ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-28/19 от 30.04.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-28/2019

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 апреля 2019 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре А.А.Афанасьевой,

с участием прокурора Л.Н.Сырчиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства об оспаривании решений Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02.03.2016 года № 10 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» и от 15.11.2017 года № 130 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план города Комсомольск-на-Амуре», в части включения в границы лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Городского участкового лесничества и части 1 Галичного участкового лесничества Комсомольского лесничества Хабаровского края,

у с т а н о в и л:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным иском, в котором (с учетом внесенных в ходе подготовки дела к судебному разбирательству уточнений) просит признать недействующими решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02.03.2016 года № 10 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» и от 15.11.2017 года № 130 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план города Комсомольск-на-Амуре» в части включения в границы населенного пункта город Комсомольск-на-Амуре лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно: - часть 5 выдела 15 квартала, выделы 1, 2, 4, части 7 в 19 квартале, выделы 6, 16, 18, части 19 в 79 квартале, выделы 9, часть 17 в 121 квартале, выделы 5 и часть 8 в 123 квартале, выделы 6, 7, часть 14 в 128 квартале, выделы 1, 5, 7, часть 8 в 207 квартале, выделы 2, 46, 3, часть 8 в 208 квартале, выделы 1, 3, 5, 8, 9, части 2, 4, 6, 7, 10 в 209 квартале, выделы 1, 5-7, части 2, 4, 8 в квартале 210, весь 215 квартал, выделы 2-21, части 1 и 22 в 219 квартале Городского участкового лесничества Комсомольского лесничества Хабаровского края; - часть 13 выдела 96 квартала, выделы 12, 13 и часть 15 в 121 квартале, часть 8 выдела в 124 квартале, выделы 26, 29, 30, часть 35 в 125 квартале, выделы 8, 11, 12, 15, 16 и часть 19 в 131 квартале, выделы 6-8, часть 10 в 132 квартале, выделы 8, 9, 12, 13, часть 15 в 133 квартале, часть 12 выдела в 134 квартале, выделы 10, 13, 16 часть 17 в 137 квартале, выделы 3 часть 4 в 142 квартале, выделы 1, 11 части 13-15 в 143 квартале, части 4 и 7 выделов в 146 квартале, части 6-8 выделов в 147 квартале части 1 Галичного участкового лесничества Комсомольского лесничества Хабаровского края.

Свои требования административный истец обосновал тем, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым (условным) номером , категория земель - земли лесного фонда, с разрешенным использованием – для размещения объектов лесного фонда. Этот участок находится в Хабаровском крае, Комсомольском районе, на его территории размещается Комсомольское лесничество, в состав которого входят участковые лесничества – Бокторское, Галичное-1, Галичное-2, Городское и Хурбинское. Решениями Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02.03.2016 года № 10 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» и от 15.11.2017 года № 130 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план города Комсомольск-на-Амуре», внесены изменения в текстовую часть и в графические материалы Генерального плана города Комсомольска-на-Амуре, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1987 года № 55. Сведения о границах города внесены в Единый реестр недвижимости. При сопоставлении сведений о границах земельного участка с кадастровым (условным) номером и границ города Комсомольска-на-Амуре выявлено, что в границы города включены части лесного участка общей площадью 295,97 га, на котором расположено Комсомольское лесничество Хабаровского края. Включение в границы населенного пункта земель лесного фонда проведено без соблюдения установленного порядка, что свидетельствует о незаконности решений об утверждении генерального плана города Комсомольска-на-Амуре. В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, в случае включения в границы населенного пункта земель лесного фонда, необходимо пройти процедуру согласования с соответствующим государственным органом, которым на время принятия оспариваемых решений, являлся Рослесхоз. Процедура согласования административным ответчиком фактически не соблюдена, так как представленный на согласование проект генерального плана не содержал сведения о лесных участках, включаемых в границы города. Включение земель лесного фонда в границы населенного пункта фактически изменило категорию земельного участка. При этом установленная законом процедура перевода земель из одной категории в другую также административным ответчиком не соблюдена. Нарушение порядка согласования с Российской Федерацией, как собственником земель лесного фонда, перевода лесных участков в земли населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса.

