Дело № 3а-28/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Севастопольский городской суд в составе: председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре ФИО3,
с участием прокурора ФИО4, представителя административных истцов ФИО2, ФИО1 – ФИО7, представителя Правительства ФИО5,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1 об оспаривании в части Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП «Об утверждении порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующими пунктов (строк) 5, 8 Приложения «Таблица соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельного участка, категории земель» к Порядку определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков расположенных на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП. Также просят обязать Правительство Севастополя внести изменения в оспариваемые строки Приложения, включив в них вид разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства», предусмотренный п.2.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014г. N 540.
Указанные административные исковые заявления объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В обоснование иска административные истцы указали, что на основании государственных актов о праве собственности на земельный участок, выданных до 18.03.2014г., они являются собственниками земельных участков выделенных из земель ЗАО «С.Перовской» с целевым назначением: для ведения личного сельского хозяйства. Оспариваемыми пунктами Приложения установлено правило определения вида разрешенного использования таких земельных участков и единственным вариантом определения является использование в качестве земель сельхозназначения, то есть без права возведения жилых домов. Между тем по ранее действующему на территории Севастополя законодательству Украины ведение личного крестьянского хозяйства предполагало возможность возведения на земельном участке жилого дома. Считают, что такое правовое регулирование противоречит ст.12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", которая, по их мнению, устанавливает гарантии сохранения объема прав собственника земельного участка при принятии города Севастополя в состав Российской Федерации.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Правительство Севастополя с иском не согласилось. Указало, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Правительства Севастополя, предусмотренных как нормами федерального, так и регионального законодательства, а также с соблюдением норм действующего законодательства.
Административные истцы, представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в суд не явились. О времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
В судебном заседании представитель административных истцов и представитель Правительства Севастополя настаивали, соответственно, на доводах административного иска и возражений на иск.
Прокурор в заключении по делу полагала, что административный иск удовлетворению не подлежит.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно пп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На территории города Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений установлены Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
Данным Законом города Севастополя предусмотрено, что все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (п.4 ч.1 ст.2).
Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется (ч. 2 ст. 2).
Категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации по следующему правилу: 1) жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов; 2) сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов; 3) природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях - к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке; 4) оздоровительного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов; 5) рекреационного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов; 6) историко-культурного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов; 7) лесохозяйственного назначения - землями лесного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов; 8) водного фонда - землями водного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов; 9) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения - землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов (ч.1 ст.5).
До установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона (ч.3 ст.5).
Разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в переделах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии) (ст.6).
Согласно ч.2 ст.31 и ч.1 ст.35 Устава города Севастополя правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов губернатора издает постановления правительства Севастополя.
Статьей 27 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" предусмотрено, что Правительство Севастополя в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет управление в области земельных отношений; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Таким образом, правительство Севастополя наделено собственными полномочиями в области регулирования земельных отношений на территории города по установлению порядка определения разрешенного использования земельных участков.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016г. №-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков на территории города Севастополя. Порядок регламентирует процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя до вступления Правил землепользования и застройки города Севастополя (п.1).
Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru.
Учитывая вышеизложенное оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, в пределах компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Севастополя.
Указанным Порядком предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка определяется на основании приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка. В отношении земельного участка могут быть определены два и более вида разрешенного использования земельного участка (п.2).
Категория земель, к которой относится земельный участок, определяется в соответствии с положениями статьи 5 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", Земельного кодекса Российской Федерации.
Определение вида разрешенного использования земельного участка, категории земель в соответствии с положениями Таблицы: 1) не должно привести к ограничению или запрету использования земельного участка теми способами и для тех целей, которые были допустимы в соответствии с целевым назначением земельного участка, установленным ранее; 2) учитывая многообразие формулировок видов использования земельного участка, установленных согласно земельному законодательству Украины, должно проводиться путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельного участка.
С 03.10.2016г. приведенный выше пункт 2 Порядка будет действовать в следующей редакции постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 895-ПП:
Виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с: 1) правоустанавливающим документом на земельный участок; 2) градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; 3) землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В случае если положения градостроительной или землеустроительной документации допускают виды разрешенного использования земельного участка, которые являются отличными от вида разрешенного использования земельного участка, допустимого согласно правоустанавливающему документу на земельный участок, в отношении земельного участка определяется один из допустимых видов разрешенного использования, указанный правообладателем земельного участка в заявлении об определении вида разрешенного использования земельного участка.
Виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка.
Определение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с настоящим Порядком не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Оспариваемыми пунктами (строками) 5, 8 Приложения «Таблица соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельного участка, категории земель» предусмотрено следующее:
Вид использования земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством Украины | Вид разрешенного использования земельного участка | |
Земли населенных пунктов | ||
Для ведения личного крестьянского хозяйства (для земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) (на земельных угодьях - пашня, многолетние насаждения)) | ||
Для ведения личного крестьянского хозяйства (для земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) (на земельных угодьях - пастбища, сенокосы)) |
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Закона города Севастополя №-ЗС и Порядка, виды разрешенного использования земельных участков определяются на территории города Севастополя на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" путем максимально приближенного соотнесения видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором, с видами функционального использования земельного участка в переделах его целевого назначения, определенными документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона №-ФКЗ.
При этом положения Приложения, в том числе оспариваемые административным истцом строки 5 и 8, устанавливают особенности определения видов разрешенного использования для земельных участков с конкретным, указанным Приложении, целевым назначением и функциональным использованием.
Такое правовое регулирование не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Являются ошибочными ссылки административного истца на положения ст.12 Федерального конституционного закона №-ФКЗ согласно которой на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Данная норма по существу гарантирует сохранение гражданских прав, возникших на территории города Севастополя, подтвержденных официальными документами. Между тем из нее не следует, что такие права сохраняются в прежнем объеме.
Случаи сохранения объема прав прямо предусмотрены Федеральным конституционным законом №-ФКЗ (например ч.3 ст.11).
В силу ч.1 ст.23 Федерального конституционного закона №-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Следовательно, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, объем ранее возникших на территории города Севастополя гражданских прав определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, ст.19 Земельного кодекса Украины также, как и законодательством Российской Федерации, предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли жилой и общественной застройки и др.
В соответствии со ст.22, 23 Земельного кодекса Украины землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, или предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование гражданам для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства фермерского хозяйства. Земли пригодные для нужд сельского хозяйства должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного использования.
Таким образом приведенные в оспариваемых пунктах Таблицы виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные п.1.1 и 1.7 Классификатора, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014г. N 540, для земель сельхозназначения соответствуют предусмотренному до 18.03.2014г. их функциональному использованию.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявление ФИО2 и ФИО1
Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО2, ФИО1 в удовлетворении административного иска о признании недействующими пунктов (строк) 5, 8 Приложения к Порядку определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков расположенных на территории города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя» отказать.
Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Правительством Севастополя в печатном издании в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства города Севастополя в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
Судья В.В.Бабич
Решение в окончательной форме принято 06.10.2016г.