ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-291/2022 от 20.09.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Решение изготовлено 20 сентября 2022 Дело № 3а-291/2022

(25OS0000-01-2022-000313-14)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 сентября 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Внуковой О.Н.,

при секретаре Перебейносове М.С.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах Бекетовой В.А.,

представителя административного истца адвоката Свинарева С.Ю.,

представителя административного ответчика Волюшко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению дачного некоммерческого партнерства «Веселка» к Думе городского округа ЗАТО Фокино Приморского края, заинтересованное лицо администрация городского округа ЗАТО Фокино Приморского края о признании недействующим нормативно правового акта в части

установил:

Административный истец ( с учетом уточненных требований) обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что 17.12.2021 Думой городского округа ЗАТО Фокино принято решение «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Фокино от 28.12.2013 № 22-МПА «Об утверждении Генерального плана городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края». Указанным нормативным правовым актом внесены изменения территории земельного участка с кадастровым номером - в части изменения функциональной зоны земельного участка с СХ-2 - зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ на СХ-1 - зона сельскохозяйственного использования. Административный истец просил суд признать данный нормативный правовой акт недействующим, поскольку принят с нарушением действующего законодательства, регламентирующего порядок принятия решений в генеральный план административного образования, существенно нарушает права правообладателя указанного земельного участка и права, свободы и законные интересы граждан, являющиеся членами некоммерческого партнерства и имеющие право пользования данным земельным участком. В частности, на рассматриваемом земельном участке, расположены постройки - дома, обустроенные для проживания членов Дачного некоммерческого партнерства, а в результате внесения изменений становиться невозможным не только использования указанных домов, но и в последующем может возникнуть обязанность по их демонтажу, что повлечет за собой значительные расходы для членов партнерства. Проведение публичных слушаний «по проекту решения Думы городского округа ЗАТО Фокино «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО город Фокино от 28.02.2013 № 22-МПА «Об утверждении Генерального плана городского округа ЗАТО Фокино Приморского края» проведены с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ, так согласно итогового документа (заключения) публичных слушаний, который был опубликован на официальном сайте администрации городского округа ЗАТО Фокино, на обсуждение публичных слушаний было вынесено 27 вопросов для обсуждения и принятия решения гражданами, явившимися на публичные обсуждения. Вопрос с порядковым номером - 9. разделен на отдельные 4 вопроса. Так согласно вопроса № 9.3 - на обсуждение путем проведения публичных слушаний вынесен вопрос: территорию земельных участков , , (бухта Безымянная), территорию земельного участка (бухта Веселкина) с ВРИ: для ведения садоводства, ведение садоводства, расположенных в функциональной зоне садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ заменить на функциональную зону: зона сельскохозяственного использования.

За принятие поправок, согласно итогового документа, проголосовали граждане: проживающие в п. Путятин, «за» - 12, «против» - 0, «воздержался» - 0; п. Дунай, «за» - 4, «против» - 89, «воздержался» - 1; ЗАТО Фокино, «за» - 99, «против» -16, «воздержался» - 12. В виду того что за принятие поправок проголосовало 111 человек, а против - 105 человек, принято решение о принятии поправок экспертов в редакции, предложенной администрацией.

Однако, подобный подсчет является неверным и незаконным, поскольку решение должно приниматься только на основании волеизъявления, которое было выражено гражданами, постоянно проживающими на территории, в отношении которой подготовлены изменения в Генеральный план городского округа и застройки и которые являются правообладателями земельных участков или объектов капитального строительства, расположенного на данных земельных участков, т.е. жителями п. Дунай.

Кроме того в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ, Устава городского округа ЗАТО Фокино Приморского края, решение Думы городского округа ЗАТО Фокино о внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Фокино от 28.02.2013 № 22-МПА «Об утверждении Генерального плана городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края» от 17.12.2021 было опубликовано в сети «Интернет», на официальном сайте администрации городского округа только 14.03.2022.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме, приведя доводы изложенные в иске а также в письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что обжалуемое Решение Думы городского округа ЗАТО город Фокино от 17.12.2021 № 303-МПА «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО город Фокино от 28.02.2013 N 22-МПА «Об утверждении Генерального плана городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края» принято уполномоченным органом, в соответствии в установленными процедурами Градостроительного кодекса РФ, иных федеральных законов и официально опубликовано в «Тихоокеанкской газете» от 13.01.2022 №1 (1116). Законность принятия указанного нормативного правового акта проверялась прокуратурой Приморского края, прокуратурой г. Фокино. В Генеральном плане городского округа ЗАТО Фокино Приморского края, утвержденного решением Думы от 29.10.2015 г. № 282-МПА, которым вносились изменения в генеральный план, на территории земельного участка была определена функциональная зона: зона сельскохозяйственного использования. В генеральном плане, утвержденном обжалуемым решением Думы от 17.12.2021 г. № 303-МПА, на данном земельном участке также установлена функциональная зона: зона сельскохозяйственного использования. Обоснованных сведений и доводов о том, какие права, свободы и законные интересы истца нарушены, не представлено. Арендаторы продолжают пользоваться земельным участком.

Представитель администрации городского округа ЗАТО Фокино в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменный отзыв, согласно которого с заявленными требованиями администрация не согласна, указав, что согласно договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, - вид разрешённого использования спорного земельного участка - садоводство. Административный истец продолжает пользоваться земельным участком по целевому назначению. Вид разрешенного использования спорного земельного участка на публичных слушаниях об утверждении генерального плана городского округа ЗАТО Фокино Приморского края не являлся предметом обсуждения и не изменялся, выносилось на обсуждение изменение функциональных зон. Обстоятельства, положенные в основу административного искового заявления, не находят своего подтверждения, вина администрации городского округа ЗАТО Фокино и Думы городского округа ЗАТО Фокино в нарушении норм градостроительного законодательства, регламентирующих порядок принятия решений об изменений в Генеральный план городского округа ЗАТО Фокино, отсутствует. Администрация городского округа ЗАТО Фокино действовала в рамках своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению ( заключение прилагается), приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ).

В соответствии с п. 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-Ф3, ст. 2 часть 5, ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 года № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений относилось к вопросам местного значения

После 1 января 2015 года соответствующими полномочиями, согласно части 3 статьи 14, части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов.

В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления.

Согласно части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 26 Устава городского округа ЗАТО Фокино одним из вопросов местного значения является в том числе и утверждение генерального плана городского округа.

Дума городского округа ЗАТО Фокино является представительным органом, уполномоченным в сфере земельных отношений.

Согласно положения о Думе городского округа ЗАТО Фокинок компетенции Думы городского округа относится в том числе и утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.

Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).

Из анализа положений Градостроительного кодекса РФ следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. При этом действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.

Решением Думы городского округа ЗАТО Фокино от 28.12.2013 № 22-МПА «Об утверждении Генерального плана городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края» был утвержден Генеральный план, в состав которого включена карта - схема функционального зонирования.

Решение официально было опубликовано в «Тихоокеанкской газете» от 28.03.2013 №12 (667).

Таким образом указанный нормативный правовой акт был принят уполномоченным представительным органом муниципального образования, с соблюдением установленного порядка и формы, по данным основаниям административным истцом не обжалуются

29.11.2015 Думой городского округа ЗАТО Фокино было принято решение «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Фокино от 28.12.2013 № 22-МПА «Об утверждении Генерального плана городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края».

Официально опубликовано в «Тихоокеанкской газете» от 5.11.2015 №43 (800).

Процедура принятия данного нормативного правового акта также не оспаривается.

Земельный участок с кадастровым номером на основании договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, был передан Управлением муниципальной собственности городского округа ЗАТО Фокино в пользование Дачного некоммерческого партнерства «Веселка» сроком на 40 лет, т.е. до 25.12.2055.

Согласно пункта 1.1 договора, изложенного в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, на основании соглашения сторон об изменении к договору аренды земельного участка /сх от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешённого использования спорного земельного участка – садоводство.

Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования – для ведения садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

На данном земельном участке расположены объекты недвижимости- нежилые садовые домики, правообладателем которых является Дачное некоммерческое партнерство «Веселка» ( право собственности зарегистрировано в ноябре 2021)

Функциональное зонирование территории земельного участка административного истца, указанным решением Думы от 29.11.2015 не изменялось

Так функциональная зона в которой расположен спорный земельный участок, как в 2013г при утверждении генерального плана, была установлена - сельскохозяйственного использования, так и при внесении изменений в 2015 - функциональная зона - сельскохозяйственного использования.

Решением Думы городского округа ЗАТО Фокино от 24.09.2020 № 219-МПА «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Фокино от 28.12.2013 № 22-МПА «Об утверждении Генерального плана городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края» функциональная зона земельного участка была изменена на зону «садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ».

В связи с выявленными нарушениями требований Градостроительного кодекса РФ при проведении процедуры публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа ЗАТО Фокино прокуратурой ЗАТО Фокино 20.08.2021 был принесен протест в Думу городского округа ЗАТО Фокино, с требованием об отмене Решения Думы городского округа ЗАТО Фокино от 24.09.2020 № 219-МПА

Решением Думы городского округа ЗАТО Фокино 30.09.2021 №455 протест прокурора был удовлетворен, а также было решено принять конкретные меры к устранению нарушений действующего законодательства, направленные на реализацию прав неопределенного круга лиц при участии в публичных слушаниях по вопросу о внесении изменений в генеральный план.

17.12.2021 Думой городского округа ЗАТО Фокино принято обжалуемое решение «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Фокино от 28.12.2013 № 22-МПА «Об утверждении Генерального плана городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края».

Указанным решением также отменено и решение Думы городского округа ЗАТО Фокино от 24.09.2020 № 219-МПА «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Фокино от 28.12.2013 № 22-МПА «Об утверждении Генерального плана городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края»

Официально опубликовано в «Тихоокеанкской газете» от 13.01.2022 №1 (1116).

В силу ч. 1 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам, в том числе, по проектам генеральных планов, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений указанного Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 3 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частью 3.1 указанной статьи.

Главой городского округа ЗАТО Фокино 28.09.2021 было принято постановление о назначении публичных слушаний по проекту решения Думы о внесении изменений в решение Думы от 28.12.2013 № 22-МПА.

Оповещение о начале публичных слушаний размещено в официальном печатном издании « Тихоокеанская газета» №38 (1102) от 30.09.2021, проект размещен на официальном сайте городского округа ЗАТО Фокино Приморского края, экспозиция открыта с 04.10.2021 по 08.11.2021.

Публичные слушания по проекту в п. Дунай назначены на 10.11.2021.

Частью 2 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам, предусматривающим внесение изменений в них, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Поскольку генеральным планом определяются границы округа, вопросы на общественные обсуждения были вынесены для жителей всего округа.

Согласно заключению публичных слушаний, журнала учета посетителей экспозиции проекта, участниками общественных обсуждений являлись также жители п. Путятин, п. Дунай и ЗАТО Фокино, то есть граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлен проект оспариваемого нормативного правового акта

28.08.2021 года поступило экспертное заключение заместителя начальника управления муниципальной собственности ФИО о необходимости доработки проекта решения Думы городского округа ЗАТО Фокино «О внесении изменений в решение Думы городского округа ЗАТО Фокино от 28.12.2013 № 22-МПА «Об утверждении Генерального плана городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края», в том числе в части необходимости изменения функциональной зоны земельного участка ( по проекту предлагалась функциональная зона «садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ» ) предложено, с учетом того, что земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, зону снова изменить на « сельскохозяйственного использования». Из протокола публичных слушаний также следует, что с предложением убрать зону «садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ» то есть вернуть зону « сельскохозяйственного использования» выступили и граждане.

Согласно протокола организационного комитета № 1 от 01.10.2021 заместитель начальника управления муниципальной собственности ФИО приглашена экспертом публичных слушаний.

По результатам публичных слушаний, в том числе на основании экспертного заключения ФИО и предложений граждан приняты поправки эксперта в редакции, предложенной органом местного самоуправления.

Из анализа положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ и статьи 28 Закона о местном самоуправлении следует, что публичные слушания как одна из форм участия населения в местном самоуправлении призвана к выявлению мнения населения и доведения данного мнения до представительного органа местного самоуправления.

Суд полагает, что в данном случае цели проведения публичных слушаний были достигнуты, значимым обстоятельством является сам факт надлежащего проведения публичных слушаний.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

В соответствии п.16 ст. 29 Устава городского округа ЗАТО Фокино нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа подлежат официальному опубликованию не позднее чем через 14 дней после их подписания.

статьей 31 Устава предусмотрено, что нормативные правовые акты, принятые Думой городского округа, направляются Главе городского округа для подписания и обнародования в течении 10 дней, подписываются Главой в течение семи дней и направляются в средства массовой информации для официального опубликования.

Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, порядок обнародовании акта должен обеспечивать возможность доведения его до сведения населения и ознакомления с его содержанием.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Оспариваемое решение Думы принято 17.12.2021, направлено Главе городского округа 20.12.2021, Главой на опубликование направлено 20.12.2021, и официально опубликовано, с учетом праздничных дней и периодичности выпуска, в официальном печатном издании городского округа «Тихоокеанская газета» от 13.01.2022 № 1

Таким образом, процедура опубликования нормативного правового акта соблюдена.

Действующее законодательство предусматривает и возможность официального опубликования нормативных правовых актов на соответствующем интернет-портале органа местного самоуправления, что обусловлено объективным изменением структуры информационного пространства в современных условиях. Однако, размещение информации в сети Интернет в системе действующего правового регулирования лишь дополняет обычное опубликование.

В сети Интернет оспариваемое решение было опубликовано на сайте Думы городского округа ЗАТО Фокино 17.12.2021, а также опубликовано 14.03.2022 на официальном сайте администрации городского округа ЗАТО Фокино.

Сведения о технической ошибке при опубликовании решения Думы от 17.12.2021г. (указание функциональной зоны земельного участка как зона « сельскохозяйственных угодий» были также опубликованы в печатном издании «Тихоокеанская газета», функциональная зона исправлена на зону «сельскохозяйственного использования»

Доводы административного истца о невозможности использования земельного участка не могут быть приняты во внимание, поскольку само по себе установление иной функциональной зоны, не соответствующей виду разрешенного использования спорного земельного участка, не свидетельствует о невозможности использовать земельный участок или объект недвижимости по целевому назначению. Кроме того, в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников и пользователей земельных участков и собственников объектов недвижимости расположенных на данных земельных участках в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов

На основании изложенного и руководствуясь статьями, 175, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований дачного некоммерческого партнерства «Веселка» к Думе городского округа ЗАТО Фокино Приморского края, о признании недействующим нормативно правового акта в части – отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании городского округа ЗАТО Фокино Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Внукова