ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/2017 от 10.04.2017 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 3а-2/2017

Верховный Суд Кабардино-Балкарской республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10.04.2017г. г. Нальчик

Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Канунникова М.А.

при секретаре - Жабалиевой С.О.

с участием:

представителей административного истца – Борисова А.П., Кабардикова К.Ю.

представителя ответчика - Агоевой З.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Ресурсы» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по КБР, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по КБР о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по КБР,

УСТАНОВИЛ:

03 марта 2017 года открытое акционерное общество «Ресурсы» (далее Общество) обратилось в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при ФИО1 Росреестра по КБР, выразившееся в не рассмотрении заявления ОАО "Ресурсы" от ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровыми номерами: <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указано, что Общество является собственником следующих объектов недвижимого имущества:

- административное здание, 2- этажное, нежилого назначения, общей площадью 979 кв.м., кадастровый , адрес объекта: <данные изъяты><данные изъяты>;

- весовая с навесом, нежилого назначения, общей площадью 182 кв.м., кадастровый , адрес объекта: КБР, <адрес>, ул. <адрес>;

- трансформаторная подстанция, нежилого назначения, общей площадью 35,2 кв.м., кадастровый , адрес объекта: КБР. <адрес>, ул. <адрес>;

- навес для хранения стройматериалов, нежилого назначения, общей площадью 2149 кв.м., кадастровый , адрес объекта: КБР, <адрес>, ул. <адрес>;

- склад цемента с навесом, нежилого назначения, общей площадью 556,5 кв.м., кадастровый , адрес объекта: КБР, <адрес>, ул. <адрес>;

- весовая с навесом, нежилого назначения, общей площадью 205,7 кв.м.. кадастровый , адрес объекта: КБР. <адрес>, ул. <адрес>;

- столярный цех, нежилого назначения, общей площадью 210,9 кв.м., кадастровый , адрес объекта: КБР, <адрес>, ул. <адрес>;

- незавершенный строительством склад, нежилого назначения, общей площадью 274,8 кв.м., кадастровый , адрес объекта: КБР, <адрес>, ул. <адрес>, (принадлежит ОАО «Ресурсы» на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительством склада в рассрочку от ДД.ММ.ГГГГ);

- здание склада для хранения оборудования, нежилого назначения, общей площадью 2474,2 кв.м.. кадастровый , адрес объекта: КБР. <адрес>, ул. <адрес>;

- колерный цех по изготовлению металлоконструкций с навесом, нежилого назначения, общей площадью 1197,1 кв.м., кадастровый , адрес объекта: КБР, <адрес>, ул. <адрес>;

- здание склада для хранения стройматериалов с эстакадой, нежилого назначения, общей площадью 11246,3 кв.м., кадастровый , адрес объекта: КБР, <адрес>, ул. <адрес>;

- механическая мастерская, нежилого назначения, общей площадью 410 кв.м., кадастровый , адрес объекта: КБР, <адрес>, ул. <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была определена кадастровая стоимость данных объектов, утвержденая Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2013 г. N 321-ПП.

ДД.ММ.ГГГГ была определена новая кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимого имущества, которая также была утверждена Постановлением Правительства КБР -ПП от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по КБР с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной при формировании перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих ГКО в части использования недостоверных сведений об объектах недвижимости принадлежащих ОАО «Ресурсы», незаконного включения в Перечень объектов недвижимости, подлежащих очередной ГКО и изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости согласно стоимости установленной в их отношении по состоянию на 2014 год, приложив к заявлению предусмотренные ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" документы. Однако ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по КБР было принято решение об отклонении рассмотрения заявления.

В судебном заседании представители ОАО «Ресурсы» Борисов А.П., Кабардиков К.Ю. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР Агоева З.Б. в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по КБР своего представителя в судебное заседание не направила, была извещена.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, обсудив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматриваются по правилам главы 22 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Ресурсы" является собственником следующих объектов недвижимого имущества: административное здание, 2-этажное, кадастровый ; весовая с навесом, кадастровый ; трансформаторная подстанция, кадастровый ; навес для хранения стройматериалов, кадастровый ; склад цемента с навесом, кадастровый ; весовая с навесом, кадастровый ; столярный цех, кадастровый ; незавершенный строительством склад, кадастровый ; здание склада для хранения оборудования, кадастровый ; колерный цех по изготовлению металлоконструкций с навесом, кадастровый ; здание склада для хранения стройматериалов с эстакадой, кадастровый ; механическая мастерская, нежилого назначения, кадастровый , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д. 51-62).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при ФИО1 Росреестра по КБР с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной при формировании перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих ГКО в части использования недостоверных сведений об объектах недвижимости принадлежащих ОАО «Ресурсы», незаконного включения в Перечень объектов недвижимости, подлежащих очередной ГКО и изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости согласно стоимости установленной в их отношении по состоянию на 2014 год.

Какого-либо решения Комиссией вынесено не было, заявление общества по существу рассмотрено не было, письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявление общества фактически было возвращено с указанием на отсутствие основания для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости и не приложение к заявлению документов доказывающих недостоверность сведений, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок).

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости с приложением следующих документов: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.

Указанные требования содержатся и в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".

Из материалов дела усматривается, что обращаясь в Комиссию за пересмотром кадастровой стоимости объекта в связи с недостоверностью сведений, общество представило все документы, предусмотренные п. 13 Порядка, а именно: копии свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, копии свидетельств о государственной регистрации права на объекты недвижимости, копии кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровые паспорта на объекты недвижимого имущества.

Как основание для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, доказывающее недостоверность сведений при ее определении, истцом предоставлен в качестве иных документов, предусмотренных пунктом 13 Порядка технический паспорт, содержащий сведения об объектах принадлежащих ОАО «Ресурсы», таких как материалы стен, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства), степень износа. Данные сведения отсутствовали в кадастровых паспортах, которые, по мнению истца, и явились основанием недостоверности сведений при определении кадастровой стоимости.

Пунктом 15 Порядка предусмотрено право Комиссии на возврат документов без рассмотрения в случае, если заявление подано без приложения необходимых документов, а также в случае подачи заявления с нарушением сроков.

В ходе рассмотрения дела установлено, что приведенных выше оснований у Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по КБР не имелось.

Кроме того, поскольку перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, расширенному и произвольному толкованию не подлежит, а полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными, и на данной стадии секретарь обязан проверить лишь наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд приходит к выводу о том, что указанный Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка).

С учетом изложенного, Комиссии следовало принять заявление общества и рассмотреть его по существу. В отсутствие правовых оснований этого сделано не было, в связи с чем бездействие Комиссии, выразившееся в не рассмотрении заявления общества подлежит признанию незаконным.

В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии, в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления.

С учетом того, что предметом настоящего спора является бездействие Комиссии, удовлетворяя требования общества, суд обязывает Комиссию устранить допущенное нарушение прав и свобод ОАО "Ресурсы", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по КБР повторно рассмотреть по существу ранее поданное (ДД.ММ.ГГГГ) заявление ОАО "Ресурсы" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровыми номерами: <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 248 - 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по КБР, выразившееся в не рассмотрении заявления ОАО "Ресурсы" от ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровыми номерами: <данные изъяты>

Устранить допущенное нарушение прав и свобод ОАО "Ресурсы", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по КБР повторно рассмотреть ранее поданное (ДД.ММ.ГГГГ) заявление ОАО "Ресурсы" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровыми номерами: <данные изъяты>.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Верховного Суда КБР М.А. Канунников