ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-273/19 от 26.03.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-273/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе

председательствующего судьи Запаровой Я.Е.

при секретаре Морозовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к <данные изъяты> о ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ*** о государственной регистрации <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об общественной организации с присвоением основного государственного регистрационного номера ***

ДД.ММ.ГГ Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту также - Управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации данной общественной организации с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь в обоснование требований на проведение проверки деятельности организации, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства и устава организации: организация не ведет деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, кроме того, у организации отсутствуют члены организации (статья 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункт 2.1 Устава), собрание членов организации, заседания правления в проверяемом периоде не проводились (пункты 4.1, 4.3 Устава), проверки ревизионной комиссией (ревизором) не проводились в проверяемом периоде (п.4.7 Устава), срок полномочий председателя правления истек, на новый срок председатель не избирался (п.4.5 Устава). Ссылаясь на статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общественных объединениях», просило ликвидировать названную организацию в судебном порядке с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, административный истец просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Почтовая корреспонденция, направленная по юридическому адресу административного ответчика, не вручена с указанием причины «истек срок хранения», что с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» свидетельствует о надлежащем извещении административного ответчика.

О рассмотрении настоящего дела, времени и месте судебного разбирательства извещен <данные изъяты> сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и который одновременно является учредителем организации, а также соучредитель общественной организации <данные изъяты>

Кроме того, сведения о месте и времени рассмотрения дела размещены административным истцом на официальном сайте Управления.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ*** «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон ***

Статьей 29 названного Федерального закона *** установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, на основании распоряжения Управления Министерства юстиции по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГи в соответствии с Планом проведения плановых проверок некоммерческих организаций на ДД.ММ.ГГ, утв. приказом Управления от ДД.ММ.ГГ***, в отношении <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГ проведена плановая документарная проверка, в ходе которой общественной организации предложено представить документы о деятельности организации, ее имуществе, членах организации и органах управления.

В ходе проверки от <данные изъяты> сведения о котором как о лице, имеющем право действовать без доверенности, содержатся в ЕГРЮЛ и который является одним из учредителей организации, поступило уведомление о том, что общественная организация с ДД.ММ.ГГ не ведет общественную деятельность, в дальнейшем осуществление деятельности не планируется; конференции, заседания правления не проводятся, ревизионная комиссия проверки не проводит; в связи с отсутствием членов организации решение о ликвидации в добровольном порядке не может быть принято.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГ***, согласно которому деятельность <данные изъяты>» осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями действующего законодательства и положениями собственного устава, а именно: в нарушение статьи 8 Федерального закона ***, пункта 2.1 Устава организация не ведет деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, кроме того, у организации отсутствуют члены организации, в нарушение статьи 29 Федерального закона ***, пунктов 4.1,4.3,4.5, 4.7 Устава общее собрание членов организации в проверяемом периоде, заседания правления не проводились, ревизор не избирался, контроль за уставной и финансово – хозяйственной деятельностью не осуществлялся, срок полномочий председателя правления истек, на новый срок председатель не избирался; в нарушение статьи 3 Федерального закона *** общественным объединением на бланках используется символика, описание которой не содержится в Уставе.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов также предусмотрено в качестве основания для ликвидации общественного объединения (к которым относится общественная организация) и статьей 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** "Об общественных объединениях".

С учетом разъяснений пунктов 26,27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).

Как следует из пунктов 2.1,2.2 Устава <данные изъяты> утв. решением учредительного собрания от ДД.ММ.ГГ, целями организации являются популяризация страйкбола и патриотическое воспитание; для осуществления целей организация решает следующие задачи: организация и проведение встреч команд, организация и проведение фестивалей и иных мероприятий, связанных со страйкболом.

В нарушение абзаца 2 статьи 29 Федерального закона ***, приведенных пунктов Устава общественная организация не выполняет свою основную функцию, не осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями и задачами, что установлено в ходе проведения проверки Управлением и не оспаривалось в ходе рассмотрения настоящего дела.

Кроме того, общественной организацией допущены следующие нарушения положений собственного Устава.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона *** членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган.

Согласно разделу 4 Устава <данные изъяты> в структуру органов Центра входят общее собрание членов, правление, председатель правления, осуществляющий руководство организацией, ревизор (ревизионная комиссия).

Высшим органом управления является общее собрание членов, созываемое не реже одного раза в год (пункт 4.1 Устава).

Постоянное руководство деятельностью организации осуществляет Правление, которое избирается общим собранием членов сроком на три года из числа членов организации (пункт 4.3).

Текущее руководство деятельностью осуществляет председатель Правления, избираемый на общем собрании организации на срок три года (пункт 4.6).

Проверка деятельности организации, годовых отчетов и бухгалтерских балансов проводится ревизором (ревизионной комиссией), избираемых на общем собрании сроком на три года (пункты 4.7-4.9 Устава).

В нарушение указанных требований собрание членов организации не проводились за отчетный период (с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ) в связи с отсутствием членов организации, следовательно, органы управления организацией не избирались, тогда как срок полномочий ранее избранных органов истек на дату начала отчетного периода.

Кроме того, в нарушение статьи 20 Федерального закона *** организация на бланках и печати использует символику (что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением организации, представленным Управлению в рамках проверки), описание которой (символики) отсутствует в Уставе, при этом законным способом устранить данное нарушение не представляется возможным в связи с отсутствием членов организации, что исключает проведение общего собрания по данному вопросу в порядке пункта 4.2 Устава.

Выявленные в ходе проверки Управлением нарушения являются неустранимыми в связи с отсутствием членов организации, что влечет невозможность формирования органов управления организацией и, как следствие, осуществление его деятельности в соответствии с уставными целями, в связи с чем имеются основания для квалификации данных нарушений как грубых.

Сведений об оспаривании организацией результатов проверки не имеется.

В ходе рассмотрения административного дела стороной ответчика факт допущенных нарушений действующего законодательства не оспаривался, доказательств устранения нарушений на дату рассмотрения не представлено.

Приведенные выше установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых оснований для <данные изъяты> (основной государственный регистрационный ***) с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьей 44 Федерального закона ***.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить.

Ликвидировать <данные изъяты> (основной государственный регистрационный ***) с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Судья Я.Е. Запарова