УИД 18OS0000-01-2023-000190-89
Дело № 3а-274/2023
Решение
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Габдрахманова А.Р.,
при секретаре судебного заседания Идиятуллиной Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» к Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» о признании незаконным решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, возложении обязанности исправить ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Спецсервис» (далее – ООО «Спецсервис», административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным решение Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» (далее – БУ УР «ЦКО БТИ», Учреждение) об отказе в перерасчете кадастровой стоимости от 20 марта 2023 года №000157-22 в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание производственных и административно-бытовых зданий, площадью 10 547 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>; возложить на БУ УР «ЦКО БТИ» обязанность устранить ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка.
В обоснование требований ссылается на то, что указанный выше земельный участок частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территории в связи с чем в отношении данного земельного участка установлен ряд ограничений в соответствии с земельным законодательством. Считают, что кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ООО «Спецсервис», рассчитана БУ УР «ЦКО БТИ» без учета наличия ограничений прав на землю, появившихся в результате расположения данного участка в границах зон с особыми условиями использования территории, данные о которых не содержатся в ЕГРН, но при этом установлены одним из способов, предусмотренных частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вследствие чего данное обстоятельство привело к формированию завышенной налоговой базы по земельному налогу.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО1 требования административного иска поддержал по изложенным в нем доводам.
Представитель БУ УР «ЦКО БТИ» ФИО2 просила в удовлетворении требований отказать, настаивая на отсутствии ошибок при проведении кадастровой оценки спорного земельного участка. При этом пояснила, что все зоны с особыми условиями использования территорий сведения о которых имелись в ЕГРН были учтены.
Представитель заинтересованного лица Правительства Удмуртской Республики ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица Правительства Удмуртской Республики ФИО4 возражал против удовлетворения административного иска.
Представитель Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска ФИО5 возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и отзыва на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Федеральный закон N 237-ФЗ, Закон о государственной кадастровой оценке).
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом N 237-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ с обращением об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в бюджетное учреждение вправе обратиться юридические лица и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 248 КАС РФ предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" даны разъяснения о том, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
- об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24 апреля 2017 года № 416-р «О создании бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества».
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Росреестра от 04.08.2021 № П/0336 на территории Удмуртской Республики была определена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2022 года, а результаты оценки были утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 октября 2022 года № 565 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2022 года".
Был подготовлен Отчет об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Удмуртской Республики № 1-2022 (далее - отчет ГКО), в числе которых была определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
ООО «Спецсервис» принадлежит на праве земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
13 марта 2023 года в адрес БУ УР «ЦКО БТИ» представителем ООО «Спецсервис» было направлено заявление об исправлении ошибки в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 января 2020 года и на 01 января 2022 года, поскольку не были учтены зоны с особыми условиями использования территории.
Решением от 20 марта 2023 года № 000156 было удовлетворено заявление об исправлении ошибки ООО «Спецсервис», в части размера кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 января 2020 года. Данное решение административным истцом не оспаривается.
По результатам рассмотрения обращения правообладателя объекта недвижимого имущества 20 марта 2023 года БУ УР «ЦКО БТИ» было принято решение № 000157-22 об отказе в пересчете кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 января 2022 года в связи с тем, что ошибок при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости не выявлено, являющееся предметом рассмотрения настоящего дела.
Бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. В случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается. Решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта Российской Федерации без заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотренных данной статьей (части 1, 15, 25 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
По итогам рассмотрения обращения бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено (часть 14 статьи 21 Закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 23 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Согласно части 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
В случае, если ошибка допущена при определении кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями, установленными указанной статьей, составляется акт об определении кадастровой стоимости. По итогам исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением в течение трех рабочих дней со дня исправления таких ошибок передается акт об определении кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, если такая кадастровая стоимость определена в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона (части 19, 20 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Из анализа вышеизложенных положений следует, что бюджетное учреждение в рамках статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке наделено полномочиями по выявлению ошибок, влияющих на величину кадастровой стоимости, их устранению и осуществлению пересчета кадастровой стоимости в связи с выявлением указанных ошибок, для установления единичной методологической ошибки необходимо наличие следующих условий: нарушение должно влиять на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости должно не соответствовать положениям методических указаний, которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Вопреки утверждениям административного истца наличие указанных условий при рассмотрении дела не установлено.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Пунктом 72 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Росреестра от 04.08.2021 № П/0336 (далее Методически указания) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 73 Указаний.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 49 Указаний.
Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной (оказывающей влияние на величину кадастровой стоимости) для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, должен быть обоснован.
Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.
В соответствии с пунктом 45 Методических указаний в рамках сравнительного подхода применяются следующие методы: метод статистического (регрессионного) моделирования; метод типового (эталонного) объекта недвижимости; метод моделирования на основе УПКС; метод индексации прошлых результатов.
Согласно информации по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был определен в 6 сегмент «Производственная деятельность», код вида разрешенного использования 06:090 «Склады. Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, за исключением железнодорожных перевалочных складов».
