дело № 3а-282/2022
УИД 26OS0000-04-2022-000121-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2022 года г. Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ситьковой О.Н.
при секретаре судебного заседания Ивашовой К.С.
с участием представителя административного истца ФИО2ФИО10, представителя административного ответчикапо сохранению и государственной охране объектов культурного наследия ФИО5, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратурыФИО6,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 кпо сохранению и государственной охране объектов культурного наследия о признании нормативного правового акта недействующим,
установил:
Приказомпо сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ в перечень выявленных объектов культурного наследия включен объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, «Ансамбль зданий «Мельница ФИО1», 1908г.,(далее - Приказ №).
Данный Приказ № опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации.
ФИО2 обратился ввой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим приказпо сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «Ансамбль зданий «Мельница ФИО1», 1908г.,, в перечень выявленных объектов культурного наследия, как не соответствующий законодательству Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником объекта Мельницы кадастровый номер здания № по адресу Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная, ул. Ленина, 330, право на которое зарегистрировано 03.04.2017.
Приказом № 273 «Ансамбль зданий «Мельница Кащенко», 1908г., Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная, ул. Ленина, 330 как объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Считает Приказ № 273 незаконным и необоснованным, нарушающим его права и интересы как собственника объекта, препятствует эксплуатации здания в соответствии с законом и фактически возлагает на него комплекс работ, требующих значительных материальных затрат, направленных на восстановление указанного объекта культурного наследия и благоустройство прилегающей к нему территории. Управление не доказало законность принятия Приказа № при отсутствии экспертного обоснования описания объекта охраны, его исторического облика, не доказало, что особенности (предмет охраны) объекта культурного наследия, указанные в данном приказе, соответствуют действительному облику объекта охраны, занимаемому мельницей.
Административный ответчик, заинтересованные лица администрация Георгиевского городского округа и Управление культуры и туризма администрации Георгиевского городского округав письменных возражениях и отзывах просят отказать в удовлетворении требований, указав, что Приказ № издан в установленном законом порядке на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ комиссионного обследования Ансамбля зданий «Мельница ФИО1», 1908 г. по признакам историко-культурной ценности объекта, выявленным в результате проведения визуального осмотра и изучения архивных источников, о чем ФИО2 и заявитель ФИО9 были письменно уведомлены ДД.ММ.ГГГГ. Положения ст. 16.1 и ч.1 ст.18 Федерального закона №-Ф3 не требуют проведения экспертной оценки состояния исторического облика, культурного и исторического значения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и проведение государственной историко-культурной экспертизы необходимо после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, с целью последующего включения (отказе во включении) объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Паспорт является основным учетным документом на объект культурного наследия, в который вносятся сведения, содержащиеся в едином государственном реестре.
В судебное заседание административный истец, представители заинтересованных лиц администрация Георгиевского городского округа и Управление культуры и туризма администрации Георгиевского городского округа, заинтересованное лицо ФИО9 (почтовое судебное извещение возвращено за истечением срока хранения), извещенные надлежащим образом, не явились, сведений об уважительности причин неполучения корреспонденции в почтовом отделении связи и неявки в суд не представили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, что в соответствии со статьей 100, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ФИО12. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика ФИО4 по доводам возражений просила отказать в удовлетворении требований, указав на законность и обоснованность вынесенного Приказа № 273.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении требований, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана памятников истории и культуры.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Законом Ставропольского края от 16.03.2006 № 14-кз (ред. от 11.02.2020) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае» (далее Закон Ставропольского края № 14-кз) урегулированы отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края (далее - объекты культурного наследия), в соответствии с полномочиями, отнесенными федеральными законами к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Одним из видов объектов культурного наследия являются ансамбли - ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.
Сведения об объектах культурного наследия включаются в единый государственный реестр, который ведется Минкультуры РФ (ст. 15 Федерального закона № 73-ФЗ, п. 3 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв.Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 954 (ред. от 25.08.2021).
Порядок выявления объектов культурного наследия определен в статье 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ.
