27OS0000-01-2023-000342-87
Дело № 3а-6/2024
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 января 2024 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузыновской Е.А.,
при секретаре Лунгу А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 919П «Об утверждении лесохозяйственного регламента Нижнетамбовского лесничества»,
у с т а н о в и л:
Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора в административном исковом заявление (с учетом заявление об увеличении требований) оспаривает лесохозяйственный регламент Нижнетамбовского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 919П, в части установления вида разрешенного использования лесов (таблица 7 п. 1.2 Регламента) - «выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых», «ведение сельского хозяйства» в <...>, 21, 22, 24, 25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-62 Нижнетамбовского участкового лесничества, и просит признать нормативный правовой акт недействующим со дня его принятия.
Прокурор считает, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует положениям статьи 114 (части 3, 4) Лесного кодекса РФ. На территории Нижнетамбовского участкового лесничества Нижнетамбовского лесничества имеются лесные участки, находящиеся в зеленых зонах, в которых не допускается разведка и добыча полезных ископаемых, ведение сельского хозяйства. Поэтому, отсутствие в лесохозяйственном регламенте ограничений на занятие указанной деятельностью в перечисленных кварталах нарушает положения пунктов 4, 6, 8 Порядка разработки и состава лесохозяйственного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 27.02.2017 года № 72, предусматривающего наличие в регламенте указаний на ограничение использования лесов. Собственником лесного фонда является Российская Федерация, следовательно, указанные нарушения затрагивают её права и нарушают права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды.
Определением судьи от 07.11.2023 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо КГКУ «Комсомольское лесничество»
В судебном заседании представитель административного истца, - старший прокурор отдела Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Комбарова Е.В., заявленные административные исковые требования поддержал.
Административное дело рассмотрено в отсутствие представителей министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края и КГКУ «Комсомольское лесничество», которые о времени и месте судебного заседания были уведомлены заблаговременно, причина их неявки признана судом неуважительной.
В письменных возражениях представитель министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края просил при принятии решения учесть, что министерством заключен 30.05.2023 года с ООО «Геоземстрой» государственный контракт № на выполнение работ во внесению изменений в лесохозяйственные регламенты всех лесничеств, находящихся на территории Хабаровского края, срок окончания работ 31.12.2023 года. Полагает, что, в случае удовлетворения административных требований прокурора, лесохозяйственный регламент в оспариваемой части может быть признан недействующим только со дня вступления решения суда в законную силу, так как он неоднократно применялся после его официального опубликования.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу, что требования прокурора не нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и не подлежат удовлетворению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.01.2011 года № 5-пр «О создании краевых государственных казенных учреждений, подведомственных управлению лесами Правительства Хабаровского края» создано Краевое государственное казенное учреждение «Комсомольское лесничество», филиалом которого является Нижнетамбовское лесничество.
Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 919П утвержден лесохозяйственный регламент Нижнетамбовского лесничества. которое расположено в центральной части Хабаровского края на территории Комсомольского административного района. Территория лесничества разделена на четыре участковых лесничества: Ильинское, Нижнетамбовское, Халбинское, Ягодное. Приказ опубликован 16.11.2018 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале нормативных правовых актов Хабаровского края (https://laws.khv.gov.ru) в разделе «Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Хабаровского края».
Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.08.2020 года № 966П и приказом комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края от 28.05.2021 года № 741П в лесохозяйственный регламент Нижнетамбовского лесничества внесены изменения, которые вступили в действие со дня принятия нормативных правовых актов.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет, в числе прочего, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу обстоятельства (части 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее по тексту КАС РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовал на период принятия оспариваемого нормативного правового акта, - до 31.12.2022 года) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (части 1-3 статьи 26.1).
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «к» части 1 и часть 2 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (части 1, 4, 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, далее по тексту ЛК РФ)
Перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, приведен в статье 83 ЛК РФ. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано право на разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87 в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года). Аналогичные положения содержит пункт 9 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87, в действующей с 01.07.2019 года редакции.
В соответствии с частью 3 статья 87 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года и действующей с 01.07.2019 года) лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 года № 1219).
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты, определяющие порядок разработки лесохозяйственных регламентов, их состав, сроки действия и порядок внесения в них изменений (пункт 5.2.128 Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Порядок разработки лесохозяйственных регламентов, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений установлены приказом Минприроды России от 27.02.2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 9, 10).
Управление лесами Правительства Хабаровского края, как указано в Положении, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 года № 185-пр (действовало до 21.04.2020 года), является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Правопреемником управления лесами Правительства Хабаровского края является комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Положение о котором утверждено постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 года № 162-пр (действовало с 22.04.2020 года до 05.01.2022 года). Комитет – это орган исполнительной власти края, осуществляющий в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 29.09.2021 года № 610-р комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края переименован в министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. Положение о министерстве утверждено постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 года № 707-пр (действует с 06.01.2022 года). Министерство в соответствии с возложенными на него задачами, организует разработку и утверждение лесного плана края, организует разработку и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на землях лесного фонда.
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, с учетом приведенных положений федеральных законов и нормативных правовых актов (в редакции, действующей на момент принятия Управлением лесами Правительства Хабаровского края приказа от 15.11.2018 года № 919П и на день рассмотрения административного дела), суд считает, что в оспариваемой части регламент Нижнетамбовского лесничества, утвержден Управлением лесами Правительства Хабаровского края в пределах предоставленных ему полномочий.
Проверив оспариваемые положения лесохозяйственного регламента Нижнетамбовского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 919П, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к такому заключению.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (части 1 статьи 10 ЛК РФ).
Леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды) отнесены к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (пункт 3 части 1 статьи 114 ЛК РФ).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).
К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. К защитным лесам относятся леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов. Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств (части 1, 2, 4, 6 статьи 111 ЛК РФ).
В лесах, расположенных в зеленых зонах, запрещается: разведка и добыча полезных ископаемых; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства (пункты 1 и 4 части 2, пункт 1 части 4 статьи 114 Лесного кодекса РФ).
В главе 1 «Характеристика лесничества и виды разрешённого использования лесов» лесохозяйственного регламента Нижнетабовского лесничества указаны сведения о распределение лесов по целевому назначению и категориям лесов по кварталам и их частям (таблица 3) и виды разрешенного использования лесов (таблица 7). Зелеными зонами являются находящие на территории Нижнетабовского участкового лесничества <...>, 21, 22, 24, 25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-62.
На территории лесных участков, находящихся в <...>, 21, 22, 24, 25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-63, 69-91, 94-221, части <...>, 92, 93 Нижнетамбовского участкового лесничества разрешено «ведение сельского хозяйства» и «выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», с учетом ограничений, установленных разделом 3.3 лесохозяйственного регламента.
В главе 3 «Ограничения использования лесов» лесохозяйственного регламента Нижнетамбовского лесничества указано (раздел 3.3), что использование лесов для ведения сельского хозяйства осуществляется в соответствии с Правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.06.2017 года № 314. В зеленых зонах запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства.
Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в зеленых зонах запрещается. Выполнение таких работ в зеленых зонах возможно в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ (изменения внесены приказом Управления лесами от 19.05.2020 года № 98П).
Федеральным законом от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено (часть 1 статьи 8.2), что допускается использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.
Сопоставив положения главы 1 и главы 3 лесохозяйственного регламента Нижнетамбовского лесничества, суд приходит к выводу, что его положениями не разрешено на лесных участках, расположенных в зеленых зонах, в том числе в <...>, 21, 22, 24, 25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-62 Нижнетамбовского участкового лесничества: выполнять работ по разработке месторождений полезных ископаемых; вести сельское хозяйство, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства.