При расчете данного сегмента учтены следующие охранные зоны:
1-ая зона, в которую входят: охранная зона линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации, охранная зона инженерных коммуникаций,
2-ая зона, в которую входят: территория объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зона охраны объекта культурного наследия,
3-я зона, в которую входят: зона ограничения от передающего радиотехнического объекта, охранная зона стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей природной среды, охранная зона особо охраняемого природного объекта и территории особо охраняемых природных объектов (граница особо охраняемой природной территории, особо охраняемая природная территория, территория особо охраняемого природного объекта).
Влияние на стоимость земельного участка с кодом расчета 06:090 остальных зон с особыми условиями бюджетным учреждением не выявлено.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> были учтены следующие ЗОУИТ с реестровым номером границ 18.26.2.40 (электрические сети) площадью 1 676 кв.м и 18.26.2.41 (электрические сети) площадью 1 611 кв.м, которые входят в один слой 1-ой зоны. Площади вышеуказанных ЗОУИТ накладываются друг на друга, при этом площадь обременения 18.26.2.41 полностью входит в границы обременения 18.26.2.40.
Относительно учета информации об охранной зоне электрического кабеля площадью 287 кв.м. и охранной зоне водопровода, теплотрассы и канализации, площадью 1923 кв.м. необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 237-ФЗ при определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные Методическими указаниями.
Согласно пункту 11 Методических указаний определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с земельным законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий, иными ограничениями, установленными в соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Согласно пункту 6 статьи 106 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено статьей 106 Земельного кодекса, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Пунктом 24 статьи 106 Земельного кодекса установлено, что зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Вместе с тем, частью 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ) определено, что до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года одним из следующих способов:
решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
решением суда.
Частью 9 статьи 26 Закона № 342-ФЗ установлено, что в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Исходя из вышеизложенного, при определении кадастровой стоимости земельного участка в рамках проведения государственной кадастровой оценки учреждением зоны с особыми условиями использования территорий, которые в соответствии с частью 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ считаются установленными и сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, могли быть учтены при наличии официальных документов, устанавливающих такие зоны (соответствующего решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления; соответствующего решения о согласовании уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; соответствующего решения суда), а также при наличии нормативного правового акта, предусматривающего установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом.
Вместе с тем, в материалы административного дела не представлены доказательства установления границ указанных выше зон с особыми условиями использования территории (зоне электрического кабеля, зоне водопровода, теплотрассы и канализации) на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в карте градостроительного зонирования территории города Ижевска; сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости не внесены; утвержденное описание местоположения границ этих зон в текстовой и (или) графической форме отсутствует; границы названных зон на местности не обозначены; в нормативно-правовом акте, предусматривающем установление зон с особыми условиями использования территорий, указание на установление конкретных границ таких зон также не содержится.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости земельного участка в рамках проведения государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением данные зоны с особыми условиями использования территорий не могли быть учтены.
Кроме того, статьей 14 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ предусмотрена возможность принесения замечания к проекту отчета любыми лицами в течение срока его размещения для представления замечаний к нему.
В случае отсутствия выявленных бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в текущую версию проекта отчета, а также предусмотренных частями 28 и 29 настоящей статьи оснований для внесения изменений в проект отчета после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки текущая версия проекта отчета считается отчетом, о чем бюджетное учреждение в течение пяти календарных дней после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки уведомляет орган регистрации прав (часть 31).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (часть 1 статьи 15 Федерального закона N 237-ФЗ).
В течение срока, установленного частью 15 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, замечания к проекту отчета №1-2022 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в БУ УР «ЦКО БТИ» не поступали.
Довод стороны административного истца о бездействии учреждения при подготовке и сборе информации, необходимой для определения кадастровой стоимости не подтвердился в ходе рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона № 237-ФЗ в целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости учреждение обращалось к ресурсоснабжающим организациям о предоставлении информации о подключении к сетям тепло, водо-, газо снабжения, водоотведения для определения в последующим зон с особыми условиями использования территории.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в соответствии с нормами статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в предоставлении градостроительных планов земельных участков учреждению было отказано, учреждение не располагало из официальных источников информацией об охранной зоне электрического кабеля и охранной зоне водопровода, теплотрассы и канализации, а привязка коммуникаций у ресурсоснабжающих организаций ведется по адресным ориентирам и(или) контрагентам; схема сетей, которую невозможно соотнести с конкретным земельным участком с определенным кадастровым номером.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенный вид использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Доказательств, опровергающих законность оспариваемого решения по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости, и достоверно свидетельствующих о допущенных нарушениях, административным истцом не предоставлено.
Суд считает необходимым отметить, что административный истец не лишен возможности обращения с заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Вышеуказанное свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ООО «Спецсервис» о признании незаконным решения Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» об отказе в пересчете кадастровой стоимости от 20 марта 2023 года №000157-22 в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а также возложении обязанности устранить ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» к Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» о признании незаконным решения от 20 марта 2023 года №000157-22 об отказе в пересчете кадастровой стоимости, возложении обязанности исправить ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Решение в окончательной форме принято 13 ноября 2023 года.
Судья А.Р. Габдрахманов
Копия верна:
Судья А.Р. Габдрахманов