Проведение работ по выявлению объектов, обладающих признаками культурного наследия, регламентированы также Порядком проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 02.07.2015 № 1905 (ред. от 24.09.2020) (далее Порядок № 1905).
Порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в данный перечень, утвержден Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Приказ №).
Согласно пунктам 2-5,8,9,11,15 Федерального закона № 73-ФЗ федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности (п.2).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия. Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п.3).
По истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (п.4).
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (п.5).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (п.8).
Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (п.9).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия направляет копию решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия в орган регистрации прав (п.11).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия исключает выявленный объект культурного наследия из перечня выявленных объектов культурного наследия на основании решения о включении такого объекта в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр, принятого в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п.15).
Согласно пункту 2 Порядка № региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ. Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами. Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика и представляют собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя: - визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта; - сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта; - изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
по сохранению и государственной охране объектов культурного (далее - Управление) является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края (далее соответственно - установленная сфера деятельности, объекты культурного наследия), а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края (пункт 1 Положения об Управлении, утв. Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.03.2015 № 102-п.
Материалами дела подтверждается, что в адрес Управления поступило заявление ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ДД.ММ.ГГГГ№-ГУ) о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - «Ансамбль зданий «Мельница ФИО1, 1908 г., расположенного по адресу:(далее - Ансамбль), в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на основании которого региональным органом охраны была проведена соответствующая работа по установлению историко-культурной ценности объекта.
В данном заявлении приведены все необходимые сведения о местонахождении объекта, времени создания объекта, об историко-культурной ценности ансамбля. К заявлению приложены документы и материалы, полученные по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (л.д.34-51 том 1).
В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ, Законом Ставропольского края № 14-кз, Положением об Управлении, на основании акта обследования Ансамбля от 21.02.2022 Управлением принято решение о включении указанного Ансамбля как объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, издан соответствующий Приказ от 21.03.2022 № 273 «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «Ансамбль зданий «Мельница Кащенко», 1908 г., <...>, в перечень выявленных объектов культурного наследия».
Письмами от 23.03.2022 № 06-11/06-10/1984 и № 06-11/06-10/1983 ФИО8, являющийся собственником корпуса мельницы с кадастровым номером 26:25:110344:235 и всех остальных объектов, расположенных по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст.Незлобная, ул.Ленина, 330 на основании договора купли-продажи от 06 марта 2017 года (выписка из ЕГРН от 18.05.2022), а также заявитель ФИО11 уведомлены Управлением о принятии Приказа № 273 и необходимости в связи с этим соблюдения административным истцом требований законодательства об объектах культурного наследия.
ФИО8, являясь субъектом отношений, регулируемых Приказом № 273, оспаривает данный приказ как несоответствующий требований действующего законодательства.
Анализируя содержание Приказа № 273 суд приходит к выводу о том, что он обладает характеризующими нормативный правовой акт существенными признаками - издан в установленном порядке уполномоченным лицом с соблюдением процедуры его принятия, подписания и официального опубликования, в целях установления правового режима использования имеющего историко-культурную ценность объекта, направлен на урегулирование общественных отношений в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, сохранность объектов культурного наследия.
Приказом Управления от 26.12.2020 № 1043 утвержден Административный регламент предоставления управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия государственной услуги «Включение объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенного на территории Ставропольского края».
В целях обследования объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия для выявления либо невыявления признаков историко-культурной ценности приказом Управления от 03.07.2015 № 90 создана рабочая группа по вопросам охраны объектов культурного наследия Управления в составе ученых, краеведов, архитекторов, реставраторов и других квалифицированных специалистов- практиков сферы охраны культурного наследия.
В соответствии с протоколом рабочей группы по вопросам охраны объектов культурного наследия Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ приказом Управления от 14.12.23021 № создана комиссия по обследованию Мельницы ФИО1, которой был проведен визуальный осмотр объекта, изучены архивные источники на предмет установления историко-культурной ценности объекта и по результатам выполненных работ выявлены следующие основные исторические факты:
«Изначально территорию, прилегающую к станице Незлобной, занимали владения купца ФИО13. Он имел мельницу с тремя вальцевыми станками, которые приводились в действие с помощью водяного колеса. Братья ФИО1 слыли в царской России богатыми, предприимчивыми купцами. Их было трое - ФИО1, Иван и Алексей. ФИО1 вел свои дела на Кавказе, начиная от самых южных его границ и заканчивая Ростовом. Иван ФИО3 «оккупировал» центральную территорию европейской части России. Алексей ФИО3 промышлял между Москвой и Петербургом, включая эти города, а также портовые побережья. В 1905 подписал необходимые документы на передачу мельницы новому хозяину ФИО1. Сразу же началось строительство. Возводились помещения для котельной, паровой машины, для хранения и предварительной обработки зерна, прокладывалась железнодорожная ветка к мельнице. Подрядчиком строительства нового предприятия стала Ирландская компания. Оборудование для мельницы ФИО1 в основном закупали в Швейцарии и Германии. Всего на мельнице установили 20 вальцевых станков, 14 рассевов и 12 круповеек. В конце сентября 1908 г. мельница выдала первую продукцию. Производительность её, по проекту, 150 тонн муки в сутки на 12 сортном помоле. На следующий день после пуска мельницы началось строительство элеватора. Дело ФИО1 процветало, имя гремело за пределами Кавказа. Мука «кащенковского размолу» в силу высокого качества стала своего рода визитной карточкой . За ФИО1 прочно закрепилось прозвище «миллионщик». Торговый дом ФИО1 продолжал набирать силу. В то время его называли: фирма «В.М. ФИО1 Сыновья». Мельница, основанная в 1908 г. купцом ФИО1, становится крупнейшей на Северном Кавказе. Комбинат работал непрерывно даже во время Великой Отечественной войны. На высоком уровне завод работал до самого конца 90-х годов. Что интересно-Корпус мельницы остался тот же, что и при ФИО1, но было установлено современное оборудование. Потом - несколько лет тишины. Вновь запустили предприятие в двухтысячных. Сейчас это действующий «Незлобненский комбинат хлебопродуктов». Вместе с тем, определена характеристика современного состояния «Мельницы ФИО1». Ансамбль включает себя три исторических здания. Главное здание является доминирующим элементом ансамбля, исходя из его габаритных и художественных характеристик. Оно представляет собой трехэтажное кирпичное здание, декорированное аттиками, визуально формирующими большую объемность здания и придающими ему дополнительную высоту. Здание богато геометричным архитектурным декором, создающим строгий монументальный облик. Два аттика расположенных на главном фасаде, имеют форму треугольных фронтонов с горизонтальными перекрытиями. Из аттиков вниз по фасаду проходят выступающие лопатки, создающие рельефный объем. Соединяясь на аттике, они образуют арку, под которой расположены арочные окна. Аттики боковых фасадов имеют более сложную конфигурацию и больший объем, который протягивается через всю длину фасада. На них также располагаются крупные арочные окна. Все аттики декорированы дентикулами. Под профилированным венчающим карнизом по всему периметру здания проходит ряд небольших прямоугольных окон, создающих ритмику на контрасте с крупными элементами архитектурного декора. Окна здания прямоугольной формы, с сохранившимся историческим переплетом и арочными сандриками. Междуоконное пространство фасадов декорировано кольцевидными розетками, из которых вниз протягиваются прямоугольные лопатки. Цоколь здания окрашен в розовый. Углы здания завершаются небольшими башенками. Крыша скатная, металлическая. На заднем фасаде располагается переход, который ведет к поздней постройке, не относящейся к историческому ансамблю.
Из бокового фасада идет переход ко второму зданию ансамбля - двухэтажной кирпичной постройке, повторяющей стилистику и архитектурный декор главного здания, но в меньшем объеме, что создает эффект концентрации архитектурного декора на небольшом здании.
Фасады второго здания декорированы профилированными карнизами, дентикулами, крыша скатная, металлическая, с мансардным окном, дентикулами, его скатная металлическая крыша венчается башенкой. Такими же башенками фланкируется задний фасад, на котором расположено мансардное окно.
Арочные окна декорированы сандриками с замковыми камнями. Декор окон первого и второго этажей различается. Большая часть окон здания заложена. Цоколь окрашен розовой краской.
Третье здание ансамбля представляет собой отдельный двухэтажный объем.
На нем расположены аттики, идентичные по конфигурации аттикам главного здания, декорированные дентикулами и филенками. Фасад здания рустован, декорирован прямоугольными филенками, под венчающим карнизом находится ряд дентикул и профилированная тяга. Фасад выполнен в оттенке оранжево-персиковой гаммы, а архитектурный декор - в контрастирующей с ним бежевой. Окна декорированы сандриками и подоконными филенками.
Территория ансамбля обозначена современным кованным ограждением.
Техническое обследование внутри зданий не проводилось ввиду отсутствия у комиссии доступа непосредственного внутрь Мельницы ФИО1».
В соответствии с выше выявленными фактами Управлением произведена оценка объекта по критериям историко-культурной ценности объекта с точки зрения истории, архитектуры и искусства, градостроительства, науки и техники, социальной культуры и в результате выявления таких признаков историко-культурной ценности объекта на основании акта обследования Ансамбля от ДД.ММ.ГГГГ издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «Ансамбль зданий «Мельница ФИО1», 1908 г.,, в перечень выявленных объектов культурного наследия», с уведомлением ФИО2 и заявителя ФИО7 о принятом решении.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что решение Управления о наличии историко-культурной ценности объекта подтверждено соответствующими документами и материалами об историческом событии, ввиду чего имелись основания для включения данного Ансамбля в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Оспариваемый Приказ № 273 принят в полном соответствии с полномочиями органа исполнительной власти, не противоречит действующему региональному и федеральному законодательству, не нарушает прав и интересов административного истца.
Доводы административного истца о том, что объект включен в перечень без проведения государственной экспертизы в отсутствии паспорта объекта, необоснованно возлагает на собственника обязанности и влечет нарушение его прав как владельца объекта, основаны на неправильном толковании норм специального законодательства.
Включение в перечень объектов культурного наследия спорного Ансамбля произвольным не является. Оценка состояния, исторического облика, культурного и исторического значения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, проведена компетентными лицами, доказательств, опровергающих достоверность выявленных исторических фактов и признаков историко-культурной ценности спорного объекта, административным истцом не предоставлено, в связи с чем, оснований для назначения по делу судебной комплексной историко-культурной экспертизы у суда не имелось.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 73-Ф3 проведение государственной историко- культурной экспертизы необходимо после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, с целью последующего включения (отказе во включении) объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Доводы административного истца об отсутствии доказательств составления паспорта Ансамбля не находят своего законного подтверждения, поскольку процедура включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия не требует составления паспорта объекта культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 73-Ф3 на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.
Согласно п. 9 Порядка оформления и выдачи паспорта объекта культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 07.06.2016 № 1271, выдача паспорта осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, оформившим паспорт, на основании запроса собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.
Таким образом, поскольку в настоящее время объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, «Ансамбль зданий «Мельница ФИО1», 1908 г.,, в реестр объектов культурного наследия не включен, а включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, установленная законодательством обязанность по составлению Управлением паспорта на такой объект не предусмотрена.
Согласно преамбуле Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 44 (ч.ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Судом отклоняются доводы административного истца об ограничении прав собственника, поскольку в силу приведенных выше положений законодательства включение объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия обусловлено его историко-культурной ценностью и не влечет возложение на собственника объекта иных обязанностей помимо обеспечения его сохранности и поддержания надлежащего технического состояния.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемый Приказ № 273 не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не устанавливают ограничений права собственности административного истца, не предусмотренных законом, суд полагает что в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 кпо сохранению и государственной охране объектов культурного наследия о признании нормативного правового акта Приказа № от ДД.ММ.ГГГГпо сохранению и государственной охране объектов культурного наследия недействующим – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы черезвой суд.
Дата составления мотивированного решения суда 26 августа 2022 года.
Судья подпись Ситькова О.Н.