Дело №3а-27/2020
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 15 января 2020 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Семенюк Ю.С.,
с участием представителя административного истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «<данные изъяты>» об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «<данные изъяты>» обратилось в суд с административным исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки, ссылаясь на то, что 29 октября 2013 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации [адрес] Нижегородской области (арендодатель) и ПАО «<данные изъяты>» (арендатор) был заключен Договор аренды земельного участка [номер]-ю, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, кадастровый номер [номер], площадь 618669 кв.м., расположенный по адресу: [адрес] Срок аренды земельного участок 10 лет и исчисляется с даты подписания акта приема-передачи земельного участка. Арендная плата за участок начисляется в соответствии с расчетом, представленным в приложении [номер] к Договору, пропорционально количеству дней в месяц, с начала исчисления срока аренды и с учетом удельного показателя кадастровой стоимости.
Данный земельный участок предоставлялся для цели (разрешенного использования), установленной постановлением администрации [адрес] от 09 сентября 2013 года [номер], для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения неутилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности промышленных отходов. В настоящее время земельный участок относится к землям «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения» с видом разрешенного использования «для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения неутилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности промышленных отходов».
Кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером [номер] установлена в размере 168 766 716, 51 рублей и внесена в сведения государственного кадастра недвижимости 07 мая 2018 года в результате обращения ПАО «<данные изъяты>». Данная кадастровая стоимость была определена на основании пункта 2.1.4 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222 с отнесением земельного участка ко второй группе видов разрешенного использования, в то время как земельный участок относится к шестой группе и определение его кадастровой стоимости должно было быть произведено на основании пункта 2.1.6 Методических указаний.
По мнению административного истца, при определении группы вида разрешенного использования земельного участка были использованы недостоверные сведения о второй группе видов разрешенного использования, при том, что вышеуказанный земельный участок относится к шестой группе и предназначен для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения не утилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности промышленных отходов.
Применение к земельному участку с кадастровым номером [номер] недостоверных сведений о второй группе видов разрешенного использования с применением пункта 2.1.4 Методических указаний влечет увеличение размера арендных платежей, тем самым, нарушая права и законные интересы административного истца.
Административный истец просит суд изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: ФИО1[адрес], квартал 45, 57, 107 Игумновского лесничества ГП «Дзержинский Лесхоз», установив ее в размере 142 293,87 рублей, обязать административного ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес]
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 просила удовлетворить административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 6 группе видов разрешенного использования с применением положений пункта 2.1.6 Методических указаний.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, установив юридически значимые обстоятельства, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации изложен один из основополагающих принципов земельного законодательства, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, ПАО «<данные изъяты>» является арендатором земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным видом использования - для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения неутилизируемых нетоксичных, III - IV класса опасности промышленных отходов, расположенного по адресу: [адрес]
При расчете арендной платы используется кадастровая стоимость. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014г. №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждена кадастровая стоимость названного земельного участка в размере 488 507 229,09 рублей.
Утвержденная кадастровая стоимость оспорена арендодателем в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 27 июня 2016 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере 146 005 884 рубля.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации» по Нижегородской области (далее также - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области) от 26 марта 2018 г. были внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером [номер] в части категории земель (категория «земли населенных пунктов» изменилась на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения»).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 г. №862 (далее также - Постановление Правительства №862) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Нижегородской области, по состоянию на 1 ноября 2013 г.
Приложением №4 к Постановлению Правительства №862 определены группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Нижегородской области. Во вторую группу включены земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности; для размещения складских зданий и сооружений (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов); для установления полос отвода железных дорог, переданные в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
К шестой группе отнесены участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационных резервах (хранилища, склады и другие); земли иного специального назначения.
Решением государственного регистратора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области от 7 мая 2018 г. была исправлена техническая ошибка, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 168 766 716,51 руб., с учетом категории земель, к которой относится участок и исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для второй группы видов разрешенного использования - 272,79 руб. (приложение №2 к Постановлению Правительства №862).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при управлении Росреестра по Нижегородской области от 29 августа 2018 г. Обществу отказано в пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Полагая, что кадастровая стоимость названного земельного участка ошибочно определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для второй группы видов разрешенного использования, Общество обратилось в суд.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности для целей названного Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями названного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 указанного Федерального закона (статья 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Частью 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных указанной статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления Комиссия вправе принять одно из следующих решений: об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости; о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В силу пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу. В приложении к приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540 установлены виды разрешенного использования земельных участков: «специальная деятельность» (код 12.2) допускается размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки).
Как ранее уже отмечалось, ПАО «<данные изъяты>» является арендатором земельного участка с кадастровым номером [номер]. Согласно договору аренды от 29 октября 2013 года, указанный участок предоставлен административному истцу для цели (разрешенного использования), установленной постановлением Администрации [адрес] от 9 сентября 2013 года №3545, для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения неутилизируемых нетоксичных, III и IV класса опасности промышленных отходов (пункт 1.1).
Согласно выданной Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу ПАО «<данные изъяты>» лицензии от 07 июля 2016г., фактическим использованием земельного участка с кадастровым номером [номер] является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, которая подлежит обязательному лицензированию согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ). Видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) Обществом в составе лицензируемого вида деятельности является: обезвреживание отходов IV класса опасности, размещение отходов III - IV класса опасности.
В соответствии со статьей 1 Закона №89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Названный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно статье 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее также - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
При этом следует учесть, что Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, к специальной деятельности относит размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки), а полигоны для размещения отходов должны располагаться на земельных участках с видом разрешенного использования - специальная деятельность (код вида разрешенного использования 12.2).
Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах (часть 13 статьи 35 ГрК РФ).
Так, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Дзержинск Нижегородской области, утвержденных постановлением городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 23 июня 2009 г. №481, спорный земельный участок находится в территориальной зоне свалок ТБО и промотходов (СО-4), и по своему виду разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения неутилизируемых нетоксичных, III - IV класса опасности промышленных отходов предназначен для размещения отходов. Зона СО-4 выделена для обеспечения правовых условий использования участков свалок и переработки ТБО и промотходов. Разрешается размещение зданий, сооружений и коммуникаций, связанных только с эксплуатацией объектов, по специальному согласованию. К основным видам разрешенного использования зоны СО-4 относится в том числе: полигоны твердых бытовых отходов; объекты капитального строительства, связанные с хранением, захоронением, утилизацией, накоплением, обработкой, обезвреживанием отходов производства и потребления.
Из вышеизложенного следует, что поскольку размещение отходов является самостоятельной лицензируемой деятельностью, носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный в зоне специального назначения (СО-4), на котором осуществляется специальная деятельность, в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 87 ЗК РФ, относится к землям иного специального назначения и 6 группе видов разрешенного использования земельных участков согласно приложению №4 к Постановлению Правительства №862.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и на основании заявления ПАО «<данные изъяты>» от 25 июня 2019 г., приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 19 июля 2019 г. №07-01-07/79 установлено соответствие между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером [номер] - для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения неутилизируемых нетоксичных, III - IV класса опасности промышленных отходов и видом разрешенного использования - специальная деятельность (код 12.2), установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540.
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] была определена на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №862 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Нижегородской области» с применением положений пункта 2.1.4 Методических указаний (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222) и удельного показателя кадастровой стоимости для второй группы видов разрешенного использования (272,79 руб./кв.м.).
Полагая, что при определении кадастровой стоимости была допущена техническая ошибка, возникшая в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении спорного земельного участка, административный истец 16 июля 2018 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Нижегородской области, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости по основанию недостоверности сведений об указанном объекте недвижимости. Заявление ПАО «<данные изъяты>» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости было отклонено.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером [номер] относится к землям иного специального назначения и 6 группе видов разрешенного использования земельных участков согласно приложению №4 к Постановлению Правительства №862, оснований для применения положений пункта 2.1.4 Методических указаний и удельного показателя кадастровой стоимости для второй группы видов разрешенного использования (272,79 руб./кв.м.), не имелось.
Согласно пункту 2.1.6 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель промышленности шестой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения минимального для субъекта Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности шестой группы на площадь земельного участка.
Таким образом, кадастровая стоимость должна быть рассчитана с применением положений пункта 2.1.6 Методических указаний, исходя из минимального для субъекта Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности шестой группы на площадь земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №862 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Нижегородской области» минимальный удельный показатель кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации (пункт 53) для шестой группы видов разрешенного использования составляет 0,23 руб./кв.м.
С учетом применения минимального для субъекта Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности шестой группы (0,23 руб./кв.м.), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 142 293,87 рублей (0,23 руб./кв.м. х 618 669 кв.м.).
Расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка при его отнесении к шестой группе видов разрешенного использования, приведенный административным истцом с применением минимального для субъекта Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости 0,23 руб./кв.м. исходя из шестой группы видов разрешенного использования, является верным, и в ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле, не оспаривался.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, в связи с чем, административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку применение к земельному участку с кадастровым номером [номер] недостоверных сведений о второй группе видов разрешенного использования влечет увеличение размера арендных платежей, тем самым, нарушая права и законные интересы административного истца.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №862, применяются для целей налогообложения с 01 января 2016 года, для иных целей с 01 января 2015 года. Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельном участке является 20 августа 2012 года. Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик земельного участка с кадастровым номером [номер] является 26 марта 2018 года.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.
Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], является 26 марта 2018 года.
Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению период действия определенной судом кадастровой стоимости - с 26 марта 2018 года (дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельном участке) до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] считать дату обращения ПАО «<данные изъяты>» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 26 марта 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление публичного акционерного общества «<данные изъяты>» удовлетворить.
Установить для целей оплаты арендных платежей кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] исчисленной исходя из удельного показателя, установленного для 6 группы видов разрешенного использования по состоянию на 26 марта 2018 года - 142 293,87 рублей на период с 26 марта 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] считать дату обращения публичного акционерного общества «<данные изъяты>» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 16 июля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2020 года
Судья В.Н. Нуждин