Определением судьи Хабаровского краевого суда от 03.12.2019 года к участию в деле заинтересованным лицом привлечена администрация сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края.

Определением суда от 04.03.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица, на стороне административного истца, привлечено Управление лесами Правительства Хабаровского края.

В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства ФИО2 (доверенность от 20.12.2018 года сроком действия один год) заявленные требования поддержал, сославшись в их обоснование на те же доводы, что приведены в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

Представители административных ответчиков Комсомольской-на-Амуре городской Думы ФИО3 (доверенность от 17.01.2019 года сроком действия по 31.12.2019 года) и администрации города Комсомольска-на-Амуре ФИО4 (доверенность от 27.12.2018 года сроком действия по 31.12.2019 года) в судебном заседании возражали против предъявленных требований, просили в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование своих возражений сослались на то, что проекты внесения изменений в генеральный план города Комсомольска-на-Амуре, которые были утверждены решениями Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02.03.2016 года № 10 и от 15.11.2017 года № 130, были своевременно размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в адрес Министерства экономического развития России были направлены соответствующие уведомления. В течение установленного законом срока проекты внесения изменений в генеральный план города Комсомольска-на-Амуре были согласованы с Министерством экономического развития России. Поскольку установленный законом порядок принятия оспариваемых решений был соблюден, нормативные акты приняты Комсомольской-на-Амуре городской Думой в пределах её полномочий, то оснований признавать их недействующими не имеется.

Представитель заинтересованного лица Управления лесами Правительства Хабаровского края в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие. В письменных возражениях представитель заинтересованного лица поддержал позицию административного истца, согласился с его доводами, положенными в обоснование административного иска, просил удовлетворить его требования.

Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, заслушав показания свидетеля ФИО1, изучив представленные письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения административного иска, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводам.

В частях 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) указано, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся и утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.

Согласно части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений (части 1, 3, 4, 5 статьи 18, части 1, 8 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).

Законом Хабаровского края от 30.06.2004 года № 192 муниципальное образование город Комсомольска-на-Амуре наделен статусом городского округа, установлена его граница в соответствии с картографическим описанием.

В уставе муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре (принят решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 03.09.1996 года № 55) указано, что город Комсомольск-на-Амуре - это муниципальное образование со статусом городского округа, в границах которого осуществляется местное самоуправление по решению вопросов местного значения, могут осуществляться отдельные переданные государственные полномочия, избираются высшее должностное лицо, выборный орган муниципального образования, формируется исполнительно-распорядительный орган (статья 3).

Представительным органом городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" является Комсомольская-на-Амуре городская Дума (Закон Хабаровского края от 30.06.2004 года № 193 "О наименованиях органов местного самоуправления городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре").

В Уставе муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре (части 1, 2 и 4 статьи 36) указано, что органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления по вопросам местного значения принимают муниципальные правовые акты, а также могут принимать муниципальные правовые акты по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Муниципальные правовые акты издаются в виде решений городской Думы, постановлений и распоряжений председателя городской Думы, постановлений и распоряжений главы города, постановлений и распоряжений администрации города. Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете "Дальневосточный Комсомольск". Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений также используется сетевое издание "ДВК-Медиа". В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1987 года № 55 утвержден Генеральный план города Комсомольска-на-Амуре.

Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02.03.2016 года № 10 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» внесены изменения в текстовую часть генерального плана города Комсомольска-на-Амуре, которая изложена в новой редакции (Приложение № 1). Также внесены изменения в графические материалы генерального плана города Комсомольска-на-Амуре: утверждена карта границ городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (приложение № 3). Решение опубликовано в газете в газете "Дальневосточный Комсомольск" 29.03.2016 года (номер 24).

Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15.11.2017 года № 130 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план города Комсомольск-на-Амуре», внесены изменения в текстовую часть генерального плана города Комсомольска-на-Амуре, которая изложена в новой редакции (Приложение № 1). Также внесены изменения в графические материалы генерального плана города Комсомольска-на-Амуре: утверждена карта границ городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (приложение № 3). Решение опубликовано в газете в газете "Дальневосточный Комсомольск" 01.12.2017 года (номер 98(18326).

Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, части 1 статьи 7 и пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования. Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02.03.2016 года № 10 и от 15.11.2017 года № 130, устанавливают общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования, следовательно, являются нормативным правовыми актами.

Решения приняты уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности, опубликованы в установленном порядке, вступили в действие. По этим основаниям решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы административным истцом не оспариваются.

Позиция административных ответчиков о том, что решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02.03.2016 года № 10 не подлежит проверке в судебном порядке, так как его законность уже была проверена судом, о чем принято вступившее в законную силу решение, несостоятельна, является следствием неверного толкования норм права.

В пункте 2 части 1 статьи 194, части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства РФ указано, что производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, прекращается, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановление от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил (пункт 19), что заявление об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, не может быть принято к производству суда и рассмотрено, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле. В случае, когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции. Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу

Решением Хабаровского краевого суда от 21.03.2017 года (административное дело № 3а-65/2017), оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 10.08.2017 года № 58-АПГ17-3), по иску прокурора г.Комсомольска-на-Амуре проверена законность решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02.03.2016 года № 10 «Об утверждении внесения изменений в генеральный план городского округа города Комсомольска-на-Амуре».

Из содержания судебного решения следует, что нормативный правовой акт судом проверялся на предмет соблюдения положений Градостроительного кодекса РФ о проведении публичных слушаний и согласовании проекта с Правительством Хабаровского края. На несоблюдение процедуры согласования проекта изменений в генеральный план городского округа с Рослесхозом и на незаконный перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов, административный истец в своих требованиях не ссылался.

Основания, на которые ссылается в своем административном иске Рослесхоз об оспаривании решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02.03.2016 года № 10, не проверялись судом, и исходя из положений частей 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, не могли быть проверены судом при рассмотрении административного иска прокурора города Комсомольска-на-Амуре об оспаривании этого же нормативного правового акта.

Частями 3, 6, 8 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ определено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт, которые отображают: 1) границы поселения, городского округа; 2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; 8.1) границы лесничеств, лесопарков.

Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке. Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части 1, 3, 4, 5 статьи 18, части 1, 8 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).

Как указано в статье 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса РФ).

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 6, статьи 7, 8 Лесного кодекса РФ).

Представленное суду свидетельство о регистрации права собственности (л.д. 62 том 4) подтверждает, что 26.10.2005 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда, земли лесного фонда, общей площадью 3 453 920 000 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, Комсомольское лесничество Бокторское лесничество (кварталы № 1-147), Галичное-1 участковое лесничество (кварталы № 1-147), Галичное-2 участковое лесничество (кварталы № 1-10, 12-18), Городское участковое лесничество (кварталы № 11-42, 44-205, 207-2012, 215-217, 219-221), Хурбинское участковое лесничество (кварталы № 1-146), кадастровый (условный) .

По сведениям, содержащимся в Государственном лесном реестре, на учет поставлены: лесной участок площадью 877 га, находящийся в Комсомольском муниципальном районе Хабаровского края, на котором располагается Галичное участковое лесничество (часть 1, кварталы № 121, 125, 131-134, 137, 142, 143, 146, 147) Комсомольского лесничества; лесной участок площадью 366 га, находящийся в Комсомольском муниципальном районе Хабаровского края, на котором располагается Городское участковое лесничество (кварталы № 15, 19, 208-210, 215, 219) Комсомольского лесничества. Лесные участки относится к землям лесного фонда, являются собственностью Российской Федерации (выписки из Государственного лесного реестра от 08.06.2018 года № 71-1 и № 72-1 с картами-схемами расположения и таксационным описанием лесных участков – л.д. 69-110 том 4).

По сообщению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 26.12.2017 года № ГБ/2.12-06068/17 (л.д. 64-65том 4), данному Федеральному агентству лесного хозяйства на обращение о внесении сведений о границах Комсомольского лесничества Хабаровского края в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о границах этого лесничества не могут быть внесены в ЕГРН, так как пересекают границы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19.09.2016 года (учетный номер ).

ФГБУ "Рослесинфорг", по поручению Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, провело работы по графическому совмещению (картографическому наложению) материалов лесоустройства Комсомольского лесничества Хабаровского края на границы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», определенные генеральным планом, утвержденным решениями Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02.03.2016 года № 10 и от 15.11.2017 года № 130. В ходе чего выявлено (л.д.111-117 том 4) наложение земель лесного фонда - лесных участков, расположенных на землях Городского участкового лесничества (а именно: в 15 квартале часть 5 выдела, в 19 квартале часть 1, 2, 4, 7 выделов, в 79 квартале часть 6, 16, 18, 19 выделов, в 121 квартале часть 9, 17 выделов, части 5 и 8 выделов 123 квартала, части 6, 7 и 14 выделов 128 квартала, в 207 квартале часть 1, 5, 7 и 8 выделов, в 208 квартале полностью 2, 4 – 6 выделы и часть 3 и 8 выделов, в 209 квартале полностью выделы 1, 3, 5, 8, 9 и части 2, 4, 6, 7, 10 выделов, в 210 квартале полностью 1, 5 – 7 выделы и часть 2, 4, 8 выделов, полностью 215 квартал, в 219 квартале полностью выделы 2-21 и часть 1 и 22 выделов) и Галичного-1 участкового лесничества (а именно: в 96 квартале часть 13 выдела, в 121 квартале часть 12, 13 и 15 выделов, в 124 квартале часть 8 выдела, в 125 квартале часть 26, 29, 30 и 35 выделов, в 131 квартале часть 8, 11, 12, 15, 16 и 19 выделов, в 132 квартале часть 6 – 8 и 10 выделов, в 133 квартале часть 8, 9, 12, 13 и 15 выделов, в 134 квартале часть 12 выдела, в 137 квартале часть 10, 13, 16 и 17 выделов, в 142 квартале часть 3 и 4 выделов, в 143 квартале часть 1, 11 и 13 – 15 выделов, в 146 квартале часть 4 и 7 выделов, в 147 квартале часть 6 - 8 выделов) Комсомольского лесничества Хабаровского края на границы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом материалами лесоустройства Комсомольского лесничества, таксационным описанием лесных участков Городского и Галичного-1 участковых лесничеств Комсомольского лесничества.

Доказательства, опровергающие доводы административного истца, административными ответчиками не представлены.

Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (части 1 и 3 статьи 84 Земельного кодекса РФ).

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (, часть 1 статьи 7, пункты 1 и 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).

Следовательно, нарушение установленного Земельным кодексом РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Частью 8 статьи 24, статьей 25 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок подготовки генерального плана поселения, городского округа, в соответствии с которым проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда. Исключение составляют случаи, если в границы населенного пункта включается земельный участок из земель лесного фонда, все границы которого являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.

Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, должен обеспечиваться доступ органов государственной власти к следующей необходимой для подготовки документов территориального планирования информации: проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов; документы территориального планирования (пункты 2, 3 части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса РФ).

Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти органами местного самоуправления муниципальных образований осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. После истечения установленного для согласования проекта генерального плана срока, подготовка заключений на данный проект не осуществляется, он считается согласованным с федеральными органами исполнительной власти (части 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).

Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 года № 69 утвержден порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее по тексту Порядок согласования), который до 17.03.2018 года определял правила согласования проектов генеральных планов муниципальных образований (действовал в период подготовки и принятия оспариваемых решений Комсомольской-на-Амуре городской Думы),

В соответствии с Разделом 2 Порядка согласования уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации - в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе. Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.

Срок согласования федеральными органами проекта документа территориального планирования не может превышать одного месяца со дня поступления уведомления Министерства о размещении такого проекта в информационной системе. В случае непоступления от федеральных органов по истечении 15 дней после окончания установленного срока в Министерство заключений на проект документа территориального планирования такой проект считается согласованным с указанными органами (пункт 2.2 Порядка согласования).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 736 283, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Федеральное агентство лесного хозяйство наделено полномочиями в установленной сфере деятельности рассматривать проекты генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и давать по ним заключения в пределах своей компетенции.

Из приведенных положений федерального законодательства, и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 09.01.1998 года № 1-П и от 07.06.2000 года № 10-П, Определение от 27.06.2000 года № 92-О) об особом правовом режиме лесного фонда ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода, следует, что отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Судом установлено (л.д. 41 том 5), что администрация города Комсомольска-на-Амуре 01.04.2016 года разместила в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (https://fgistp.economy.gov.ru/) Проект внесения изменений в генеральный план города Комсомольска-на-Амуре (далее по тексту – Проект).

Представитель административного истца в судебном заседании подтвердил, что данный проект был согласован, так как в нем отсутствовали сведения о том, что предусматривается включение в границы населенного пункта земельных участков из состава земель лесного фонда.

Представленные письменные доказательства (л.л. 36-38 том 5) свидетельствуют о том, что администрация города Комсомольска-на-Амуре 11.07.2017 года разместила в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (https://fgistp.economy.gov.ru/) Проект внесения изменений в генеральный план города Комсомольска-на-Амуре (далее по тексту – Проект). Письмом от 13.07.2017 года № 1-1-26/10864 администрация города Комсомольска-на-Амуре уведомило Министерство экономического развития России о наличии доступа к Проекту.

Управление лесами Хабаровского края письмами от 17.08.2017 года № 02-24/10679 (л.д. 101-102 том 5) и от 22.09.2017 года № 02-24/12544 (л.д.105-106 том 5), направленными по результатам рассмотрения проектных материалов по внесению изменений в генеральный план городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в адрес министерства строительства Хабаровского края и главы администрации города Комсомольска-на-Амуре, проинформировало, что в представленных материалах не указано, что в границы округа планируется включить земли лесного фонда. Вместе с тем, при сопоставлении представленных карт ми материалов лесоустройства выяснилось, что часть земель, планируемых к включению в границы поселения, расположена в эксплуатационных лесах и защитных лесах Солнечного и Комсомольского лесничества. В случае необходимости включения земель лесного фонда в границы городского округа необходимо проектную документацию дополнить описанием их точных границ (с указанием площади), обоснованием их включения, прописать особый режим их использования в соответствии с действующим лесным законодательством, а также прописать необходимость проведения работ по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Письмом от 15.09.2017 года № 1-1-21/14341-2940 (л.д.103-104 том 5) администрация города Комсомольска-на-Амуре уведомило Правительство Хабаровского края, что сути замечаний Управления лесами края выявлено, что границы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» закоординированы и внесены в государственный фонд данных в декабре 2012 года за № 6688. Материалы лесоустройства Комсомольского лесничества не закоординированы, в связи с чем, отсутствует возможность определения факта наложения территории городского округа и земель лесного фонда в границах лесничества.

Письмом от 14.08.2017 года № АВ-03-31/11327 Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) сообщило, что согласование Проекта не требуется, так как он не предусматривает включение в границы населенного пункта земельных участков из состава земель лесного фонда (л.д. 38 том 5).

Представители административных ответчиков в судебном заседании подтвердили, что материалы проектов по обоснованию внесения изменений в генеральный план г.Комсомольска-на-Амуре в текстовой форме не содержали сведений о земельных участках лесного фонда Комсомольского лесничества, включаемых в границы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме должны содержать перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления допущены нарушения пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ при составлении текстовой части проектов внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», выраженные в отсутствии указаний земельных участков лесного фонда Комсомольского лесничества, включенных в границы городского округа. Данное нарушение повлекло нарушение процедур, установленных Порядком согласования, и перевод земельных участков из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов с нарушением установленного законом порядка перевода земель из одной категории в другую.

Довод административных ответчиков о том, что Рослесхоз согласовал проекты, опровергается установленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствами. Они свидетельствуют о том, что Рослесхоз согласовал проекты внесения изменения в генеральный план муниципального образования только потому, что проекты не предусматривали включение к границы городского округа земли лесного фонда. Следовательно, Рослесхоз не был уведомлен о наличии земель лесного фонда в границах муниципального образования.

Поскольку оспариваемые решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы о внесении изменений в генеральный план городского округа, приняты без предварительного согласования их проектов с Федеральным агентством лесного хозяйства, что свидетельствует о нарушение установленного порядка его согласования и принятия решения о его утверждении, то они подлежат признанию не действующими в оспариваемой части, как противоречащие приведенным выше нормам федерального законодательства, а административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его недействующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до обращения административного истца с данными требованиями в суд и до принятия судом решения применялся, и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителей административных ответчиков о невозможности достоверно установить наложение границ городского округа и границ лесного участка, подлежат отклонению.

Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период подготовки проекта Генерального плана), лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса РФ).

Согласно статье 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 6 статьи 47 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривалось, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

Местоположение границ земельного участка из состава земель лесного фонда Городского участкового лесничества и Галичного-1 участкового лесничества Комсомольского лесничества определено на основе сведений государственного лесного реестра, информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и в лесоустроительном планшете данного лесничества.

Свидетель ФИО1 (заместитель начальника отдела информационно-аналитических систем лесного реестра Департамента лесного хозяйства ДВФО) в судебном заседании показала, что материалы лесоустройства территории Комсомольского лесничества ведутся с 1935 года, и периодически проводится их ревизия, по результатам которой вносятся сведения об осуществленных в законном порядке изменениях лесных участков (их переводе в другие категории, изменении площади и т.п.). Последняя ревизия материалов проводилась в 2005 года. Сопоставление материалов лесоустройства Комсомольского лесничества со сведениями о границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» свидетельствует о том, что границы муниципального образования, имевшиеся до 2016 года, отличаются – в сторону увеличения, от границ, которые установлены с 2016 года.

Сведения лесного реестра при разработке проекта оспариваемых решений о внесении изменений в генеральный план городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» не использовались, что административные ответчики подтвердили.

Вопрос же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела о проверке нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 02.03.2016 года № 10 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» и от 15.11.2017 года № 130 «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план города Комсомольск-на-Амуре», в части включения в границы населенного пункта земельных участков, общей площадью 295,97 га, расположенных на землях лесного фонда Комсомольского лесничества Хабаровского края, а именно: в 15 квартале часть 5 выдела, в 19 квартале часть 1, 2, 4, 7 выделов, в 79 квартале часть 6, 16, 18, 19 выделов, в 121 квартале часть 9, 17 выделов, части 5 и 8 выделов 123 квартала, части 6, 7 и 14 выделов 128 квартала, в 207 квартале часть 1, 5, 7 и 8 выделов, в 208 квартале полностью 2, 4 – 6 выделы и часть 3 и 8 выделов, в 209 квартале полностью выделы 1, 3, 5, 8, 9 и части 2, 4, 6, 7, 10 выделов, в 210 квартале полностью 1, 5 – 7 выделы и часть 2, 4, 8 выделов, полностью 215 квартал, в 219 квартале полностью выделы 2-21 и часть 1 и 22 выделов Городского участкового лесничества; в 96 квартале часть 13 выдела, в 121 квартале часть 12, 13 и 15 выделов, в 124 квартале часть 8 выдела, в 125 квартале часть 26, 29, 30 и 35 выделов, в 131 квартале часть 8, 11, 12, 15, 16 и 19 выделов, в 132 квартале часть 6 – 8 и 10 выделов, в 133 квартале часть 8, 9, 12, 13 и 15 выделов, в 134 квартале часть 12 выдела, в 137 квартале часть 10, 13, 16 и 17 выделов, в 142 квартале часть 3 и 4 выделов, в 143 квартале часть 1, 11 и 13 – 15 выделов, в 146 квартале часть 4 и 7 выделов, в 147 квартале часть 6 - 8 выделов части 1 Галичного участкового лесничества.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.

Решение в окончательной форме принято 13 мая 2019 года.

Судья краевого суда: Е.А.Бузыновская