 года № 187, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ... к двум территориальным зонам.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.Н.Орлова

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2020 года