ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-275/2021
10 декабря 2021 г. г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Д.М.,
при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании незаконным решения Государственного бюджетного учреждения "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" от 30 июня 2021 г. № 11.17-исх-ГКО-887/1 об отказе в пересчёте кадастровой стоимости и обязании произвести пересчёт кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
ФИО2 обратился в Верховный Суд РД с административным иском к Государственному бюджетному учреждению "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" (далее – ГБУ РД «Дагтехкадастр») о признании незаконным решения ГБУ РД «Дагтехкадастр» от 30.06.2021 г. № 11.17-исх-ГКО-887/1 об отказе в пересчёте кадастровой стоимости в связи с отсутствием ошибок при её определении; пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания (технического здания), с кадастровым номером №, площадью 216 кв.м., расположенного по адресу <адрес> обязании ГБУ РД «Дагтехкадастр» внести изменения в кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 05:22:000001:5950, в соответствии с годом постройки здания – 1964 г., а площадь здания – 168 кв.м.
Полагает, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, ответчиком были допущены ошибки и неточности, где годом постройки здания указано – 1989 г., вместо 1964, а площадь равна 216 кв.м., вместо 168 кв.м.
Таким образом, используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость нежилого здания в размере 1 317 465,04 руб., значительно превышает его рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечёт необоснованное увеличение размера уплачиваемого им налога на имущество физических лиц.
Представитель административного ответчика ФИО1 представила в суд возражения относительно административного искового заявления ФИО2, в которых просила требования административного истца в отношении ГБУ РД «Дагтехкадастр» оставить без удовлетворения, указав, что истцу необходимо обратиться с заявлением в Управление Росреестра по РД о внесении изменений в выписку из ЕГРН с соответствующей информацией.
Определением Верховного Суда Республики Дагестан 12 октября 2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, в качестве заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Дагестан и ФИО3 (совладелец спорного нежилого здания).
Административный истец ФИО2, представители административных ответчиков Управления Росреестра по Республике Дагестан и ГБУ РД «Дагтехкадастр», представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РД и ФИО3, извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки, суд не известили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований в связи с их обоснованностью.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость объектов недвижимости.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 6 этого же закона, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2). При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенный вид использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13).
Процедура рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, установлена статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; 2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (часть 2 названной статьи).
По итогам рассмотрения обращения бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в её пересчете, если наличие ошибок не установлено (часть 14 названной статьи).
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде (часть 22 названной статьи).
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ Минэкономразвития России приказом от 19 февраля 2018 года N 73 утвердило Порядок рассмотрения бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (далее Порядок рассмотрения).
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Республики Дагестан утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населённых пунктов на территории Республики Дагестан», вступившим в силу с 1 января 2020 г.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве на наследство от 11 мая 2015 г. № 05АА1193921 административный истец ФИО2 является собственником объекта недвижимости 3/4 долей нежилого помещения – технического здания, с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> общей полезной площадью 168 кв.м.
Кадастровая стоимость нежилого помещения наследуемой доли составляет 1163194,17 руб., что подтверждается кадастровым паспортом № 005-201/15-138494, выданным 22 апреля 2015 г. филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД.
Согласно выписке из ЕГРН от 13.10.2020 г. о характеристиках объекта недвижимости ФИО3 владеет 1/4 доли указанного нежилого помещения – технического здания, с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>
Согласно выписке из ЕГРН от 13.10.2020 г. кадастровая стоимость всего нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 216 кв.м., составляет 1317465,04 руб. Указанная кадастровая стоимость определена ГБУ РД «Дагтехкадастр» по состоянию на 1 января 2019 г. и утверждена приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500, вступившим в силу с 1 января 2020 г.
3 июня 2021 г. (вх. № 11.17-ОШ-ГКО-102/21) ФИО4 обратился в ГБУ РД «Дагтехкадастр» с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения, в обоснование которого указал, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения (технического здания) с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> затрагивают его права, так как при проведении государственной кадастровой оценки указанного здания на основании недостоверных сведений, содержащихся в ЕГРН, была определена его кадастровая стоимость исходя из того, что годом постройки здания указан 1989 г., вместо 1963-1964 г.г., а площадь помещения указана 216 кв.м., вместо принадлежащей ему на праве собственности – 168 кв.м.
