ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-27/19 от 11.02.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-27/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2019 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н. при секретаре Тулуповой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о ликвидации Новосибирской региональной общественной организации «Добровольные народные дружины»

установил:

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ года принято решение о государственной регистрации Новосибирской региональной общественной организации «Добровольные народные дружины» (далее – Организация), распоряжение № (л.д. 18).

Сведения о государственной регистрации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ года под основным государственным регистрационным номером (л.д. 19).

Устав Новосибирской региональной общественной организации «Добровольные народные дружины» утвержден общим собранием учредителей (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ года, л.д. 8).

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации указанной Организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, в обоснование исковых требований указав, что в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», административный ответчик не предоставил информацию о своей деятельности за годы.

Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке упрощенного производства.

Представитель Новосибирской региональной общественной организации «Добровольные народные дружины» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Явка представителя административного ответчика в судебное заседание обязательной не является и не признана судом обязательной.

Кроме того, в целях надлежащего извещения Новосибирской региональной общественной организации «Добровольные народные дружины» на официальном сайте Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области была размещена информация о дате, времени и месте проведения беседы, а также судебного заседания по данному административному делу, что подтверждается представленными снимками экрана (скриншотами) с изображением страниц, на которых размещены указанные сведения (л.д. 41-45).

В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представителей этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Названный Федеральный закон, в числе прочего, устанавливает ответственность общественного объединения за нарушение законодательства Российской Федерации, одной из мер которой является его ликвидация по решению суда (часть 1 статьи 26).

Статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» определены обязанности общественного объединения, в частности оно обязано: ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с требованиями части 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу подпункта «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Подпунктами 3 и 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ликвидация юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Федеральный законодатель возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца.

Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

За непредставление информации о деятельности за год административным истцом ДД.ММ.ГГГГ года (исходящий номер ) вынесено предупреждение (представление) об устранении имеющихся нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 23-26).

К указанному в предупреждении сроку нарушения устранены не были, истребованная информация административным ответчиком не была представлена.

Письменное предупреждение направлялось по адресу (месту нахождения) Организации (<адрес>,), что подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д. 23, 27-29).

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, предупреждение считается доставленным общественному объединению.

Вынесенное предупреждение Организацией обжаловано не было.

За год информация о деятельности общественного объединения в Главное управление Минюста России по Новосибирской области также не была представлена (л.д. 30-31).

Административным ответчиком не принято мер к устранению нарушений до настоящего времени.

В соответствии с абзацем 3 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, является основанием ликвидации общественного объединения.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что допущенные Организацией нарушения закона являются неоднократными и служат основанием для ее ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Руководствуясь статьями 175-180, 264, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> удовлетворить.

Ликвидировать Новосибирскую региональную общественную организацию «Добровольные народные дружины», исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер ).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии со статьей 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий по делу И.Н. Петрунина