Дело № 3а-304/2020
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Песецкой С.В.,
при секретаре Тлебзу Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, об исправлении технической (кадастровой) ошибки,
Установил:
Генеральный директор ОАО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» (далее – ОАО «Краснодарпромжелдортранс») ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившиеся в принятии решения государственного регистратора прав от 28.11.2018 г. №23/18-220686; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером <...> в размере <...> руб. с указанием даты начала ее применения - 31.01.2017 г., определенного на основании Решения №39/23 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (созданной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.12.2011 г. №П/512) от 28.12.2017 г.
В обоснование требований указано, что ОАО «Краснодарпромжелдортранс» является собственником указанного земельного участка. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю №39/23 принято решение установить кадастровую стоимость выше указанного земельного участка в размере <...> рублей. Данное решение №39/23 действует по настоящее время, не отменено и никем не оспорено.
23.01.2019 года заявителем была получена выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости №23/ИСХ/19-91325, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> по состоянию на 01.01.2019 г. составляет <...> рублей. Из полученного ответа из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 22.02.2019 г. №01881/01-10 следует, что при кадастровом учете изменений сведений о номере кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок с кадастровым номером <...> с <...>» на основании документа на верификацию сведений ГКН (ЗУ) от 12.11.2018 №23/301/18-53541 органом регистрации прав 12.11.2018 г. ошибочно не была определена его кадастровая стоимость в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности. Как пояснил Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, согласно п. 1.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113) и п.2.1.3 Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222, и приложению №2 к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 г., кадастровая стоимость спорного земельного участка должна определяться как умножение удельного показателя кадастровой стоимости, равного в данном случае <...> руб., на площадь земельного участка <...> кв.м., что составляет <...> рублей. Как сообщил в своем письме Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, на основании решения государственного регистратора прав от 28.11.2018 г. №<...> была устранена техническая ошибка в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в соответствии с пунктом 1 статьи 61 ФЗ от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и в ЕГРН внесена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере <...> рублей. Аналогичная позиция содержится в письме Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 26.03.2019 г. №11-775/11423 в ответ на обращение заявителя. Как сообщило Управление Росреестра по Краснодарскому краю в своем письме, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...>. являются актуальными, начиная с 12.11.2018 г.
Указанные действия административный истец считает незаконными, поскольку ни категория земель, ни вид разрешенного использования, ни площадь спорного земельного участка с кадастровым номером <...> не изменялись. Решение №39/23 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, принятое в отношении спорного земельного участка, не оспорено и действует в настоящий момент. Кроме того, согласно актуальной выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23.03.2020 г., номер кадастрового квартала, в границах которого расположен спорный земельный участок, не изменился, что прямо противоречит доводам филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что результаты определения кадастровой стоимости выше указанного земельного участка затрагивает права или обязанности собственника, поскольку необоснованное увеличение кадастровой стоимости принадлежащего ОАО «Краснодарпромжелдортранс» земельного участка приведет к завышенному размеру земельного налога.
С учетом уточненных требований представитель административного истца просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившиеся в принятии решения государственного регистратора прав от 28.11.2018 г. №23/18-220686; исправить техническую (кадастровую) ошибку, допущенную решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28.11.2018 № 23/18-220686; исправление произвести путем изменения кадастровой стоимости земельного участка площадью 44012 кв.м, расположенного по адресу <...> с кадастровым номером <...>, установив новую кадастровую стоимость в размере <...> рублей с указанием даты начала ее применения – 31 января 2017 г., определенную на основании Решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю №39/23; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей с указанием даты начала ее применения - 31 января 2017 года.
От представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Огиди О.М.И., действующего на основании доверенности, поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором он ссылается на отсутствие нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель; считает недоказанным нарушение прав административного истца установлением и размером кадастровой стоимости земельного участка.
В отзыве и возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности, ФИО2 указывает, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> руб. внесены в ЕГРН 27.11.2018г. в соответствии с требованиями действующего законодательства, технические ошибки в сведениях ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка отсутствует; просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
Ранее представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю» по доверенности ФИО3 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя филиала, оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда
От представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности ФИО4 также поступило ходатайство о рассмотрении административного дела без участия представителя Управления Россреестра.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили. Лицо, участвующее в деле, должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что со стороны неявившихся лиц, участвующих в деле, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив доводы административного искового заявления, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законам.
Согласно ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума ВС РФ №28) при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ныне утративший силу) кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Из материалов дела следует, что административный истец ОАО «Краснодарпромжелдортранс» является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, с видом разрешенного использования «Для эксплуатации линейных объектов (железнодорожных путей)» и категорией земель - земли населенных пунктов составляет <...> рублей. Данные сведения были внесены в ЕГРН 31.01.2017 года в соответствии с последними результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края, утвержденными приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016г. №2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».
Указанная кадастровая стоимость земельного участка была оспорена ОАО «Краснодарпромжелдортранс» 14.12.2017 г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (далее - комиссия).
На основании решения комиссии № 39/23 от 28.12.2017г. в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей с указанием даты ее применения - с 31 января 2017г.
12 ноября 2018 г. в результате рассмотрения поручения ФГБУ «ФКП Росреестра» от 02.02.2018 №11-0451/18 (вх. №01404 от 05.02.2018) филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю было выявлено, что границы земельного участка не укладываются в заданный квартал. В связи с чем, сведения о номере кадастрового квартала земельного участка были исправлены с <...> на <...>, однако кадастровая стоимость земельного участка не была пересчитана.