30 июня 2021 г. ГБУ РД «Дагтехкадастр» принято решение № 11.17-исх-ГКО-887/1, которым отказано в удовлетворении заявления ФИО2 в пересчёте кадастровой стоимости нежилого помещения – технического здания с кадастровым номером №, в связи с отсутствием ошибок при её определении на основании данных отчёта № 001/2019 от 01.11.2019 г. Том № 1, Расчётная глава 3.3, раздел 3.3.4.4 (стр. 84), раздел 3.10 (стр. 148).
30 июня 2021 г. ГБУ РД «Дагтехкадастр» направило в адрес заявителя ФИО2 письменные разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости № 11.17-исх-ГКО-888/1.
Вместе с тем, оспариваемое административным истцом ФИО2 решение по его обращению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, принято ГБУ РД «Дагтехкадастр» в пределах полномочий, определенных статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ и Уставом данного учреждения. При этом ГБУ РД «Дагтехкадастр» не допущено существенных нарушений Порядка рассмотрения; обращение административного истца разрешено в срок, установленный частью 16 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, ответ на обращение подписан врио директора учреждения.
При этом суд считает необоснованными действия административного ответчика, выразившиеся в вынесении решения об отказе в удовлетворении заявления о пересчёте кадастровой стоимости нежилого здания, указав в нём об отсутствии ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости здания, ссылаясь на данные отчёта, составленного на недостоверных сведениях о характеристиках объекта недвижимости принадлежащего на праве собственности ФИО2
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ кадастровая стоимость объектов недвижимости, определяется на основе ценообразующих факторов в соответствии с данным Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В судебном заседании от 1 декабря 2021 г. представитель административного ответчика ГБУ РД «Дагтехкадастр» ФИО1 пояснила, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена на основании сведений, полученных из Управления Росреестра по РД. В представленной выписке из ЕГРН не указан год постройки здания. При таких обстоятельствах для определения кадастровой стоимости здания используются методические указания о государственной кадастровой оценке, утверждённые приказом Минэкономразвития РФ от 13.03.2017 г. № 226, согласно которому, год постройки здания определяется в среднем по кварталу расположения объекта оценки, что и было сделано ответчиком.
В судебное заседание административным истцом ФИО2 были представлены доказательства, из которых следует, что ФИО2 владеет 3/4 доли спорного объекта недвижимости (168 кв.м.) с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого составляет 1163194,17 руб., а ФИО3 владеет 1/4 доли указанного нежилого помещения (48 кв.м.). Кадастровая стоимость всего нежилого помещения (216 кв.м.) по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 1317465,04 руб. Указанные сведения истцом были представлены при обращении с заявлением в ГБУ РД «Дагтехкадастр», однако оценка дана им не была.
Оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд установил, что при проведении государственной кадастровой оценки спорного объекта недвижимости ГБУ РД «Дагтехкадастр» были использованы недостоверные сведения об объекте оценки, использованные при определении его кадастровой стоимости, в том числе с помощью методических указаний, а именно год постройки здания и его фактическая площадь, сведения о которых были подробно выше приведены.
Исходя из изложенного, оспариваемое решение ГБУ РД «Дагтехкадастр» является незаконным, нарушает права административного истца ФИО2, так как влечёт для него обязанность оплаты имущественного налога, исходя из неправильно определенной кадастровой стоимости спорного нежилого помещения – технического здания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан,
решил:
административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным решение № 11.17-исх-ГКО-887/1 от 30.06.2021 г. Государственного бюджетного учреждения "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" об отказе в пересчёте кадастровой стоимости нежилого помещения – технического здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>
Обязать Государственное бюджетное учреждение "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № и произвести пересчёт кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №.
Взыскать с административного ответчика Государственного бюджетного учреждения "Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке" в пользу ФИО2 понесённые истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Дагестан.
В окончательной форме решение суда принято 10 января 2022 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Д.М. Омаров