РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2018 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
при секретаре Шумаковой Ю.М.,
с участием прокурора Кофман Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-2/2018 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Батуринского сельского поселения о признании недействующим в части решения Совета Батуринского сельского поселения от 26 мая 2014 года № 92 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Батуринское сельское поселение» Асиновского района Томской области»,
установил:
Советом Батуринского сельского поселения 26 мая 2014 года принято решение №92, которым утвержден генеральный план муниципального образования «Батуринское сельское поселение» (далее - Решение №92).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Совету Батуринского сельского поселения, в котором с учетом уточнения просило признать недействующим со дня принятия указанного решения Совета Батуринского сельского поселения Асиновского района Томской области от 26 мая 2014 года №92 в части включения в границы с.Батурино Батуринского сельского поселения Асиновского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 24-26, 28-32 квартал 113; выделы 2, 4-9, 13-15, 17, 19, 21, 22 квартал 118, выделы 2, 3, 9 квартал 127, выделы 1-4, 6, 9, 20 квартал 128, выделы 1, 2, 6, 10, 19, 20 квартал 129 урочища Батуринского участкового лесничества Асиновского лесничества Асиновского района Томской области.
В обоснование заявленных требований Рослесхоз указал, что Решением №92 находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы с.Батурино Батуринского сельского поселения с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядком согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России) от 27 февраля 2012 года №69.
По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы с.Батурино Батуринского сельского поселения Асиновского района Томской области названных лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Рослесхоз указал, что на момент согласования проект Генерального плана в нарушение требований подпункта 7 пункта 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержал информацию о землях лесного фонда, включаемых в границы Батуринского сельского поселения, что дало основание Рослесхозу полагать об их отсутствии в представленном проекте.
Таким образом, оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей сторон и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
При этом в письменном отзыве представитель Батуринского сельского поселения ФИО1 исковые требования не признала. Указала, что ответчиком соблюдена процедура согласования, предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как проект Генерального плана муниципального образования «Батуринское сельское поселение» и материалы по его обоснованию были размещены в федеральной информационной системе территориального планирования 28 ноября 2013 года, карточка согласования №136950135. Также в Минрегион России было направлено уведомление от 10 декабря 2013 года №02-4395/13-38-13 об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования, полученное Минрегионом России 25 декабря 2013 года, что подтверждается почтовым уведомлением. В установленный законом трехмесячный срок из указанного Министерства были получены замечания из Минтранса России, МЧС РФ, Министерства здравоохранения РФ, Минэнерго РФ, все они были устранены. Замечаний и возражений из Рослесхоза не поступало. Также указала на то, что сведения государственного лесного реестра не указывают на принадлежность земельных участков к категории земель лесного фонда.
Администрация Асиновского района Томской области также полагала, что Советом Батуринского сельского поселения процедура согласования была соблюдена, проект генерального плана муниципального образования «Батуринское сельское поселение» в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации был согласован с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Отметила, что Порядок согласования, утвержденный приказом Минрегион России от 27 февраля 2012 года №69, не содержит специальных требований о направлении пояснительной записки к проекту. Полагала, что представленный истцом картографический материал не доказывает включение земель лесного фонда в границы населенного пункта села Батурино.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях в письменных пояснениях считало заявленные требования обоснованными, поскольку при подготовке проекта генерального плана предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом не была соблюдена, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую и является существенным нарушением порядка принятия документа территориального планирования.
В отзыве Управления Росреестра по Томской области вопрос о возможности удовлетворения заявленных требований оставлен на усмотрение суда.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО2 в письменном отзыве указала, что границы населенного пункта определены в установленном порядке, у учреждения не было оснований для отказа или приостановления во внесении в ЕГРН сведений о границах населенного пункта.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Кофман Е.Г., полагавшей, что имеются основания для признания муниципального правового акта недействующим в части, проверив оспариваемое решение Совета Батуринского сельского поселения от 26 мая 2014 года №92 на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения.
Статьей 2 данного Федерального закона предусмотрено, что решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.
По вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Как следует из Устава муниципального образования «Батуринское сельское поселение» Асиновского района Томской области (далее – Устав), принятого решением Совета Батуринского сельского поселения от 16 декабря 2010 года № 126, действовавшего на момент принятия оспариваемого муниципального акта, муниципальное образование «Батуринское сельское поселение» образовано и наделено статусом сельского поселения на основании Закона Томской области от 09 сентября 2004 года №193 «О наделении статусом муниципального района, поселения (городского, сельского) и установлении границ муниципальных образований на территории Асиновского района», в состав территории сельского поселения входят населенные пункты: с.Батурино, п.Ноль-Пикет, п.Первопашенск.
Совет Батуринского сельского поселения согласно статье 2 Устава является представительным органом муниципального образования «Батуринское сельское поселение» (т.2, л.д.145).
Следовательно, утверждая генеральный план, Совет Батуринского сельского поселения действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Решение № 92 от 26 мая 2014 года подписано Главой Батуринского сельского поселения и председателем Совета.
Само Решение № 92 от 26 мая 2014 года и утвержденный им генеральный план муниципального образования «Батуринское сельское поселение» были размещены на официальном сайте Батуринского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также официально обнародовано путем размещения в общественных местах: в с.Батурино в здании сельской администрации, здании сельской библиотеки, здании школы, здании Дома культуры, здании почты, здании магазина по ул.Центральнеой, 29, в пос.Ноль-Пикет в здании магазина по ул.Железнодорожной, 19, в пос.Первопашенск в здании магазина по ул.Рабочей, 8.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов – статьей 28 названого Кодекса.
Представленные в материалы дела письменные доказательства: решение Думы Асиновского района №178 от 28.08.2012 «О принятии полномочий» (т.1, л.д.139), постановление Администрации Асиновского района №2290 от 02.10.2012 «О подготовке генерального плана муниципального образования «Батуринское сельское поселение» (т.1, л.д.140), Положение «О публичных слушаниях в Асиновском районе», утвержденное решением Думы Асиновского района №37 от 29.12.2005 (т.2, л.д.77-85), распоряжение Администрации Асиновского района №7 от 14.01.2014 «О проведении публичных слушаний по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Батуринское сельское поселение» Асиновского района Томской области» (т.1, л.д. 182), протокол публичных слушаний от 22.03.2014 в с.Батурино (т.1, л.д.195-196), заключение по результатам публичных слушаний от 23.03.2014 в с.Батурино (т.1, л.д.206-208), протокол публичных слушаний от 22.03.2014 в п.Ноль-Пикет (т.1, л.д.188-189), заключение по результатам публичных слушаний от 23.03.2014 в п.Ноль-Пикет (т.1, л.д.201-203), протокол публичных слушаний от 22.03.2014 в п.Первопашенск (т.1, л.д.190-191), заключение по результатам публичных слушаний от 23.03.2014 в п.Первопашенск (т.1, л.д.192-194), протокол №24 сессии Совета Батуринского сельского поселения от 26 мая 2014 года (т.3, л.д.37-39), свидетельствуют об отсутствии нарушений при организации и проведении публичных слушаний, принятии оспариваемого решения.
При изложенных данных оспариваемый муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, подписанию, порядку опубликования (обнародования) и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О.
Согласно материалам дела лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 4 477 330 000 кв.м с адресом объекта: Томская область, Асиновский район, Асиновское лесничество, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 01 декабря 2008 г. (т. 3, л.д. 7).
Как установлено в ходе судебного заседания, ФГБУ «Рослесинфорг» в соответствии с поручением Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 14.06.2016 №1787/06-40 осуществило графическое совмещение материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, установленных генеральным планом, в результате которого установлено, что земли лесного фонда частично включены в границы населенного пункта (письмо директора ФГБУ «Рослесинфорг» от 07.07.2016 №01/04-1564). Согласно реестру лесных участков, имеющих пересечения с земельными участками иной категории, в границы населенного пункта с.Батурино включено 48,5 га земель лесного фонда в выделах 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 32 квартала 113, в выделах 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 17, 19, 21, 22 квартала 118, выделах 2, 3, 9 квартала 127, выделах 1, 2, 3, 4, 6, 9, 20 квартала 128, выделах 1, 2, 6, 10, 19, 20 квартала 129 урочища Батуринское Батуринского участкового лесничества Асиновского лесничества (т. 2, л.д.90).
Факт наложения границ земель лесного фонда на земли населенного пункта с.Батурино, входящего в состав муниципального образования «Батуринское сельское поселение», подтверждается также схемой расположения границ населенного пункта с.Батурино относительно земель лесного фонда Асиновского лесничества Батуринского участкового лесничества (т.3, л.д.10).
В соответствии с приказом Рослесхоза от 11 сентября 2008 г. № 249 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» в состав Батуринского участкового лесничества Асиновского лесничества включены Батуринское и Больше-Юксинское лесничества Батуринского лесхоза.
Как следует из таксационного описания Батуринского урочища Батуринского лесничества Батуринского лесхоза Агентства лесного хозяйства по Томской области 2004 года, указанные выше земельные участки относятся к лесам зеленых зон (т.3, л.д.14-26).
Проанализировав представленные доказательства, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенного пункта с.Батурино Батуринского сельского поселения Асиновского района Томской области.
Ссылки административного ответчика на то, что границы земельных участков из состава земель лесного фонда на момент принятия оспариваемого акта не были установлены в соответствии с лесным законодательством, информация о них не содержалась в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем невозможно установить факт нахождения в границах с.Батурино земель лесного фонда, суд находит несостоятельными.
В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана, закреплено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
При этом, как следует из пунктов 5.4, 8.3 и 8.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 года №244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения государственного кадастра недвижимости не являются исключительным источником получения исходной информации для подготовки проектов генеральных планов и используются наряду со сведениями, полученными из других государственных фондов, кадастров и реестров.
К таким сведениям, в частности, относятся данные лесного реестра - систематизированного свода документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации), по которым согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации определяются границы лесных участков в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда Батуринского участкового лесничества Асиновского лесничества определено на основании материалов лесоустройства, не противоречит информации, содержащейся в плане лесонасаждений Батуринского урочища Батуринского лесничества Батуринского лесхоза Томской области (лесоустройство 2003г.), являющихся первичными источниками информации при отнесении земельных участков к лесному фонду.
При изложенных данных, учитывая факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы с.Батурино, проект генерального плана муниципального образования «Батуринское сельское поселение» в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом в период подготовки генерального плана муниципального образования «Батуринское сельское поселение» являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).
В названный период действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок согласования), пунктом 2.1 которого предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, Минрегион России в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомлял федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе, а также обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов (пункты 2.2 - 2.4 Порядка согласования).
Рослесхоз в период подготовки оспариваемого акта являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, и в силу пунктов 5.4.2 и 5.4.3 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, в редакции от 5 июня 2013 г., был уполномочен на подготовку заключений по проектам генеральных планов муниципальных образований в области лесных отношений.
Следовательно, в рассматриваемый период Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети Интернет, определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 приведенной нормы установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Как установлено в ходе судебного заседания, проект генерального плана муниципального образования «Батуринское сельское поселение» и материалы по его обоснованию были размещены в федеральной информационной системе территориального планирования на сайте htpp://fgis.minregion.ru/ 28 ноября 2013 года, карточка согласования проекта №136950135.
Кроме того, уведомление об обеспечении доступа к проекту документов территориального планирования было направлено в Минрегион России посредством почтового отправления 10 декабря 2013 года, получено последним 25 декабря 2013 года, что подтверждается уведомлением о вручении (т.2, л.д.69-70).
Указанный проект был рассмотрен Рослесхозом, информация направлена Минрегионразвития России и Минприроды России письмом от 07 февраля 2014 года №ЮГ-11-32/2284 (т.3, л.д.45).