Поэтому суд считает, что в оспариваемой административным истцом части утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 919П лесохозяйственный регламент Нижнетамбовского лесничества, не противоречит положениям Лесного кодекса РФ и Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Суд не принимает во внимание довод административного истца, что положения лесохозяйственного регламента в оспариваемой части изложены неопределенно. По мнению заявителя, в главе 1 в таблице 7 не должны содержаться сведения о таких видах разрешенного использования лесов в кварталах, отнесенных к зеленым зонам, как «работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых» и «ведение сельского хозяйства». Наличие сведений о таких видах использования лесов в кварталах, отнесенных к зеленым зонам, влечет неоднозначное толкование положений лесохозяйственного регламента и затрудняет их применение. Суд считает, что такая позиция административного истца не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Минприроды России от 27.02.2017 года №72. В соответствии с ним (пункты 4, 6, 8) в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, должны быть установлены виды разрешенного использования лесов. Эта информация размещается в Главе 1 лесохозяйственного регламента, и должна содержать, в том числе, информацию о видах разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам.
В лесохозяйственном регламенте должны быть установлены ограничения использования лесов. Информация об ограничениях по видам использования лесов указывается в Главе 3 лесохозяйственного регламента.
Структура лесохозяйственного регламента, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 919П, соответствует требованиям, установленным приказом Минприроды России от 27.02.2017 года №72. В главе 3 указаны ограничения использования лесов, отнесенных к зеленым зонам, которые соответствуют ограничениям, установленным пунктами 1 и 4 части 2, пунктами 1 и 2 части 4 статьи 114 ЛК РФ.
Виды использования лесов приведены в части 1 статьи 25 ЛК РФ. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В статье 43 ЛК РФ указано, что использование лесов возможно в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, которое осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков.
Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок предоставляется в аренду. Для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута. Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр возможно и без предоставления лесного участка. (статья 43 Лесного кодекса РФ).
Поэтому суд считает, что указание в главе 1 лесохозяйственного регламента Нижнетамбовского лесничества (таблица 7) на возможность использовать лесные участки в <...>, 21, 22, 24, 25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-62 Нижнемабовского участкового лесничества для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, с учетом ограничений, установленных в главе 3, не свидетельствует, что разведка и добыча полезных ископаемых в лесах, расположенных в зеленых зонах, безусловно разрешена.
Ведение сельского хозяйства включает в себя разные виды деятельности: сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, пантовое оленеводство, товарная аквакультура (товарное рыбоводство), выращивание сельскохозяйственных культур и осуществление иной сельскохозяйственной деятельности. На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства). Ведение сельского хозяйства осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (части 1 и 2 статьи 38 ЛК РФ; Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.07.2020 года № 408, действует с 01.01.2021 года).
Сопоставив положения частей 1 и 2 статьи 38 и пункта 2 части 4 статьи 114 ЛК РФ суд считает, что в зеленых зонах разрешается осуществлять некоторые виды деятельности, относящиеся к ведению сельского хозяйства, а, именно: сенокошение и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства.
Поэтому, по мнению суда, указание в главе 1 лесохозяйственного регламента Нижнетамбовского лесничества (таблица 7) на возможность использовать лесные участки в <...>, 21, 22, 24, 25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-62 Нижнемабовского участкового лесничества для ведения сельского хозяйства, с учетом ограничений, установленных в главе 3, не свидетельствует, что на этих участках разрешена иная, кроме указанной, деятельность, относящаяся к сельскохозяйственной.
Так как оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, уполномоченным на то органом, не противоречит федеральному законодательству, не нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором предъявлен административный иск, то, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, приведенные обстоятельства являются основанием для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заместителю Амурского бассейнового природоохранного прокурора в удовлетворении требований о признании недействующим лесохозяйственного регламента Нижнетамбовского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 919П, в части установления видов разрешенного использования лесов (таблица 7 пункт 1.2 Регламента) «выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых», «ведение сельского хозяйства» в <...>, 21, 22, 24, 25, 28, 33-38, 41, 44, 48, 52, 56-62 Нижнетамбовского участкового лесничества, отказать.
Сообщение о принятом решении опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края https:laws.khv.gov.ru в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Судья краевого суда