ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-30/2016 от 11.04.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Жаповой Д.А.,

с участием представителей административных соистцов Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1 и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области ФИО2,

с участием прокурора Шебетниковой Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-30/2016 по административным искам Федерального агентства лесного хозяйства и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Думе Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, заинтересованные лица Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Агентство лесного хозяйства Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг», Администрация Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, Глава Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, о признании не действующим со дня принятия решения Думы Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области» в части включения в земли населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Железногорское участковое лесничество, Видимская дача:

в границах п. Чистополянский в квартале 50 выдел 18, 19, 30, 31, 41, 42, в квартале 59 выдел 5, 9, 18, 27, 31, 32, 61, в квартале 60 выдел 1;

в границах п. Каймоновский в квартале 49 выдел 11-16, 19, 24, в квартале 59 выдел 5, 6, 18, 27;

в границах р.п. Видим в квартале 40 выдел 35-39, 43, 46-48, в квартале 41 выдел 19, 43, 51, в квартале 49 выдел 1, 22, 23, в квартале 50 выдел 1, 2, 7, 8,

У С Т А Н О В И Л :

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее Рослесхоз) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия решения Думы Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области» в части включения в земли населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Железногорское участковое лесничество, Видимская дача:

в границах п. Чистополянский в квартале 50 выдел 18, 19, 30, 31, 41, 42, в квартале 59 выдел 5, 9, 18, 27, 31, 32, 61, в квартале 60 выдел 1;

в границах п. Каймоновский в квартале 49 выдел 11-16, 19, 24, в квартале 59 выдел 5, 6, 18, 27;

в границах р.п. Видим в квартале 40 выдел 35-39, 43, 46-48, в квартале 41 выдел 19, 43, 51, в квартале 49 выдел 1, 22, 23, в квартале 50 выдел 1, 2, 7, 8.

Административные исковые требования мотивированы не обеспечением согласования проекта документа территориального планирования муниципального образования с Рослесхозом в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».

Принятие решения представительным органом местного самоуправления, предусматривающего включение в границы Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области лесных участков из состава земель лесного фонда и устанавливающего иное целевое назначение и иной правовой режим указанных земель, препятствует осуществлению собственником Российской Федерацией функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче указанных земельных участков в пользование в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, чем нарушаются права собственника Российской Федерации и неопределенного круга лиц, использующих леса, в связи с чем, и заявлен данный административный иск.

Определением судьи Иркутского областного суда от 17 декабря 2015 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству определен круг лиц, участвующих в административном деле, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц дополнительно привлечены Администрация и Глава Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области (л.д.156-161 том 1).

Определениями Иркутского областного суда от 10 февраля 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Заинтересованным лицам предложено вступить в дело в качестве соистцов. По делу проведена подготовка к судебному разбирательству (л.д.187-199 том 4).

09 марта 2016 года в Иркутский областной суд от заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в соответствии с определением суда поступило заявление о вступлении в административное дело в качестве соистца в связи с наличием полномочий на представление интересов Российской Федерации и осуществлением юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

Определениями Иркутского областного суда от 10 марта 2016 года к участию в административном деле в качестве соистца привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области. К производству Иркутского областного суда принято административное исковое заявление административного истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к административному ответчику Думе Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области о признании не действующим в части решения Думы Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области». Объединены в одно производство административные исковые заявления Федерального агентства лесного хозяйства и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к административному ответчику Думе Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, заинтересованные лица Агентство лесного хозяйства Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг», Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Администрация и Глава Видимского городского поселения Нижнеилимского района, о признании не действующим в части решения Думы Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области». По административному делу проведена подготовка к судебному разбирательству, назначено судебное заседание на 11 апреля 2016 года (л.д.79-110 том 5).

В административном исковом заявлении (л.д.56-61 том 5) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее Росимущество) также заявлены требования о признании не действующим со дня принятия решения Думы Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области» в части включения в земли населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Железногорское участковое лесничество, Видимская дача:

в границах п. Чистополянский в квартале 50 выдел 18, 19, 30, 31, 41, 42, в квартале 59 выдел 5, 9, 18, 27, 31, 32, 61, в квартале 60 выдел 1;

в границах п. Каймоновский в квартале 49 выдел 11-16, 19, 24, в квартале 59 выдел 5, 6, 18, 27;

в границах р.п. Видим в квартале 40 выдел 35-39, 43, 46-48, в квартале 41 выдел 19, 43, 51, в квартале 49 выдел 1, 22, 23, в квартале 50 выдел 1, 2, 7, 8,

по мотивам отсутствия согласования проекта документа территориального планирования муниципального образования с Рослесхозом в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», а также нарушения прав собственника Российской Федерации.

В судебном заседании 11 апреля 2016 года представители административных соистцов Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1 и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области ФИО2 административные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – председатель Думы Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области ФИО3, представитель заинтересованного лица Администрации Видимского городского поселения и Глава Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области ФИО4 в судебное заседание 11 апреля 2016 года не явились, направили заявления посредством электронной связи о рассмотрении административного дела без их участия в связи с отсутствием денежных средств на командировочные расходы.

В возражениях на заявленные требования административный ответчик Дума Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, а также заинтересованные лица Глава Видимского городского поселения и Администрация Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области с административными исковыми требованиями не согласились, указав на соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и соответствие его требованиям федерального законодательства (л.д.81-87 том 2, л.д.1-7, 38-44, 104-105, 192-195 том 3, л.д.121 том 4, л.д.11 том 5).

Представитель заинтересованного лица Министерства экономического развития Российской Федерации в судебное заседание 11 апреля 2016 года не явился, возражений по заявленным требованиям не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен, что подтверждается почтовым реестром о направлении заказной корреспонденции, сведениями с сайта «Почта России» о получении уведомления суда 21 марта 2016 года, телефонограммами от 22 и 24 марта 2016 года о получении извещений суда, их регистрации в установленном порядке и передачи для рассмотрения в Росимущество.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ФИО5 в судебное заседание 11 апреля 2016 года не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, направил в суд письменные пояснения по заявленным требованиям, указав на обоснованность предъявления административного иска Федеральным агентством лесного хозяйства и наличие оснований для удовлетворения заявленных требований (л.д.25-28 том 5).

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание 11 апреля 2016 года не явился, возражений по заявленным требованиям не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен, что подтверждается почтовым уведомлением.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» ФИО6 в судебное заседание 11 апреля 2016 года не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, что подтверждается почтовым уведомлением, просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие (л.д.10 том 2), направив пояснения по заявленным требованиям, материалы лесоустройства и заключения о положении лесных участков (л.д.177-190 том 1, л.д.51-52 том 5).

Представитель заинтересованного лица Агентства лесного хозяйства Иркутской области ФИО7 в судебное заседание 11 апреля 2016 года не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, что подтверждается почтовым уведомлением, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, представив соответствующее ходатайство. В письменных пояснениях указал, что административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению (л.д.209-210 том 3).

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание 11 апреля 2016 года не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен, что подтверждается почтовым уведомлением. В письменном отзыве с учетом дополнений указал на наличие данных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о праве собственности Российской Федерации на лесной участок в границах Нижнеилимского района Иркутской области и отсутствие заинтересованности в данном деле (л.д.83, 208 том 3).

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области в судебное заседание 11 апреля 2016 года не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен, что подтверждается почтовым уведомлением. В письменных пояснениях (л.д.78-80 том 3, л.д.38 том 5) указал на внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений о границах р.п. Видим и п.Каймоновский, сведения относительно границ п.Чистополянский в ГКН не внесены.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие представителей административного ответчика Думы Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области и заинтересованных лиц Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Агентства лесного хозяйства Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», Администрации Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, Главы Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, не представивших доказательств уважительности причин отсутствия и не просивших об отложении разбирательства дела.

Выслушав объяснения представителей административных соистцов Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1 и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области ФИО2, оценив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Шебетниковой Ж.В., полагавшей необходимым удовлетворить административные исковые требования, Иркутский областной суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с положениями статей 34 и 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и пункта 2 части 1 статьи 30 Устава Видимского муниципального образования представительным органом Видимского муниципального образования является Дума Видимского муниципального образования – Дума Видимского городского поселения.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования, следовательно, дело подсудно Иркутскому областному суду в качестве суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, является Российская Федерация, как собственник земель лесного фонда, которые включены в границы муниципального образования, от имени которой выступают в суде соответствующие органы.

Поскольку материальным истцом в данном деле выступает Российская Федерация, обязанность суда по определению указанного государственного органа, который уполномочен представлять интересы Российской Федерации, вытекает из положений статей 38, 40, 41, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

К полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства в силу подпункта 5.4.3 пункта 5 указанного положения относится рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовка заключений в пределах своей компетенции.

Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право в установленном законодательством Российской Федерации порядке направлять материалы о нарушении лесного законодательства в суд и предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного лесам (подпункт 6.12, пункт 6 указанного Положения).

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 (в редакции приказа Министерства регионального развития России от 12 мая 2014 года № 144).

Указом Президента Российской Федерации от 08 сентября 2014 года № 612 Министерство регионального развития Российской Федерации упразднено с передачей функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере территориального планирования – Министерству экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5.3.48 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 437 (в редакциях постановлений Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 года № 972 и от 06 июня 2015 года № 559), Министерство экономического развития Российской Федерации с 17 июня 2015 года осуществляет согласование в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, проекта генерального плана поселения и проекта генерального плана городского округа.

Таким образом, после 01 января 2015 года полномочия по согласованию проектов генеральных планов поселений осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации на основании, в том числе заключений, составленных по результатам рассмотрения проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов Федеральным агентством лесного хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере земельных отношений (пункт 1).

В силу подпункта 5.8 пункта 5 указанного положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а при выявлении нарушений принимает необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Федеральному агентству по управлению государственным имуществом на основании подпункта 6.10 пункта 6 названного положения предоставлено право обращаться в суд с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, к которому относятся и земельные участки в составе земель лесного фонда.

Исходя из системного толкования вышеперечисленных норм права, Федеральное агентство лесного хозяйства по правоотношениям, возникшим до 01 января 2015 года, а также Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, как в период до 01 января 2015 года, так и после указанной даты, являются надлежащими государственными органами, которые вправе обращаться в суд с исками в защиту интересов Российской Федерации. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 мая 2009 года 3143 (л.д.62-67 том 5) осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника, юридические действия по защите имущественных и иных прав, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с положениями Устава Видимского муниципального образования (статьи 22, 30, 32, 33) представительным органом муниципального образования является Дума Видимского городского поселения.

В соответствии с Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 96-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Нижнеилимского района Иркутской области» (в редакции законов области от 28 июня 2011 года № 47-ОЗ, от 21 июня 2013 года № 47-ОЗ) на территории Нижнеилимского района Иркутской области образовано Видимское муниципальное образование, в состав которого входят земли следующих населенных пунктов: поселок Каймоновский, поселок Чистополянский, рабочий поселок Видим.

Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения. Представительным органом местного самоуправления Видимского городского поселения является Дума.

Статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

Оспариваемое в данном деле решение Думы Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области» является муниципальным правовым актом (статья 59 Устава), т.е. нормативным правовым актом (документом территориального планирования), принятым уполномоченным и компетентным представительным органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Градостроительным кодексом Российской Федерации. В нем содержатся правовые нормы, рассчитанные на неоднократное применение в течение периода действия решения, которые направлены на урегулирование общественных отношений по устойчивому развитию территорий и обеспечению интересов граждан, организаций, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Указанный нормативный правовой акт опубликован в периодическом муниципальном издании – «Вестнике Видимского муниципального образования» от 09 января 2013 года № 01 (98), а также размещен на официальном сайте Видимского городского поселения (л.д.122-167, 170 том 4).

В судебном заседании установлено, что в целях создания условий для устойчивого развития Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области решением Думы Видимского городского поселения от 28 декабря 2012 года № 14 утвержден Генеральный план Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области (л.д.100 том 2).

В соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств: рабочего проекта Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, выполненного по муниципальному заказу ОАО «Иркутскгражданпроект», который обозревался в судебном заседании в подлиннике и копии которого имеются на л.д.128-158 тома 3, при определении границ населенных пунктов р.п. Видим, п. Каймоновский и п. Чистополянский предложено перевести из земель лесного фонда в земли населенных пунктов 64,29 га, 9,78 га и 29,34 га соответственно, в том числе из нерестоохранных полос лесов 4,41 га.

Перечень лесных участков, планируемых к переводу в земли населенных пунктов, приведен в таблицах 4.5.1, 4.5.2 и 4.5.3, из содержания которых усматривается, что лесные участки в кварталах 40, 41, 48, 49, 50, 59, 60 Видимской дачи Железногорского участкового лесничества Нижнеилимского лесничества общей площадью 103,41 га, планируются для размещения жилой застройки, как многоэтажными, так и индивидуальными жилыми домами, а также для строительства объектов социально-культурного, оздоровительного назначения, для размещения лесопарков, скверов и бульваров.

Согласно представленным картам и схемам Видимского городского поселения, подлинники которых обозревались в судебном заседании, которые являются приложениями к утвержденному Генеральному плану Видимского городского поселения, а также материалам кадастровых дел поселков, входящих в состав Видимского городского поселения, указанные лесные участки включены в границы Видимского городского поселения, что подтверждается также и письменными пояснениями административного ответчика (л.д.84 том 2).

При сопоставлении содержания лесоустроительной документации: планшета № 5 лесоустройства 1997 года, информация из которого содержится в данных государственного лесного реестра, который ведет на территории Иркутской области Агентство лесного хозяйства Иркутской области в соответствии с требованиями статей 83 и 91 Лесного кодекса Российской Федерации, с координатами р.п. Видим, п. Чистополянский и п.Каймоновский установлено:

- границы р.п. Видим частично расположены на землях лесного фонда: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Железногорское участковое лесничество, Видимская дача, кварталы 40 (выдел 35, 36, 37, 38, 39, 43, 46, 47, 48), 41 (выдел19, 43, 51), 49 (выдел 1, 22, 23), 50 (выдел 1, 2, 7, 8), площадь наложения составляет 135,7188 га;

- границы п. Чистополянский частично расположены на землях лесного фонда: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Железногорское участковое лесничество, Видимская дача, кварталы 50 (выдел 18, 19, 30, 31, 41, 42), 59 (выдел 5, 9, 18, 27, 31, 32, 61), 60 (выдел 1), площадь наложения составляет 52,0801 га;

- границы п. Каймоновский частично расположены на землях лесного фонда: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Железногорское участковое лесничество, Видимская дача, кварталы 49 (выдел 11-16, 19, 24), 59 (выдел 5, 6, 18, 27), площадь наложения составляет 34,8478 га.

Указанные обстоятельства подтверждаются заключениями кадастрового инженера ФИО8 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкальелеспроект» (л.д.180-189 том 1), которая была допрошена в судебном заседании в качестве свидетеля и пояснила, что заключения подготовлены на основании актуальных материалов лесоустройства 1997 года, позднее которых не имеется, данные о котором содержатся в Государственном лесном реестре Российской Федерации.

Не доверять заключениям кадастрового инженера ФИО8, а также ее пояснениям, данным в качестве свидетеля, у суда не имеется, поскольку ФГБУ «Рослесинфорг» является государственным бюджетным учреждением, осуществляет в соответствии с Уставом государственную инвентаризацию лесов, обобщение документированной информации, содержащейся в Государственном лесном реестре, проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, определение границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что какой-либо информации о согласовании перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов площадью 222,6467 га в материалах лесоустроительной документации не имеется.

Суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности сведений, сообщенных свидетелем, поскольку они основаны на письменных доказательствах, представленных из материалов государственного лесного реестра, подтверждаются лесоустроительной документацией.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта – Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области в границы Видимского городского поселения включены лесные участки площадью 222,6467 га, то есть большей площадью, чем планировалось проектом генерального плана 103,41 га.

При этом, суд исходит из того обстоятельства, что картографическое описание границ Видимского муниципального образования, установленное Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 96-оз «О статусе и границах муниципальных образований Нижнеилимского района Иркутской области» не совпадает по характеристикам кварталов Шестаковского лесхоза, которые содержатся в планшете № 5 лесоустройства 1997 года и который является актуальным, так как последующая инвентаризация лесов не проводилась, что подтвердила свидетель ФИО8 в судебном заседании.

Суд исходит из того, что смысл данного закона заключается в распространении юрисдикции конкретного муниципального образования на определенную территорию.

Фактически же оспариваемым нормативным правовым актом – Генеральным планом Видимского городского поселения в границы муниципального образования включена территория земель лесного фонда площадью 222,6467 га.

В нарушение положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств законности включения в границы Видимского городского поселения земель лесного фонда площадью 222,6467 га.

Административный ответчик настаивал на том, что согласно рабочему проекту Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, выполненному по муниципальному заказу ОАО «Иркутскгражданпроект», в границы поселения включены лишь 103,41 га земель лесного фонда, однако свидетель ФИО8 пояснила, что карты и схемы этого проекта выполнены без каких-либо координат и привязки, что не позволяет определить ранее установленную границу населенного пункта и включение в границы поселения территории лесных участков оставшейся площади.

Суд не принимает в качестве доказательства данные Лесного плана Иркутской области, утвержденного постановлением Губернатора Иркутской области от 09 февраля 2009 года № 23-п, поскольку он не опубликован в установленном законом порядке, что подтверждается информацией ОГКУ «Государственный архив Иркутской области» (л.д.41 том 5), учитывая также, что описания границ лесничеств не содержится в данном акте.

В обоснование возражений председатель Думы Видимского городского поселения ссылается на то, что при принятии оспариваемого решения была соблюдена процедура его принятия.

Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.

В соответствии с положениями статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

Содержание генерального плана поселения регламентировано статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 24 указанного кодекса генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

В силу пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

В случае не поступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных органов данный проект считается согласованным с такими органами.

Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа:

1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.

В соответствии с положениями статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Поскольку генеральный план населенного пункта, утверждаемый нормативным актом органа местного самоуправления, является документом территориального планирования муниципального образования по смыслу статей 18 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то перевод земель лесного фонда в иную категорию – земли населенных пунктов осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном статьями 8 и 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

Причем нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Порядок перевода земельных участков лесного фонда, занятых защитными лесами, к которым относятся нерестоохранные полосы лесов, установлен статьей 11 указанного закона, в соответствии с которой такой перевод разрешается в случаях организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Как усматривается из материалов дела, Главой Видимского городского поселения принято постановление от 12 июля 2007 года № 11а (л.д.106 том 3) о разработке Генерального плана Видимского городского поселения.

Постановлением Главы Видимского городского поселения от 04 июня 2012 года № 54а (л.д.107-108 том 3) назначены публичные слушания в р.п. Видим по проекту Генерального плана Видимского городского поселения на 22 июня 2012 года и создана комиссия по организации и проведению публичных слушаний.

Постановлением Главы Видимского городского поселения от 03 октября 2012 года № 86а назначены публичные слушания в п. Каймоновский и п. Чистополянский на 01 ноября 2012 года создана комиссия по организации и проведению публичных слушаний (л.д.109-110 том 3).

Указанные постановления опубликованы в Вестнике Видимского муниципального образования (л.д.88-89 том 2) от 06 июня 2012 года № 8 (89) и от 16 октября 2012 года № 14 (95).

Проведение публичных слушаний в каждом из трех населенных пунктов Видимского городского поселения подтверждается протоколами публичных слушаний с подписными листами от 22 июня 2012 года, от 01 ноября 2012 года (л.д.90-93, 95-97, 99 том 2 и л.д.112-115 том 3), а также заключениями по результатам публичных слушаний от 27 июня 2012 года № 01 (л.д.111 том 3) и от 05 ноября 2012 года (л.д.94, 98 том 2), из которых усматривается, что проект Генерального плана Видимского городского поселения был одобрен населением в целом, главе поселения рекомендовано внести данный проект на утверждение Думы Видимского городского поселения. Заключения опубликованы в Вестнике Видимского муниципального образования от 18 июля 2012 года № 9 (90) и от 11 декабря 2012 года № 16.

Проект Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области был согласован с администрацией Нижнеилимского района (л.д.123 том 3), с Правительством Иркутской области, что подтверждается заключением от 15 октября 2012 года № 51 (л.д.119-122 том 3).

Согласования проекта Генерального плана Видимского городского поселения с Министерством транспорта Российской Федерации, МЧС России и Минэнерго России подтверждаются письмами от 13 ноября 2012 года, от 08 мая 2014 года, от 06 мая 2014 года соответственно (л.д.12-14 том 5).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 утвержден «Порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований».

В соответствии с пунктом 1.2 указанного Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и составляет три месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1.3 порядка установлено, что результаты согласования проекта документа территориального планирования органами оформляются в виде заключения.

Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений.

В случае неполучения органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в срок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, заключения проект документа территориального планирования считается согласованным.

В период согласования Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области подготовка сводного заключения входила в компетенцию Министерства регионального развития Российской Федерации на основании заключений федеральных органов.

При поступлении в Министерство хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводило согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования, по результатам которого согласительной комиссией принималось одно из следующих решений:

а) согласовать проект документа территориального планирования без внесения в него изменений, - в случае если в процессе работы согласительной комиссии заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования были отозваны органами, их направившими, либо при условии исключения из этого проекта материалов по несогласованным вопросам;

б) согласовать проект документа территориального планирования с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для несогласия с данным проектом;

в) отказать в согласовании проекта документа территориального планирования с указанием причин, послуживших основанием принятия такого решения (пункт 3.4 Порядка).

Согласно пункту 3.5 указанного Порядка результаты работы согласительной комиссии отражаются в протоколе заседания указанной комиссии.

В силу пункта 3.7 названного Порядка глава муниципального образования (муниципального района, городского округа, поселения) на основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта документа территориального планирования в представительный орган местного самоуправления (муниципального района, городского округа, поселения) или об отклонении такого проекта и направлении его на доработку.

Как усматривается из материалов дела и это обстоятельство установлено судом, проект Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области в количестве 11 экземпляров был направлен на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации 03 мая 2012 года, что подтверждается сопроводительным письмом и.о. мэра Нижнеилимского муниципального района Иркутской области (л.д.116 том 3).

Министерство регионального развития Российской Федерации запросило в Администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области проект генерального плана на электронных носителях в количестве 26 экземпляров, что подтверждается письмом от 28 мая 2012 года № 12808-Е1112 (л.д.117 том 3).

12 июня 2012 года дополнительно были направлены 14 экземпляров проекта генерального плана (л.д.118 том 3).

Решение Думы Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области «Об утверждении Генерального плана Видимского городского поселения» принято 28 декабря 2012 года за № 14 (л.д.100 том 2) и опубликовано (л.д.122-167 том 4) в Вестнике Видимского муниципального образования от 09 января 2013 года № 01 (98).

Таким образом, на момент внесения Главой Видимского городского поселения в представительный орган муниципального образования проекта Генерального плана поселения и принятия Думой Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области оспариваемого нормативного правового акта у органов местного самоуправления отсутствовали документы и материалы согласительной комиссии и сводное заключение Министерства регионального развития Российской Федерации.

Протокол согласительного совещания от 25 сентября 2013 года по урегулированию разногласий к замечаниям на проект документа территориального планирования был направлен Министерством регионального развития Российской Федерации в Администрацию Нижнеилимского муниципального района только 09 октября 2013 года и получен 29 октября 2013 года (л.д.124-127 том 3).

Из содержания указанного протокола (раздел «О разногласиях к замечаниям на проект Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области») усматривается, что при обсуждении данного вопроса представитель Рослесхоза ФИО9 не присутствовала. Она присутствовала только при обсуждении разногласий на проект Генерального плана Усть-Балейского сельского поселения Иркутского района Иркутской области, поскольку на данном совещании обсуждались проекты генеральных планов двух сельских поселений Иркутской области: Видимского и Усть-Балейского).

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для вывода о том, что Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) не имело замечаний и разногласий по включению земель лесного фонда в границы Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области.

Учитывая отсутствие сводного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации, а также то обстоятельство, что фактически проект Генерального плана Видимского городского поселения не направлялся на согласование с уполномоченным собственником Российской Федерации органом государственной власти Российской Федерации (Федеральное агентство лесного хозяйства в период времени, когда произошли события по разработке и утверждению Генерального плана Видимского городского поселения), Иркутский областной суд приходит к выводу о несоблюдении процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

Юридически значимые обстоятельства нахождения лесных участков, включенных в границы Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, и находящихся в собственности Российской Федерации подтверждаются:

- копией свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, условный номер 38-38-06/001/2011-413, общей площадью 2 439897,4461 га, адрес объекта: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество (л.д.56 том 1),

- выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28 декабря 2015 года № 38/001/011/2015-701 (л.д.13-55 том 2),

- информацией Управления Росреестра по Иркутской области от 29 декабря 2015 года № 14-43206, из содержания которой усматривается, что земельный участок, условный номер 38-38-06/004/2009-032, площадью 2 439901,8761 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество был преобразован на самостоятельные объекты – земельные участки с кадастровыми (условными) номерами: 38-38-06/001/2011-413, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации и 38:12:150401:483, 38:12:051004:5 (л.д.12 том 2),

- копией распоряжения Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 14 января 2011 года № 21-ра о преобразовании земельного участка площадью 2 439901,8761 га на три самостоятельных лесных участка, на один из которых зарегистрировано право собственности Российской Федерации, условный номер 38-38-06/001/2011-413 (л.д.103 том 3),

- картой-схемой административного деления территории Иркутской области с указанием лесничеств и лесопарков,

- приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 04 декабря 2008 года № 374 «Об определении количества лесничеств на территории Иркутской области и установлении их границ, из содержания которого следует, что на территории Иркутской области создано Нижнеилимское лесничество, в состав которого включено Железногорское участковое лесничество, Шестаковский лесхоз, Видимское лесничество,

- копией Лесохозяйственного регламента Нижнеилимского лесничества, утвержденного распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 11 января 2011 года № 16-ра, из содержания которого усматривается, что лесные участки в кварталах 40, 41, 49, 50, 59, 60 расположены в Железногорском участковом лесничестве, Видимская дача, часть из них в кварталах 40, 49, 50, 59 относятся к нересоохранным полосам лесов (защитные леса), другая часть к эксплуатационным лесам, в том числе квартала 40, 41, 49, 50, 59, 60,

- заключениями кадастрового инженера ФИО8 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкальелеспроект» (л.д.180-189 том 1),

- планшетом № 5 лесоустройство 1997 года (л.д.190 том 1),

- выпиской из государственного лесного реестра (182-186 том 4).

Как усматривается из материалов дела, правомерность своей позиции административный ответчик Дума Видимского городского поселения и заинтересованные лица Глава и Администрация Видимского городского поселения мотивируют соблюдением порядка согласования проекта генерального плана, предусмотренным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года №69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», а так же отсутствием возражений со стороны Минрегионразвития в установленный статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок, и как следствие, считает согласованным проект генерального плана Видимского городского поселения с включением в границы населенных пунктов р.п. Видим, п. Чистополянский и п. Каймоновский земель лесного фонда.

Суд считает данные доводы не основанным на нормах права, в силу следующего.

В силу положений части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).

Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Согласно части 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В соответствии с положениями части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Таким образом, только по согласованию с собственником, которым является Российская Федерация, возможно осуществить перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Такого согласования у уполномоченного органа Российской Федерации – Федерального агентства лесного хозяйства органы местного самоуправления Видимского городского поселения не получили, что подтверждается письмами Федерального агентства лесного хозяйства в адрес Главы Видимского городского поселения от 23 июля 2015 года (л.д.115 том 4), в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 24 июня 2015 года (л.д.110-111 том 4), в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 июля 2015 года (л.д.112-113 том 4), в адрес руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 23 июля 2015 года (л.д.114 том 4) об отказе в согласовании проекта Генерального плана Вмдимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на жизненно важную многофункциональную роль лесов, их значимость для общества в целом, необходимость обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, учитывая, что лес представляет собой публичное достояние народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановление от 09 января 1998 года № 1-П, от 07 июня 2000 года № 10-П; определения от 27 июня 2000 года № 92-О, от 03 февраля 2010 года № 238-О-О).

В связи с этим, изменение категории земель из земель лесного фонда в земли населенных пунктов без согласия собственника Российской Федерации в лице уполномоченного органа Федерального агентства лесного хозяйства, нарушает права Российской Федерации.

Перевод спорных земельных участков, которые относятся к лесным участкам в силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, так как находятся в границах Нижнеилимского лесничества, Железногорского участкового лесничества, Видимская дача, что подтверждается Лесохозяйственным регламентом Нижнеилимского лесничества и сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в земли населенных пунктов без согласия собственника свидетельствует о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта – Генерального плана Видимского городского поселения в части требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, учитывая также и то обстоятельство, что нарушена процедура принятия нормативного правового акта в связи с неполучением заключения Министерства регионального развития Российской Федерации о согласовании проекта генерального плана Видимского городского поселения.

Установленный частью 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для получения согласований уполномоченных органов не является пресекательным и его пропуск не может служить основанием для вывода о согласии собственника на перевод земель лесного фонда в земли поселений, поскольку лес является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Из материалов дела также следует, что в соответствии с положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об утверждении генерального плана Видимского городского поселения принято надлежащим представительным органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие таких решений в соответствии с требованиями статьи 6 Регламента Думы Видимского городского поселения, утвержденного решением Думы Видимского городского поселения от 26 марта 2008 года № 17, и статей 32, 39, 63 Устава Видимского муниципального образования (л.д.166-215 том 2).

В соответствии с положениями статьи 30 и 33 Устава Видимского муниципального образования Дума поселения состоит из 10 депутатов. Дума поселения правомочна, если в ее состав избрано не менее чем две трети от установленного числа депутатов. Заседание Думы не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее 50 процентов от установленного числа депутатов.

Статьей 63 Устава Видимского муниципального образования предусмотрено, что решения, принятые Думой, подписываются и обнародуются Главой поселения.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека, вступают в силу после их официального опубликования.

Статьей 65 Устава Видимского муниципального образования предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта признается первая публикация его полного текста в общественно-политическом ежемесячнике поселения «Вестник Думы и Администрации Видимского городского поселения», либо в Веснике Думы и администрации Нижнеилимского района», либо в районных еженедельных газетах «Илимские вести», «Газета Приилимья», «Красный Яр», а также размещение на официальном сайте в сети Интернет.

Решением Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии от 15 октября 2012 года № 71/593 выборы Депутатов Думы Видимского городского поселения признаны состоявшимися и действительными. Установлено, что в Думу Видимского городского поселения избраны десять депутатов: ФИО10, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 (л.д.172-173 том 3).

Как следует из протокола заседания № 4 Думы Видимского городского поселения от 28 декабря 2012 года (л.д.181-187 том 3), при утверждении Генерального плана Видимского городского поселения присутствовали семь депутатов, то есть две трети от установленного Уставом числа депутатов. За утверждение генерального плана проголосовали все семь депутатов, что свидетельствует о соблюдении процедуры голосования и принятия решения.

Решение об утверждении Генерального плана Видимского городского поселения подписано Главой поселения и опубликовано в Вестнике Видимского муниципального образования от 09 января 2013 года № 01 (98).

Несмотря на то, что решение Думы Видимского городского поселения опубликовано на бланке администрации Видимского городского поселения, оно является решением представительного органа местного самоуправления, что подтверждается текстом данного решения и протоколом принятия данного решения Думой Видимского городского поселения.

Относительно официального источника публикации судом установлено, что в соответствии с решением Думы Видимского муниципального образования от 03 ноября 2005 года № 5 учреждено средство массовой информации – «Вестник Видимского муниципального образования» тиражом 300 экземпляров.

Уставом Видимского муниципального образования (статья 65) предусмотрено, что официальным источником публикации является «Вестник Думы и администрации Видимского городского поселения». Норма в указанной редакции принята 18 августа 2011 года № 165.

Однако, при истребовании судом подлинника средства массовой информации установлено, что оно называется «Вестник Видимского муниципального образования». В этом издании опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, название СМИ не менялось (л.д.122-167 том 4).

В связи с этим, в предварительном судебном заседании 20 января 2016 года Главой Видимского городского поселения сделано заявление о подготовке изменений в Устав, однако в судебное заседание 11 апреля 2016 года доказательства изменения названия средства массовой информации не представлены.

Тираж Вестника Видимского муниципального образования был предусмотрен в количестве 300 экземпляров, однако фактически Вестник с опубликованным генеральным планом вышел тиражом 30 экземпляров, а учитывая, что в муниципальном образовании проживают порядка 2510 человек, что подтверждается информацией Правительства Иркутской области (л.д.120 оборот том 3), такого тиража явно недостаточно как для оповещения населения, так и региональных и федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Главой Видимского городского поселения ФИО4 представлен договор с ООО «РЦИТ» от 01 января 2016 года об оказании технической и информационной поддержки сайта и информация ООО «РЦИТ» о размещении Вестника Видимского муниципального образования, в котором был опубликован генеральный план поселения, на сервере, что подтверждают факт размещения оспариваемого нормативного правового акта на официальном сайте Администрации и Думы Видимского городского поселения самоуправления (л.д.170-173 том 4).

Вестник Видимского муниципального образования от 09 января 2013 года № 01 (98) опубликован на официальном сайте Администрации и Думы Видимского муниципального образования в сети Интернет в разделе СМИ (vidim-adm.ru), в нем размещен оспариваемый нормативный правовой акт с приложениями, что свидетельствует об обеспечении доступа к данному нормативному правовому акту как населения Видимского городского поселения, так и федеральных и региональных органов государственной власти.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для вывода о нарушении процедуры опубликования Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, поскольку доступ неопределенного круга лиц обеспечен в связи с опубликованием на официальном сайте в сети Интернет.

Учитывая, что административный ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о согласовании с Федеральным агентством лесного хозяйства проекта Генерального плана Видимского городского поселения, а сам факт отсутствия согласования свидетельствует о нарушении федерального законодательства, регламентирующего порядок принятия документа территориального планирования, Иркутский областной суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме о признании не действующим решения Думы Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области» в части включения в земли населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Железногорское участковое лесничество, Видимская дача:

в границах п. Чистополянский в квартале 50, выдел 18, 19, 30, 31, 41, 42, в квартале 59, выдел 5, 9, 18, 27, 31, 32, 61, в квартале 60 выдел 1;

в границах п. Каймоновский в квартале 49 выдел 11-16, 19, 24, в квартале 59 выдел 5, 6, 18, 27;

в границах р.п. Видим в квартале 40 выдел 35-39, 43, 46-48, в квартале 41 выдел 19, 43, 51, в квартале 49 выдел 1, 22, 23, в квартале 50 выдел 1, 2, 7, 8,

поскольку оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушен порядок его принятия.

В соответствии с положениями части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

указание на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или иной определенной судом даты,

указание на официальное опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

Поскольку Генеральный план Видимского городского поселения до вынесения решения суда применялся в течение 2013-2016 годов и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, что подтверждается в частности копиями свидетельств о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования Видимского муниципального образования земельными участками, находящимися в границах населенных пунктов (л.д.163-164 том 3), суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования подлежат признанию не действующим со дня вступления в законную силу решения суда.

Сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в «Вестнике Видимского муниципального образования», в котором и был опубликован оспариваемый генеральный план, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области об оспаривании отдельных положений Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Думы Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Видимского городского поселения Нижнеилимского муниципального района Иркутской области» в части включения в земли населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Железногорское участковое лесничество, Видимская дача:

в границах п. Чистополянский в квартале 50, выдел 18, 19, 30, 31, 41, 42, в квартале 59, выдел 5, 9, 18, 27, 31, 32, 61, в квартале 60 выдел 1;

в границах п. Каймоновский в квартале 49 выдел 11-16, 19, 24, в квартале 59 выдел 5, 6, 18, 27;

в границах р.п. Видим в квартале 40 выдел 35-39, 43, 46-48, в квартале 41 выдел 19, 43, 51, в квартале 49 выдел 1, 22, 23, в квартале 50 выдел 1, 2, 7, 8.

Резолютивная часть решения подлежит публикации в «Вестнике Видимского муниципального образования» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2016 года.