Согласно указанному письму Федеральное агентство лесного хозяйства рассмотрело проект генерального плана муниципального образования Батуринского сельского поселения Асиновского муниципального района Томской области и сообщает, что в связи с тем, что проектом не предусмотрено увеличение границ земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда, Рослесхоз согласовывает проект генерального плана муниципального образования Батуринского сельского поселения Асиновского муниципального района Томской области (т.3, л.д.46).
Вместе с тем суд, вопреки доводам административного ответчика полагает, что процедура согласования, предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в данном случае не соблюдена.
Статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа. Проект генерального плана содержит положения о территориальном планировании в виде пояснительной записки и соответствующие карты (схемы).
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 года №244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях утверждения генеральных планов городских округов, поселений осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт – обосновывающая часть. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме в виде пояснительной записки содержат, в том числе, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Однако материалы по обоснованию генерального плана Батуринского сельского поселения Асиновского района Томской области, в нарушение требований вышеуказанных норм законодательства, не содержат сведений о земельных участках, которые включаются в границы населенного пункта с.Батурино (т.3, л.д. 50-218 – материалы по обоснованию проекта Генерального плана муниципального образования «Батуринское сельское поселение»).
Довод административного ответчика о том, что материалы по обоснованию не должны представляться при согласовании, основан на неверном толковании норм права.
Учитывая, что материалы по обоснованию оспариваемого генерального плана не соответствуют требованиям законодательства (части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в ходе судебного заседания нашел подтверждение тот факт, что в границы с.Батурино вошли земельные участки земель лесного фонда, а проект Генерального плана согласован Рослесхозом в связи с тем, что проектом не предусмотрено увеличение границ земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда, такое согласование, по мнению суда, само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана поселения.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленный на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не является обязательным.
При этом суд находит несостоятельным довод административного ответчика о том, что лесные участки были переданы, а границы с.Батурино были установлены ранее на основании решения Исполнительного комитета Асиновского городского совета народных депутатов №231 от 20.07.1990 «Об установлении границ и территорий сельских населенных пунктов и их передачи в ведение сельских и поселковых Советов с изъятием из земель совхозов, лесхозов и др.предприятий» (т.2, л.д.142-143), приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Томской области Росземкадастра №п/1 от 04.01.2002 «О кадастровом делении территории кадастрового округа Томский и территорий кадастровых районов» (т.2, л.д.131-136), приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Томской области Росземкадастра №П/35 от 16.10.2002 «Об утверждении описаний прохождения границ кадастровых кварталов» (т.2, л.д.137-141), так как из решения Исполнительного комитета Асиновского городского совета народных депутатов №231 от 20.07.1990 не следует, что какие-либо земли Батуринского лесхоза вошли в состав населенного пункта с.Батурино, указанные документы не являются документами территориального планирования, вопросы перевода лесных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не решают.
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что при подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Батуринское сельское поселение» не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенного пункта с.Батурино, входящего в состав названного сельского поселения, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, указанное в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания Решения №92 недействующим в оспариваемой части.
Рассматривая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт признается недействующим, суд исходит из того, что генеральный план муниципального образования «Батуринское сельское поселение», утвержденный Решением №92, применялся, порождая правовые последствия, на его основе реализовывались права граждан. Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
При таком положении суд считает необходимым признать Решение №92 в соответствующей части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Батуринского сельского поселения о признании недействующим в части решения Совета Батуринского сельского поселения от 26 мая 2014 года № 92 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Батуринское сельское поселение» Асиновского района Томской области» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Батуринского сельского поселения от 26 мая 2014 года № 92 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Батуринское сельское поселение» Асиновского района Томской области»
в части включения в границы села Батурино Батуринского сельского поселения Асиновского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 32 квартала 113, выделах 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 17, 19, 21, 22 квартала 118, выделах 2, 3, 9 квартала 127, выделах 1, 2, 3, 4, 6, 9, 20 квартала 128, выделах 1, 2, 6, 10, 19, 20 квартала 129 урочища Батуринское Батуринского участкового лесничества Асиновского лесничества Асиновского района Томской области.
Возложить на Совет Батуринского сельского поселения обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий