ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-305/2021 от 16.06.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-305/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 16 июня 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Дубик М.А.,

с участием прокурора Четайкина А.В., административного истца ФИО15, представителя Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области ФИО16,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО17, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО18, о признании недействующим решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «<данные изъяты>»,

У С Т А Н О В И Л :

[дата] года сельским Советом Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области принято решение №[номер] «<данные изъяты>» (далее также – решение от [дата] года №[номер], <данные изъяты>).

Решением сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[адрес] «<данные изъяты>» в <данные изъяты> внесены изменения, в том числе, в текстовой части ПЗЗ в статье [номер] в территориальной зоне «Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами» в предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства слова «3) минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства – [номер] кв.м.;» заменены на слова «3) минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства – [номер] кв.м;».

Решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] обнародовано в установленном порядке: в помещении администрации Каменского сельсовета; в помещении Каменского СДК (библиотека); в помещении библиотеки пос. [адрес] (акт об обнародовании от [дата] года №[номер]). Данное решение также размещено на официальном сайте администрации городского округа Воротынский Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ФИО20 действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО19 обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «<данные изъяты>».

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, суд вправе предложить административному истцу уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ).

В ходе рассмотрения дела судом было предложено административному истцу изменить заявленные требования, однако административный истец указал, что оспаривается решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «<данные изъяты>» в части установления минимального размера приусадебного участка личного подсобного хозяйства - [номер] кв.м.

Тем самым, предметом проверки в рамках рассматриваемого административного дела является законность решения сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «<данные изъяты> области».

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что несовершеннолетний ФИО22 является собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью [номер] кв.м., категория земли: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», адрес объекта: [адрес].

Согласно <данные изъяты> сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет [номер] кв.м., что послужило основанием для отказа в перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Установление в <данные изъяты> сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области минимальной площади земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере [номер] кв.м. нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку ограничивает право на приобретение в собственность земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Помимо вышеизложенного, административный истец указал, что решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «<данные изъяты>» принято с нарушением порядка и процедуры его принятия.

В судебном заседании административный истец ФИО23 просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям, указав, что решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] принято с нарушением порядка и процедуры его принятия, содержание оспариваемого нормативного правового акта не оспаривается.

В судебном заседании представитель Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области ФИО24 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, оснований для отложения судебного заседания не имеется.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Четайкина А.В., полагавшего, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что несовершеннолетний ФИО25 является собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью [номер] кв.м., категория земли: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», адрес объекта: [адрес]. Другим собственником является ФИО28 (? доля в праве).

ФИО26 действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО27 обратилась в администрацию городского округа Воротынский Нижегородской области (отдел имущественных отношений, муниципального контроля и закупок) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, адрес объекта: [адрес].

Администрацией городского округа Воротынский Нижегородской области (отдел имущественных отношений, муниципального контроля и закупок) было отказано в заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером [номер] с землями, государственная собственность на которые не разграничена в размерах, указанных заявителем, поскольку согласно <данные изъяты> сельского поселения Каменский сельсовет Воротынского муниципального района Нижегородской области минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет [номер] кв.м. (письмо от [дата] года №исх[номер]).

В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.

Согласно положениям части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В силу положений части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 1999 года №184-ФЗ) на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее также – Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 21, статьей 4 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакции, действующей с 01 января 2018 года), пунктом 3.6.2 Положения о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 года №248 (далее также – Положение о департаменте), департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет такие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области как утверждение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области переименован в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 04 марта 2020 года №16 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6».

Проанализировав указанные и иные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Положения о министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Устава Нижегородской области, Устава Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «<данные изъяты>» принято в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату его издания), с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ процедуре, и правилам введения его в действие.

Решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] обнародовано в установленном порядке: в помещении администрации Каменского сельсовета; в помещении Каменского СДК (библиотека); в помещении библиотеки пос. [адрес] (акт об обнародовании от [дата] года №[номер]). Данное решение также размещено на официальном сайте администрации городского округа Воротынский Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Согласно статье 38 Устава Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, муниципальные нормативные правовые акты подлежат официальному обнародованию путем вывешивания их полного текста в общедоступных местах: в помещении администрации Каменского сельсовета по адресу: [адрес]; в помещении Каменской [адрес] по адресу: [адрес]; в помещении [адрес] по адресу: [адрес].

Положением о порядке обнародования (опубликования) муниципальных правовых актов Каменского сельсовета Воротынского муниципального района, утвержденного решением сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер], предусмотрено, что официальным обнародованием муниципального правового акта признается официальное размещение для всеобщего сведения его полного текста в местах наибольшего скопления населения сельсовета (здание администрации сельсовета, здание магазина «ФИО30», здание клуба села [адрес] здание клуба поселка [адрес], почты села [адрес], почты поселка [адрес], сельская библиотека села [адрес], сельская библиотека поселка [адрес]», а также на специально установленных информационных стендах.

Решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] подписано Главой местного самоуправления Каменского сельсовета ФИО31 которая избрана на должность на основании решения сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер].

Полномочия Главы местного самоуправления Каменского сельсовета ФИО32 прекращены [дата] года на основании решения сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер].

Как установлено судом, решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] было обнародовано в установленном порядке: в помещении администрации Каменского сельсовета; в помещении [адрес] (библиотека); в помещении библиотеки пос. [адрес] (акт об обнародовании от [дата] года №[номер]). Данное решение также размещено на официальном сайте администрации городского округа Воротынский Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://vorotynec.omcu-nnov.ru).

Таким образом, поскольку административный ответчик обеспечил населению и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием, в том числе, в порядке, предусмотренном решением сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер], суд отклоняет довод административного истца о нарушении порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта как несостоятельный.

Доводы административного истца о том, что решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] было подписано неуполномоченным лицом, не соответствуют действительности и опровергаются имеющимися в материалах дела решениями сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области (решение от [дата] года №[номер], решение от [дата] года №[номер]).

Доводы административного истца о недостоверности даты принятия решения сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «<данные изъяты>», не могут быть приняты во внимание и служить основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку при составления указанного решения была допущена техническая ошибка в дате принятия решения, которая не повлияла на содержание принятого решения.

Анализируя решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «<данные изъяты>» суд приходит к выводу, что указанное решение было принято [дата] года. Данный вывод согласуется с иными документами, представленными в материалы настоящего дела, в том числе, с протоколом заседания сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер], на котором рассматривался вопрос о назначении публичных слушаний по проекту <данные изъяты>.

Оспаривая решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «<данные изъяты> области», в том числе, в части установления минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственно или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства, принят без учета фактически сложившегося землепользования. Административный истец связывает свое нарушенное право исключительно с невозможностью получения земельного участка в собственность в запрашиваемом размере.

По общему правилу градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объемов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункты 1 и 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 1-12 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты базируются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К документам территориального планирования муниципального образования относятся генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Из указанного следует, что генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как ранее уже отмечалось, несовершеннолетний ФИО36. является собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью [номер] кв.м., категория земли: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», адрес объекта: [адрес]. Другим собственником является ФИО35 (? доля в праве).

ФИО37., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО39 обратилась в администрацию городского округа Воротынский Нижегородской области (отдел имущественных отношений, муниципального контроля и закупок) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером [номер] и заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена в размере [номер] кв.м.

Администрацией городского округа Воротынский Нижегородской области (отдел имущественных отношений, муниципального контроля и закупок) было отказано в заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером [номер], поскольку из испрашиваемого земельного участка возможно сформировать несколько самостоятельных земельных участков.

Статья 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключение соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 того же Кодекса).

В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (ч. 1).

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (ч. 5).

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6).

В силу пунктов 4, 5 статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом Нижегородской области от 14 июля 2003 года №58-З «О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области» установлено, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель на территории Нижегородской области: для ведения садоводства составляет до 0,15 гектара, для ведения огородничества составляет до 0,15 гектара, для ведения животноводства составляет до 2 гектара.

Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель на территории Нижегородской области: для ведения садоводства составляет не менее 0,02 гектара; для ведения огородничества составляет не менее 0,02 гектара; для ведения животноводства составляет не менее 0,50 гектара.

Законом Нижегородской области от 02 февраля 2012 года №4-З «О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в Нижегородской области» установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2,5 га.

Согласно Правилам землепользования и застройки Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, утвержденные решением сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер], размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства (статья 41 территориальная зона «Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами») следующие: минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства – [номер] кв.м; максимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства – [номер] кв.м

Согласно решению сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от 05 декабря 2018 года №[номер],

в текстовой части <данные изъяты> в статье [номер] в территориальной зоне «Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами» в условно разрешенные виды разрешенного использования добавлен вид разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка»;

в текстовой части <данные изъяты> в статье [номер] в территориальной зоне «Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами» в основных видах разрешенного использования удален вид разрешенного использования «Ведение огородничества» и данный вид разрешенного использования «добавлен в условно разрешенные виды разрешенного использования;

в текстовой части <данные изъяты> в статье [номер] в территориальной зоне «Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами» в предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства слова «3) минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства – [номер] кв.м;» заменены на слова «3) минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства – [номер] кв.м;»;

в текстовой части <данные изъяты> в статье [номер] в территориальной зоне «Ж-1А. Зона застройки индивидуальными жилыми домами проектная» в предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства слова «3) минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства – [номер] кв.м;» заменены на слова «3) минимальный размер приусадебного участка личного подсобного хозяйства – [номер] кв.м;».

Из указанного следует, что минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства на территории Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области в настоящее время составляет [номер] кв.м.

Поскольку минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства на территории Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области не превышают минимального размера, установленного Федеральным законом от [дата] года №[номер]-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Законом Нижегородской области от 14 июля 2003 года №58-З, Законом Нижегородской области от [дата] года №[номер]-З, решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, прав, свобод и законных интересов административного истца в указанном им аспекте не нарушает.

Принимая во внимание изложенное, а также тот факт, что решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] принято уполномоченным органом при соблюдении требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия, положений Федерального закона от [дата] года №[номер]-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Закона Нижегородской области от [дата] года №[номер]-З, Закона Нижегородской области от [дата] года №[номер]-З, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО42, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО41, о признании недействующим решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «<данные изъяты>».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления ФИО43, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО44, о признании недействующим решение сельского Совета Каменского сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области от [дата] года №[номер] «<данные изъяты>», отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 23 июня 2021 года.

Судья областного суда В.Н. Нуждин