ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-304/20 от 04.12.2020 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-304/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

с участием прокурора  Данилова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Кучембаева Алмаза Наземетдиновича  о признании незаконным решения Ульяновской Городской Думы № 97 от 17 сентября 2020 года «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении генерального плана города Ульяновска»,

у с т а н о в и л :

Кучембаев А.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что проект решения не был согласован с Федеральным агентством водных ресурсов, ОАО «РЖД», Управлением по охране объектов культурного наследия Ульяновской области, что противоречит ч. 3 ст. 18 ГрК РФ.

В результате внесения изменений в генеральный план г.Ульяновска изменились очертания берега находящейся в федеральной собственности реки Свияги, на что требовалось согласование с Федеральным агентством водных ресурсов.

По мнению истца, изменение очертания берега реки произошло в результате его засыпки. Под видом внесения изменений в генеральный план г.Ульяновска происходит узаконение искусственного земельного участка, который создан без получения соответствующего разрешения и без соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом № 246-ФЗ.

На функциональной карте генерального плана г.Ульяновска не отражена железная дорога, что противоречит положениям части 5 статьи 23 ГрК РФ. Отсутствие железной дороги на генплане, изготовленном по заказу застройщика ООО «Смарт-инвест», позволяет последнему строить дома в санитарной зоне железной дороги. В результате этого нарушаются права граждан на нормальные условия  проживания – шум и вибрация от железной дороги.

В нарушение ч. 7 ст. 24 ГрК РФ на Генеральном плане г.Ульяновска не отражены санитарно-защитные зоны: железной дороги; хлебозавода, расположенного на ул. Хлебозаводской, 3; подстанции ПАО «Межрегиональная распределительная компания Волги» на ул. Куйбышева, 7;  высоковольтной линии электропередач, проходящей параллельно ул. Минаева по мосту (кадастровый номер ***), газопровода (кадастровый номер ***), а также санитарно-защитные зоны с кадастровыми номерами *** и ***).

В нарушение ч. 7 ст. 24 ГрК РФ на генплане не отражена зона охраны объекта культурного наследия - «чугунолитейный завод купца Голубкова», расположенного на ул. Транспортной, 54.

Проект не только не предусматривает планируемые к строительству объекты местного значения: дорожную развязку на Минаевском мосту, школу, детский садик, но и скрывает имеющийся в проекте планировки территории Железнодорожного района г.Ульяновска детский садик.

На генеральном плане не отражена улица Железнодорожная от ул. Транспортной до Арбитражного суда Ульяновской области и от суда до ул. Куйбышева. Таким образом, изменяется существующая улично-дорожная сеть.

Проект генерального плана не был размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).

В результате внесения изменений  в генеральный план г.Ульяновска уменьшается зона зеленых насаждении общего пользования. Указанная зона зеленых насаждений смещается на территорию земельного участка Ульяновского государственного университета с кадастровым номером ***. Данный земельный участок находится на территории нескольких функциональных зон – зона общественных центров с сопутствующей жилой застройкой и зона зеленых насаждений общего пользования, что противоречит ГрК РФ.

В результате внесения изменений в генеральный план вводятся функциональные зоны, которые не соответствуют территориальным. Так, статьей 85 ЗК РФ не предусмотрена территориальная зона, которая соответствовала бы функциональной зоне общественных центров с сопутствующей жилой застройкой. Несоответствие территориальных зон функциональным является нарушением ч. 3 ст. 9, частей 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ. (т.1 л.д. 4-7, 36-42, 128-131, 180-187, т. 2 л.д. 93-94).

В последнее судебное заседание истец не явился. Ранее в ходе рассмотрения дела на исковых требованиях настаивал.

Представитель Ульяновской Городской Думы исковые требования Кучембаева А.Н. не признал. Указал на то, что оспариваемое истцом решение Ульяновской Городской Думы (далее также УГД) было принято уполномоченным органом, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования. 

К проекту решения были приложены материалы общественных обсуждений, положительное заключение прокуратуры Ленинского района г.Ульяновска, Общественной палаты МО «город Ульяновск», Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управления по охране окружающей среды администрации г.Ульяновска.

Изменения в генеральный план затронули только часть территории г.Ульяновска, границы которой четко определены в решении. Потребность во внесении изменений в Генеральный план г.Ульяновска была обусловлена наличием на рассматриваемой территории существующих объектов капитального строительства и земельных участков, находящихся  в частной собственности, в отношении которых  действующая редакция документа устанавливала ограничения на реализацию прав и законных интересов правообладателей.

Предусмотренные п. 1 ст. 25 ГрК РФ основания для согласования проекта генерального плана с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти отсутствуют.

Береговая линия реки Свияга отображена на генеральном плане в соответствии с существующим положением.

Изначально принятым генеральным планом предусматривался перенос железнодорожных путей. Кроме того, железнодорожные пути находятся за пределами территории, в отношении которой в генеральный план были внесены изменения. Соблюдение требований к строительству в непосредственной близости к железной дороге является предметом проверки уполномоченным органом при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство.

До изменений, внесенных в генеральный план г.Ульяновска, объект культурного наследия – «Чугунно-литейный завод купца Голубкова»  располагался на территории общего пользования. Решением № 97 УГД изменено функциональное зонирование данной территории, позволяющее осуществлять работы по реконструкции указанного объекта культурного наследия. Установлением функциональной зоны 5-16-этажной застройки не отменяется обязательность соблюдения при выполнении реставрационных работ требований градостроительного регламента.

В части доводов истца об отсутствии на карте объектов местного и регионального значения представитель ответчика указал на то, что ранее на указанной территории действовали три вида функциональных зон: территория зеленых насаждений общего пользования, территория общественных центров с сопутствующей жилой застройкой и территория жилой застройки: 5-16 этажной застройки. Решением № 97 УГД изменено функциональное зонирование на одну функциональную зону – территория жилой застройки: 5-16 этажной застройки (отдельные доминанты до 24 этажей). Таким образом, внесение изменений не препятствует, а наоборот позволяет размещение на указанной территории объектов социальной инфраструктуры.

По информации  администрации г.Ульяновска ею прорабатываются вопросы определения потребности и возможности строительства новых объектов социальной        инфраструктуры в границах обозначенного квартала. Одним из вариантов рассматривалась модернизация МБОУ «Средняя школа № 6 и МБОУ «Лицей № 40» со строительством дополнительного блока младших классов. С учетом численности школьников в образовательных организациях района в 2019/2020 учебном году и на плановый 2020/2021 учебный год потребность в школьных местах обеспечена (укомплектованность образовательных организаций составляет 73%).

Генеральный план отображает общее функциональное зонирование городского округа. Положения генерального плана конкретизируются в документации по планировке территории. На проекте планировки территории отображена улица Железнодорожная. Кроме того,  данная улица находится за границей зоны, в отношении которой в генеральный план города Ульяновска  внесены изменения решением УГД № 97.

Перечень документов, подлежащих внесению в ФГИС ТП, установлен п. 2 ст. 57.1 ГрК РФ. В данном случае изменения в генеральный план не подлежат внесению в ФГИС ТП (п. 2 ст. 57.1 ГрК РФ).

Истцом не доказано нарушение его прав оспариваемым решением Ульяновской Городской Думы.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска исковые требования истца не признал по доводам, аналогичным изложенным представителем Ульяновской Городской Думы. Дополнительно указал на то, что строительство объектов местного и регионального назначения на данной территории генеральным планом не предусмотрено. Внесенные в генеральный план изменения касались только изменения функциональных зон на определенной территории. В связи с этим оснований для отображения в генеральном плане санитарно-защитных зон не имелось. Кроме того, часть санитарно-защитных зон, на которые указывает истец,  находится за пределами территории, в отношении которой  в генеральный план были внесены изменения. Охранные зоны газопровода и линии электропередач проходят не только по территории, в отношении которой в генеральный план были внесены изменения.  Отображение указанных зон возможно в целом при  разработке нового генерального плана. Работы по принятию нового генерального плана г.Ульяновска планируется провести в 2021 году.

Зона охраны памятника культуры отражена в Правилах землепользования и застройки г.Ульяновска. Истцом не доказан факт нарушения его прав. 

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление по охране объектов культурного наследия администрации г.Ульяновска, ОАО «РЖД», Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, представители которых в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времен рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель Управления по охране объектов культурного наследия администрации г.Ульяновска в письменном отзыве на административный иск указал на то, что письмом от 15 сентября 2020 года Управление согласовало проект внесения изменений в генеральный план г.Ульяновска при условии нанесения на фрагмент генерального плана границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на проектируемом земельном участке.

Представитель ОАО «РЖД» ранее в ходе рассмотрения дела оставил решение на усмотрение суда. Указывал на то, что участок железнодорожного пути станции Ульяновск-Центральный - станция Ульяновск-1 входит в состав сооружения - комплекса Ульяновской дистанции пути ОАО «РЖД» (свидетельство о государственной регистрации права от 16 марта 2004 года № 120596). В соответствии с договором аренды № 115-24-103.69-2 от 15 марта 2007 года, заключенным между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области и ОАО «РЖД» на срок с 9 февраля 2007 года по 9 февраля 2056 года ОАО «РЖД» приняло во временное владение и пользование земельный участок из земель поселений с кадастровым номером ***, находящийся по адресу: от 883/884 км дистанции пути в районе станции «Студенческая» до 896/897 км у железнодорожного моста через Куйбышевское водохранилище и от 9/10 км дистанции пути в районе станции белый Ключ до 192/193 км у автодорожного путепровода в Ленинском, Засвияжском и Железнодорожном районах под полосой отвода железной дороги, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору и являющийся его неотъемлемой частью, общей площадью 3 097 716 кв.м.

Пользование указанным земельным участком осуществляется в соответствии Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года № 264, а также Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 года № 611.

Впервые  постановлением главного государственного врача РФ № 38 от 10 апреля 2003 года был введен в действие СанПин 2.2/2.1.1.1200-03, которым для  линий железнодорожного транспорта были установлены санитарные  разрывы, определяющие минимальное расстояние от источника вредного воздействия до границы жилой застройки. При этом санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зон, но не требует разработки проекта его организации, а его величина устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических фактором (шума, вибрации и др.). Также исходя из пункта 1.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарные разрывы устанавливаются только для вновь строящихся и реконструируемых объектов транспорта, к которым не относятся железнодорожные пути на спорном участке, введенные в эксплуатацию в 1971 году.

Изучив материалы административного дела, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 7 - 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.

В силу ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и п. 3 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.

Статьей 24 ГрК РФ определено, что генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (ч. 1).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии со ст. 1 Устава МО «город Ульяновск», утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года № 119, муниципальное образование «город Ульяновск» является городским округом. 

Согласно ч. 1 и 2 ст. 24 Устава МО «Город Ульяновск» Городская Дума является представительным органом города Ульяновска. Городская Дума состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Количественный состав Городской Думы - 40 депутатов.

Городская Дума является правомочной при условии избрания не менее двух третей от установленного настоящим Уставом числа депутатов.

Заседание Ульяновской Городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от избранного числа депутатов.

В силу подпункта 1 части 1 с. 28 Устава МО «город Ульяновск» принятие генерального плана города Ульяновска и внесение в него изменений и дополнений относится к исключительной компетенции Городской Думы.

Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Ульяновской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Ульяновска.

Решения Ульяновской Городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «город Ульяновск», принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Ульяновской Городской Думы, если иное не установлено законодательством (ст. 29 Устава МО «город Ульяновск»).

В силу статьи 10 Устава муниципального образования «город Ульяновск» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу через 30 дней со дня их официального опубликования (обнародования), если иное не установлено муниципальным нормативным правовым актом (соглашением). Официальное опубликование (обнародование) должно быть произведено не позднее 10 дней со дня принятия муниципального нормативного правового акта (заключения соглашения), если иной срок не установлен частью 4 статьи 7 настоящего Устава.

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете «Ульяновск сегодня».

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» вправе также использовать сетевое издание «Ульяновск сегодня. Официальный портал города Ульяновска» (свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ N ФС 77-72075 от 29.12.2017), имеющее доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») «ultoday73.ru». В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в указанном официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в газете «Ульяновск сегодня» могут не приводиться.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 27 июня 2007 года  Ульяновской Городской Думой было принято решение № 83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска». Данное решение истцом не оспаривается.

17 сентября 2020 года Ульяновской Городской Думой было принято решение № 97 «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83 «Об утверждении генерального плана города Ульяновска», которое является предметом оспаривания в настоящем деле.

