Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2018 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.,
при секретаре Беликовой А.Р.,
с участием представителя административного истца прокурора Семитко С.Е.,
представителя административного ответчика Совета Богашевского сельского поселения и заинтересованного лица Администрации Богашевского сельского поселения ФИО1,
представителя административного ответчика Совета Богашевского сельского поселения ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-30/2018 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Совету Богашевского сельского поселения Томского района Томской области о признании недействующим в части генерального плана муниципального образования «Богашевское сельское поселение», утвержденного решением Совета Богашевского сельского поселения от 26.12.2013 № 66 (в редакции решений от 26.11.2015 №33, от 25.08.2016 № 24, от 26.01.2017 №2 и №3),
У С Т А Н О В И Л:
решением Совета Богашевского сельского поселения Томского района Томской области № 66 от 26.12.2013 утвержден генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение».
Данное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в информационном бюллетене Богашевского сельского поселения № 127 от 26.12.2013 и размещено на официальном сайте муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в сети Интернет по электронному адресу http://www.bogashevo.tomsk.ru.
Решениями Совета Богашевского сельского поселения от 26.11.2015 №33, от 25.08.2016 № 24 и от 26.01.2017 №2 и №3 в генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение» внесены изменения.
Указанные решения опубликованы в информационном бюллетене Богашевского сельского поселения № 117 от 27.11.2015, № 96 от 25.08.2016, № 9 от 27.01.2017, № 10 от 27.01.2017 и размещены на официальном сайте муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в сети Интернет по электронному адресу http://www.bogashevo.tomsk.ru.
Заместитель прокурора Томской области обратился в Томский областной суд с административным исковым заявлением к Совету Богашевского сельского поселения Томского района Томской области о признании недействующим с момента принятия генерального плана муниципального образования «Богашевское сельское поселение», утвержденного решением № 66 от 26.12.2013 в части включения в границы населенного пункта д. Некрасово Богашевского сельского поселения земель лесного фонда.
В обоснование административного иска указано, что Совет Богашевского сельского поселения Томского района Томской области решением от 26.12.2013 № 66 утвердил генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение». Согласно утвержденному генеральному плану в границы поселения, а именно в границы населенного пункта д. Некрасово, были включены участки лесного фонда, расположенные в выделах 25, 26, 32-35, 38-47, 68, 78, 123 квартала 25 урочища «Вершининское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества Томской области.
При этом, в нарушение требований ст. 9, 23, ч.8 ст. 24 и п.2 ч.1 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в данной части Генеральный план не был согласован в установленном законом порядке с уполномоченным органом исполнительной власти. В результате незаконного утверждения генерального плана муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области были нарушены положения ст. 8, ч.2 ст. 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», устанавливающие процедуру перевода земель из одной категории в другую посредством установления границ населенных пунктов. Указанное в свою очередь повлекло незаконное использование лесных участков, находящихся в федеральной собственности.
Несоблюдение процедуры подтверждается письмом Рослесхоза от 24.07.2013 № ЮГ-11-32/7282, заключением ФГБУ «Рослесинфорг» от 19.01.2018, письмом Департамента лесного хозяйства Томской области, выписками из государственного лесного реестра, схемами земель лесного фонда, материалами лесоустройства, таксационными описаниями, письмом Главы Богашевского сельского поселения, а также актом совместной проверки Томской межрайонной природоохранной прокуратуры и Департамента лесного хозяйства Томской области от 27.12.2017 и картографическими материалами.
Административный истец полагал, что несоблюдение установленной процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющих в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации право на благоприятную окружающую среду, одним из компонентов которой являются лесные ресурсы.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования и просил признать незаконным генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение», утвержденный решением Совета Богашевского сельского поселения Томского района Томской области от 26.12.2013 № 66 (в редакции решений от 26.11.2015 №33, от 25.08.2016 № 24, от 26.01.2017 №2 и №3), в части включения: в границы населенного пункта д. Некрасово Богашевского сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 21-49, 51-68, 71, 74, 75, 78-91, 93-102, 109-112, 118, 123 квартала 25 урочища «Вершининское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества Томской области; в выделах 1,2,4,6,11 квартала 46 урочища «Богашевское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества Томской области.
В судебном заседании представитель административного истца Семитко С.Е. настаивала на удовлетворении заявленных административных исковых требований
Представитель административного ответчика Совета Богашевского сельского поселения и заинтересованного лица Администрации Богашевского сельского поселения ФИО1 и представитель Совета Богашевского сельского поселения ФИО2 возражали против удовлетворения заявленных требований и полагали, что прокурором не доказан факт включения в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Богашевское сельское поселение», участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, поскольку на момент разработки Генерального плана лесоустройство 2013 года еще завершено не было, а по материалам лесоустройства 1987 года в описанных границах д. Некрасово Богашевского сельского поселения земель Лесного фонда не было. Кроме того, границы ни д. Некрасово, ни участков лесного фонда посредством определения координат характерных точек не определены, а следовательно, доказательств территориальной определенности границ земельного участка лесного фонда не представлено. Кроме того, представители ответчика полагали, что прокурор не доказал, что оспариваемым нормативным актом нарушены или могут быть нарушены права неопределённого круга лиц. Истцом не доказано, что оспариваемый акт является нормативным правовым актом. Также представитель административного ответчика Совета Богашевского сельского поселения полагала, что поскольку Минрегионразвития России сводного заключения о несогласовании Генерального плана в адрес ответчика не направляло, то проект считается согласованным.
Председатель Совета Богашевского сельского поселения и глава Администрации Богашевского сельского поселения ФИО3 ранее в судебном заседании также возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что участки лесного фонда в границы д. Некрасово включены не были.
Представитель заинтересованного лица (межмуниципального образования) Администрации Томского района ФИО4, ранее в судебном заседании пояснила, что полагает иск не подлежащим удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО5 ранее в судебном заседании пояснил, что Советом Богашевского сельского поселения нарушена процедура согласования генерального плана поселения в части включения в границы поселения земель лесного фонда, которые были в указанных границах как по материалам лесоустройства 1987 года, так и 2013 года.
В настоящее судебное заседание не явились извещенные о времени и месте рассмотрения дела представители заинтересованных лиц Федерального агентства Лесного хозяйства и Департамента лесного хозяйства Томской области, ФГБУ «Рослесинфорг», Администрации Томского района, Межрегионального Территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом представитель Федерального агентства Лесного хозяйства в представленном отзыве полагал требования подлежащими удовлетворению в связи с тем, что при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления границы населенного пункта не была обеспечена процедура согласования проекта Генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Указанное решение об утверждении генерального плана, установившее иное целевое назначение и иной правовой режим земель, препятствует осуществлению собственником Российской Федерацией мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Представитель ФГБУ «Рослесинфорг» в представленном отзыве также полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку утверждение несогласованного в установленном законом порядке генерального плана повлекло незаконное использование муниципальным образованием лесных участков для нужд муниципального образования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемое решение Совета Богашевского сельского поселения Томского района Томской области № 66 от 26.12.2013 на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения.
Статьей 2 данного Федерального закона предусмотрено, что решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.
По вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Как следует из Устава муниципального образования «Богашевское сельское поселение» (далее – Устав), принятого решением Совета Богашевского сельского поселения от 13.04.2015 № 11, и Устава муниципального образования «Богашевское сельское поселение», принятого решением Совета Богашевского сельского поселения № 50 от 11.11.2013, муниципальное образование «Богашевское сельское поселение» образовано и наделено статусом сельского поселения на основании Закона Томской области от 12 ноября 2004 г. № 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» (т. 3, л.д. 11-30, т.4 л.д. 20-46).
Совет Богашевского сельского поселения согласно ст. 24 Устава (от 11.11.2013) является представительным органом муниципального образования «Богашевское сельское поселение».
Следовательно, утверждая генеральный план, Совет Богашевского сельского поселения действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Решение № 66 от 26 декабря 2013 г. подписано председателем Совета Богашевского сельского поселения и Главой муниципального образования «Богашевское сельское поселение» (т. 1, л.д. 13 т.3 л.д.31).
Само решение № 66 от 26 декабря 2013 г. и утвержденный им генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в соответствии со ст. 28 Устава были опубликованы в печатном издании информационном бюллетене Богашевского сельского поселения № 127 от 26.12.2013 и размещены на официальном сайте муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в сети Интернет по электронному адресу http://www.bogashevo.tomsk.ru.
Решениями Совета Богашевского сельского поселения от 26.11.2015 №33, от 25.08.2016 № 24 и от 26.01.2017 №2 и №3 в Генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение» внесены изменения.
Указанные решения также опубликованы в информационном бюллетене Богашевского сельского поселения № 117 от 27.11.2015, № 96 от 25.08.2016, № 9 от 27.01.2017, № 10 от 27.01.2017 и размещены на официальном сайте муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в сети Интернет по электронному адресу http://www.bogashevo.tomsk.ru.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов – статьей 28 названого Кодекса.
Представленные в материалы дела письменные доказательства: Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Богашевское сельское поселение», утвержденное решением Совета поселения от 29 ноября 2012 г. № 18 (т.3, л.д. 1-10); постановление Администрации Богашевского сельского поселения № 75 от 11.07.2013 «О назначении публичных слушаний в Богашевском сельском поселении по рассмотрению проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки», которое было опубликовано в официальном печатном издании (т. 3, л.д. 32-34, т.4 л.д. 59); протоколы публичных слушаний от 11.09.2013, 12.09.2013, 13.09.2013 и заключение по итогам проведения публичных слушаний от 17.09.2013, которое было опубликовано в официальном печатном издании (т.3 л.д. 35-42, т.4 л.д. 59); решения Совета поселения о регистрации депутатов совета № 2, 57 от 17.10.2012, решение об избрании председателя Совета № 02 от 18.10.2012, свидетельствуют об отсутствии нарушений при разработке проекта Генерального плана, организации и проведении публичных слушаний, принятии решения об утверждении Генерального плана.
Административным ответчиком также представлены документы, подтверждающие соблюдение требований статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части принятия решений о подготовке проектов изменений в генеральный план, проведении публичных слушаний, принятии решений об утверждении изменений в генеральный план (л.д. 68-72, 81-97 т.4, л.д. 135-142, 185, 197-201, 209-229 т.2).
При изложенных данных оспариваемый муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, подписанию, порядку опубликования (обнародования) и введения его в действие и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В период подготовки генерального плана Богашевского сельского поселения действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 27 февраля 2012 г. № 69 (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 названного порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.
В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (далее - Постановление № 736) до 1 января 2015 г. к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Подпунктом 5.4.3 Положения, также и в действующей редакции, за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Следовательно, на дату утверждения оспариваемого акта Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области указанным документом территориального планирования установлены границы, в том числе населенного пункта д. Некрасово. Все участки, включенные в границы данного населенного пункта, стали землями категории - «земли населенных пунктов» Неотъемлемой частью Генерального плана являются карта границ населенных пунктов, карта размещения объектов местного значения и карта функционального зонирования поселения. При этом генеральным планом предусмотрена в числе зона рекреационного использования - зона лесов (л.д. 43-214 т.3, л.д. 14-120 т.1).
Из материалов дела следует, что лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 938385000 кв.м, с адресом объекта: Томская область, Томский район, Тимирязевское лесничество, кадастровый номер 70:14:0000000:699, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 28 ноября 2008 г. и выпиской из ЕГРН от 14.12.2017 (т. 2, л.д. 40-45).
По результатам проведенной административным истцом, совместно с представителями Департамента лесного хозяйства Томской области, Управления Росреестра по Томской области, проверки с выходом на место установлено, что при утверждении Генерального плана Богашевского сельского поселения в границы населенного пункта д. Некрасово Богашевского сельского поселения были включены участки лесного фонда, расположенные в выделах 25, 26, 32-35, 38-47, 68, 78, 123 квартала 25 урочища «Вершининское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества Томской области (т.2 л.д. 9-13, 46-60).
В соответствии с выполненной держателем лесного реестра Департаментом лесного хозяйства Томской области схемой урочища «Вершининское» Богашевского участкового лесничества, отображающей картографическое наложение материалов лесоустройства на границы населенного пункта д. Некрасово (земельных участков), входящей в Богашевское сельское поселение, установлено наложение границ населенного пункта (земельных участков, вошедших в состав поселения) в д. Некрасово, установленных основным чертежом генерального плана в соответствии с Решением № 66, и границ находящихся в собственности Российской Федерации лесных участков на землях лесного фонда в квартале № 25 урочища «Вершининское» Богашевского участкового лесничества. При этом указанное наложение границ установлено как по материалам лесоустройства 2013 года, так и 1987 года, что подтверждается фрагментом плана лесонасаждений Вершининского лесничества межхозяйственного лесхоза «Томский» и согласуется с представленным таксационным описанием (т. 2, л.д. 8-13, 20-25, 26-34).
В ходе судебного заседания ФГБУ «Рослесинфорг» в лице филиала по Томской области на основании определения суда и представленного ответчиком картографического материала в электронной форме, в том числе выполненного на топографической основе, было произведено наложение границ д. Некрасово Богашевского сельского поселения, утвержденных оспариваемым Генеральным планом, и границ участков лесного фонда.
Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» главным специалистом Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО6 картометрическим методом в программе MapInfo на основе графического совмещения представленных ответчиком материалов с материалами лесоустройства (цифровые лесные карты) определена площадь земель лесного фонда Томского лесничества, включенных в границы населенного пункта д. Некрасово Богашевского сельского поселения, которая составляет 319, 2 га.
К указанному заключению также приложена схема границ населенного пункта д. Некрасово относительно земель лесного фонда урочища «Вершининское» Томского лесничества, Богашевского участкового лесничества, и урочища «Богашевское». Согласно указанной схеме и пояснению к ней в границы населенного пункта д. Некрасово Богашевского сельского поселения при утверждении его границ оспариваемым Генеральным планом были включены земли лесного фонда расположенные в выделах 21-49, 51-68, 71, 74, 75, 78-91, 93-102, 109-112, 118, 123 квартала 25 урочища «Вершининское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества Томской области и в выделах 1,2,4,6,11 квартала 46 урочища «Богашевское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества Томской области.
Указанное заключение подтверждено в ходе судебного заседания свидетелем ФИО6, который, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснил, что он участвовал при проведении прокурорской проверки в качестве специалиста. В его задачу входило установить на обозначенных местах (земельных участках), находятся ли они на землях лесного фонда. Также в состав группы входил представитель Росреестра. С целью установления указанных обстоятельство им была установлена на ноутбук лесоустроительная поквартальная база. Для определения, находятся ли предоставленные третьим лицам земельные участки включенные в границы поселения, на землях лесного фонда, им использовалась выписка из Росреестра с координатами участков в системе МСК 70, которую он перевел в систему ВГС (векторную геодезическую систему) и наложил на материалы лесоустройства. После этого уже на месте они с кадастровым инженером и представителем Росреестра проверяли достоверность полученных данных. Впоследствии им картометрическим способом было подготовлено первое заключение о площади земель лесного фонда, включенных в границы поселения. Указанным заключением, подготовленным по запросу прокурора, установлены конкретные земельные участки, предоставленные гражданам и поставленные на кадастровый учет, которые находятся в границах земель лесного фонда. Поскольку указанные участки территориально по данным Росреестра располагались в границах населенного пункта д. Некрасово и являлись землями населенного пункта Некрасово Богашевского сельского поселения, следовательно, указанные земли лесного фонда были включены при утверждении генерального плана в границы данного населенного пункта. Данные земельные участки непосредственно расположены на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, что было установлено как на основе публичной кадастровой карты, так и цифровых лесных карт. При составлении схем, отображающих земельные участки, находящиеся в границах земель лесного фонда, использовались соответствующие таксационные описания и план лесонасаждений. При этом границы лесных участков при проведении лесоустройства в 2013 году по отношению к материалам лесоустройства 1987 г. не изменились.
По запросу суда после предоставления картографического материала являющегося частью утвержденного генерального плана, им также с помощью программы MapInfo путем совмещения представленных картографических материалов, часть из которых выполнена на топографической основе с материалами лесоустройства, определена общая площадь участков лесного фонда, включенных в границы населенного пункта д. Некрасово, и конкретные выделы, кварталы и урочища, в которых земли лесного фонда были генеральным планом при утверждении границ населенного пункта включены в границы поселения. При этом в ходе данной работы было установлено, что по отношению к материалам лесоустройства 1987 года в лесном реестре исчез один лесной квартал, располагавшийся в левом верхнем углу представленной схемы. Совмещение им было произведено на основе векторных координат системы ВГС, что имеет определённую погрешность в 10-12 метров. Однако с учетом площади лестного квартала и выдела это существенного значения не имеет для установления факта включения в границы поселения земель лесного фонда.
Также указал, что определить, входят ли земли лесного фонда в состав населенного пункта, возможно даже в случае отсутствия координат границ населенного пункта, то есть когда границы не поставлены на кадастровый учет. В целом картина будет аналогичной, только чуть больше погрешность. Свидетель в ходе судебного заседания подробно объяснил, каким образом им произведено совмещение представленного картографического материала с данными цифровых лесных карт и материалами лесоустройства.
Оснований сомневаться в достоверности показаний свидетеля суд не усматривает, не приводит их и сторона ответчика.
Проанализировав содержание Устава ФГБУ «Рослесинфорг», Положение о Томском филиале ФГБУ «Рослесинфорг», представленную должностную инструкцию свидетеля, суд находит представленные заключения Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и Департамента лесного хозяйства Томской области относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы ответчика о недопустимости материалов, на основе которых подготовлено заключение ФГБУ «Рослесинфорг», не основаны на доказательствах исследованных судом.
Так, в материалы дела представлены заверенные фрагменты материалов лесоустройства. Материалы лесоустройства, находящиеся как в ФГБУ «Рослесинфорг», так и в Департаменте лесного хозяйства Томской области судом не исследовались. Соблюдение порядка проведения лесоустроительных мероприятий к предмету настоящего иска не относится.
Пояснения представителя заинтересованного лица о том, что представленный ответчиком планшет лесоустройства 1987г., с отсутстствующими данными о его происхождении и не заверенный в соответствии с требованиями ст. 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, визуально похож на материалы лесоустройства, имеющиеся у заинтересованного лица – Департамента лесного хозяйства Томской области, не свидетельствует об их недопустимости, поскольку указанный планшет представителю Департамента лесного хозяйства Томской области для обозрения и более детального исследования не представлялся и ходатайство об этом представители ответчика в судебном заседании не заявляли.
Кроме того, оценивая указанные доводы, суд исходит из того что держателем лесного реестра является Департамент лесного хозяйства Томской области, а организацией, проводившей непосредственно мероприятия по лесоустройству и составлению соответствующих лесных карт и схем является ФГБУ «Рослесинфорг», в связи с чем они в силу выполняемых функций обладают документами необходимыми для подготовки заключения о землях лесного фонда, включенных в границы поселения.
В соответствии с ответом главы Богашевского сельского поселения проект Генерального плана поселения был направлен в Рослесхоз для согласования согласно действующему законодательству. Письмом от 24.07.2013 Рослесхоз уведомил поселение о том, что в границы д. Белоусово включены участки лесного фонда, относящиеся к защитным лесам. Данные нарушения муниципальным образованием были устранены. Решением № 66 Совета Богашевского сельского поселения с учетом высказанных замечаний был принят Генеральный план поселения. Ответ Рослесхоза не содержал информации о том, что земли, имеющие местоположение Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, урочище «Вершининское», квартал 25, относятся к землям лесного фонда (л.д. 75-76 т.2).
Согласно письму Федерального Агентства Лесного хозяйства Российской Федерации проект Генерального плана муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области поступил на рассмотрение в Рослесхоз из Минрегионразвития Российской Федерации 12.07.2013. Данный проект был рассмотрен, и замечания направлены в Минрегион России и Минприроды России письмом от 24.07.2013. При рассмотрении Генерального плана муниципального образования Рослесхоз руководствовался материалами, размещёнными во ФГИС ТП В размещенных во ФГИС ТП материалах информация об увеличении площади земель населенного пункта д. Некрасово за счет земель лесного фонда отсутствовала. Указанное согласуется с письмом Рослесхоза от 24.07.2013 № ЮГ-11-32/7282 и материалами по обоснованию Генерального плана (л.д.3-4, 5, 6 т.2, л.д. 130-214 т.3).
Указанное заключение Рослесхоза 19.09.2013 Минрегион России направил в адрес Администрации Богашевского сельского поселения (л.д. 77).
Доводы представителя административного ответчика Совета Богашевского сельского поселения о том, что поскольку Минрегион России не подготовил сводного заключения в отношении проекта Генерального плана и не направил его в адрес ответчика то процедура согласования генерального плана была соблюдена, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Так, необходимость подготовки Минрегион России сводного заключения отсутствовала, поскольку возражения относительно проекта Генерального плана высказал лишь один уполномоченный орган государственной власти - Рослесхоз, заключение которого было направлено в адрес ответчика.
В силу положений подп. 7 части 7 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана должны содержать в текстовой форме перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения.
В соответствии с пунктом 9.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 года №244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях утверждения генеральных планов городских округов, поселений, осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт – обосновывающая часть. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме в виде пояснительной записки содержат, в том числе, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Однако материалы по обоснованию генерального плана Богашевского сельского поселения Томского района Томской области, в нарушение требований вышеуказанных норм законодательства, не содержат сведений о земельных участках, которые включаются в границы населенного пункта д. Некрасово.
Учитывая, что материалы по обоснованию оспариваемого генерального плана не соответствуют требованиям законодательства (части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а в ходе судебного заседания нашел подтверждение тот факт, что в границы д. Некрасово, вошли земельные участки земель лесного фонда, один только факт размещения проекта генерального плана в информационной системе и не поступление в течение трех месяцев замечаний на проект, в части границ населенного пункта д. Некрасово по мнению суда, не может подтверждать соблюдение порядка принятия генерального плана поселения в части согласования с уполномоченным органом.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленный на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не является обязательным.
С учетом особого правового регулирования отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, отсутствие согласования с Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Кроме того, оценивая соблюдение ответчиком установленной процедуры согласования проекта генерального плана, суд исходит из следующего.
Решением Совета Богашевского сельского поселения от 24.10.2013 представленный проект генерального плана, размещённый 06.06.2013 во ФГИС ТП и уведомление о необходимости согласования которого были направлены в уполномоченные государственные органы, был отклонён (л.д. 223-228 т.7).
После доработки проекта генерального плана он в Федеральной Государственной информационной системе Территориального планирования не размещался и уведомление о необходимости его согласования никому не направлялось, что подтверждается представленными ответчиком скриншотами и пояснениями ответчика (л.д.128-34).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установленная законом процедура согласования включения в границы населенного пункта участков земель лесного фонда соблюдена не была.
Доказательств обратного, вопреки требованиям ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ответчиком не представлено.
Подлежат отклонению доводы представителя Совета Богашевского сельского поселения и Администрации Богашевского сельского поселения о невозможности достоверно установить включение в границы населенных пунктов, входящих в муниципальное образование «Богашевское сельское поселение», участков лесного фонда, поскольку границы последних не были установлены в соответствии с законодательством и информация о них не содержалась в государственном кадастре недвижимости.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации РФ, в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
При этом, как следует из пунктов 5.4, 8.3 и 8.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 г. № 244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения государственного кадастра недвижимости не являются исключительным источником получения исходной информации для подготовки проектов генеральных планов и используются наряду со сведениями, полученными из других государственных фондов, кадастров и реестров.
К таким сведениям, в частности, относятся данные лесного реестра - систематизированного свода документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации), по которым согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации определяются границы лесных участков в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда урочищ «Вершининское» и «Богашевское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества Томской области определено на основании выписки из государственного лесного реестра материалов лесоустройства, а также информации, содержащейся в таксационных описаниях, карте-схеме Богашевского участкового лесничества, являющихся первичными источниками информации при отнесении земельных участков к лесному фонду.
Поскольку актуальная информация о границах Томского лесничества содержится в планах лесных насаждений, которые исходя из положений п.6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности», ч.1 и 4 ст. 4.2 Федерального закона «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации», раздела 5 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, ч.1 ст. 83, ч.1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации могут быть использованы для установления местоположения земельных участков относительно территории лесничества.
При этом отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, не свидетельствует об отсутствии факта наложения границ д. Некрасово Богашевского сельского поселения и участков лесного фонда, поскольку указанный факт установлен посредством анализа информации, как о границах населенного пункта, выполненных на топографической основе, так и о границах земельных участков, расположенных в границах поселения и поставленных на кадастровый учет, и данных государственного лесного реестра и материалов лесоустройства.
При изложенных данных, учитывая факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенного пункта д. Некрасово, входящего в муниципальное образование «Богашевское сельское поселение», проект генерального плана муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Рослесхоз в период подготовки оспариваемого акта являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, и в силу пунктов 5.4.2 и 5.4.3 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, в редакции от 5 июня 2013 г., был уполномочен на подготовку заключений по проектам генеральных планов муниципальных образований в области лесных отношений.
Следовательно, в рассматриваемый период Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
Вместе с тем судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана муниципального образования «Богашевскоое сельское поселение» в части включения в границы населенного пункта д. Некрасово земель лесного фонда не согласовывался в данной части ни с Минрегионом России, ни с Рослесхозом, поскольку обоснование Генерального плана в текстовой форме соответствующей информации о включении в границы населенного пункта участков лесного фонда не содержало.
Принимая оспариваемый правовой акт, предусматривающий включение земель лесного фонда в границы муниципального образования, Совет Богашевского сельского поселения не удостоверился в получении согласования уполномоченного федеральным органом исполнительной власти проекта оспариваемого генерального плана.
При отсутствии положительного заключения Рослесхоза по проекту генерального плана поселения утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти, при отсутствии у него сведений о включении в границы д. Некрасово Богашевского сельского поселения земель лесного фонда (части 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации), само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана сельского поселения.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не является обязательным.
С учетом особого правового регулирования отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенного пункта лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Ссылку представителя ответчика на положения Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» как на основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд находит несостоятельной, основанной на неверном понимании норм права. Принятие указанного Федерального закона, вступившего в силу 11.08.2017, направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственно реестра недвижимости, в нем регулируется вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий. Вместе с тем при рассмотрении настоящего административного дела вопросы, связанные с отнесением конкретных земельных участков к какой-либо категории земель, не рассматриваются. Данные обстоятельства не имеют правового значения при решении вопроса о проверке оспоренного в части Генерального плана муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области в порядке абстрактного нормоконтроля на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Положения Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ, вносящего изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон №172-ФЗ, не свидетельствуют об отсутствии у административного ответчика обязанности по согласованию проекта Генерального плана с уполномоченным органом в силу статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О.
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что при подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Богашевское сельское поселение» не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенного пункта, входящего в состав названного сельского поселения, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, указанное в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания Решения № 76 от 30.12.2013 недействующим в оспариваемой части.
Доводы представителей ответчика и заинтересованного лица Администрации Богашевского сельского поселения о нарушении судом принципа состязательности при рассмотрении дела не основаны на законе.
Так согласно положением ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена активная роль суда в ходе рассмотрения дела с целью вынесения правильного и справедливого решения по делу, восстановления нарушенного права.
Кроме того при обсуждении судом вопроса о необходимости истребования доказательства – заключения ФГБУ «Рослесинфорг» ни представитель ответчика, ни представитель заинтересованного лица каких-либо возражений против истребования данного доказательства не высказали.
Рассматривая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт признается недействующим, суд исходит из того, что генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение», утвержденный Решением № 66 от 26.12.2013, применялся, порождая правовые последствия, на его основе реализовывались права граждан (т.4 л.д. 107-250, т.5, т.6, т.7 л.д. 1-222). Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
При таком положении суд считает необходимым признать генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Томского района Томской области, утверждённый решением совета Богашевского сельского поселения № 66 от 26.12.2013, в соответствующей части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Томской области к Совету Богашевского сельского поселения о признании недействующим в части генерального плана муниципального образования «Богашевское сельское поселение», утвержденного решением Совета Богашевского сельского поселения Томского района Томской области от 26.12.2013 № 66 (в редакции решений от 26.11.2015 №33, от 25.08.2016 № 24, от 26.01.2017 №2 и №3), удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение, утвержденный решением Совета Богашевского сельского поселения Томского района Томской области от 26.12.2013 № 66 (в редакции решений от 26.11.2015 №33, от 25.08.2016 № 24, от 26.01.2017 №2 и №3), в части включения:
в границы населенного пункта д. Некрасово Богашевского сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 21-49, 51-68, 71, 74, 75, 78-91, 93-102, 109-112, 118, 123 квартала 25 урочища «Вершининское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества Томской области; в выделах 1,2,4,6,11 квартала 46 урочища «Богашевское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества Томской области.
Возложить на Совет Богашевского сельского поселения обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий