ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-307/2023 от 14.12.2023 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

27OS0000-01-2023-000344-81

Дело № 3а-307/2023

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 декабря 2023 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бузыновской Е.А.,

при секретаре Мут А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании приказа управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 921П «Об утверждении лесохозяйственного регламента Мухенского лесничества»,

у с т а н о в и л:

Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора в административном исковом заявлении оспаривает лесохозяйственный регламент Мухенского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.15.2018 года № 921П, в части установления вида разрешенного использования лесов (таблица 7 п. 1.2 Регламента): в кварталах1-3, 12-15, 18-22, 31-38, 41-51, 55-61 Сийского участкового лесничества – заготовка древесины, и просит признать нормативный правовой акт недействующим со дня его принятия.

Прокурор считает, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует положениям статей 114 (части 3, 4), 115 (части 1, 4) Лесного кодекса РФ. На территории Сийского участкового лесничества Мухенского лесничества имеются лесные участки, находящиеся в орехово-промысловых зонах, в которых запрещена заготовка древесины. Поэтому, отсутствие в лесохозяйственном регламенте Мухенского лесничества ограничений на занятие указанной деятельностью в перечисленных кварталах нарушает и положения пунктов 4, 6, 8 Порядка разработки и состава лесохозяйственного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 27.02.2017 года № 72, предусматривающего наличие в регламенте указаний на ограничение использования лесов. Собственником лесного фонда является Российская Федерация, следовательно, указанные нарушения затрагивают её права и нарушают права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды.

Определением судьи от 07.11.2023 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо КГКУ «Оборское лесничество»

В судебном заседании представитель административного истца, - старший прокурор отдела Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Комбарова Е.В., заявленные административные исковые требования поддержал.

Административное дело рассмотрено в отсутствие представителей министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края и КГКУ «Оборское лесничество», которые о времени и месте судебного заседания были уведомлены заблаговременно, причина их неявки признана судом неуважительной.

В письменных возражениях представитель министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края просил учесть при принятии решения, что министерством заключен 30.05.2023 года с ООО «Геоземстрой» государственный контракт на выполнение работ во внесению изменений в лесохозяйственные регламенты всех лесничеств, находящихся на территории Хабаровского края, срок окончания работ 31.12.2023 года. Полагает, что, в случае удовлетворения административных требований прокурора, лесохозяйственный регламент в оспариваемой части может быть признан недействующим только со дня вступления решения суда в законную силу, так как он неоднократно применялся после его официального опубликования.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу, что требования прокурора нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подлежат удовлетворению.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.01.2011 года № 5-пр «О создании краевых государственных казенных учреждений, подведомственных управлению лесами Правительства Хабаровского края» создано Краевое государственное казенное учреждение «Оборское лесничество», филиалом которого является Мухенское лесничество.

Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 921П утвержден лесохозяйственный регламент Мухенского лесничества, которое расположено на территории двух административных районов Хабаровского края: района имени Лазо и Нанайского. Структура лесничества - Немптинское, Мухенское, Сийское и Верхне-Хорское участковые лесничества. Приказ опубликован 16.11.2018 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале нормативных правовых актов Хабаровского края (https://laws.khv.gov.ru) в разделе «Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Хабаровского края».

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет, в числе прочего, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу обстоятельства (части 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее по тексту КАС РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовал на период принятия оспариваемого нормативного правового акта, - до 31.12.2022 года) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (части 1-3 статьи 26.1).

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «к» части 1 и часть 2 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (части 1, 4, 5 статьи 2 Лесного кодекса РФ)

Перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, приведен в статье 83 Лесного Кодекса РФ. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано право на разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87 в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года). Аналогичные положения содержит пункт 9 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87, в действующей с 01.07.2019 года редакции.

В соответствии с частью 3 статья 87 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года и действующей с 01.07.2019 года) лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 года № 1219).

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты, определяющие порядок разработки лесохозяйственных регламентов, их состав, сроки действия и порядок внесения в них изменений (пункт 5.2.128 Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации).

Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Порядок разработки лесохозяйственных регламентов, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений установлены приказом Минприроды России от 27.02.2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 9, 10).

Управление лесами Правительства Хабаровского края, как указано в Положении, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 года № 185-пр (действовало до 21.04.2020 года), является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Правопреемником управления лесами Правительства Хабаровского края является комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Положение о котором утверждено постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 года № 162-пр (действовало с 22.04.2020 года до 05.01.2022 года). Комитет – это орган исполнительной власти края, осуществляющий в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 29.09.2021 года № 610-р комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края переименован в министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. Положение о министерстве утверждено постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 года № 707-пр (действует с 06.01.2022 года). Министерство в соответствии с возложенными на него задачами, организует разработку и утверждение лесного плана края, организует разработку и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на землях лесного фонда.

Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, с учетом приведенных положений федеральных законов и нормативных правовых актов (в редакции, действующей на момент принятия Управлением лесами Правительства Хабаровского края приказа от 15.11.2018 года № 921П и на день рассмотрения административного дела), суд считает, что в оспариваемой части регламент Мухенского лесничества, утвержден Управлением лесами Правительства Хабаровского края в пределах предоставленных ему полномочий.

Проверив оспариваемые положения лесохозяйственного регламента Мухенского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 921П, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к такому заключению.

Утвержденный приказом Минприроды России от 27.02.2017 года №72 состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений определяет (пункты 4, 6, 8), что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, ограничение использования лесов. Глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать, в том числе, информацию о видах разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам (таблица 5 приложения). Глава 3 лесохозяйственного регламента должна содержать, в том числе, информацию об ограничениях по видам использования лесов.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (части 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ).

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ).

К защитным лесам относятся: леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов. Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств (части 1, 2, 4, 6 статьи 111 Лесного кодекса РФ).

Лесной кодекс РФ (пункт 8 части 1 статьи 115) относит к ценным леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение, в том числе леса, расположенные в орехово-промысловых зонах (леса, являющиеся сырьевой базой для заготовки кедровых орехов). В лесах, расположенных в орехово-промысловых зонах, запрещается заготовка древесины (часть 4 статьи 115).

Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, и осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (части 1, 2 статьи 29 Лесного кодекса РФ).

В главе 1 «Характеристика лесничества и виды разрешённого использования лесов» лесохозяйственного регламента Мухенского лесничества указаны сведения о распределение лесов по целевому назначению и категориям лесов по кварталам и их частям (таблица 3) и виды разрешенного использования лесов (таблица 7). Орехово-промысловыми зонами являются находящие на территории Сийкого участкового лесничества кварталы 1-3, 12-15, 18-22, 31-38, 41-51, 55-61. Заготовка древесины разрешена, в том числе, на территории Сийского участкового лесничества в кварталах 1-64, за исключением границ экологического коридора «Хор-Мухенский» (находится на территории Мухенского участкового лесничества – таблица 5 лесохозяйственного регламента).

В главе 3 «Ограничения использования лесов» лесохозяйственного регламента Мухенского лесничества указание на то, что заготовка древесины в орехово-промысловых зонах запрещена, отсутствует (раздел 3.3),

Сопоставив положения главы 1 и главы 3 лесохозяйственного регламента Мухенского участкового лесничества, суд приходит к выводу, что заготовка древесины в орехово-промысловых зонах лесохозяйственным регламентом не запрещена. Поэтому суд признает, что в этой части утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.15.2018 года № 921П лесохозяйственный регламент Мухенского лесничества, противоречит федеральному закону, регулирующему те же правоотношения и имеющему большую юридическую силу, - Лесному кодексу РФ. Поэтому, исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, в этой части нормативный правовой акт надлежит признать недействующим.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Лица, участвующие в деле подтвердили, что оспариваемый нормативный правовой акт неоднократно применялся. Поэтому суд полагает возможным признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части положения в части разрешения заготовки древесины на участках (кварталах), относящихся к орехово-промысловым зонам. В остальной части требований административного истца не подлежат удовлетворению, так как не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Мухенского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 года № 921П, в части установления вида разрешенного использования лесов «заготовка древесины» (таблица 7 п. 1.2 Регламента) в кварталах 1-3, 12-15, 18-22, 31-38, 41-51, 55-61 Сийского участкового лесничества.

Сообщение о решении опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края https:laws.khv.gov.ru в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Судья краевого суда