ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/19 от 05.03.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

дело № 3а-2/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 5 марта 2019 года

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Обносовой М.В.,

при секретаре Петровой М.В.,

с участием прокурора Наумовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими отдельных положений постановления Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 6 апреля 2017 года № 5 «О внесении изменения в постановление агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 3 ноября 2015 года № 14»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 3 ноября 2015 года № 14 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), расположенных на территории Астраханской области. Нормативный правовой акт опубликован в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области» № 43, 5 ноября 2015 года.

Постановлением Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 6 апреля 2017 года № 5 внесены изменения в постановление агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 3 ноября 2015 года № 14, которым пункты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), расположенных на территории Астраханской области, указанные в приложении № 1 к настоящему постановлению, изложены в новой редакции согласно приложению № 2 к настоящему постановлению. Постановление опубликовано в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области» № 14, 13 апреля 2017 года.

В пункте 5 постановления Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 6 апреля 2017 года № 5 о внесении изменений указано, что постановление вступает в силу после дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, не связанные с целями налогообложения, возникшие с 6 ноября 2015 года. Положения настоящего постановления в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения, действуют в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2016 года.

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5 Постановления Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 6 апреля 2017 года № 5 о внесении изменений в постановление агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 3 ноября 2015 года № 14 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), расположенных на территории Астраханской области». В соответствии с постановлением от 6 апреля 2017 года № 5 изменена кадастровая стоимость ряда земельных участков, расположенных на территории Астраханской области, в том числе и земельного участка с кадастровым номером находящегося в аренде ФИО1 Считает, что пункт 5 данного постановления фактически указывает, что за период, предшествующий дате публикации кадастровой стоимости земельных участков, арендная плата за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, подлежит перерасчету, что прямо противоречит части 4 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Нарушение прав истца заключается в том, что административный истец внес арендную плату за земельный участок с кадастровым номером в размере 15656,45 рублей, согласно расчету администрации МО «Харабалинский район», применившей ранее утвержденную в ноябре 2015 года кадастровую стоимость 2520000 рублей. В сентябре 2017 года, руководствуясь вышеизложенной редакцией пункта 5 оспариваемого постановления, администрация МО «Харабалинский район», как арендодатель земельного участка, направила в адрес административного истца претензию, указав на наличие задолженности по арендной плате в размере 91237 рублей 48 копеек за 2016 год. При этом в расчете применена кадастровая стоимость земельного участка в размере 11640000 рублей.

Впоследствии административный истец уточнил требования и в окончательной редакции просил признать недействующим пункт 5 Постановления Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 6 апреля 2017 года № 5 о внесении изменений в постановление агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 3 ноября 2015 года № 14 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), расположенных на территории Астраханской области», в той части в которой он распространяет действие указанного постановления на правоотношения, возникшие до момента его официального опубликования, в случае увеличения кадастровой стоимости земельных участков в силу его несоответствия законодательству Российской Федерации: части 4 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»; статье 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 133 – ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации; основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582- П «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, суд принял решение рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании уточненные административные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области ФИО3 просила в иске отказать.

Представитель административного ответчика Правительства Астраханской области ФИО4 в судебном заседании просил в иске отказать.

Выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Наумовой С.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 2.4, 2.8 Положения об Агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области № 127-П от 1 апреля 2009 года, Агентство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: в области управления и распоряжения областным имуществом принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; в области управления и распоряжения землями, земельными участками и водными объектами осуществляет организационно-методическое обеспечение реализации земельной политики и развития земельных отношений на территории Астраханской области.

Постановление Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 6 апреля 2017 года № 5 «О внесении изменения в постановление агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 3 ноября 2015 года № 14 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), расположенных на территории Астраханской области»» является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которым установлены правовые нормы, общеобязательного постоянного характера, рассчитанные на многократное применение. Указанное постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке («Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области» № 14, 13 апреля 2017 года).

Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).

Поскольку административным истцом оспаривается положение нормативного правового акта, которым вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, то суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Из положений части первой статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу только после даты его официального опубликования.

Абзацем 4 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области 6 мая 2015 года заключен государственный контракт на проведение кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), расположенных на территории Астраханской области.

Постановлением Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области № 14 от 3 ноября 2015 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости указанных выше земельных участков на основании отчета об оценке, выполненного ООО «КО – Инвест».

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что на основании обращения Администрации Харабалинского района Астраханской области от 8 февраля 2017 года о пересмотре утвержденной кадастровой стоимости в соответствии с агрономическими показателями типов почв в разрезе поселений муниципального образования «Харабалинский район», Агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с разделом 7 государственного контракта направило указанное обращение исполнителю отчета об оценке для перерасчета кадастровой стоимости. ООО «КО – Инвест» как исполнитель по государственному контракту признал недочет и административный ответчик на основании новых результатов определения кадастровой стоимости подготовило внесение изменений в результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные постановлением от 3 ноября 2015 года. Считают, что исправление ошибки не создало новых сведений об объекте оценки, а было направлено на изменение недостоверных сведений, не отвечающих действительности. В связи с чем, изменение результата кадастровой оценки нельзя приравнивать к процедуре утверждения кадастровой стоимости.

Вместе с тем, суд не может согласиться с указанным доводом административного ответчика, по следующим основаниям.

Согласно пункту 1.1. государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд Астраханской области от 6 мая 2015 года, заключенного между Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области (заказчик) и ООО «КО – Инвест» (исполнитель), последний взял на себя обязательства оказать услуги по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений) (л.д.91).

Пунктами 7.2 и 7.3 раздела 7 государственного контракта установлено, что если в течение гарантийного срока выявится, что качество оказанных услуг по государственному контракту не соответствует требованиям технического задания на оценку, заказчик должен письменно уведомить об этом исполнителя и потребовать от исполнителя безвозмездного их устранения. Гарантийный срок продлевается на период устранения недостатков.

В течение гарантийного периода исполнитель обязуется устранять за свой счет недостатки, возникшие по его вине (л.д.95).

Как следует из письма администрации МО «Харабалинский район» Астраханской области № 01-11/565 от 8 февраля 2017 года администрация обратилась в агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области рассмотреть вопрос о пересмотре кадастровой стоимости в отношении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах МО «Харабалинский район». Указав при этом, что в отношении указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, в результате которой кадастровая стоимость земельных участков в одном квартале изменилась от 2000 рублей до 21000 рублей за 1 га., несмотря на то, что постановлением агентства по управлением государственным имуществом Астраханской области № 14 от 3 ноября 2015 года утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, относящихся к 1 группе, расположенных на территории МО «Харабалинский район», равный 8400 рублей за 1 га.

В этом же письме указано, что в результате неравнозначного изменения кадастровой стоимости, арендаторы находятся в неравных положениях по оплате за аренду равнозначных земельных участков: у один арендаторов арендная плата необоснованно возросла, у других – необоснованно снижена, несмотря на то, что в границах МО «Харабалинский район» земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения имеют сходные агрономические и климатические параметры, одинаковую интенсивность земледелия (л.д. 87-88).

ООО «КО – Инвест» на указанное выше обращение администрации МО «Харабалинский район» Астраханской области направило письмо руководителю агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области № 110/17 от 6 марта 2017 года, в котором указало, что исходя из информации, представленной в письме № М-1-0453/7 от 15 февраля 2016 года агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, почвенные разности оцениваемых земельных участков не совпадают с почвами определенными на основании карт почвенных обследований Астраханской области.

В рамках гарантийных обязательств обществом в адрес административного ответчика направлены результаты определения кадастровой стоимости данных земельных участков, исходя из направленного Агентством документов, для внесения этих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Из смысла приведенной выше переписки между административным ответчиком, администрацией МО «Харабалинский район» Астраханской области и ООО «КО – Инвест», следует, что фактически обществом проведена новая оценка земельных участков на основании представленных обществу документов агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области, то есть фактически определены новые результаты кадастровой стоимости, что не является технической ошибкой.

В связи с чем, ссылка административного ответчика на абзац 4 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», на основании которого в пункте 5 указано, что оспариваемое постановление вступает в силу после дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, не связанные с целями налогообложения, возникшие с 6 ноября 2015 года, несостоятельна.

Таким образом, пункт в указанной выше части не соответствует части первой статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» из которой следует, что акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу только после даты его официального опубликования.

Поскольку суд не связан с доводами административного истца и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, то суд приходит к выводу о том, что второе предложение пункта 5 оспариваемого постановления противоречит статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 5 постановления от 6 апреля 2017 года № 5 о внесении изменения в постановление агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 3 ноября 2015 года № 14 указано, что положения настоящего постановления в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения, действуют в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2016 года.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, действия оспариваемого постановления от 6 апреля 2017 года в части порождающей правовые последствия для целей налогообложения с 1 января 2016 года противоречит самой статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером договор земель № 812 от 10 декабря 2012 г., заключенный между администрацией МО «Харабалинский район» Астраханской области и ФИО1), кадастровая стоимость которого утверждена постановлением Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 3 ноября 2015 года № 14, то оспариваемым пунктом постановления от 6 апреля 2017 года № 5 о внесении изменений затрагиваются права административного истца.

Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд приходит к выводу о признании его недействующим со дня его принятия.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемое в части постановление распространялось на правоотношения, возникшие до принятия нормативного правого акта, и в результате которого были нарушены права граждан, так как в данной редакции постановление позволяло применять более высокую кадастровую стоимость земельных участков при расчете арендной платы и оплаты налога, то оспариваемое положение нормативного акта подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

признать пункт 5 постановления Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 6 апреля 2017 года № 5 «О внесении изменения в постановление Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 3 ноября 2015 года № 14» недействующим со дня его принятия.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.