Решением Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 28.11.2018г. №23/18-220686 об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> рублей.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена административным ответчиком на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и абзацем 1 пункта 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее - Методические указания № 222), путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. А именно, кадастровая стоимость земельного участка была определена путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу <...> для 13 вида разрешенного использования земель населенных пунктов - «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов», равного <...> руб./кв.м, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016г. №2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», на площадь земельного участка <...> кв.м.
Из полученного административным истцом ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 22.02.2019 г. №01881/01-10 следует, что при кадастровом учете изменений сведений о номере кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок с кадастровым номером <...> с «<...>» на «<...>» на основании документа на верификацию сведений ГКН (ЗУ) от 12.11.2018 №23/301/18-53541 органом регистрации прав 12.11.2018 г. ошибочно не была определена его кадастровая стоимость в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности. Как пояснил Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, согласно п. 1.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 N 113) в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных земельных участков и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222. При этом согласно п.2.1.3 Методических указаний №222 и приложению №2 к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016г., кадастровая стоимость спорного земельного участка должна определяться как умножение удельного показателя кадастровой стоимости, равного в данном случае 1260,64 руб., на площадь земельного участка <...> кв.м, что составляет <...> рублей. На основании решения государственного регистратора прав от 28.11.2018 г. №23/18-220686 была устранена техническая ошибка в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона РФ от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и в ЕГРН внесена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере <...> рублей.
Аналогичная позиция содержится в письме Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 26.03.2019 г. №11-775/11423 в ответ на обращение заявителя. Из сообщения Управления Росреестра по Краснодарскому краю следует, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в выше названном размере являются актуальными, начиная с 12 ноября 2018 г.
Из материалов дела также следует, что административный истец ОАО «Краснодарпромжелдортранс» обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю. Решением комиссии от 03.03.2020 г. №4/12 административному истцу отказано в удовлетворении его требования.
Таким образом, по мнению административных ответчиков, основанием применения Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113), явилось отнесение спорного земельного участка к другому кварталу на основании документа на верификацию сведений ГКН (ЗУ) от 12.11.2018 №23/301/18-53541.
Исследовав материалы дела, суд находит указанные выводы административных ответчиков ошибочными, основанными на неверном толковании норм права.
Согласно частям 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости), технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены, и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Сведения о ранее учтенном объекте недвижимости вносятся в ЕГРН на основании перечисленных в части 5 статьи 49 Закона о недвижимости документов с учетом установленного статьей 8 Закона о недвижимости состава сведений, содержащихся в реестре объектов недвижимости ЕГРН.
На основании подпункта 2 пункта 2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877 (далее – Порядок), по результатам внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости ему присваивается кадастровый номер.
В соответствии с п.7 Порядка, кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления, а также в случаях, если кадастровый номер объекта недвижимости присвоен по правилам, установленным пунктом 4 Порядка, или если кадастровый номер присвоен объекту недвижимости в кадастровом квартале, в котором такой объект недвижимости фактически не находится.
Согласно пункту 1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется в случаях:
а) осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
б) внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
в) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Таким образом, в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 №514, изменение кадастрового квартала, в котором расположен объект недвижимости, не является самостоятельным основанием для определения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ранее действовавшему п. 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (ныне утратившие силу), указанные Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Таким образом, как в ранее действовавшем, так и в действующем законодательстве, из дословного толкования изменение (а не включение или внесение) сведений, содержащихся в реестре объектов недвижимости ЕГРН, о номере кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости, не является основанием для определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, суд считает, что административным истцом доказан факт недостоверности сведений о земельном участке с кадастровым номером <...>, использованных при определении кадастровой стоимости, а именно факт наличия технической (кадастровой) ошибки, допущенной решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 № 23/18-220686, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимого имущества и, соответственно, плательщика земельного налога.
При таких обстоятельствах, требования административного истца об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости, принадлежащего ему земельного участка подлежат удовлетворению.
Установление судом достоверной кадастровой стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Требования административного истца о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившиеся в принятии решения государственного регистратора прав от 28 ноября 2018 г. №23/18-220686, направлены на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, исправление технической (кадастровой) ошибки, допущенной указанным решением административного ответчика. Законность действий административного ответчика при принятии указанного решения исследована судом при рассмотрении требований об исправлении технической (кадастровой) ошибки, в связи с чем, административные исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
административный иск ОАО «Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,об исправлении технической (кадастровой) ошибки – удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившиеся в принятии решения государственного регистратора прав от 28 ноября 2018 г. №23/18-220686.
Исправить техническую (кадастровую) ошибку, допущенную решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28 ноября 2018 № 23/18-220686.
Исправление произвести путем изменения кадастровой стоимости земельного участка площадью <...> кв.м, расположенного по адресу <...>, с кадастровым номером <...>, установив новую кадастровую стоимость в размере <...> рублей с указанием даты начала ее применения – 31 января 2017 года, определенную на основании Решения №39/23 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (созданной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.12.2011 г. МП/512) от 28.12.2017 г.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 44012 кв.м, расположенного по адресу <...>, с кадастровым номером <...>, в размере <...> рублей с указанием даты начала ее применения - 31 января 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в порядке.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2020 года.
Судья: