РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2017 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
при секретаре Пономаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-272/2017 по административному исковому заявлению Степановой А.С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Степанова А.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
- <...> общей площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...>, адрес (местоположение): <...>
- <...> общей площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...> адрес (местоположение<...>
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тульской области по состоянию на 01.01.2013 года. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> установлена в размере <...> рублей <...> копейки.
Актом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от <...> года установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей <...> копеек по состоянию на 17.06.2013 года.
Административный истец Степанова А.С. не согласна с кадастровой стоимостью указанных земельных участков, полагает, что она значительно превышает их рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает ее права как плательщика земельного налога.
В соответствии с отчетами ООО «О» от <...> года № <...> и №<...> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01.01.2013 года составляет <...> рублей и рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 17.06.2013 года составляет <...> рублей.
На основании изложенного просит установить кадастровую стоимость указанных земельных участков равной их рыночной стоимости в размере <...> рублей и <...> рублей соответственно и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
В судебное заседание административный истец Степанова А.С. и ее представитель по доверенности – Шишкина И.Б. не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В письменном ходатайстве указал, что Управление не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) и просил разрешить их на усмотрение суда в отсутствие представителя Управления.
Представитель административного ответчика - правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве указал, что правительство Тульской области не оспаривает заявленные требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию и просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством в отсутствие представителя правительства.
Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения, возражений по существу заявленных требований не представлено.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования г.Тула в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.
Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Степанова А.С. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
- <...> общей площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...> адрес (местоположение): <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...> года, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.12.2016 года № <...> кадастровым паспортом №<...> от <...> года; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах объекта недвижимости от 21.02.2017 года № <...>.
- <...> общей площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...>, адрес (местоположение): <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...> года, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.12.2016 года № <...>, кадастровым паспортом №<...> от <...> года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах объекта недвижимости от <...> года № <...>
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеназванного земельного участка, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости, определенные по состоянию на 01.01.2013 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере <...> рублей <...> копейки (№ п/п <...> приложения № <...> к данному Постановлению).
Указанная кадастровая стоимость внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта земельного участка от 12.08.2016 года № <...>, а также кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <...> года.
Актом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области от <...> года определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> – <...> рубля <...> копеек по состоянию на 17.06.2013 года.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости указанных земельных участков административный истец Степанова А.С. обратилась в ООО «О».
В соответствии с отчетами об оценке рыночной стоимости земельных участков от 22.12.2016 года №<...>, № <...>, выполненными оценщиком данной организации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01.01.2013 года составляет <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу положений статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ в отношении отчета об определении кадастровой (рыночной) стоимости может быть проведена экспертная оценка саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требования стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков, а также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
По ходатайству стороны административного истца в целях подтверждения правильности и достоверности вышеупомянутых отчетов и определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Шогину В.А. ООО «Ш».
Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении эксперта Шогина В.А. от <...> года № <...>, отчеты ООО «О» № <...> и № <...> от 22.12.2016 года соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки; указанная в них рыночная стоимость земельных участков подтверждается.
Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в сфере оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованны, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
На основании статьи 24.19 того же Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков определена по состоянию на 01.01.2013 года – земельный участок с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей и на 17.06.2013 – земельный участок с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей.
На те же даты определена и рыночная стоимость указанных земельных участков в отчетах ООО «О» от <...> года № <...>, № <...>, подтвержденных экспертным заключением эксперта Шогина В.А. ООО «Ш» от <...> года № <...>.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков – 01.01.2013 года и 17.06.2013 года, рыночная стоимость находящихся в собственности административного истца земельных участков являлась иной, чем отражено в исследованных судом отчетах, подтвержденных экспертным заключением, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Правильность вышеупомянутого экспертного заключения лицами, участвующими в деле, не оспаривалась и ничем не опровергнута; с ходатайствами о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы указанные лица в установленном законом порядке не обращались.
Таким образом, анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в вышеупомянутых отчетах, подтвержденных экспертным заключением, рыночная стоимость земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01.01.2013 года в размере <...> рублей и
- земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 17.06.2013 года в размере <...> рублей
значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости тех же земельных участков в размере <...> рублей <...> копейки и <...> рубля <...> копеек соответственно, что затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом, подтвержденным экспертным заключением, не свидетельствует о недостоверности названных документов, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельных участков и их рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права и, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером <...><...> рублей,
- земельного участка с кадастровым номером <...> – <...> рублей;
в связи с чем, в данной части заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Разрешая административные исковые требования об обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области внести в Государственный кадастр (реестр) недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, суд, приходит к следующему.
Согласно положениям ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязанность по внесению сведений о новой кадастровой стоимости возникает у органа кадастрового учета в силу закона, поскольку решение суда является основанием для внесения в государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
В связи с изложенным в данном случае возложение указанной обязанности на орган кадастрового учета судом не требуется, а заявленные в названной части административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Как следует из письменного сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области от 15.02.2017 года № <...>:
-25.11.2016 года в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в государственный кадастр недвижимости внесены изменения, связанные с проведением очередной государственной кадастровой оценки и утверждением постановлением Правительства Тульской области от 09.11.2016 года №505 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тульской области» кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2016 года, в связи с чем, актуальная стоимость указанного земельного участка составляет <...> рубля <...> копеек;
-18.12.2016 года в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в государственный кадастр недвижимости внесены изменения, связанные с проведением очередной государственной кадастровой оценки и утверждением постановлением Правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области» кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2016 года, в связи с чем, актуальная стоимость земельного участка составляет <...> рубля <...> копейки.
Исходя из положений абзацев третьего и пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и разъяснений, содержащихся в пунктах 14, 25, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного в целях, установленных законодательством Российской Федерации, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного лица с административным исковым заявлением в Тульский областной суд – 27.12.2016 года, а установленная судом кадастровая стоимость земельных участков применяется для исчисления налоговой базы за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года.
Принимая во внимание, что удовлетворение заявленных требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, которое административными ответчиками не оспаривается ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), решение суда по данному делу не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, не имеющих с административным истцом противоположных интересов, в связи с чем судебные расходы относятся на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Степановой А.С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости - удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...>, адрес (местоположение): <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв.м, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...>, адрес (местоположение): <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований Степановой А.С. отказать.
В целях, установленных законодательством Российской Федерации, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного лица с административным исковым заявлением в Тульский областной суд – 27.12.2016 года.
Установленная судом кадастровая стоимость земельных участков применяется для исчисления налоговой базы за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий