Дело № 3а-26/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 27 февраля 2019 года
Хабаровский краевой суд
в составе председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,
при секретаре Наседкиной А.С.,
с участием представителя административного истца Зубка М.Е., представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Хабаровского края, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Хабаровского края, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости двух объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости по состоянию на 29 июня 2012 года:
- универсального торгового центра «Шатландия» с кадастровым номером №, площадью 3 349,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 20 582 416 руб.;
-торгового центра с кадастровым номером №, площадью 3 238,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 44 852 767 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником данных объектов капитального строительства, кадастровая стоимость которых в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 26.12.2012 № 467-пр. по состоянию на 29.06.2012 определена в размере: универсального торгового центра «Шатландия» с кадастровым номером № – 60 747 204 руб.? торгового центра с кадастровым номером № – 65 080 797 руб. В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Отчетами об оценке, выполненными оценщиком ООО «Бизнес аудит оценка» ФИО3, рыночная стоимость объекта с кадастровым номером 27:22:0030410:78 определена в размере 20 582 416 руб., объекта с кадастровым номером № – 44 852 767 руб.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю, представителя заинтересованного лица администрации города Комсомольска-на-Амуре, которые в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены заблаговременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, заявил ходатайство о восстановлении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ срока для обращения в суд по тем основаниям, что в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости и что ФИО2 стал собственником объекта с кадастровым номером № с 20.07.2018., объекта с кадастровым номером № - с 09.08.2017.
Представитель Правительства Хабаровского края ФИО1. заявленные требования не признал по тем основаниям, что Отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. В нарушение пп. «г» п. 24 ФСО № 7 стоимость объектов недвижимости определена без учета стоимости прав на земельный участок. В нарушение п. 5 ФСО № 3 приведенная в отчете об оценке информация, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, не подтверждена, так как оценщик использует источники информации за 2009, 2011 гг., в то время как оценка объектов проводилась на 29.06.2012г.. Административным истцом пропущен установленный законом пятилетний срок оспаривания кадастровой стоимости.
Из письменного отзыва Управления Росреестра по Хабаровскому краю следует, что Управление правовую оценку требований административного истца в части установления кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда, поскольку самостоятельной заинтересованности по данному вопросу не имеет.
Из письменного отзыва администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края следует, что она не согласна с заявленными требованиями, поскольку имеющиеся в деле отчеты содержат существенные нарушения законодательства и федеральных стандартов оценки. Оценщиком нарушен п. 5 ФСО № 3, так как в отчетах не приведены расчеты корректирующего коэффициента на изменение цен в строительстве после даты составления сборника; оценщик некорректно проводит расчеты стоимости затратным подходом, так как использует сборник КО-ИНВЕСТ для условий строительства в Московской области и не учитывает стоимость прав на земельный участок; оценщик необоснованно отказался от проведения оценки сравнительным и доходным подходами; оценщик ошибочно применяет ФСО № 4; ссылка оценщика на то, что определение величины прибыли предпринимателя основывается на методике, предложенной в монографии: Экономика и менеджмент, автор ФИО5, ни чем не подтверждена. Административным истцом пропущен установленный законом пятилетний срок оспаривания кадастровой стоимости.
Заслушав участников процесса, показания оценщика ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФИО2 с 20.07.2018 принадлежит на праве собственности здание универсального торгового центра «Шатландия» с кадастровым номером №, площадью 3 349,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; с 09.08.2017 - здание торгового центра с кадастровым номером №, площадью 3 238,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером №, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости 08.02.2013, составляет 60 747 204 руб., определена по состоянию на 29.06.2012 на основании постановления Правительства Хабаровского края от 26.12.2012 № 467 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства), расположенных на территории Хабаровского края, по состоянию на 29 июня 2012 г.».
Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером №, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости 08.02.2013, составляет 65 080 797 руб., определена по состоянию на 29.06.2012 на основании постановления Правительства Хабаровского края от 26.12.2012 № 467 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства), расположенных на территории Хабаровского края, по состоянию на 29 июня 2012 г.».
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (абзац 2).
Физические лица в силу статьи 400 Налогового Кодекса РФ являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ, которая к таковому относит, в том числе, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями части 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 30.09.2015 № 116 «О единой дате начала применения на территории Хабаровского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется на территории Хабаровского края с 01.01.2017.
ФИО2, являясь собственником указанных в административном иске зданий, налог на которые исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, имеет право на оспаривание кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменения его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если до истечения установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 декабря 2014 года № 467-пр утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Хабаровского края, по состоянию на 29 июня 2012 года. Оспариваемые результаты кадастровой оценки внесены в ГКН 08 февраля 2013 года.
До настоящего времени новые результаты кадастровой оценки объектов капитального строительства не утверждены.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, поскольку административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением 28 декабря 2018 года, в случае удовлетворения заявленных требований установленный судом размер кадастровой стоимости для целей налогообложения будет действовать с 01 января 2018 года.
Учитывая, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется на территории Хабаровского края только с января 2017 года, налог за 2018 год подлежит уплате не позднее декабря 2019 года, суд полагает, что пропущенный срок для обращения в суд подлежит восстановлению.
При этом суд учитывает, что собственником указанных в административном иске зданий ФИО2 стал 20 июля 2018 года и 9 августа 2017 года соответственно.
В суд в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость здания с кадастровым номером №, представлен Отчет об оценке от 24 октября 2018 года № 588/2018, выполненный оценщиком ООО «Бизнес аудит оценка» ФИО3, согласно которому рыночная стоимость данного объекта капитального строительства определена в размере 20 582 416 руб.
В качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость здания с кадастровым номером №, представлен Отчет об оценке от 21 сентября 2018 года № 591/2018, выполненный оценщиком ООО «Бизнес аудит оценка» ФИО3, согласно которому рыночная стоимость данного объекта капитального строительства определена в размере 44 852 767 руб.
В соответствии с требованиями Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данным Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (пункт 3 ФСО № 3). Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений (пункт 4 ФСО № 3).
При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов (пункт 5 ФСО № 3).
Из указанных отчетов следует, что оценка проводилась по состоянию на 29 июня 2012 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости, что соответствует положениям статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Для определения рыночной стоимости обоих объектов капитального строительства оценщиком использован затратный подход, в рамках которого применен метод сравнительной единицы, предполагающий расчет стоимости строительства сравнительной единицы аналогичного здания на основании нормативных данных, с последующей корректировкой показателя. Отказ от доходного и сравнительного подхода и иных методов в рамках затратного подхода в Отчетах обоснован.
Из Отчета № 591/2018 следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером № представляет собой 4 этажный торговый центр (1 этаж подземный), 1971 года постройки с реконструкцией в 2004 году, общей площадью 3 238, 3 кв.м., фундамент – железобетонные блоки, стены кирпичные, перекрытия и покрытие – железобетонные плиты, кровля – рулонная по бесчердачному перекрытию. Имеются отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация, электроосвещение, слаботочные устройства.
В качестве источника информации стоимостных показателей оценщик использовал Сборник укрупненных показателей стоимости строительства: Общественные здания. Серия «Справочник оценщика». – М.: ООО «КО-ИНВЕСТ», 2011. и «Стоимостные коэффициенты по элементам зданий. Приложение к изданиям КО-ИНВЕСТ 2009 года серии «Справочник Оценщика» для условий строительства в Московской области, Россия. ООО «КО-ИНВЕСТ», 2009.
В качестве аналога основного строения (литер А без учета подвала) из Сборника укрупненных показателей стоимости строительства: Общественные здания. Серия «Справочник оценщика». – М.: ООО «КО-ИНВЕСТ», 2011 выбран объект О3.08.046 из раздела «торговля» общей площадью 8650-11750 кв.м., показатель стоимости замещения в целом по объекту составляет 5 141 руб. на 1 куб.м..
В качестве аналога подвала из сборника «Стоимостные коэффициенты по элементам зданий. Приложение к изданиям КО-ИНВЕСТ 2009 года серии «Справочник Оценщика» для условий строительства в Московской области, Россия. ООО «КО-ИНВЕСТ», 2009 выбран подвал со стенами и днищем из монолитного железобетона и перекрытием из сборных железобетонных плит, строительным объемом до 5 тыс. куб.м, глубиной до 5 м. и толщиной стен 400 мм., с показателем стоимости замещения 203 447 руб. на 100 куб.м.
Применены поправки на отсутствие части инженерных систем, на разницу в площади, регионально-климатический коэффициент, корректирующий коэффициент на изменение цен в строительстве после даты издания справочника.
Расчет прибыли предпринимателя определен в размере 15%.
Определена величина затрат на строительство объекта-оценки с применением необходимых корректировок.
Стоимость нового строительства с учетом прибыли предпринимателя составила 88 974 774 руб., в том числе основная часть, литер А (реконструкция) – 35 818 169 руб., основная часть, литер А – 53 156 605 руб.
Произведен расчет совокупного физического износа, который для основной части, литер А (реконструкция) – составил 29%, для основной части, литер А – 16%.
Экономическое устаревание определено в размере 36%.
Исходя из затрат на замещение с учетом износа и устареваний, рыночная стоимость объекта оценки определена в размере 44 852 767 руб..
Из Отчета № 588/2018 следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером № представляет собой 2 этажный торговый центр общей площадью 3 349,3 кв.м., 1973 года постройки, фундамент – железобетонные плиты, наружные и внутренние капитальные стены – железобетонные панели, кирпичные, отделка пластиковой плиткой, перегородки – кирпичные, ж/бетонные панели, кровля – мягкая совмещенная по бесчердачному перекрытию. Имеются отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация, электроосвещение, слаботочные устройства.
В качестве источника информации стоимостных показателей оценщик использовал сборник укрупненных показателей стоимости строительства: Сборник укрупненных показателей стоимости строительства: Общественные здания. Серия «Справочник оценщика». – М.: ООО «КО-ИНВЕСТ», 2011.
В качестве аналога выбран объект О3.08.097 из раздела «торговля» общей площадью 650-850 кв.м., показатель стоимости замещения в целом по объекту составляет 3 106 руб. на 1 куб.м..
Применены поправки на отсутствие части инженерных систем, на разницу в площади, регионально-климатический коэффициент, корректирующий коэффициент на изменение цен в строительстве после даты издания справочника.
Расчет прибыли предпринимателя определен в размере 15%.
Определена величина затрат на строительство объекта-оценки с применением необходимых корректировок.
Стоимость нового строительства с учетом прибыли предпринимателя составила 46 928 525 руб. Произведен расчет совокупного физического износа, который составил 31,47%. Экономическое устаревание определено в размере 36%.
Исходя из затрат на замещение с учетом износа и устареваний, рыночная стоимость объекта оценки определена в размере 20 582 416 руб.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Из показаний свидетеля ФИО3 в судебном заседании следует, что в соответствии с пунктом 20 ФСО № 7, поскольку объектом оценки является объект капитального строительства, его стоимость не включает в себя стоимость прав на земельный участок. Выбранная для расчета прибыли предпринимателя методика изложена в Монографии ФИО5, при этом данные о величине первоначальных вложений (11%) и сроке строительство объекта (12 месяцев) взяты из СНиП 1.04.03-85. Описание выбранного метода приведено в Отчете. ФСО № 4 им не применялся.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет сделать выводы о достоверности представленных административным истцом ФИО6.
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с подпунктом «и» пункта 8 ФСО № 3 в отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты.
При выборе подхода для определения рыночной стоимости объектов оценки, оценщиком дано обоснование применяемого им метода и подхода, обоснованы отказы от других подходов и методов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 24 ФСО № 7 при затратном подходе в общем случае стоимость объекта недвижимости определяется как сумма стоимости прав на земельный участок и стоимости объектов капитального строительства.
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке, в соответствии с пунктом 1.12 которых при необходимости раздельного определения кадастровой стоимости земельных участков и находящихся на нем иных объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости в качестве самостоятельных объектов недвижимости, данные объекты могут быть оценены как раздельно, так и в составе условно сформированного объекта оценки. В случае оценки единого объекта оценки полученная стоимость распределяется между входящими в его состав объектами недвижимости, учтенными в государственном кадастре недвижимости. При этом должен соблюдаться принцип отсутствия двойного налогообложения имущества.
Целью оценки является не общий случай определения рыночной стоимости объекта оценки, а пересмотр кадастровой стоимости объекта капитального строительства, которая в свою очередь определяется без учета стоимости земельного участка, на котором расположен объект недвижимости с целью избежать двойное налогообложение.
Учитывая данное обстоятельство, оценщик обоснованно рыночную стоимость объекта оценки определил без учета стоимости земельного участка, приходящегося на объект капитального строительства.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 24 ФСО № 7 для целей оценки рыночной стоимости недвижимости величина прибыли предпринимателя определяется на основе рыночной информации методами экстракции, экспертных оценок или аналитических моделей с учетом прямых, косвенных и вмененных издержек, связанных с созданием объектов капитального строительства и приобретением прав на земельный участок.
В Отчетах оценщик указал, что определение величины прибыли предпринимателя основывается на методике, предложенной в монографии: «Экономика и менеджмент недвижимости» автор ФИО5, являющейся аналитической моделью. При этом данные о размере первоначальных инвестиций и продолжительности срока строительства взяты из СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности в строительстве предприятий, зданий и сооружений».
Вопреки отзыву заинтересованного лица из ФИО6 не следует, что при оценке ФИО3 был применен ФСО № 4.
Правительством края и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре не представлено доказательств, подтверждающих величину прибыли предпринимателя в ином размере, чем определена оценщиком.
Обстоятельства, на которые ссылаются Правительство Хабаровского края и администрация г. Комсомольска-на-Амуре без установления данных о том, что в действительности рыночная стоимость объекта оценки не соответствует размеру, определенному оценщиком, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Исходя из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность по доказыванию несоответствия заявленной административным истцом рыночной стоимости объекта недвижимости лежит на административных ответчиках и заинтересованном лице.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость нежилых зданий, свидетельствовали бы о их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками, заинтересованным лицом, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, не представлено.
Ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости нежилого здания заявлены не были.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки в материалы дела не представлено, нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта оценки, в судебном заседании не установлено, в связи с чем, суд полагает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.
На основании изложенного заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку административное исковое заявление подано в суд 28 декабря 2018 года, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 08 февраля 2013 года, установленная судом кадастровая стоимость действует с 01 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания универсального торгового центра «Шатландия» с кадастровым номером №, площадью 3 349,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29.06.2012 г. в размере 20 582 416 руб. на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания торгового центра с кадастровым номером №, площадью 3 238,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29.06.2012 г. в размере 44 852 767 руб. на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Дата обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости - 28 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда Е.Л. Унтевская
Решение в окончательной форме изготовлено 1 марта 2019 года.