В голосовании  по данному решению приняло участие 27 депутатов, присутствовавших в зале заседания и зарегистрированных для участия в голосовании, и 1 депутат, оставивший письменное заявление и проголосовавший «за»  представленный проект решения.

Решение принято большинством голосов – 23 «за», при 4 голосах «против» и 1 «воздержавшийся».

Решение Ульяновской городской Думы № 97 от 17 сентября 2020 года опубликовано в газете «Ульяновск Сегодня» 22 сентября 2020 года № 86 (2064).

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что решение принято уполномоченным органом, в надлежащей форме, порядок его опубликования соблюден.  

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определён статьёй 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц.

Обязательными приложениями к проектам генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа в сети «Интернет» (часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Процедура подготовки нормативного правового акта  в данном случае также соблюдена.

12 декабря 2019 года главой города Ульяновска было принято постановление № 2641 «О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план города Ульяновска. Данное постановление опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» 17 декабря 2019 года № 118 (л.д. 16-21 т.2).

26 декабря 2019 года Главой города Ульяновска было принято постановление № 308 «О проведении общественных обсуждений проекта решения Ульяновской Городской Думы «О внесении изменения в решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении генерального план города Ульяновска.

Данное постановление вместе с текстом оповещения опубликовано в газете «Ульяновск сегодня»  от 10 января 2020 года № 1 и размещено на официальном сайте администрации г.Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу:http://ulmeria.ru/ru/node/103931 (л.д. 95-97 т.1).

Общественные слушания были проведены в период с 10 января по  12 февраля 2020 года. При этом в оповещении о проведении общественных слушаний было указано время и место для ознакомления с экспозицией проекта.

По результатам общественных обсуждений составлен протокол от 11 марта 2020 года и вынесено заключение о результатах общественных обсуждений от 13 марта 2020 года, которое опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» 17 марта 2020 года № 22. (л.д. 98-108 т.1).

Истец обращался в суд с административным иском к администрации г.Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии и не опубликовании заключения по результатам общественных обсуждений по проекту решения Ульяновской Городской Думы  «О внесении изменений в решение Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 № 83 «Об утверждении генерального плана города Ульяновска».

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 июля 2020 года (дело № 2а-3156/2020) в удовлетворении его требований было отказано. Решение суда истцом не обжаловалось. (л.д.168-172 т.1).

Истец также обращался в суд с административным иском к администрации г.Ульяновска о признании незаконным заключения от 13 марта 2020 года о результатах общественных обсуждений.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 1 сентября 2020 года (дело № 2а-3520/2020) в удовлетворении его исковых требований также было отказано. Решение суда истцом не оспаривалось.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о соблюдении процедуры принятия решения.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Требования к содержанию генерального плана предусмотрены ст. 23 ГрК РФ. В соответствии с частями 3-8 указанной статьи генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; ) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4).

На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5).

Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 5.1).

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6).

Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат: 1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования, указанных в части 5.2 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения; 2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; 3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий; 4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования; 5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования; 6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования; 8) сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения (часть 7).

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают: 1) границы поселения, городского округа; 2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; 3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа; 4) особые экономические зоны; 5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения; 6) территории объектов культурного наследия; 6.1) территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения, границы которых утверждены в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; 7) зоны с особыми условиями использования территорий; 8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 8.1) границы лесничеств; 9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района (часть 8).

Генеральный план города Ульяновска утвержден решением Ульяновской Городской Думы № 83 от 27 июня 2007 года. Указанное решение истцом не оспаривается.

Истцом оспаривается решение Ульяновской Городской Думы № 97 от 17 сентября 2020 года «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении генерального плана города Ульяновска.

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).

Решением Ульяновской Городской Думы № 97 от 17 сентября 2020 года в генеральный план были внесены следующие изменения:

- в новой редакции изложен фрагмент приложения 1 (карта функциональных зон) в части территории, расположенной в районе улиц Минаева, Хлебозаводской, Транспортной и Набережная р. Свияги, а также граничащей с земельными участками с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** в Железнодорожном районе города Ульяновска,

Генеральный план дополнен приложениями №№ 68 – 70: приложение № 68 представляет собой фрагмент карты планируемого размещения объектов местного значения, приложение № 69 -  фрагмент карты границ населенных пунктов, приложение №70 представляет собой положение о территориальном планировании части территории, расположенной в районе улиц  Минаева, Хлебозаводской, Транспортной и Набережная р. Свияги, а также граничащей с земельными участками с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** в Железнодорожном районе города Ульяновска. 

Как следует из Положения о территориальном планировании в части территории, расположенной в районе улиц Минаева, Хлебозаводской, Транспортной и Набережная р. Свияги, а также граничащей с земельными участками с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** в Железнодорожном районе города Ульяновска, целью внесения изменений в генеральный план города Ульяновска явилось изменение функционального назначении указанной части территории на «территории общественных центров с сопутствующей жилой застройкой» и «территории жилой застройки: 5-16 этажной застройки». Данные изменения направлены на изменение функционального зонирования территории с точки зрения существующего землепользования и перспективного развития территории в сторону среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки.

Доводы истца о том, что в генеральном плане г.Ульяновска не отражена железная дорога, не отражена ул.  Железнодорожная от ул. Транспортной до Арбитражного суда Ульяновской области и от суда до ул. Куйбышева, санитарно-защитная зона подстанции ПС 110/35-10кв по ул. Куйбышева, 7 принадлежащая ПАО «Межрегиональная распределительная копания Волги» с кадастровым номером ***, санитарно-защитная  зона с кадастровым номером ***, санитарно-защитная зона Хлебозавода по ул. Хлебозаводской, 3 в г.Ульяновске не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные объекты расположены за границами территории, в отношении которой в генеральный план г.Ульяновска были внесены изменения оспариваемым истцом решением Ульяновской Городской Думы.

Доводы истца о том, что под видом внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска произошло изменение береговой линии реки Свияга в связи с созданием на нем искусственного земельного участка без соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом № 246-ФЗ,  являются несостоятельными.

Из ответа Отдела водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) следует, что в соответствии со статьей 26 Водного кодекса РФ полномочия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта р.Свияга в Ульяновской области и закрепление их на местности специальными информационным знаками переданы Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области. По информации, предоставленной Министерством, в соответствии с п. 5 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17, и в рамках исполнения переданных полномочий в области водных отношений Министерство заключен государственный контракт от 20 апреля 2020 года № 15 на тему: определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохраной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Свияга на территории г.Ульяновска Ульяновской области. В настоящее время в соответствии с п. 5 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17, результаты работ, предусмотренных контрактом, переданы в Отдел для дальнейшего внесения в государственный водный реестр и Единый государственный реестр недвижимости. До настоящего времени местоположение береговой линии (границ водного объекта) реки Свияги было не установлено.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что проект внесения изменений в генеральный план города Ульяновска подлежал согласованию с Федеральным  агентством водных ресурсов в связи с изменением береговой линии реки Свияга. 

В соответствии с ч. 8 ст. 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 25 ГрК РФ предусмотрены случаи, когда проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В частности, в соответствии с пунктом 4 части 1 указанной статьи проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного значения поселения, городского округа, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

Из Положения о территориальном планировании в части территории, расположенной в районе улиц Минаева, Хлебозаводской, Транспортной и Набережная р. Свияги, а также граничащей с земельными участками с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** в Железнодорожном районе города Ульяновска  (раздел 2 и раздел 3) следует, что проектом не предусмотрено размещение на указанной территории объектов местного, регионального и федерального значения. В связи с этим оснований для согласования проекта внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска с Федеральным  агентством водных ресурсов не имелось. Оснований говорить об изменении береговой линии реки Свияга не имеется ввиду того, что ранее береговая линия реки Свияга установлена не была.

Предусмотренные законом основания для согласования проекта внесения изменений в генеральный план г. Ульяновска с ОАО «РЖД» также отсутствуют.

Доводы истца о том, что в  результате внесения изменений  в Генеральный план г.Ульяновска уменьшилась зона зеленых насаждении общего пользования и указанная зона зеленых насаждений сместилась на территорию земельного участка Ульяновского государственного университета с кадастровым номером ***, который находится на территории нескольких функциональных зон – зона общественных центров с сопутствующей жилой застройкой и зона зеленых насаждений общего пользования, что противоречит ГрК РФ, также не могут являться основанием для удовлетворения требований истца.

Как следует из положений статьи 9 ГрК РФ, генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Оснований говорить о том, что в результате внесения  изменений в генеральный план г.Ульяновска уменьшилась зона зеленых насаждений, не имеется. Как было указано выше, в данном случае внесение  изменений в генеральный план было вызвано необходимостью приведения его в соответствие с существующим землепользованием. Отраженные в утвержденном в 2007 году генеральном плане территории зеленых насаждений общего пользования являлись лишь планируемыми.

Доводы истца о том, что земельный участок Ульяновского государственного университета с кадастровым номером *** находится на территории нескольких функциональных зон – зона общественных центров с сопутствующей жилой застройкой и зона зеленых насаждений общего пользования, что противоречит ГрК РФ, также не могут являться основанием для удовлетворения требований истца, поскольку нарушение прав истца в данном случае отсутствует.

Истец является жителем многоквартирного жилого дома по адресу: г.Ульяновск, Университетская Набережная, 5, который расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования – для учебных целей. В соответствии с частью 5 ст. 16 Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №  189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Указанный земельный участок находится в одной функциональной зоне – зоне общественных центров с сопутствующей        жилой           застройкой.

Тот факт, что  в генеральном плане не отражены границы зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения - «Здание завода купца Голубкова, в котором работал большевик М.А. Гимов» (ул. Транспортная, 54), не свидетельствует о незаконности внесенных в генеральный план изменений.

Зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Охранная зона объекта культурного наследия регионального значения «Здание завода купца Голубкова, в котором работал большевик М.А. Гимов» (ул. Транспортная, 54) (п. 87) – зона ОЗР установлена Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон».

Юго-западная граница зоны проходит по линии тротуара ул. Транспортной вдоль юго-восточного фасада здания, остальные границы проходят по линии цоколя северо-западного, северо-восточного и юго-восточного фасадов здания.

Данная зона отражена в Правилах землепользования и застройки г.Ульяновска, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года № 90 (ред. от 30.10.2019) – статья 18 - Карта градостроительного зонирования, статья 19 - карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия.

Оспариваемым истцом решением Ульяновской Городской Думы были внесены изменения только в карту функциональных зон.

Кроме того,  истцом не доказано нарушение его прав.

Статьями 56, 57 ГрК РФ предусмотрено создание государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, содержащих сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, документы и материалы в текстовой и графической формах. Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ФГИС ТП - это информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования. Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, должен обеспечиваться доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, в том числе, к документам территориального планирования.

Отсутствие в ФГИС ТП сведений о внесении изменении в генеральный план г.Ульяновска не свидетельствует о недействительности указанных изменений.

В отношении доводов истца о незаконности отсутствия в генеральном плане г.Ульяновска зоны охраны искусственных объектов - охранной зоны инженерных коммуникаций (по иску -  санитарно-защитной зоны высоковольтной линии электропередач, проходящей через мост на ул. Минаева) - кадастровый номер *** и зоны охраны искусственных объектов - охранной зоны инженерных коммуникаций (по иску - санитарно-защитная зона газопровода) -  кадастровый номер *** суд соглашается с позицией ответчиков о невозможности отображения указанных зон в рамках внесения изменений в генеральной план в отношении части территории г.Ульяновска. Указанные зоны проходят не только по той части территории, в отношении которой были внесены изменения в генеральный план, в связи с чем их отображение возможно при утверждении нового генерального плана г.Ульяновска.

Доводы истца о том, что в результате внесения изменений в генеральный план г.Ульяновска были определены функциональные зоны, не соответствующие территориальным, не могут быть приняты во внимание.

В силу требований пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 ГрК РФ документы территориального планирования, к которым отнесен генеральный план поселения, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения. Территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам. Таким образом, генеральный план имеет главенствующее значение перед правилами землепользования и застройки. Территориальные зоны должна соответствовать функциональным, а не наоборот.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое истцом решение Ульяновской Городской Думы № 97 от 17 сентября 2020 года «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении генерального плана города Ульяновска», принято в пределах полномочий Ульяновской Городской Думы, не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают. В связи с этим   в удовлетворении требований Кучембаева А.Н.  следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного иска Кучембаева Алмаза Наземетдиновича о признании незаконным решения Ульяновской Городской Думы № 97 от 17 сентября 2020 года «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении генерального плана города Ульяновска» отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                       Трифонова Т.П.