ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-30/2018 от 17.04.2018 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а- 30

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2018 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Степановой Л.А.

при секретаре Жаворонковой Е.А.

с участием прокурора Родионовой О.В.

представителей:

административных истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО3

административного истца ФИО4 – ФИО5,

административного ответчика Ивановской городской Думы – ФИО6

заинтересованного лица администрации г. Иваново – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО1, ФИО2 к Ивановской городской Думе о признании недействующими в части решения Ивановской городской Думы от 27.12.2006г. № 323 «Об утверждении генерального плана города Иванова на период до 2025 года» и решения Ивановской городской Думы от 27.02.2008г. № 694 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иваново»,

установил:

Решением Ивановской городской Думы от 27.12.2006г. № 323 утвержден Генеральный план города Иваново на период до 2025 года (далее - Генеральный план) (т.1 л.д. 129-130).

Решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008г. № 694 утверждены Правила землепользования и застройки города Иваново (далее - Правила землепользования и застройки) (т.1 л.д. 131- 192).

Административные истцы ФИО4, ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом заявления об изменении требований от 17 апреля 2018 года (т. 3 л.д. 45), просят признать недействующими решения Ивановской городской Думы от 27.12.2006г. № 323 «Об утверждении генерального плана города Иваново на период до 2025 года» в действующей редакции в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами , , , :, , , к функциональной зоне – зоне рекреационного назначения (природно-рекреационной зоне лесопарков), и решения Ивановской городской Думы от 27.02.2008г. № 694 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Иваново» в действующей редакции в части отнесения указанных земельных участков к территориальной зоне Р-1 – зоне охраняемых природных территорий.

В обоснование заявленных требований с учетом уточненного административного иска от 20 февраля 2018 года (т.1 л.д. 114-122), заявлений в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 10 апреля 2018 года и 17 апреля 2018 года (т.5 л.д. 217-223, т.7 л.д. 56) административные истцы указали, что являются собственниками упомянутых земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, а также находящихся на них жилых домов и объектов незавершенного строительства. В соответствии с Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки принадлежащие истцам земельные участки отнесены к зоне особо охраняемых природных территорий (Р-1). Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении их прав на использование по назначению земельного участка. Оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют положениям ст.ст. 34, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как при их подготовке и принятии не было учтено существующее разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства. Кроме того, допущены нарушения в процедуре их принятия, в частности, порядка опубликования проектов нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями закона.

При рассмотрении дела к участию в процессе в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Иваново.

Представитель административного истца ФИО4 – ФИО5, представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 - ФИО3 в судебном заседании требования с учетом изменений от 17.04.2018г. поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, уточненном административном иске от 20 февраля 2018 года (т.1 л.д. 114-123), заявлении от 10 апреля 2018 года (т.5 л.д. 216-223).

Представитель административного ответчика Ивановской городской Думы – ФИО6, заинтересованного лица Администрации г. Иваново – ФИО7 заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним (т.2 л.д. 34-36, т.6 л.д. 1-7, 65-70, 114-119) в которых полагали, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты, введены в действие и опубликованы в установленном порядке, нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, прав административных истцов не нарушают.

Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (т. 3 л.д. 128-130, 134-135). ФИО1 просила дело рассмотреть в ее отсутствие (т.5 л.д. 52).

Выслушав представителей административных истцов, административного ответчика и заинтересованного лица, а также заключение прокурора Родионовой О.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в части требований ФИО2, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Законом Ивановской области от 29.09.2004 N 124-ОЗ "О муниципальных районах и городских округах" муниципальное образование город Иваново наделен статусом городского округа.

В силу части 3 статьи 8, ст. 30, пунктом 20 части 2 ст. 31 Устава города Иванова (далее - Устав), утвержденного решением Ивановской городской Думы от 14 октября 2005 года № 613 (т. 3 л.д. 1-75), Ивановская городская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе по утверждению генерального плана, правил землепользования и застройки города Иванова.

Судом установлено, что 27.12.2006г. Ивановской городской Думой принято решение № 323 «Об утверждении Генерального плана города Иваново на период до 2025 года) (т.1 л.д. 129-130, т.2 л.д. 171).

Решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008г. № 694 утверждены Правила землепользования и застройки города Иваново (т.1 л.д. 131- 192).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (часть 14 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение требований законодательства до принятия Ивановской городской Думой оспариваемых нормативных правовых актов были осуществлены следующие процедуры.

Постановлением Главы города Иваново от 01.09.2006г. № 2505 «О проведении публичных слушаний по проекту генерального плана города» назначены публичные слушания по проекту генерального плана г. Иваново (т.6 л.д. 25, 73).

Проект генерального плана г. Иванова, разработанный ФГУП РОСНИПИ Урбанистики на основании заключенного с управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Иваново договора на создание (передачу) научно-технической продукции от 11 августа 2003 года № 6694/03 (т.2 л.д. 178) был опубликован в печатных средствах массовой информации (газета «Рабочий край» № 159 (24365) от 1 сентября 2006 года) (т.2 л.д. 189). Материалы проекта генерального плана г. Иванова (текстовые и графические части) были представлены также на официальном сайте администрации г. Иваново в сети интернет (www.ivgoradm.ru) (т.6 л.д. 71).

Объявление о проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана г. Иванова было размещено в газете «Рабочий край» 18.10.2006г. № 190 (24396) (л.д. 10, 107 т.6). Итоговый документ публичных слушаний по проекту генерального плана опубликован в газете «Рабочий край» 12.12.2006г. № 227 (24433) (т.6 л.д. 11,77).

С учетом поступивших на публичных слушаниях предложений проект генерального плана доработан, а в дальнейшем рассмотрен и принят 27.12.2006г. на восемнадцатом заседании Ивановской городской Думы.

Кроме того, как следует из представленных материалов (скриншотов с сайта администрации, представленной брошюры, результатов социологического исследования (т.6 л.д. 27-36, 37-64, 76, 105) вопрос о подготовке проекта генерального плана затрагивался в рамках новостного раздела на сайте администрации г. Иваново, в фойе городского Центра культуры и отдыха г.Иваново проводилась выставка схем и пояснений к генеральному плану города.

Решение Ивановской городской думы от 27.12.2006г. № 323 было размещено на сайте Ивановской городской Думы и опубликовано в газете «Рабочий край» №5 (24451) 16.01.2007, № 30 (24476) 20.02.2007г. (т. 5 л.д. 47-51, т.6 л.д. 72).

В целях подготовки проекта Правил землепользования и застройки постановлением главы города Иванова от 20.04.2007г. № 1071 «О подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Иванова» создана комиссия, утвержден ее состав, утверждены Положение о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Иванова (т.3 л.д. 76-78), данный муниципальный правовой акт был опубликован в газете «Рабочий край» от 25.04.2007 № 74 (24520) (т.3 л.д. 95-97) и размещен на официальном сайте администрации г. Иванова 05.09.2006г.

Постановлением главы г. Иваново от 06.08.2007г. № 2547 «О проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки г.Иванова» назначены публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки (т.3 л.д. 82-83), данный документ опубликован в газете «Рабочий край» от 14.08.2007г. № 147 (24593) (т.3 л.д. 102-103) и размещен на официальном сайте администрации г. Иванова 07.08.2007г.

Проект правил землепользования и застройки г. Иванова опубликован в газете «Рабочий край» от 14.08.2007г. № 147 (24593) (т.3 л.д. 102-103, т.6 л.д. 106-107) и в полном объеме размещен на официальном сайте администрации г. Иваново (т.6 л.д. 63).

Кроме того, как следует из пояснений представителей административного ответчика, заинтересованного лица, представленных скриншотов с сайта администрации с 14.08.2007г. по 21.09.2007г. текст проекта Правил, графическая часть и книга отзывов и предложений были размещены в фойе администрации г.Иванова для всеобщего ознакомления.

С 24 по 28 сентября 2007 г. данные материалы размещались в Центре культуры и отдыха г. Иванова для проведения обсуждений на публичных слушаниях.

Объявление о проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки было размещено в газете «Рабочий край» 26.09.2006г. № 175 (24621) (т.6 л.д. 8, 79), а также на сайте администрации г.Иваново. По результатам проведения публичных слушаний были подготовлены заключение о результатах публичных слушаний и итоговый документ публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки г. Иваново. Данные документы были размещены на сайте администрации г. Иваново и опубликованы в газете «Рабочий край» от 08.11.2007г. № 204 (24650) (т.6 л.д. 13-16, 80-83). После доработки проект Правил доработан и направлен в Ивановскую городскую Думу, где рассмотрен и принят 27.02.2008г.

Решение Ивановской городской Думы от 27.02.2008г. № 694 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Иванова» было размещено на сайте Ивановской городской Думы и опубликовано в газете «Рабочий край» № 42(24728), 11.03.2008 (т.3 л.д. 84-91, т.6 л.д. 17-24).

Доводы представителей административных истцов о том, что проекты генерального плана, правил землепользования застройки в полном объеме (текстовые и графические части) не были опубликованы в газете «Рабочий край» не могут быть приняты во внимание.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В данном случае судом установлено, что проекты генерального плана, правил землепользования застройки г. Иваново не в полном объеме опубликованы в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов газете «Рабочий край», а в полном объеме, включая графическую часть, размещены на официальном интернет-сайте администрации города. Таким образом, указанные документы доведены до сведения населения г. Иванова.

Доводы представителя о недопустимости представленных ответчиком и заинтересованным лицом доказательств в виду отсутствия их подлинников и ненадлежащего заверения скриншотов с сайта администрации с учетом положений ст.ст. 59, 61, 70 КАС РФ, не могут приняты во внимание. Доказательства, опровергающие указанную информацию, дающие основания усомниться в действительности и достоверности представленных документов, копий одного и того же документа, но различных по своему содержанию, материалы дела не содержат.

Указанные выше недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Генерального плана, проекта Правил землепользования и застройки не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанных документов, повлиявшему на законность принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

Таким образом, оспариваемые муниципальные правовые акты в их первоначальной редакции приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Решением Ивановской городской Думы № 1069 от 27.05.2009г. в генеральный план г. Иванова внесены изменения (т.2 л.д. 37-42), а именно в соответствии с п. 43 приложения к указанному решению откорректирована граница лесопарковой зоны в местечках Лесное и Горино (т.2 л.д. 40). В период действия указанного решения земельные участки административных истцов были отнесены к функциональной зоне малоэтажной застройки с участками.

Названный пункт 43 приложения №1 к решению Ивановской городской Думы от 27 мая 2009 года №9 «Об утверждении изменений в генеральный план г.Иванова» в части корректировки границ лесопарковой зоны в местечке Лесное решением Ленинского районного суда г. Иванова от 23 июня 2014 года (т.2 л.д. 146-153) признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 1 октября 2014 года указанное решение оставлено без изменения, при этом из мотивировочной части решения исключены выводы суда о том, что изъятие из земель с разрешенным использованием «городской парк», «городской лес» и изменение границ функциональной и территориальной природно-рекреационной зоны земельного участка с кадастровым № 37624:000000:150 (граничащего с земельными участками ФИО4, ФИО1) произведено на основании Постановления главы г. Иваново от 09.10.2008г. № 3166. (т. 2 л.д. 154-161).

Решением Ивановской городской Думы № 865 от 25 марта 2015 года на основании решения Ленинского районного суда г. Иваново в приложение №1 к решению Ивановской городской думы от 27.05.2009г. № 1069 внесены изменения: в пункте 43 слова «в местечках Лесное и Горино» заменено словами «в местечке Горино» (т.2 л.д. 63).

Решением Ивановской городской Думы № 197 от 25.05.2016г. (т.2 л.д. 69-86) внесены изменения в генеральный план г. Иваново с учетом указанного решения, в частности, изменена жилая зона малоэтажной застройки с участками на природно-рекреационную зону лесопарков в отношении части земельных участков, прилегающих к существующим границам городского леса в местечке Лесное, в соответствии с графическими материалами генерального плана г. Иваново, утвержденного в 2006 году (т.2 л.д. 70).

С учетом принятых актов решением Ивановской городской Думы № 234 от 29.06.2016г. внесены изменения в Правила землепользования и застройки г.Иванова (т.2 л.д. 107-135).

Соблюдение процедуры и порядка принятия и опубликования решений Ивановской городской Думы №197 и № 234 подтверждаются представленными в материалы дела документами (т.7 л.д.1-41).

Проверяя оспариваемые положения нормативных правовых актов на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что административный истец ФИО4 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.08.2015г. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью кв. м, относящегося к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома, а также находящегося на нем жилого дома, площадью кв.м., расположенных по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 18-26).

Административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежат:

1) на основании распоряжения Департамента управления имуществом Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ договора № купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, а также объект незавершенного строительства, расположенные по адресу: <адрес>т.1 л.д. 27, 87-88, 89-93, 95, 233-242);

2) на основании договора дарения земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым , площадью кв. м, относящийся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома, а также объект незавершенного строительства, расположенные по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 28, 38-39, 49, 50, 212-217);

3) на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ протокола о результатах аукциона по продаже земельного участка для строительства индивидуального жилого дома № (Лот№2) от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>т.1 л.д. 29, 51-54, 205-211);

4) на основании протокола о результатах аукциона по продаже земельного участка для индивидуального жилищного строительства № (лот №1) от ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, площадью кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый номер т.1 л.д. 31, 64-66, 68, 218-223);

5) на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства отдельно стоящего индивидуального жилого дома, площадью кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый номер (т.1 л.д. 30, 59, 60- 62, 198-204).

Административному истцу ФИО2 на основании постановления администрации г. Иваново «О предоставлении в собственность ФИО2 земельного участка по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, находящийся в собственности ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (дом индивидуальной жилой застройки), площадью кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый номер , а также расположенный на нем жилой дом (т.1 л.д. 32, 72, 74-76, 78, 224-232).

Основным чертежом Генерального плана, картой функционального зонирования, с учетом решения Ивановской городской Думы № 197 от 25.05.2016г., определено, что вышеуказанные земельные участки, принадлежащие ФИО1, ФИО4, а также часть земельного участка принадлежащего ФИО2 входят в состав функциональной зоны рекреационного назначения (т.1 л.д. 194, 196, т. 3 л.д. 98, 99, т.5 л.д. 43, 211, 212) (согласно фрагменту карты основного чертежа генерального плана - природно-рекреационной зоны лесопарков (т.3 л.д. 100, 101)).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки, устанавливающих перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории г. Иванова, с учетом решения Ивановской городской Думы № 234 от 29.06.2016г., предусмотрено, что указанные земельные участки ФИО1 и ФИО4, а также часть земельного участка ФИО2 в настоящее время относятся к территориальной зоне Р-1 (зона охраняемых природных территорий) (т.1 л.д. 193, 195, 197).

Административные истцы оспаривают указанные нормативные правовые акты, полагая, что при их принятии не учтено существующее разрешенное использование земельных участков.

Суд не соглашается с данными доводами в силу следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны устанавливаются документами территориального планирования, в которых определяются их границы и функциональное назначение.

Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет и включают карту функциональных зон городского округа (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане городского округа в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку действующим законодательством генеральный план определяется как документ планирования, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.

По этой же причине не могут быть приняты во внимание утверждения истцов о том, что отнесение земельных участков к функциональной зоне противоречит пункту 11 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, так как не является территорией, занятой городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами и т.д.

При этом утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (ч.12 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

С учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников, что вытекает из положений статей 2, 9, 23 ГрК РФ.

Следует отметить, что согласно представленным материалам генерального плана (т.4 л.д. 1-434, т.5 л.д.2-42, 64-211) последний является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городского округа, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию. В пояснительной записке к Корректуре Генерального плана (т.5 л.д. 64-210), в материалах по обоснованию внесения изменений в генеральный план 2016 года (т.4 л.д. 1-434) указывалось, что сложившаяся структура зеленых насаждений общего пользования в городе Иваново не отвечает современным градостроительным требованиям, в связи с чем имеется необходимость создания единой системы озеленения, предусматривающей сохранение существующих лесных массивов, организация на их основе лесопарков. К одной из задач проекта генерального плана отнесено целостное формирование непрерывной системы зеленых насаждений, воссоздание исторической планировочной структуры. В числе основных направлений комплексного градостроительного развития территории предлагалось организовывать на базе участков Лесное благоустроенную лесопарковую зону.

С учетом изложенного, доводы административных истцов о том, что в оспариваемой части Генерального плана не было учтено существующее землепользование, суд находит несостоятельными, поскольку определение Генеральным планом функциональной зоны, не соответствующей фактическому использованию земельных участков административных истцов, не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Кроме того, суд учитывает, что включение земельных участков административных истцов в функциональную природно-рекреационную зону лесопарков и территориальную зону особо охраняемых природных территорий в 2016 году произошло вследствие принятия упомянутого выше решения Ленинского районного суда г. Иваново (т.2 л.д. 146-153,154-161).

Из указанного решения, а также из материалов по обоснованию внесений изменений в генеральный план (т.4 л.д. 284) следует, что рядом с м.Лесное и п. Сортировочный располагается особо охраняемая природная территория регионального значения «Парк КиО им. Революции 1905г.». Решениями малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов от 14.07.1993 года № 147 "О памятниках природы Ивановской области" и № 148 "Об установлении границ территорий с особым правовым режимом использования земель», которые являются действующими, Парк культуры и отдыха имени Революции 1905 года был объявлен памятником природы в г.Иваново, утвержден перечень участков земель с особым режимом их использования по районам области, в том числе, лесной массив в местечке Лесное.

Упомянутым решением суда корректировка границы лесопарковой зоны в местечке Лесное – земельного участка, занятого городским лесом, уменьшение зоны лесопарков в местечке Лесное с учетом положений ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации, не допускающей изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, признано незаконным. При этом установлено, что земельный участок граничащий с земельными участками истцов ФИО4, ФИО1 с разрешенным использованием для городского леса образован с нарушением требований закона.

Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия (пункт 1); создания условий для планировки территорий муниципальных образований (пункт 2); обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 3); создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 4).

Частью 2 указанной нормы установлено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила (пункт 1); карту градостроительного зонирования (пункт 2); градостроительные регламенты (пункт 3).

Оспариваемые административным истцом Правила землепользования и застройки по составу и содержанию соответствуют приведенным требованиям федерального закона.

Поскольку Генеральным планом функциональное назначение указанной административными истцами территории установлено как функциональной зоны рекреационного назначения (природно-рекреационной зоны лесопарков), то Правила землепользования и застройки, определяющие указанную зону как Р-1 (зону охраняемых природных территорий), не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации. При том, что документы территориального планирования составляют основу для подготовки правил землепользования и застройки, Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 2 части 1 статьи 34 прямо предписывает при определении территориальных зон учитывать функциональные зоны и параметры их планируемого развития, то есть определять зонирование внутри установленной функциональной зоны.

Не находит суд противоречий оспариваемой части Правил землепользования и застройки и положениям части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку при установлении правилами землепользования и застройки градостроительных регламентов учитывается не только фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, но и иные факторы, указанные в данной статье, в частности, функциональные зоны и характеристики их планируемого развития, определенные документами территориального планирования муниципальных образований.

Помимо указанного, из материалов административного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 10.11.2011г. (т. 2 л.д.157), право собственности ФИО1 на данный земельный участок зарегистрировано 30 апреля 2014 года (т.3 л.д. 4), земельный участок с кадастровым номером поставлен на учет 18.12.2012г., право собственности зарегистрировано 2 июля 2013 года, то есть после принятия Ивановской городской Думой оспариваемых нормативных правовых актов, а земельный участок с кадастровым номером поставлен на учет 26.07.2007г., т.е. после принятия решения об утверждении генерального плана г. Иванова.

Указанные обстоятельства исключали возможность учета органом местного самоуправления в отношении указанных земельных участков существующего вида разрешенного использования.

Ссылка административных истцов ФИО4, ФИО1 на то, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушено их право на использование земельных участков по назначению не принимается.

В силу пунктов 8, 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, отнесение земельного участка, находящегося в собственности административных истцов ФИО4, ФИО1 к рекреационной функциональной зоне и территориальной зоне особо охраняемых природных территорий не препятствует использованию этого участка в соответствии с видом разрешенного использования, не соответствующего градостроительному регламенту.

На основании изложенного, суд полагает установленным, что оспариваемые административными истцами ФИО1, ФИО4 нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением установленного порядка принятия, их содержание в оспариваемой данными истцами части не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания их недействующими не имеется.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего административному истцу ФИО2 к функциональной зоне рекреационного назначения и территориальной зоне Р-1 суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 30 ГрК РФ, частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Согласно фрагментам карты градостроительного зонирования, земельный участок с кадастровым номером размещен в двух территориальных зонах: зоне охраняемых природных территорий (Р-1) и зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) (т.1 л.д. 197, т.2 л.д. 162-163, т. 3 л.д. 99).

Отнесение спорного земельного участка к двум территориальным зонам противоречит положениям части 4 статьи 30 ГрК РФ, части 2 статьи 85 ЗК РФ, а установление в границах земельного участка двух функциональных зон не позволяет при установлении территориальных зон соблюсти принцип принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне и установить единый градостроительный регламент в отношении всего земельного участка.

Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает неопределенность его правового режима, что ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащего ему земельного участка.

Утверждения представителя заинтересованного лица о том, что в случае обращения ФИО2 ему будет выдан градостроительный план в отношении земельного участка как расположенного в одной территориальной зоне – а именно в зоне Ж-1 являются голословными, и никакими доказательствами не подтверждены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО2 и признает недействующими решение Ивановской городской Думы от 27.12.2006г. № 323 «Об утверждении генерального плана города Иванова на период до 2025 года» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 37:24:030306:19, расположенного по адресу: <...>, к двум функциональным зонам – жилой зоне и зоне рекреационного назначения (природно-рекреационной зоне лесопарков), а решение Ивановской городской Думы от 27.02.2008г. № 694 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иваново» - в части отнесения указанного земельного участка к двум территориальным зонам - зоне охраняемых природных территорий и зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В соответствии со ст. 215 КАС РФ, принимая во внимание применение оспариваемого нормативно-правового акта после его издания, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты необходимо признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу с публикацией сообщения о принятом решении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 к Ивановской городской Думе о признании недействующими в части решения Ивановской городской Думы от 27.12.2006г. № 323 «Об утверждении генерального плана города Иванова на период до 2025 года» и решения Ивановской городской Думы от 27.02.2008г. № 694 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иваново» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Ивановской городской Думы от 27.12.2006г. № 323 «Об утверждении генерального плана города Иванова на период до 2025 года» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, к двум функциональным зонам – жилой зоне и зоне рекреационного назначения (природно-рекреационной зоне лесопарков).

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Ивановской городской Думы от 27.02.2008г. № 694 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иваново» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, к двум территориальным зонам - зоне охраняемых природных территорий и зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО4, ФИО1 к Ивановской городской Думе о признании недействующими в части решения Ивановской городской Думы от 27.12.2006г. № 323 «Об утверждении генерального плана города Иванова на период до 2025 года» и решения Ивановской городской Думы от 27.02.2008г. № 694 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Иваново» отказать.

Опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Степанова Л.А.